Рабочая программа по биологии для 6 класса (Трайтак) (1 час в неделю и на 1,5 часа в неделю)
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений изучение курса биологии предусмотрено: в 6-м классе — раздел «Растения, бактерии, грибы, лишайники» (35 часов в год или 1 час в неделю - 1 файл, а так же 52 часа в год или 1,5 часа в неделю - 2 файл). . Отбор содержания осуществлялся на основе таких биологических закономерностей, как связь строения органов растений и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма растения и среды обитания, клеточное строение растений, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В основу данной рабочей программы заложена примерная программа по биологии, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторская программа по биологии, составленная под редакцией Д.И. Трайтак.
Раскрываемое содержание направлено на достижение общих целей биологического образования в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 час в неделю | 84 КБ |
1,5 часа в неделю | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на «Утверждаю»
заседании кафедры Зам. директора по УВР
учителей химии, биологии,географии. _____________________
Председатель МО_________________ Стрыгина М.М.
/Коновалова М.В./
дата __________ дата ______________
Рабочая программа по биологии
на 2012-2013 учебный год
Учитель Загумённова Лариса Серафимовна
Классы 6 А.Б.В
Вид программы: скорректированная
Уровень изучения: Н (углубленная), А (расширенная), В (базовый), С (базовый сокращенный)
Количество часов в неделю: 1ч
в год: 34ч
Учебно-методический комплект:
- Государственный образовательный стандарт по учебному предмету «Биология» (6-11 классы).
- Федеральный учебный план основного общего образования.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. Под ред. Д.И.Трайтак, Н.Д.Андреевой.- М., Мнемозина, 2011- 2012.
- Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.- М., Мнемозина, 2011- 2012.
- Сборник задач и упражнений по биологии растений, грибов, бактерий и лишайников. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.- М., Мнемозина, 2011- 2012.
Примечание.
В обучении используется дидактический материал, разработанный Л.С.Загумённовой.
БИОЛОГИЯ
6 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому определяет оценку эффективности учебного процесса: кроме знаний, умений и навыков , и оценку необходимо включать действия по сохранению улучшению природы, а также учитывать сформированность ценностных ориентаций в отношении природы.
Основные идеи обновления общего образования — усиление его индивидуальности, повышение эффективности и функциональности. В настоящее время биологическое образование, помимо традиционных функций — обучающей, разивающей и воспитательной выполняет такие важные методологические функции, как мировоззренческая, культуротнорческая интегративная экологическая. Это положение легло в основу формирования содержания программы по биологии.
Мировоззренческая функция биологнческого образования связана с формированием у учащихся научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалом и убеждении определяющих направление и характер деятельности реальной действительности. В данных программах заложены основы для развития глобально ориентированного мировоззрении, прн котором акцент переносится на понимание связей живой неживой природы, на усвоение сущности взаимодействия природы и человека.
Культуротворческая функция биологического образования заключается в формировании у школьников культуры, в том числе ее экологической составляющей, посредством передачи социального опыта и культуры человечества м сфере изаимодействия с природой и окружающей средой.
Содержание программы ориентирует учащихся на многосторонность познания мира на основе усвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего.
Интегративная функция биологического образования проявляется в усилении синтеза и интеграции естественнонаучных и гуманитарных, биологических и экологических знаний. Она находит отражение также в повышении наукоемкости и культуро- емкости содержания биологического образовании.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений изучение курса биологии предусмотрено: в 6-м классе — раздел «Растения, бактерии, грибы, лишайники» (35 часов в год, или 1 час в неделю. В связи с этим отбор содержания осуществлялся на основе таких биологических закономерностей, как связь строения органов растений и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма растения и среды обитания, клеточное строение растений, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др. В основу данной рабочей программы заложена примерная программа по биологии, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторская программа по биологии, составленная под редакцией Д.И. Трайтак.
Раскрываемое содержание направлено на достижение общих целей биологического образования в основной школе.
