Рабочая программа по биологии 10 класс (1ч. в неделю)
рабочая программа (биология, 10 класс) по теме

Маркова Юлия Анатольевна
Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»**. В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования(базовый уровень) с учетом авторской программы по общей биологии для 10-11 классов под ред. проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана - Граф», 2006).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biologiii_10_klass_1_ch._v_nedelyu.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

го Спасск-Дальний

Рассмотрена и рекомендована                                                                               Утверждено

на заседании методического совета                                                             приказом директора

МБОУ «Гимназия»                                                                                         Гридневой О.А.

Протокол №                                                                                                    МБОУ «Гимназия»

«      »                     2013г.                                                                                «      »             2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для X класса

(гуманитарный профиль)

                                                                               Составитель:

                                                                                                      учитель химии

Маркова Юлия

 Анатольевна.

го Спасск-Дальний

2013-2014 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………..…....................................................3

 2. Требования к уровню подготовки учащихся..............................................................................9

 3. Планирование учебного курса………………......………….....................................................11

4. Содержание...................................................................................................................................12

5. Календарно – тематическое планирование……...................................................…………….14

7. Литература……………………………………........................................................……………27

Пояснительная записка

        

Курс биологии 10-11 класса построен на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г) в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Он рассчитан на 34 часов (на 1 час в неделю).

Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»**. В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) с учетом авторской программы по общей биологии для 10-11 классов под ред. проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана - Граф», 2006).         

Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов,  где базовый уровень биологического образования (9 класс) завершается общебиологическим курсом "Основы общей биологии". Поэтому программа 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы второго, более высокого, уровня обучения, что требует образовательный минимум старшей школы, и с учетом двух профилей дифференциации содержания биологического образования - общеобразовательного (универсального) и социально - экономического.

Если в 9 классе (базовый уровень изучения) программа курса "Основы общей биологии" предусматривала изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их рядоположенном изложении. То в курсе общей биологии 10-11 классов программа (второй уровень изучения) осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи, а также с учетом их профильного раскрытия (на альтернативных началах). При этом, здесь еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе.

Программа по биологии 10-11 классов позволяет не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и создает возможность школьникам реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей учебы по избранной профессии. Поэтому в программе специально учитывалось, что образование в старшей школе призвано обеспечить профильное обучение с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся.

Цель: Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих её законах, познакомить с многообразием жизни и историей её развития на Земле.

Задачи  курса  старших  классов:

-  приобщить  к  осмыслению  ( сущности  жизни,  бытия,  познания,  практики  и  т.д.)  эстетических,  этических,  правовых  норм,  ценностей,  идеалов  и  правил,  касающихся  культуры  общения  с  живыми  системами;  раскрыть  картину  биологической  реальности,  показать  сферы  ее  взаимосвязи  с  физической,  химической,  технической  и  социальными  картинами  мира;

-  познакомить  с  научными  принципами  биологического  познания

(  причинностью,  системностью,  историзмом); научить  видеть  их  истоки;  развить  умение  выдвигать  и  решать  проблемы,  планировать  и  ставить  наблюдения  и  эксперименты;

- овладеть  логической  структурой  и  концептуальным  аппаратом  важнейших  биологических  и  пограничных  теорий  и   идей, умением  пользоваться  теоретическими  знаниями  для  обобщения,  систематизации  и  прогнозирования;

-  усвоить  прикладные  теории,  связанные  с  использованием  живых  систем;  вооружить  знаниями,  необходимыми  для  профессиональной  ориентации  в  прикладных  областях  биологии,  практическими  навыками  обращениями  с  биосистемам.

Для реализации программы используется учебно-методический комплект (УМК) "Пономарева И.Н. Биология (базовый уровень) 10 класс.

Формы, методы, технологии обучения

При преподавании курса химии я использую следующие технологии обучения:  технологии сотрудничества, разноуровневого обучения, технология системно-деятельностного подхода,  метод  проекта, метод ОК В.Ф. Шаталова, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.

При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока.

Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации  PowerPoint к урокам

Оборудование:

- компьютеры;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска.

Используемое программное обеспечение:

- Cyberlink Power DVD

- Word

- PowerPoint

- SMARTNotebook.

Оценка результатов обучения по рабочей программе

Автор рабочей программы выделяет следующие принципы при оценке результатов ее эффективности:

-Контрольные срезы проводятся  конце первого полугодия и  учебного года с целью установления динамики личностных достижений учащихся.

