Рабочая программа по биологии 10 класс (1ч. в неделю)
рабочая программа (биология, 10 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования(базовый уровень) с учетом авторской программы по общей биологии для 10-11 классов под ред. проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана - Граф», 2006).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologiii_10_klass_1_ch._v_nedelyu.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
го Спасск-Дальний
Рассмотрена и рекомендована Утверждено
на заседании методического совета приказом директора
МБОУ «Гимназия» Гридневой О.А.
Протокол № МБОУ «Гимназия»
« » 2013г. « » 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для X класса
(гуманитарный профиль)
Составитель:
учитель химии
Маркова Юлия
Анатольевна.
го Спасск-Дальний
2013-2014 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………..…....................................................3
2. Требования к уровню подготовки учащихся..............................................................................9
3. Планирование учебного курса………………......………….....................................................11
4. Содержание...................................................................................................................................12
5. Календарно – тематическое планирование……...................................................…………….14
7. Литература……………………………………........................................................……………27
Пояснительная записка
Курс биологии 10-11 класса построен на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г) в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Он рассчитан на 34 часов (на 1 час в неделю).
Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»**. В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) с учетом авторской программы по общей биологии для 10-11 классов под ред. проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана - Граф», 2006).
Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, где базовый уровень биологического образования (9 класс) завершается общебиологическим курсом "Основы общей биологии". Поэтому программа 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы второго, более высокого, уровня обучения, что требует образовательный минимум старшей школы, и с учетом двух профилей дифференциации содержания биологического образования - общеобразовательного (универсального) и социально - экономического.
Если в 9 классе (базовый уровень изучения) программа курса "Основы общей биологии" предусматривала изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их рядоположенном изложении. То в курсе общей биологии 10-11 классов программа (второй уровень изучения) осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи, а также с учетом их профильного раскрытия (на альтернативных началах). При этом, здесь еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе.
Программа по биологии 10-11 классов позволяет не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и создает возможность школьникам реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей учебы по избранной профессии. Поэтому в программе специально учитывалось, что образование в старшей школе призвано обеспечить профильное обучение с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся.
Цель: Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих её законах, познакомить с многообразием жизни и историей её развития на Земле.
Задачи курса старших классов:
- приобщить к осмыслению ( сущности жизни, бытия, познания, практики и т.д.) эстетических, этических, правовых норм, ценностей, идеалов и правил, касающихся культуры общения с живыми системами; раскрыть картину биологической реальности, показать сферы ее взаимосвязи с физической, химической, технической и социальными картинами мира;
- познакомить с научными принципами биологического познания
( причинностью, системностью, историзмом); научить видеть их истоки; развить умение выдвигать и решать проблемы, планировать и ставить наблюдения и эксперименты;
- овладеть логической структурой и концептуальным аппаратом важнейших биологических и пограничных теорий и идей, умением пользоваться теоретическими знаниями для обобщения, систематизации и прогнозирования;
- усвоить прикладные теории, связанные с использованием живых систем; вооружить знаниями, необходимыми для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии, практическими навыками обращениями с биосистемам.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект (УМК) "Пономарева И.Н. Биология (базовый уровень) 10 класс.
Формы, методы, технологии обучения
При преподавании курса химии я использую следующие технологии обучения: технологии сотрудничества, разноуровневого обучения, технология системно-деятельностного подхода, метод проекта, метод ОК В.Ф. Шаталова, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.
При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока.
Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации PowerPoint к урокам
Оборудование:
- компьютеры;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Используемое программное обеспечение:
- Cyberlink Power DVD
- Word
- PowerPoint
- SMARTNotebook.
Оценка результатов обучения по рабочей программе
Автор рабочей программы выделяет следующие принципы при оценке результатов ее эффективности:
-Контрольные срезы проводятся конце первого полугодия и учебного года с целью установления динамики личностных достижений учащихся.
-Результаты исследования фиксируются в Матрице личных достижений ученика (см. Приложение 15.)
-Полученные результаты учитель учитывает при разработке рабочей программы на следующий учебный год.