Обучающие цели:
- усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений;
- формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
- развитие знаний об основных методах биологической науки;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
- развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты: по изучению жизнедеятельности растений.
Развивающие цели:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные цели:
- воспитание позитивного ценностного отношения к природе;
- формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
- развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
РАСТЕНИЯ, БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ
ВВЕДЕНИЕ. (1ч)
Биология — наука о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии и закономерностях расселения на Земле живых организмов. Признаки живых организмов. Царства живой при роды: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Понятие о биосфере. Нравственные нормы отношения человека к природе.
Раздел I
РАСТЕНИЯ. (25 ч)
Общее знакомство с растительным организмом. Многообразие растений. Ботаника — наука о растениях. Химический состав растительного организма.
Изучение клеточного строения растений с помощью увеличительных приборов. Строение растительной клетки. Деление клетки основа роста и размножения организмов.
Одноклеточные и многоклеточные растения.
Особенности строения высших растений: вегетативные (корень, побег и их видоизменения) и репродуктивные органы.
Рост растений и образование тканей. Характеристика тканей растении в связи с их функциями.
Питание растений. Фотосинтез. Растения — производители органического вещества. Космическая роль растений. Краткая история изучения фотосинтеза. Лист как орган фотосинтеза.
Минеральное питание растений.
Корень. Особенности его строения в связи с функциями. Дыхание и выделение. Поглощение и транспорт кислорода. Выделение углекислого газа. Устьица и чечевички. Роль продуктов выделения в жизни растений и других организмов.
Строение стебля в связи с функциями. Годичные кольца. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Передвижение и накопление органических веществ в видоизмененных побегах — корневищах, клубнях, луковицах.
Размножение растений: бесполое и половое. Особенности размножения цветковых растений.
Строение цветка. Оплодотворение и образование плодов и семян. Разнообразие плодов.
Индивидуальное развитие на примере цветковых растений Семя — зачаточный организм и этап в развитии цветковых растений.
Двигательные реакции растений в ответ на раздражение Биологические циклы у растений. Расселение и распространение растений.
Растение — целостный организм. Значение растений в жизни человека. Растения в истории культуры и хозяйственной деятельности человека. Лекарственные, пищевые, технические и декора- тивные растения. Регуляция численности сорняков.
Классификация растений. Основные группы растительного мира: низшие растения — водоросли, высшие споровые растения — мхи, папоротниковидные, плауновидные, хвощевидные, их строение, размножение и развитие. Вымершие споровые растения.
Семенные растения: голосеменные и покрытосеменные. Особенности размножения и развития, определившие их господствующее положение на Земле.
Деление цветковых растений на классы и семейства. Семейств; класса двудольных и однодольных. Распространенные роды и видь семейств крестоцветных, розоцветных, злаковых и лилейных встречающиеся в родном крае.
Развитие растительного мира на Земле.
Демонстрации и наблюдения
Демонстрации живых растений, гербариев, таблиц с изображением строения растительных клеток, процесса их деления строения одноклеточных и многоклеточных растений, способов размножения и развития растений.
Демонстрация результатов опытов и экспериментов по изучению фотосинтеза, дыхания, питания растений, передвижения органических и минеральных веществ в растении, индивидуального развития растений (прорастание растений, развитие проростка, бутонизация, цветение и плодоношение растений).
Демонстрация фильмов «Деление клетки», «Семейства цветковых растений», «Водоросли» и др.
Фенологические наблюдения за осенними, зимними и весенними явлениями в жизни растений.
Лабораторные работы
«Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассматривание под микроскопом».
«Изучение под микроскопом растительных клеток, покровных тканей листа, внутреннего строения стебля древесного растения».
«Строение корневой системы растения».
«Строение цветка».
«Строение семян однодольных и двудольных растений».
«Определение видов цветковых растений из широко распространенных в данной местности семейств классов однодольных и двудольных (по определительным карточкам)».
Экскурсии в природу
«Осенние явления в жизни растений».
«Весенние явления в жизни растений».