-Результаты исследования фиксируются в Матрице личных достижений ученика (см. Приложение 15.)

-Полученные результаты учитель учитывает при разработке рабочей программы на следующий учебный год.

Параметры оценки, формы, способы и средства ее реализации

Параметры оценки – формируемые компетенции

Оценка результатов обучения

форма

способ

средства

Ключевые:

личностного самосовершенствования

индивидуальная работа

наблюдение

Критерии оценки компетенций личностного самосовершенствования

ценностно-смысловые

индивидуальная работа

анкетирование

Модифицированная методика Матюхиной М.В.

учебно-познавательные:

- компетенции, связанные с целеполаганием

индивидуальная работа

анкетирование

Модифицированная методика Ю.А. Иванова Анализ качественных характеристик сформированности целеполагания

- компетенции, связанные с контролем деятельности

индивидуальная работа

наблюдение

Анализ качественных характеристик сформированности действий контроля

- компетенции, связанные с рефлексией

индивидуальная работа

специальное задание

Анализ качественных характеристик сформированности рефлексии

информационные

индивидуальная работа

специальное задание

Методика определения уровня сформированности информационных ООУН

коммуникативные

индивидуальная работа

анкетирование

Методика «Диалогичная личность» В.В. Серикова

работа в малых группах

наблюдение

Организация деловой игры «Доклад-дискуссия»; Методика определения уровня сформированности коммуникативных компетенций

социально-трудовых

Работа в парах

самостоятельная работа теоретического и практического содержания

Взаимоопрос и взаимооценка по актуальным вопросов социально-бытовой сферы, связанной с предметной областью – биология

общекультурных

Фронтальная + индивидульная работа

чтение специального рассказа учителем с последующим анкетированием; решение задач ПИЗА

Рассказ, формирующий духовно-нравственные основы жизни человека; анкета; критерии сформированноси общекультурных компетенций

Общепредметные:

сравнение

индивидуальная работа

специальное задание

Контрольно методический срез

анализ

индивидуальная работа

специальное задание

классификация

индивидуальная работа

специальное задание

обобщение

индивидуальная работа

специальное задание

исследовательской деятельности

работа в малых группах

наблюдение, анализ проектов

Внешняя оценка выполненных проектов

Предметные:

знания

индивидуальная работа

Тестирование

Контрольно-измерительные материалы в форме ЕГЭ

умения

индивидуальная работа

Тестирование, решение ситуационных задач

работа в парах и малых группах

наблюдение

Лабораторные работы

Оценка практических умений учащихся.

Оценка умений ставить опыты.

Отметка «5»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно проведена работа  по  подбору оборудования,  объектов;

при закладке опыта допускаются: 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

Правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов; работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

Допущены неточности и ошибки в закладке опыта, написании наблюдения, формировании выводов.

Отметка «2»:

не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать:

правильность проведения;

умения выделять существенные признаки,  логичность и биологическую грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

правильно по заданию проведено наблюдение;

выделены существенные признаки, логичность и научная грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «4»:

правильно по заданию проведено наблюдение;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта  (процесса) названы второстепенные;

допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены  1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

Допущены 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

Неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Контроль знаний в форме устных ответов учащихся

Отметка «5» - ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.

Отметка «4» - ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.

Отметка «3» - ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.

Отметка «2» - ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.

Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами

Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.

Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.

Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.

Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.

Оценка ответов учащихся при проведении

практических и лабораторных работ

Оценка «5» ставится в следующем случае:

-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Примечания
           Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

Формы проведения занятий:

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусмотрена лекционная форма обучения наряду с семинарскими занятиями, а так же ряд лабораторных работ, которые проводят после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Ожидаемые результаты в конце изучения курса:

- выработка представлений о научной картине мира;

- выработка умений систематизировать, обобщать и делать выводы;

- повысить экологическое мировоззрение;

- происходит осознание самого себя и своего места в биосфере.

- овладеть умением пользоваться теоретическими знаниями для

обобщения, систематизации и прогнозирования;

- овладеть практическими навыками обращения с биосистемами;

Форма проведения контроля знаний:

В конце каждой изученной темы проводятся тестовые работы. Кроме того в конце каждого полугодия проводится контрольная работа по всем темам, изученным учащимися за истекшее время. Промежуточный контроль проводится по терминам и наиболее сложным вопросам внутри тем.

