РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии Уровень образования (класс): основное общее ( 6 класс) Количество часов: 34 часа 1 раз в неделю Учитель: Савинкова О.В.
рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа составлена на основе «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторской программы «Биология. Живой организм. 6 класс», авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, М.: Дрофа, 2014. в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Программа конкретизирует содержание стандарта, даёт конкретное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Курс биологии 6 класса опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_biologiya6kl._2018.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 63
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
от 30.08.2018 года протокол № 1
Председатель
___________ Кеда С.Б.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Уровень образования (класс): основное общее ( 6 класс)
Количество часов: 34 часа 1 раз в неделю
Учитель: Савинкова О.В.
Программа разработана на основе авторской «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, М.: Дрофа, 2014.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторской программы «Биология. Живой организм. 6 класс», авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, М.: Дрофа, 2014. в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Программа конкретизирует содержание стандарта, даёт конкретное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Курс биологии 6 класса опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями строения растительного и животного организма;
- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы;
- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Цели образования для учащихся 6-х классов
1. Подготовка к восприятию предмета биологии в старших классах.
2. Вхождение в мир культуры на основе знакомства с миром природы.
3. Формирование системы познавательных ценностей. Приобщение к культуре как к системе ценностей, накопленных в обществе в области биологии с помощью содержания материала 5-го класса.
4. Формирование ориентации в системе моральных норм в результате воспитания экологического сознания и любви к природе.
5. Овладение некоторыми ключевыми компетенциями: коммуникативными, информационными, ценностно-смысловыми.
6. Формирование познавательной культуры учащихся.
Программа составлена для базового уровня.
Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс.
Программа курса «Биология. Живой организм. 6 класс», рассчитана на учащихся 6 классов с количеством часов в год – 34, в неделю 1 час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих результатов
Личностные:
1. Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.
2. Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметные:
1. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью, научиться видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.
2. Уметь работать с разными источниками биологической информации.
3. Научиться выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; здоровью, своему и окружающих.
4. Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию.
Предметные:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• Научить выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий) и процессов.
• Научить приводить доказательства (аргументацию) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
• Научить классифицировать биологические объекты.
• Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.
• Научить различать на таблицах части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространённых растений, домашних животных; опасных животных и растений.
• Научить сравнивать биологические объекты и процессы
уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
• Научить выявлять приспособленность организмов к среде; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей органов, систем органов и их функциями.
• Научить овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановке биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно – ориентационной сфере:
• Знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни.
• Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
• Соблюдать правила работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.
4. В сфере физической деятельности:
• Научить оказанию приёмов первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.
5. В эстетической сфере:
• Уметь выявлять эстетические достоинства объектов живой природы.
Содержание учебного предмета.
«Биология» − естественнонаучный курс для младших подростков.
Курс биологии в 6 классе включает три основных содержательных раздела:
• Строение и свойства живых организмов,
• Жизнедеятельность организмов,
- Организм и среда.
В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления о строение растительной и животной клеток, о ткани, о органах и системах органов.
Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о питание и пищеварение, дыхание, выделение , движение, размножение и росте.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы, | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Строение и свойства живых организмов | 11 | 15 |
2 | Жизнедеятельность организмов | 18 | 17 |
3 | Организм и среда | 2 | 2 |
Всего: | 31+4 | 34 |
Перечень лабораторных работ 6 классе:
Лабораторная работа № 1
«Строение клеток живых организмов»
Лабораторная работа № 2
«Ткани живых организмов»
Лабораторная работа № 3
«Распознание органов у растений и животных»
Лабораторная работа № 4
«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Лабораторная работа № 5
«Движение инфузории туфельки.»
Проектная деятельность учащихся 5-х классов направлена на использование таких естественно-научных методов и приёмов, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
1.Литература:
• Стандарты второго поколения
• Учебник: Н.И.Сонин, А.А.Плешаков .«Биология. Живой организм» 6 класс, М.: «Дрофа», 2016 год.
• «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс», авторской программы «Биология. Живой организм. 6 класс», авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, М.: Дрофа, 2014.
2. Медиаресурсы:
• Образовательные диски серии «1С» для 6 класса.
3. Информационные электронные ресурсы
-http://www.ug.ru
-Сайт «Учительская газета»
-http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ
-http://metodisty.ru
-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Микропрепараты
1. инфузория туфелька
2. ткани
3. Животная клетка
4. растительная клетка
Модели:
• Скелет лягушки
• Чучело утки кряквы
• Скелет рыбы
• Скелет голубя
• Скелет ящерицы
Планируемые результаты изучения курса биологии
Учащиеся научатся:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности клеток и организмов разных царств живой природы, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки познания для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе
Учащиеся получат возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, биологическими приборами и инструментами;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы;
- находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Средства контроля
Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей Зам. директора по УМР
естественно-научного цикла
от «30» августа 2018 г. ________Меркулова И.А.
Руководитель МО «30» августа 2018 г.
_________ Пономаренко В.А.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
________ И.А.Меркулова
«30» августа 2018 года
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 63
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
Класс: 6
Учитель: Савинкова О.В.
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы Савинковой О.В., рабочая программа утверждена решением педсовета протокол № 1
от 30 августа 2018 года
Планирование составлено на основе авторской «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, М.: Дрофа, 2014.
В соответствии с ФГОС ООО
Учебник: Н.И.Сонин, А.А.Плешаков .«Биология. Живой организм» 6 класс, М.: «Дрофа», 2016 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Ступень обучения - 5- 9 класс ФГОС основного общего образования Количество часов 510 ч (3 урока в неделю) базовый (базовый, профильный)
1. Пояснительная записка. Рабочая программа по физической культуре для 5 - 9 классов разработана на основе:- Примерной программы по физической культуре 5-9 классы. В.И. Ляз, А.А, Зда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 · Программа разработана на основе Федерального компонента госуд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс количество часов по учебному плану 34 2015-2016 учебный год
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 5 класса — «Де...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» Уровень образования – основное общее 6 класс. Количество часов: 35
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Программой воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, Программой развития УУД на ступени ООО. Программа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...
Программа внеурочной деятельности кружка «Баскетбол» для 5- 7 классов основного общего образования (68 часов в год, 2 часа в неделю)
В настоящее время баскетбол как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. ...