Раздел II. БАКТЕРИИ. (3 часа)
Общая характеристика бактерий. Среды обитания бактерий. Особенности строения бактерий. Процессы жизнедеятельности бактерий. Переживание бактериями неблагоприятных условий.
Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Клубеньковые бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Характеристика гнилостных бактерий, их польза и вред. Болезнетворные бактерии и профилактика заболеваний растений, животных, человека. Значение бактерий в природе и жизни человека.
Практические работы
«Клубеньковые бактерии бобовых растений».
«Выявление поражений растений болезнетворными бактериями».
Раздел III ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (5 ч)
Особенности строения грибов. Клеточное строение грибов. Одноклеточные и многоклеточные грибы: строение, размножение, развитие.
Питание, расселение грибов.
Значение грибов в природе и жизни человека. Оказание первой и медицинской помощи при отравлении грибами.
Особенности строения и жизнедеятельности лишайников.
Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека.
Демонстрации
Культуры плесневых грибов. Таблицы с изображением грибных клеток и их строения; схем питания и развития грибов; плодовых тел шляпочных грибов; коллекций плодовых тел неядовитых и ядовитых грибов; гербария растений, пораженных грибами (головней и спорыньей); микропрепарата лишайника. Коллекции лишайников.
Лабораторная работа
«Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных грибов».
Раздел III БАКТЕРИИ (5 ч)
Бактерии. Клеточное строение бактерий. Питание бактерий Аэробные, анаэробные бактерии. Размножение и спорообразование. Многообразие бактерий.
Значение бактерий в природе и жизни человека. Работы Jlyи Пастера и Роберта Коха в области бактериологии. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Демонстрации
Таблиц с изображениями бактерий и растений, пораженный бактериальными болезнями. Приемов асептики и антисептики.
Обобщение (1ч)
Растения, грибы, бактерии — царства живых организмов Сходства и различия в их строении и жизнедеятельности. Живой организм — сложная система. Связь организмов со средой обитания.
Резервное время —3 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и процессов жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
- строение органов и основных тканей покрытосеменных растений и их функции;
- особенности процессов питания и дыхания растений;
- процессы роста и развития растений;
- основные систематические единицы (царство, отдел, класс семейство, род, вид);
- связь растений со средой обитания;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов и лишайников (на примере конкретных представителей);
- значение растений, бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека;
- влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
- правила охраны видов растений, грибов, лишайников и нормы поведения человека в природе.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);
- приготавливать временные микропрепараты и составляй гербарии;
- наблюдать сезонные явления в жизни растений;
- проводить простейшие опыты по изучению жизни растений;
- vхаживать за комнатными растениями;
- распознавать съедобные и ядовитые грибы и растения в природе;
- самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе для изучения биологии в 6-ом классе.
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ МО РФ от 05.03.2004г. №1089) и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. При составлении данной программы была использована программа Д. И. Трайтака для 6-ого класса.
Изучение биологии по данной программе направлено на достижение следующей цели:
- сформировать у учащихся представления об отличительных особенностях строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, лишайников, растений, их многообразии и эволюции.
Изучение биологии по данной программе способствует решению следующих задач:
- усвоение учащимися знаний о бактериях, грибах, лишайниках, растениях и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли этих организмов
- формирование у учащихся представлений о значении биологических знаний в жизни людей
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы
- развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией
- воспитание позитивного ценностного отношения к природе
- развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле
Данная программа согласуется с целями МОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов. Школа работает над личностно-ориентированным подходом в обучении как средством саморазвития личности, сохранением психического и физического здоровья школьников, повышением информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
В связи с этим программа предусматривает внедрение современных методов обучения и педагогических технологий, например, эвристических (развитие творческих способностей), технологий коллективного и группового, интерактивного обучения, интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, информационных технологий. Ключевые компетенции обучающихся формируются через методы сравнения, обобщения, поисковый метод, проблемное изложение материала, самостоятельную деятельность учащихся, лабораторные работы.