Параметры оценки, формы, способы и средства ее реализации
Параметры оценки – формируемые компетенции | Оценка результатов обучения | ||
форма | способ | средства | |
Ключевые: | |||
личностного самосовершенствования | индивидуальная работа | наблюдение | Критерии оценки компетенций личностного самосовершенствования |
ценностно-смысловые | индивидуальная работа | анкетирование | Модифицированная методика Матюхиной М.В. |
учебно-познавательные: | |||
- компетенции, связанные с целеполаганием | индивидуальная работа | анкетирование | Модифицированная методика Ю.А. Иванова Анализ качественных характеристик сформированности целеполагания |
- компетенции, связанные с контролем деятельности | индивидуальная работа | наблюдение | Анализ качественных характеристик сформированности действий контроля |
- компетенции, связанные с рефлексией | индивидуальная работа | специальное задание | Анализ качественных характеристик сформированности рефлексии |
информационные | индивидуальная работа | специальное задание | Методика определения уровня сформированности информационных ООУН |
коммуникативные | индивидуальная работа | анкетирование | Методика «Диалогичная личность» В.В. Серикова |
работа в малых группах | наблюдение | Организация деловой игры «Доклад-дискуссия»; Методика определения уровня сформированности коммуникативных компетенций | |
социально-трудовых | Работа в парах | самостоятельная работа теоретического и практического содержания | Взаимоопрос и взаимооценка по актуальным вопросов социально-бытовой сферы, связанной с предметной областью – биология |
общекультурных | Фронтальная + индивидульная работа | чтение специального рассказа учителем с последующим анкетированием; решение задач ПИЗА | Рассказ, формирующий духовно-нравственные основы жизни человека; анкета; критерии сформированноси общекультурных компетенций |
Общепредметные: | |||
сравнение | индивидуальная работа | специальное задание | Контрольно методический срез |
анализ | индивидуальная работа | специальное задание | |
классификация | индивидуальная работа | специальное задание | |
обобщение | индивидуальная работа | специальное задание | |
исследовательской деятельности | работа в малых группах | наблюдение, анализ проектов | Внешняя оценка выполненных проектов |
Предметные: | |||
знания | индивидуальная работа | Тестирование | Контрольно-измерительные материалы в форме ЕГЭ |
умения | индивидуальная работа | Тестирование, решение ситуационных задач | |
работа в парах и малых группах | наблюдение | Лабораторные работы |
Оценка практических умений учащихся.
Оценка умений ставить опыты.
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;
при закладке опыта допускаются: 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
Правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов; работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
Допущены неточности и ошибки в закладке опыта, написании наблюдения, формировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценка умений проводить наблюдения.
Учитель должен учитывать:
правильность проведения;
умения выделять существенные признаки, логичность и биологическую грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
правильно по заданию проведено наблюдение;
выделены существенные признаки, логичность и научная грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «4»:
правильно по заданию проведено наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
Допущены 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
Неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Контроль знаний в форме устных ответов учащихся
Отметка «5» - ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.
Отметка «4» - ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.
Отметка «3» - ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.
Отметка «2» - ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.
Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами
Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.
Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.
Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.
Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.
Оценка ответов учащихся при проведении
практических и лабораторных работ
Оценка «5» ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Примечания
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Формы проведения занятий:
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусмотрена лекционная форма обучения наряду с семинарскими занятиями, а так же ряд лабораторных работ, которые проводят после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Ожидаемые результаты в конце изучения курса:
- выработка представлений о научной картине мира;
- выработка умений систематизировать, обобщать и делать выводы;
- повысить экологическое мировоззрение;
- происходит осознание самого себя и своего места в биосфере.
- овладеть умением пользоваться теоретическими знаниями для
обобщения, систематизации и прогнозирования;
- овладеть практическими навыками обращения с биосистемами;
Форма проведения контроля знаний:
В конце каждой изученной темы проводятся тестовые работы. Кроме того в конце каждого полугодия проводится контрольная работа по всем темам, изученным учащимися за истекшее время. Промежуточный контроль проводится по терминам и наиболее сложным вопросам внутри тем.
Требования к уровню подготовки выпускников,
освоивших рабочую программу средней (полной) школы
Необходимые требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения и формируемыми компетенциями.