Требования к уровню подготовки выпускников,

освоивших рабочую программу средней (полной) школы

Необходимые  требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения и формируемыми компетенциями.

Формируемые компетенции

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения биологии ученик должен:

Ключевые

- иметь сформированную гражданскую ответственность и правовое самосознание, духовность и культуру, самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе;

- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки и последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний, правила поведения в природе;

- иметь развитые познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложные и противоречивые пути развтия современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности, происхождении человека, жизни) в ходе работы с различными источниками информации;

- находить и анализировать информацию о живых объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

Общепредмет-ные

- обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

- сравнивать, анализировать и оценивать биологическую информацию

Предметные

Знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущности законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора; формирование приспособлений, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

Уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов. Наследственных заболеваний, мутаций. Устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схнмы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутогенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваний, отравлении пищевыми продуктами;

Планирование тем учебного курса.

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе на:

практ.

работы

лаборат.

опыты

контрольные работы

1

Введение в курс общебиологических

явлений

5

2

Биосферный уровень организации жизни

8

1

3

1

3

Биогеоценотический уровень организации жизни

8

4

1

4

Популяционно-видовой уровень

организации жизни

13

1

6

1

Итого в 10 кл.

34

2

4

3

1

Организменный уровень организации жизни

16

2

1

1

2

Клеточный уровень организации жизни

9

1

2

1

3

Молекулярный уровень проявления

жизни

9

1

Итого в 11 кл.

34

3

3

3

Итого в 10-11 кл.

68

5

7

6

Содержание тем курса.

1. Введение в курс общебиологических явлений (5ч)

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.

Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Живой мир и культура.  Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.

Экскурсии:

1. Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе

2. Биосферный уровень организации жизни (8ч)

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

Гипотезы А.И.Опарина и Дж. Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой материи.

Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы;

схем круговорота веществ в природе.

Лабораторная работа:

1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

2. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

3.Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических.

Практическая работа№1  «Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота».

3. Биогеоценотический уровень организации жизни (9ч)

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.

Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы;примеров симбиоза и антибиоза на примере представителей различных царств живой природы

Лабораторная работа:

4. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).

5. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

6. Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе. 7..Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

4. Популяционно-видовой уровень (13 ч)

Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.

История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции.  Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.

Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Демонстрация схем иллюстрирующих процесс географического видообразования; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира

Лабораторные работы:

8. Описание особей вида по морфологическому критерию.

9. Сравнение процессов экологического и географического видообразования.

10. Сравнительная  характеристика естественного и искусственного отбора.

11. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора

12. Сравнительная характеристика биологического прогресса и биологического регресса. 13.Наблюдение аромарфозов у растений и животных.

Практическая работа № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ БИОЛОГИИ X КЛАСС.

34 часов ( 1 час в неделю).

дата

Тема урока

Цель раздела

Основные понятия

раздела.

ЗУН по разделу.

Биологический эксперимент

Домашнее

задание

Глава 1. Введение в курс общей биологии (5часов)

1

Содержание и структура курса общей биологии. Основные свойства жизни

Формирование знаний о месте курса «Общая биология» в системе естественных и взаимосвязанности всех частей биосферы. Формирование знаний об уровнях организации живой материи, критериях живых систем.

Свойства жизни:

единство химического состава; обмен веществ и энергии;

размножение рост и развитие; раздражимость энергозависимость; дискретность;

специфичность взаимоотношений организмов со средой

Структурные уровни организации

Методы познания: наблюдение; моделирование, мониторинг

эксперимент

Элементы взаимодействия и точки соприкосновения культуры, искусства и природы.

Знать цели и задачи курса;место курса «Общая биология» в системеестественнонаучных дисциплин, а также в биологических наука; значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли; связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.); место биологии в формировании научных представлений о мире. ученых и их вклад в развитие биологической науки. Анализировать основные свойства живой природы на конкретных примерах; уровни организации живой материи и критериях живых систем.

Уметь объяснять значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимость всех частей биосферы; описывать объекты на основе знаний критерий живых систем; определять место индивидуума в системе органического мира.

__________

§1-2, вопрос 5 в разделе «Проверь себя» на стр.24

2

Определение понятия жизнь. Уровни организации живой материи.

__________

§ 3, вопр.1-4, с.12

3

Значение практической биологии.