Программа предусматривает обучение по учебнику «Биология 6 класс», авторы Д. И. Трайтак, Н. Д. Трайтак. Учебный процесс включает 52 часа (1,5 часа в неделю), 25 лабораторных работ, 10 практических работ, 1 экскурсию.
В связи со спецификой ОУ требования направлены на овладение знаниями по биологии на базовом уровне. Используются все виды устного контроля, тестовый контроль уровня усвоения знаний.
Содержание
Растения, бактерии, грибы, лишайники
(52 ч: 1,5 ч в неделю)
Введение (1 ч)
Растения как составная часть живой природы. Ботаника – наука о растениях. Значение растений в природе и жизни человека.
Раздел I
Растения
Разнообразие растительного мира (3 ч)
Среда обитания растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений.
Сезонные и фенологические наблюдения за развитием растений. Дикорастущие растения. Культурные растения. Сорные растения – спутники культурных растений. Паразитизм в растительном мире. Растения – хищники.
Лабораторные и практические работы
«Состав почвы»
«Приемы засушивания растений и составления гербария сорных, дикорастущих и культурных растений своей местности»
«Составление паспорта растения»
Экскурсия
«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».
Клеточное строение растений (5 ч)
Понятие о химическом составе растений. Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Понятие об обмене веществ, наследственности. Рост и деление клеток. Понятие о тканях и их функциях в растительном организме.
Лабораторные и практические работы
«Изучение основных частей ручной лупы и микроскопа»
«Рассматривание клеток растений невооруженным глазом с помощью лупы»
«Приготовление микропрепарата и рассматривание его с помощью микроскопа»
«Строение клеток кожицы луковицы лука»
Семя (2ч)
Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян. Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян.
Лабораторные и практические работы
«Строение и состав семени»
«Прорастание семян»
Корень (4ч)
Развитие корня из зародышевого корешка семени. Развитие корневой системы. Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Значение корней для закрепления растений в почве. Корневые волоски, их роль в поглощении воды и минеральном питании растений. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней.
Лабораторные и практические работы
«Типы корневых систем»
«Рост корня»
Побег (10ч)
Развитие побега из зародышевой почки семени. Строение почки. Конус нарастания. Разнообразие почек.
Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Формирование кроны у плодовых культур. Обрезка деревьев и кустарников.
Стебель – осевая часть побега. Внутреннее строение древесного стебля. Рост стебля в толщину. Передвижение питательных веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас.
Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица. Строение, биологическое и хозяйственное значение видоизмененных побегов.
Лист – боковой орган побега. Внешнее строение листа. Разнообразие форм листьев, их видоизменения. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев.
Внутреннее строение и функции листьев. Функции кожицы, устьиц, клеток столбчатой и губчатой тканей. Фотосинтез. Космическая роль растений. Образование органических веществ в листьях. Расход и накопление энергии в растении. Дыхание листьев. Испарение воды листьями. Приспособление растений к условиям освещения и увлажнения (светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения). Листопад, его значение в жизни растений.
Лабораторные и практические работы
«Строение почек»
«Рост и разнообразие побегов»
«Клеточное строение листа»
«Внутреннее строение стебля»
«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
«Видоизмененные подземные побеги»
«Наблюдения за ростовыми движениями у комнатных растений»
Размножение и развитие растений (8ч)
Понятие о размножении растений. Формы и способы размножения. Вегетативное размножение. Биологическое значение вегетативного размножения. Способы размножения черенками (стеблевыми, листовыми, корневыми), отводками, делением куста. Размножение видоизмененными побегами: клубнями, луковицами, корневищами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и в декоративном садоводстве.
Биологическое значение семенного размножения растений.
Цветок – видоизмененный побег, образующий семена и плоды. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Разнообразие форм и окраски цветков. Цветки обоеполые, однополые. Однодомные и двудомные растения. Соцветия простые и сложные.
Опыление и оплодотворение. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление. Образование семян и плодов. Типы плодов. Распространение плодов и семян. Период покоя у семян культурных и дикорастущих растений. Прорастание семян. Питание и дыхание проростков семян. Жизненные циклы растений. Развитие растений.