Формируемые компетенции | Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения биологии ученик должен: |
Ключевые | - иметь сформированную гражданскую ответственность и правовое самосознание, духовность и культуру, самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе; - использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки и последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний, правила поведения в природе; - иметь развитые познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложные и противоречивые пути развтия современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности, происхождении человека, жизни) в ходе работы с различными источниками информации; - находить и анализировать информацию о живых объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; |
Общепредмет-ные | - обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; - сравнивать, анализировать и оценивать биологическую информацию |
Предметные | Знать/понимать: - основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущности законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; - строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистем (структура); - сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора; формирование приспособлений, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; - биологическую терминологию и символику; Уметь: - объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов. Наследственных заболеваний, мутаций. Устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схнмы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); - описывать особей видов по морфологическому критерию; - выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутогенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; - сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; - анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; 3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; - оказания первой помощи при простудных и других заболеваний, отравлении пищевыми продуктами; |
Планирование тем учебного курса.
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе на: | ||
практ. работы | лаборат. опыты | контрольные работы | |||
1 | Введение в курс общебиологических явлений | 5 | |||
2 | Биосферный уровень организации жизни | 8 | 1 | 3 | 1 |
3 | Биогеоценотический уровень организации жизни | 8 | 4 | 1 | |
4 | Популяционно-видовой уровень организации жизни | 13 | 1 | 6 | 1 |
Итого в 10 кл. | 34 | 2 | 4 | 3 | |
1 | Организменный уровень организации жизни | 16 | 2 | 1 | 1 |
2 | Клеточный уровень организации жизни | 9 | 1 | 2 | 1 |
3 | Молекулярный уровень проявления жизни | 9 | 1 | ||
Итого в 11 кл. | 34 | 3 | 3 | 3 | |
Итого в 10-11 кл. | 68 | 5 | 7 | 6 |
Содержание тем курса.
1. Введение в курс общебиологических явлений (5ч)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.
Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.
Экскурсии:
1. Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе
2. Биосферный уровень организации жизни (8ч)
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы А.И.Опарина и Дж. Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы;
схем круговорота веществ в природе.
Лабораторная работа:
1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
2. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
3.Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических.
Практическая работа№1 «Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота».
3. Биогеоценотический уровень организации жизни (9ч)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы;примеров симбиоза и антибиоза на примере представителей различных царств живой природы
Лабораторная работа:
4. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).
5. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.
6. Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе. 7..Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
4. Популяционно-видовой уровень (13 ч)
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.
История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.
Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Демонстрация схем иллюстрирующих процесс географического видообразования; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира
Лабораторные работы:
8. Описание особей вида по морфологическому критерию.
9. Сравнение процессов экологического и географического видообразования.
10. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.
11. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора
12. Сравнительная характеристика биологического прогресса и биологического регресса. 13.Наблюдение аромарфозов у растений и животных.
Практическая работа № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ БИОЛОГИИ X КЛАСС.
34 часов ( 1 час в неделю).
№ | дата | Тема урока | Цель раздела | Основные понятия раздела. | ЗУН по разделу. | Биологический эксперимент | Домашнее задание |
Глава 1. Введение в курс общей биологии (5часов) | |||||||
1 | Содержание и структура курса общей биологии. Основные свойства жизни | Формирование знаний о месте курса «Общая биология» в системе естественных и взаимосвязанности всех частей биосферы. Формирование знаний об уровнях организации живой материи, критериях живых систем. | Свойства жизни: единство химического состава; обмен веществ и энергии; размножение рост и развитие; раздражимость энергозависимость; дискретность; специфичность взаимоотношений организмов со средой Структурные уровни организации Методы познания: наблюдение; моделирование, мониторинг эксперимент Элементы взаимодействия и точки соприкосновения культуры, искусства и природы. | Знать цели и задачи курса;место курса «Общая биология» в системеестественнонаучных дисциплин, а также в биологических наука; значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли; связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.); место биологии в формировании научных представлений о мире. ученых и их вклад в развитие биологической науки. Анализировать основные свойства живой природы на конкретных примерах; уровни организации живой материи и критериях живых систем. Уметь объяснять значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимость всех частей биосферы; описывать объекты на основе знаний критерий живых систем; определять место индивидуума в системе органического мира. | __________ | §1-2, вопрос 5 в разделе «Проверь себя» на стр.24 | |