ЭКСКУРСИЯ№1

"Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения в природе».

__________

§4, отчет об экскурсии.

4

Методы биологических исследований. Значение биологических знаний

__________

§5, вопр.1-3, с.18

5

Семинар: «Живой мир и культура. Культура и цивилизация. Творчество в истории цивилизации. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой».

__________

___________

В результате изучения темы школьники должны:

знать цели и задачи курса; уровни организации живой материи и критериях живых систем.

Уметь объяснять значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимость всех частей биосферы; описывать объекты на основе знаний критерий живых систем; определять место индивидуума в системе органического мира.

На повышенном уровне учащиеся должны: сравнивать биологические объекты анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни на Земле; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации; выявлять причинно-следственные связи при анализе явлений.

2. Биосферный уровень жизни. (8 часов)

1.

Учение о биосфере.

Функции живого вещества.

- Формирование знаний о биосфере, ее структуре и функциях .

 - Формирование о исторических представлениях и современных теориях возникновения жизни на Земле. --- Формирование знаний об основных чертах эволюции растительного и животного мира..

Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюциябиосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Экология . Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотичекие, биотические.

Знать структуру, компоненты биосферы и круговорот веществ; историю формирования сообществ живых организмов и основные биомы суши и Мирового океана; взаимоотношения организма с биотическими, абиотическими и антропогенными факторами среды; проблемы рационального природопользования и охрану природы; меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Знать исторические и основные современные представления о возникновении жизни на Земле; теорию происхождения и  эволюцию протобионтов. 

Умения. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы.

§ 7, вопр.1-3, с. 29., 1-3, с.32

2.

Происхождение живого вещества.

Физико–химическая и биологическая эволюция в развитии биосферы.

Л/О 1 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

§8, 1-3, с 36 и с. 42

3.

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

____________

§9, вопр.14, с.52, 47.

4.

Биосфера как глобальная экосистема. Особенности биосферного уровня организации.

____________

§10, вопр. 1-4, с.55.

§13, вопр.1-3, с 65.

5.

Круговорот веществ в природе. Практическая работа№4 : «.Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота».

Демонстрация схем круговорота веществ в природе.

Практическая работа№1  «Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота».

§11, вопр.1-3, с. 58,60.

6.

Человек как житель биосферы.

Л/О2. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

§12,14, вопр с.63, 68.

7.

Экологические факторы их значение.

Л/О3.Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов

Повторить §7-15, лекции.

8.

Обобщение по теме " Биосферный уровень жизни"

____________

___________

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать структуру, компоненты биосферы и круговорот веществ; историю формирования сообществ живых

организмов и основные биомы суши и Мирового океана; взаимоотношения организма с биотическими, абиотическими и антропогенными факторами среды; исторические и основные современные представления о возникновении жизни на Земле; теорию происхождения и  эволюцию протобионтов.

Уметь  с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом; описывать объекты на основе знаний критерий живых систем; определять место индивидуума в системе органического мира.

На повышенном уровне учащиеся должны: сравнивать биологические объекты анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни на Земле; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации; выявлять причинно-следственные связи при анализе явлений

. Биогеоценотический уровень организации жизни.  (9ч.)

1.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

- Формирование знаний о биогеоценозе, его строении, устойчивости, свойствах; взаимоотношениях организма и среды; взаимосвязи природы и общества и использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. 

Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляия, смена биогеоцинозов и восстановление биогеоцинозов. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы, охраняемые территории . их разновидности: заповедники, заказники, парки. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемте ресурсы. Красная книга. Бионика. Генная и клеточная инженерия, биотехнология.Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ

Знать свойства, строение , причины устойчивости и смены биогеоценозов; взаимоотношения организма с биотическими, абиотическими и антропогенными факторами среды; проблемы рационального природопользования и охрану природы; меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Умения. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах.

Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы.

§ 16, вопр.1-3, с. 29., 1-3, с.32

2.

Биогеоценоз как био- и экосистема.

Л/О4.Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем

§ 17, вопр. 1-4, с 81.

3.

Строение и свойства биогеоценоза.

Л/О5"Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе"

§18, вопр.1-4, с.86.

4.

Совместная жизнь видов в биогеоценозе

Демонстрация примеров симбиоза и антибиоза на примере представителей различных царств живой природы.

Л/О6Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.

§19, вопр.1-3, с.95.

5.