Температура, влага, воздух и свет – факторы, влияющие на рост растений. Ростовые движения – тропизмы.
Лабораторные и практические работы
«Главные части цветка»
«Простые и сложные соцветия»
«Уход за цветущими растениями в кабине биологии»
«Размножение растений черенками, листьями, делением клубня, луковицами»
«Внешнее и внутреннее строение сухих плодов»
«Опыты по выявлению влияния на рост и развитие растений различных условий освещения, тепла и увлажнения»
Основные группы растений и историческое развитие растительного мира (11ч)
Понятие о систематике как разделе биологической науки. Основные систематические категории: царство, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растения.
Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений.
Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Использование водорослей в промышленности и сельском хозяйстве.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение мхов на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Плауны. Плаун булавовидный – один из древнейших представителей современных споровых растений.
Хвощи. Биологические особенности хвощей (на примере полевого, лугового или лесного хвоща).
Папоротники. Среда обитания. Особенности строения и размножения. Охрана плаунов и папоротников.
Общая характеристика голосеменных. Размножение голосеменных. Роль голосеменных в природе и практическое использование их в хозяйственной деятельности человека. Охрана голосеменных растений.
Общая характеристика покрытосеменных растений. Их распространение на планете. Классификация покрытосеменных.
Класс двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств капустных (крестоцветных), розоцветных, пасленовых, бобовых, астровых (сложноцветных).
Класс однодольных растений. Общая характеристика класса. Семейства мятликовых (злаковых) и лилейных. Особенности биологии пшеницы, кукурузы, лилии, тюльпана.
Усложнение строения растений в связи с переходом от жизни в водной к жизни в наземно-воздушной среде обитания.
Экологические факторы, влияющие на видовое разнообразие покрытосеменных и способствующие их расселению по всей планете.
Лабораторные и практические работы
«Строение водорослей»
«Строение мха»
«Строение папоротника»
«Строение хвои»
«Семена и шишки хвойных»
«Определение семейств цветковых растений (по определительным карточкам)»
«Описание строения цветкового растения».
Раздел II
Вирусы. Бактерии (3ч)
Понятие о вирусах как неклеточной форме жизни.
Общая характеристика бактерий. Среда обитания бактерий. Особенности строения бактерий. Процессы жизнедеятельности бактерий. Переживание бактериями неблагоприятных условий.
Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Клубеньковые бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Характеристика гнилостных бактерий, их польза и вред. Болезнетворные бактерии и профилактика заболеваний растений, животных, человека. Значение бактерий в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
«Клубеньковые бактерии бобовых растений»
Раздел III
Грибы. Лишайники (4ч)
Общая характеристика грибов. Питание грибов. Размножение грибов. Дрожжи и плесени. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы – паразиты.
Значение грибов в природе и жизни человека. Введение в культуру шампиньонов. Охрана грибов.
Общая характеристика лишайников. Экология лишайников. Строение, питание, размножение. Симбиоз. Роль лишайников в природе.
Лабораторные и практические работы
«Получение культуры плесневого гриба»
«Строение шляпочных и плесневых грибов»
«Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
Раздел IV
Жизнь организмов в сообществах (2ч)
Понятие о растительном сообществе (фитоценозе). Структура растительного сообщества. Совместная жизнь растений, бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе.
Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Характеристика основных типов растительности. Искусственные сообщества (агроценозы) Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады), их роль в сохранении ценных видов растительного мира.
Экскурсия
«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе»
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6-го класса.