2 | Определение понятия жизнь. Уровни организации живой материи. | __________ | § 3, вопр.1-4, с.12 | ||||
3 | Значение практической биологии. ЭКСКУРСИЯ№1 "Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения в природе». | __________ | §4, отчет об экскурсии. | ||||
4 | Методы биологических исследований. Значение биологических знаний | __________ | §5, вопр.1-3, с.18 | ||||
5 | Семинар: «Живой мир и культура. Культура и цивилизация. Творчество в истории цивилизации. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой». | __________ | ___________ | ||||
В результате изучения темы школьники должны: знать цели и задачи курса; уровни организации живой материи и критериях живых систем. Уметь объяснять значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимость всех частей биосферы; описывать объекты на основе знаний критерий живых систем; определять место индивидуума в системе органического мира. На повышенном уровне учащиеся должны: сравнивать биологические объекты анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни на Земле; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации; выявлять причинно-следственные связи при анализе явлений. | |||||||
2. Биосферный уровень жизни. (8 часов) | |||||||
1. | Учение о биосфере. Функции живого вещества. | - Формирование знаний о биосфере, ее структуре и функциях . - Формирование о исторических представлениях и современных теориях возникновения жизни на Земле. --- Формирование знаний об основных чертах эволюции растительного и животного мира.. | Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюциябиосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Экология . Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотичекие, биотические. | Знать структуру, компоненты биосферы и круговорот веществ; историю формирования сообществ живых организмов и основные биомы суши и Мирового океана; взаимоотношения организма с биотическими, абиотическими и антропогенными факторами среды; проблемы рационального природопользования и охрану природы; меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Знать исторические и основные современные представления о возникновении жизни на Земле; теорию происхождения и эволюцию протобионтов. Умения. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. | Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. | § 7, вопр.1-3, с. 29., 1-3, с.32 | |
2. | Происхождение живого вещества. Физико–химическая и биологическая эволюция в развитии биосферы. | Л/О 1 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни | §8, 1-3, с 36 и с. 42 | ||||
3. | Биологическая эволюция в развитии биосферы. | ____________ | §9, вопр.14, с.52, 47. | ||||
4. | Биосфера как глобальная экосистема. Особенности биосферного уровня организации. | ____________ | §10, вопр. 1-4, с.55. §13, вопр.1-3, с 65. | ||||
5. | Круговорот веществ в природе. Практическая работа№4 : «.Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота». | Демонстрация схем круговорота веществ в природе. Практическая работа№1 «Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота». | §11, вопр.1-3, с. 58,60. | ||||
6. | Человек как житель биосферы. | Л/О2. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения | §12,14, вопр с.63, 68. | ||||
7. | Экологические факторы их значение. | Л/О3.Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов | Повторить §7-15, лекции. | ||||
8. | Обобщение по теме " Биосферный уровень жизни" | ____________ | ___________ | ||||
В результате изучения темы учащиеся должны: знать структуру, компоненты биосферы и круговорот веществ; историю формирования сообществ живых организмов и основные биомы суши и Мирового океана; взаимоотношения организма с биотическими, абиотическими и антропогенными факторами среды; исторические и основные современные представления о возникновении жизни на Земле; теорию происхождения и эволюцию протобионтов. Уметь с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом; описывать объекты на основе знаний критерий живых систем; определять место индивидуума в системе органического мира. На повышенном уровне учащиеся должны: сравнивать биологические объекты анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни на Земле; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации; выявлять причинно-следственные связи при анализе явлений | |||||||
. Биогеоценотический уровень организации жизни. (9ч.) | |||||||
1. | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. | - Формирование знаний о биогеоценозе, его строении, устойчивости, свойствах; взаимоотношениях организма и среды; взаимосвязи природы и общества и использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. | Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляия, смена биогеоцинозов и восстановление биогеоцинозов. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы, охраняемые территории . их разновидности: заповедники, заказники, парки. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемте ресурсы. Красная книга. Бионика. Генная и клеточная инженерия, биотехнология.Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ | Знать свойства, строение , причины устойчивости и смены биогеоценозов; взаимоотношения организма с биотическими, абиотическими и антропогенными факторами среды; проблемы рационального природопользования и охрану природы; меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Умения. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. | Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. | § 16, вопр.1-3, с. 29., 1-3, с.32 | |