Причины устойчивости биогеоценозов

§20, вопр.1-3, с.99

6.

Зарождение и смена биогеоценозов.

Л/О7..Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

§ 21, вопр. 1-4, с.103, 106, 110,115.

7.

Сохранение и разнообразии экосистем. Природопользование в истории человечества.

§ 22, вопр.1-3, с. 118, 122.

8.

Экологические законы природопользования.

Повторить § 16-23, вопр. с. 126-127.

9.

Обобщение по теме: "Биогеоценотический уровень организации жизни". 

___________

В результате изучения темы учащиеся должны:

Знать  пространственную и видовую структура биогеоценоза, типы связей и зависимостей в биогеоценозе; приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах; строение и свойства экосистем; руговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Уметь. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биогеоцинозов.

Выделять отдельные формы взаимоотношений в биогецинозах; характеризовать пищевые цепи и сети в конкретных условиях обитания.

На повышенном уровне учащиеся должны: знать понятие об экологической нише и жизненной форме; об использовании природных популяций и перспективах их использования в будущем; о сукцессии как последовательности сменяющих друг друга сообществ, обеспечивающих замыкание круговорота; о природе и профилактике наследственных болезней; дополнительные сведения о происхождении и основных этапах эволюции жизни; дополнительные сведения о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека. Описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности; выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона; исследовать биологические системы на биологических моделях; сравнивать биологические объекты анализировать и оценивать различные гипотезы глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.

4.Популяционно-видовой уровень организации жизни. (12ч.)

1.

Биологический вид: характеристика и структура.

Формирование знаний о структуре популяционно-видового уровня организации материи, о механизмах видообразования; о развитии представлений об эволюции живой природы; теории Дарвина и синтетической теории эволюции; основных закономерностях эволюционного процесса; о месте человека в системе органического мира, его происхождении, развитии социальном становлении и  человеческий расах. знаний о взаимосвязи природы и общества, об использовании человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных.

Эволюция, вид,  популяция; их критерии. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор и его формы. Микроэволюция

Мутация

Популяция Эволюция

Креационизм

Трансформизм Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы. Расизма и "социального дарвинизм".

Знать  структуру популяционно-видового уровня организации материи, механизм видообразования основные этапы развития представлений об эволюции живой природы.; работы К. Линнея, эволюционную теорию Ж.-Б. Ламарка, первых русских эволюционистов, учение Ч Дарвина. Знать синтетическую теорию эволюции, основные закономерности и правила эволюции; Место человека в системе органического мира,  стадии эволюции человека. Ведущую роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человека. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Уметь практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Л/О 8. Описание особей вида по морфологическому критерию

§24, вопр.1-4, с.132.

2.

Популяция как форма существования вида и структурный компонент вида

§25, вопр. 1-3, с. 136.

3.

Популяция как единица эволюции

§26, с.143, вопр.1-3

4.

Видообразование

Демонстрация схем иллюстрирующих процесс географического видообразования, Л/О 9. Сравнение процессов экологического и географического видообразования

§ 27, вопр.1-3, с.148, с.152, с.158.

5.

Этапы эволюции человека.  

§ 28, вопр.1-3, с. 161.

6.

Человек как уникальный вид живой природы. 

Практическая работа № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

Практическая работа № 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

§29, вопр. 1-3, с.165.

7.

История развития эволюционных идей.

Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.-Б. Ламарка. Л/О №10Сравнительная  характеристика естественного и искусственного отбора

§30, вопр. 1-3, с. 175

8.

Основные закономерности эволюции. Современные представления об эволюции орг. мира.

Л/О№11. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора

§ 31, вопр.1-3, вопр., с.178.

9.

Результаты и закономерности эволюции.

§32, вопр.1-4, с. 187.

10.

Основные направления эволюции. Прогресс и регресс в эволюции живой природы.

Л/О№12.Сравнительная характеристика биологического прогресса и биологического регресса. Л/О№13..Наблюдение аромарфозов у растений и животных.

Демонстрация схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира

§33, вопр. 1-3 с.185.

11.

Особенности

популяционно-видового уровня

§34, вопр. 1-3, с.188, 1-3, с.199. Повторить § 24- 34.

12.

Обобщение " Популяционно-видовой уровень организации жизни".

Подготовка к конференции.

13.

Конференция Всемирная стратегия охраны природных видов. 