Знать:
- Значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека
- Влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов
- Строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов
- Основные ткани растений и их функции
- Особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, вирусов, бактерий, грибов и лишайников
- Особенности питания и дыхания растений
- Признаки роста и развития растений, бактерий и грибов
- Индивидуальное развитие растительных организмов
- Отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений
- Основные систематические единицы (царство, отдел, класс, семейство, род, вид)
- Правила и нормы поведения в природе
Уметь:
- Пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой)
- Готовить временные микропрепараты и составлять гербарии
- Наблюдать сезонные явления в жизни растений
- Проводить простейшие опыты по изучению жизни растений
- Ухаживать за комнатными растениями
- Применять знания по биологии при выращивании сельскохозяйственных культур
- Давать сравнительную характеристику классов растений
- Распознавать ядовитые растения и грибы в природе
- Самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации
Применять знания и умения для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами
- Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями
- Соблюдения правил поведения в окружающей среде
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | Количество часов | Лабораторные работы | Практические работы | Экскурсии |
1. | Введение | 1 | |||
2. | Раздел I. Растения | 42 | |||
2.1 | Разнообразие растительного мира | 4 | 1 | 2 | 1 |
2.2 | Клеточное строение растений | 5 | 2 | 2 | |
2.3 | Семя | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Корень | 4 | 2 | ||
2.5 | Побег | 10 | 5 | 2 | |
2.6 | Размножение и развитие растений | 8 | 4 | 2 | |
2.7 | Основные группы растений и историческое развитие растительного мира | 9 | 7 | ||
3. | Раздел II. Вирусы. Бактерии | 3 | 1 | ||
4. | Раздел III. Грибы. Лишайники | 4 | 2 | 1 | |
5. | Раздел IV. Жизнь организмов в сообществах | 2 | |||
Всего | 52 | 25 | 10 | 1 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Темы уроков | Количество часов | Дата прохождения | ||
6А | 6Б | 6В | |||
| 1 | ||||
1.1 | Ботаника – наука о растениях. | ||||
Раздел I. Растения | 42 | ||||
| 4 | ||||
2.1 | Растительный покров Земли, влияние на него человека. Пр/р «Составление гербария». Пр/р «Правила ухода за комнатными растениями. Составление паспорта растений». | ||||
2.2 | Дикорастущие, культурные и сорные растения. Растения паразиты и хищники. | ||||
2.3 | Среда обитания растений. Почва как среда жизни растений. Л/р «Состав почвы». | ||||
2.4 | Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Экскурсия «Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений». | ||||
| 5 | ||||
3.1 | Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. | ||||
3.2 | Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними. Л/р «Изучение основных частей ручной лупы и микроскопа». Пр/р «Рассматривание клеток растений невооруженным глазом и с помощью лупы». | ||||
3.3 | Пр/р «Приготовление микропрепарата и рассматривание его с помощью микроскопа». Л/р «Строение клеток кожицы луковицы лука». | ||||
3.4 | Процессы жизнедеятельности клетки. | ||||
3.5 | Ткани, их функции в растительном организме. | ||||
| 2 | ||||
4.1 | Многообразие семян. Строение и состав семян. Л/р «Строение и состав семени». | ||||
4.2 | Дыхание семян. Покой семян. Прорастание семян. Пр/р «Прорастание семян». | ||||
| 4 | ||||
5.1 | Разнообразие корней. Образование корневых систем. Л/р «Типы корневых систем». | ||||
5.2 | Строение и рост корня. Л/р «Рост корня». | ||||
5.3 | Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Экологические факторы, определяющие рост корней растений. | ||||
5.4 | Видоизменения корней. | ||||
| 10 | ||||
6.1 | Строение и разнообразие почек. Л/р «Строение почек». | ||||
6.2 | Стебель – осевая часть побега. Рост стебля. Ветвление побегов. П/р «Рост и разнообразие побегов». Пр/р «Наблюдения за ростовыми движениями у комнатных растений». | ||||
6.3 | Внутреннее строение стебля. Л/р «Внутреннее строение стебля». | ||||
6.4 | Передвижение веществ по стеблю. Л/р «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | ||||