2. | Биогеоценоз как био- и экосистема. | Л/О4.Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем | § 17, вопр. 1-4, с 81. | ||||
3. | Строение и свойства биогеоценоза. | Л/О5"Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе" | §18, вопр.1-4, с.86. | ||||
4. | Совместная жизнь видов в биогеоценозе | Демонстрация примеров симбиоза и антибиоза на примере представителей различных царств живой природы. Л/О6Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе. | §19, вопр.1-3, с.95. | ||||
5. | Причины устойчивости биогеоценозов | §20, вопр.1-3, с.99 | |||||
6. | Зарождение и смена биогеоценозов. | Л/О7..Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) | § 21, вопр. 1-4, с.103, 106, 110,115. | ||||
7. | Сохранение и разнообразии экосистем. Природопользование в истории человечества. | § 22, вопр.1-3, с. 118, 122. | |||||
8. | Экологические законы природопользования. | Повторить § 16-23, вопр. с. 126-127. | |||||
9. | Обобщение по теме: "Биогеоценотический уровень организации жизни". | ___________ | |||||
В результате изучения темы учащиеся должны: Знать пространственную и видовую структура биогеоценоза, типы связей и зависимостей в биогеоценозе; приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах; строение и свойства экосистем; руговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Уметь. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биогеоцинозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биогецинозах; характеризовать пищевые цепи и сети в конкретных условиях обитания. На повышенном уровне учащиеся должны: знать понятие об экологической нише и жизненной форме; об использовании природных популяций и перспективах их использования в будущем; о сукцессии как последовательности сменяющих друг друга сообществ, обеспечивающих замыкание круговорота; о природе и профилактике наследственных болезней; дополнительные сведения о происхождении и основных этапах эволюции жизни; дополнительные сведения о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека. Описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности; выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона; исследовать биологические системы на биологических моделях; сравнивать биологические объекты анализировать и оценивать различные гипотезы глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. | |||||||
4.Популяционно-видовой уровень организации жизни. (12ч.) | |||||||
1. | Биологический вид: характеристика и структура. | Формирование знаний о структуре популяционно-видового уровня организации материи, о механизмах видообразования; о развитии представлений об эволюции живой природы; теории Дарвина и синтетической теории эволюции; основных закономерностях эволюционного процесса; о месте человека в системе органического мира, его происхождении, развитии социальном становлении и человеческий расах. знаний о взаимосвязи природы и общества, об использовании человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. | Эволюция, вид, популяция; их критерии. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор и его формы. Микроэволюция Мутация Популяция Эволюция Креационизм Трансформизм Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы. Расизма и "социального дарвинизм". | Знать структуру популяционно-видового уровня организации материи, механизм видообразования основные этапы развития представлений об эволюции живой природы.; работы К. Линнея, эволюционную теорию Ж.-Б. Ламарка, первых русских эволюционистов, учение Ч Дарвина. Знать синтетическую теорию эволюции, основные закономерности и правила эволюции; Место человека в системе органического мира, стадии эволюции человека. Ведущую роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человека. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Уметь практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. | Л/О 8. Описание особей вида по морфологическому критерию | §24, вопр.1-4, с.132. | |
2. | Популяция как форма существования вида и структурный компонент вида | §25, вопр. 1-3, с. 136. | |||||
3. | Популяция как единица эволюции | §26, с.143, вопр.1-3 | |||||
4. | Видообразование | Демонстрация схем иллюстрирующих процесс географического видообразования, Л/О 9. Сравнение процессов экологического и географического видообразования | § 27, вопр.1-3, с.148, с.152, с.158. | ||||
5. | Этапы эволюции человека. | § 28, вопр.1-3, с. 161. | |||||
6. | Человек как уникальный вид живой природы. Практическая работа № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека». | Практическая работа № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека». | §29, вопр. 1-3, с.165. | ||||
7. | История развития эволюционных идей. | Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.-Б. Ламарка. Л/О №10Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора | §30, вопр. 1-3, с. 175 | ||||
8. | Основные закономерности эволюции. Современные представления об эволюции орг. мира. | Л/О№11. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора | § 31, вопр.1-3, вопр., с.178. | ||||
9. | Результаты и закономерности эволюции. | §32, вопр.1-4, с. 187. | |||||
10. | Основные направления эволюции. Прогресс и регресс в эволюции живой природы. | Л/О№12.Сравнительная характеристика биологического прогресса и биологического регресса. Л/О№13..Наблюдение аромарфозов у растений и животных. Демонстрация схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира | §33, вопр. 1-3 с.185. | ||||
11. | Особенности популяционно-видового уровня | §34, вопр. 1-3, с.188, 1-3, с.199. Повторить § 24- 34. | |||||
12. | Обобщение " Популяционно-видовой уровень организации жизни". | Подготовка к конференции. | |||||