___________

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать основные этапы развития представлений об эволюции живой природы.; работы К. Линнея,., эволюционную теорию Ж.-Б. Ламарка, учение Ч Дарвина. Знать синтетическую теорию эволюции, основные закономерности и правила эволюции; пути скорость формы видообразования; основные черты эволюции животного и растительного мира; место человека в системе органического мира, признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных; стадии эволюции человека; ведущую роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человека.; дополнительные сведения о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека;

 

Уметь выявлять причинно-следственные связи при анализе явлений; использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы эволюции и становления человека. Практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т.д.,а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Знать о использовании человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.). Практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

На повышенном уровне учащиеся должны: На повышенном уровне учащиеся должны: первых русских эволюционистов, труды Ж. Кювье и Ж. Де Сент-Илера; давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма; место человека в системе органического мира, признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных; стадии эволюции человека; ведущую роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человека.; дополнительные сведения о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека; давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма»; знать дополнительные сведения о происхождении и основных этапах эволюции жизни; составлять и анализировать схемы эволюционного развития растений и животных; выявлять причинно-следственные связи при анализе явлений проблемы рационального природопользования и охрану природы; меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование; антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе).


Перечень литературы и средств обучения биологии в 10-11 классах

Основная учебная литература для учащихся:

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В.,  - Общая биология. 10 класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М.,  Вентана - Граф, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В.,  - Общая биология. 11 класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М.,  Вентана - Граф, 2010.
  3. Общая биология. Учебник для 10- 11 классов / Под редакцией акад. Д.К. Беляева, проф. Д.М. Дымшица, М., Просвещение, 20010.

Дополнительная  учебная литература для учащихся

  1. Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 2007.
  2. Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 2009.
  3. Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака,  М., Просвещение, 2008.
  4. ЕГЭ. Биология.  КИМы. 2004-2013 годы.

Основная учебная литература для учителя:

  1. Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования:  Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007 (Современное образование).
  2. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования:  Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007, стр.105-115, (Современное образование).
  3. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования:  Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2007, стр. 31-35, (Современное образование).
  4. Программа по биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней (полной) школе. Авторы: И. Н. Пономарева, Л.П. Анастасова, О. А. Корнилова, Л.В. Симонова, В. С. Кучменко (Сборник «Общая биология. Программы. 10-11 класс». / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М. «Вентана - Граф», 2006, стр. 8- 15);
  5. Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под редакцией проф. И.Н. Пономаревой (базовый уровень)  при планировании изучения предмета 1 час в неделю.

Дополнительная учебная литература для учителя:

  1. Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М., Аквариум, 1992
  2. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Библиотека учителя биологии. М., Просвещение, 1984
  3. Бондаренко И.А.- Тесты по общей биологии. Саратов, «Лицей», 1999
  4. Трошин А.С., Трошина В.П. Физиология клетки. М., Просвещение, 1979
  5. Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности?» (авт. И.В. Зверева), Волгоград, Корифей, 2005
  6. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по генетике, М., Просвещение, 1979
  7. Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. - Биология  в экзаменационных вопросах и ответах. М., Айрис- Пресс, 2001
  8. Мухамеджанов И.Р. - Тесты. Зачеты. Блиц-опросы. Биология. 10-11 классы. М., «ВАКО», 2006
  9. Шалапенюк Е.С., Камлюк Л., Лисов Н. -  Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы, М., Айрис – Пресс, 2007.
  10. Пименов А.В. - Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
  11. Вахрушев А.А., Ловягин С.Н. и др. - Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Биология, М., БАЛАСС, 2005.
  12. Раймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1997.
  13. ЕГЭ. Биология.  КИМы. 2004-2007 годы.
  14. Научно – методические журналы «Биология в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии, 10 класс (1 час в неделю)

Рабочая программа по курсу биологии, 10 класс разработана на основе Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) (авторы И.Б. Агафонова, В.И. Сивогла...

Рабочая программа по биологии для 6 класса (Трайтак) (1 час в неделю и на 1,5 часа в неделю)

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений изучение курса биологии пре­дусмотрено: в 6-м классе — раздел «Растения, бактерии, грибы, лишайники» (35 часов в...

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии Уровень образования (класс): основное общее ( 6 класс) Количество часов: 34 часа 1 раз в неделю Учитель: Савинкова О.В.

  Рабочая программа  составлена на основе «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторской программы «Биология. Живой ...