6.5 | Видоизменения побегов. Л/р «Видоизмененные подземные побеги». | ||||
6.6 | Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. | ||||
6.7 | Внутреннее строение листа. Л/р «Клеточное строение листа». | ||||
6.8 | Видоизменения листьев. | ||||
6.9 | Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. | ||||
6.10 | Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений. | ||||
| 8 | ||||
7.1 | Цветение. Строение цветка. Л/р «Главные части цветка». | ||||
7.2 | Разнообразие цветков. Соцветия. Л/р «Простые и сложные соцветия». | ||||
7.3 | Опыление у цветковых растений. | ||||
7.4 | Оплодотворение у цветковых растений. | ||||
7.5 | Образование семян и плодов. Жизнь плодов. Л/р «Внешнее и внутреннее строение сухих плодов». | ||||
7.6 | Значение и особенности размножения растений. | ||||
7.7 | Вегетативное размножение растений. Пр/р «Размножение растений черенками, листьями, делением клубня, луковицей». Пр/р «Уход за цветущими растениями в кабинете биологии». | ||||
7.8 | Рост растений. Тропизмы. Развитие растений. Л/р «Опыты по выявлению влияния на рост и развитие растений различных условий освещения, тепла, увлажнения». | ||||
| 9 | ||||
8.1 | Систематика как раздел биологии. | ||||
8.2 | Водоросли. Л/р «Строение водорослей». | ||||
8.3 | Мхи. Л/р «Строение мха». | ||||
8.4 | Папоротники, хвощи, плауны. Л/р «Строение папоротника». | ||||
8.5 | Голосеменные растения. Л/р «Строение хвои». Л/р «Семена и шишки хвойных». | ||||
8.6 | Покрытосеменные растения. Класс двудольные. Семейство крестоцветные, розоцветные, бобовые. | ||||
8.7 | Класс двудольные. Семейство зонтичные, пасленовые, сложноцветные. | ||||
8.8 | Класс однодольные. Семейство злаки, лилейные. | ||||
8.9 | Л/р «Определение семейств цветковых растений». Л/р «Описание строения цветкового растения». | ||||
Раздел II. Вирусы. Бактерии | 3 | ||||
| 3 | ||||
9.1 | Вирусы – неклеточная форма жизни. | ||||
9.2 | Общая характеристика бактерий. | ||||
9.3 | Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Значение бактерий. Л/р «Клубеньковые бактерии бобовых растений». | ||||
Раздел III. Грибы. Лишайники | 4 | ||||
| 4 | ||||
10.1 | Общая характеристика грибов. Экологические группы грибов. | ||||
10.2 | Питание и размножение грибов. Дрожжи и плесени. Пр/р «Получение культуры плесневого гриба» Л/р «Строение шляпочных и плесневых грибов». | ||||
10.3 | Съедобные и ядовитые грибы. Значение грибов в природе и жизни человека. Л/р «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». | ||||
10.4 | Общая характеристика и экология лишайников. | ||||
Раздел IV. Жизнь организмов в сообществах | 2 | ||||
| 2 | ||||
11.1 | Эволюция растений. Растительные сообщества. | ||||
11.2 | Типы растительности. Охраняемые территории, ботанические сады, их роль в сохранении ценных видов растительного мира. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России", 2 часа в неделю
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....
Рабочая программа по математике 6 класса Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др.5 часов в неделю
Настоящая программа по математике для 6 класса образовательной школы создана на основе нормативных документов:· Стандарт среднего (полного) образования ...
Рабочая программа по математике 6 класса Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др.5 часов в неделю
Настоящая программа по математике для 6 класса образовательной школы создана на основе нормативных документов:· Стандарт среднего (полного) образования ...
Рабочая программа по алгебре для 8 класса. ( 4 часа в неделю в 1 четверти, 3 часа в неделю во 2 четверти. Всего 119 часов в год) . Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. " Алгебра 8"
Программа содержит: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, подробный календарно-тематический план....
Рабочая программа по биологии 11 класса(базовыйуровень)(2 часа в неделю по учебнику Беляева, Дымшица)
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена для базового уровня общеобразовательных школ, 2 часа в неделю(1час по учебному плану+1 час из школьного компонента)...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии. 5 класс Трайтак
Рабочая программа по биологии. 5 класс. Трайтак...