13. | Конференция Всемирная стратегия охраны природных видов. | ___________ | |||||
В результате изучения темы учащиеся должны: знать основные этапы развития представлений об эволюции живой природы.; работы К. Линнея,., эволюционную теорию Ж.-Б. Ламарка, учение Ч Дарвина. Знать синтетическую теорию эволюции, основные закономерности и правила эволюции; пути скорость формы видообразования; основные черты эволюции животного и растительного мира; место человека в системе органического мира, признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных; стадии эволюции человека; ведущую роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человека.; дополнительные сведения о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека;
Уметь выявлять причинно-следственные связи при анализе явлений; использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы эволюции и становления человека. Практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т.д.,а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Знать о использовании человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.). Практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. На повышенном уровне учащиеся должны: На повышенном уровне учащиеся должны: первых русских эволюционистов, труды Ж. Кювье и Ж. Де Сент-Илера; давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма; место человека в системе органического мира, признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных; стадии эволюции человека; ведущую роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человека.; дополнительные сведения о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека; давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма»; знать дополнительные сведения о происхождении и основных этапах эволюции жизни; составлять и анализировать схемы эволюционного развития растений и животных; выявлять причинно-следственные связи при анализе явлений проблемы рационального природопользования и охрану природы; меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование; антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). |
Перечень литературы и средств обучения биологии в 10-11 классах
Основная учебная литература для учащихся:
- Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая биология. 10 класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2009.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая биология. 11 класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2010.
- Общая биология. Учебник для 10- 11 классов / Под редакцией акад. Д.К. Беляева, проф. Д.М. Дымшица, М., Просвещение, 20010.
Дополнительная учебная литература для учащихся
- Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 2007.
- Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 2009.
- Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака, М., Просвещение, 2008.
- ЕГЭ. Биология. КИМы. 2004-2013 годы.
Основная учебная литература для учителя:
- Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007 (Современное образование).
- Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007, стр.105-115, (Современное образование).
- Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007, стр. 31-35, (Современное образование).
- Программа по биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней (полной) школе. Авторы: И. Н. Пономарева, Л.П. Анастасова, О. А. Корнилова, Л.В. Симонова, В. С. Кучменко (Сборник «Общая биология. Программы. 10-11 класс». / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М. «Вентана - Граф», 2006, стр. 8- 15);
- Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под редакцией проф. И.Н. Пономаревой (базовый уровень) при планировании изучения предмета 1 час в неделю.
Дополнительная учебная литература для учителя:
- Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М., Аквариум, 1992
- Самостоятельные работы учащихся по биологии. Библиотека учителя биологии. М., Просвещение, 1984
- Бондаренко И.А.- Тесты по общей биологии. Саратов, «Лицей», 1999
- Трошин А.С., Трошина В.П. Физиология клетки. М., Просвещение, 1979
- Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности?» (авт. И.В. Зверева), Волгоград, Корифей, 2005
- Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по генетике, М., Просвещение, 1979
- Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. - Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М., Айрис- Пресс, 2001
- Мухамеджанов И.Р. - Тесты. Зачеты. Блиц-опросы. Биология. 10-11 классы. М., «ВАКО», 2006
- Шалапенюк Е.С., Камлюк Л., Лисов Н. - Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы, М., Айрис – Пресс, 2007.
- Пименов А.В. - Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
- Вахрушев А.А., Ловягин С.Н. и др. - Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Биология, М., БАЛАСС, 2005.
- Раймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1997.
- ЕГЭ. Биология. КИМы. 2004-2007 годы.
- Научно – методические журналы «Биология в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, 2 ч в неделю
календарно-тематичекий план...
Рабочая программа по биологии, 10 класс (1 час в неделю)
Рабочая программа по курсу биологии, 10 класс разработана на основе Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) (авторы И.Б. Агафонова, В.И. Сивогла...
Рабочая программа по биологии для 6 класса (Трайтак) (1 час в неделю и на 1,5 часа в неделю)
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений изучение курса биологии предусмотрено: в 6-м классе — раздел «Растения, бактерии, грибы, лишайники» (35 часов в...
рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии Уровень образования (класс): основное общее ( 6 класс) Количество часов: 34 часа 1 раз в неделю Учитель: Савинкова О.В.
Рабочая программа составлена на основе «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторской программы «Биология. Живой ...