Рабочая программа по биологии в 6 классе
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии в 6 классе для общеобразовательных школ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии в 6 классе для общеобразовательных школ | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии в 6 классе
Пояснительная записка
Программа основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): базовый стандарт
Объём часов: 1 час в неделю, в год 35 часов
Количество часов федерального компонента: нет
Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет
Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: нет
Для каких обучающихся составлена: общеобразовательные классы.
Характеристика особенностей программы:
Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природа. Неживая и живая» В.М.Пакуловой. Программа по биологии для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.
В 6 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Цель и задачи курса:
Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.
Образовательные: овладение системой комплексных знаний о многообразии живых организмов и принципах их классификации.
Развивающие: развивать умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Воспитательные: воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Формирование активной жизненной позиции путём включения учащихся в решении доступных для них проблем окружающей природной среды.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:
Учащиеся должны знать:
- строение и функции клетки;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
- сведения о таксономических единицах;
- способы размножения бактерий, грибов, растений;
- основные этапы развития растительного мира;
- взаимосвязь растений с факторами среды;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
- основные растения региона, особенности их возделывания.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;
- соблюдать правила поведения в природе;
-работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
Практическая деятельность (какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности). Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.
Планирование составлено на основе:
Программа для общеобразовательных школ.5-11 классы.
М. Дрофа. 2008г. Автор Пасечник В.В.
УМК: 1.Учебник. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Водоросли. 6 класс. Москва. Дрофа. 2007г.
2.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Водоросли. Рабочая тетрадь. 6 класс. Москва. Дрофа. 2006г.
Дополнительная литература
- Ишкина И.Ф. Биология. 6 класс. Поурочные планы. Волгоград. Учитель – АСТ. 2004г.
- Реброва Л.В. Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии. М. Просвещение. 1997г.
- Журнал «Биология в школе» за 2005-2011 г.г.
Основное содержание программы образовательного минимума курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения»
6-й класс
1. Введение. Клеточное строение организмов (6 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями природы. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
2. Царство бактерии и грибы (3 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
3. Царство растения (6 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (9 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы
Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий. Ознакомление с сухими и сочными плодами.
5. Жизнь растений (7 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
6. Природные сообщества (5 ч)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторные работы
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Тематическое планирование по биологии в 6 классе, 35 часов, 1 час в неделю
№ |
Дата |
Тема | Кол-во часов по теме | Наглядность | Повторение изученного | Примечание |
Введение. | 2 | |||||
11 1 | Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. ТБ на уроке биологии. | 1 | ||||
2 | Экскурсия «Многообразие живых организ-мов. Осенние явления в жизни растений». Л.р.№1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» | 1 | ||||
Тема 1. Клеточное строение организмов. | 4 | |||||
3 | Устройство увеличительных приборов. Л.р.№2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы. Рассматривание клеток» | 1 | Табл. «Увеличительные приборы» | Части микроскопа, многообразие организмов | ||
4-5 | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды). Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание ее под микроскопом» | 2 | Табл. «Строение клетки» | Правила пользования микроскопом | ||
6 | Жизнедеятельность клетки. Ткань. | 1 | Работа с микроскопом | |||
| Тема 2. Царство Бактерии и Грибы. | 3 | ||||
7 | Бактерии. | 1 | Табл. «Бактерии» | Царства природы, строение растительной клетки | ||
8 | Грибы. | 1 | Табл. «Грибы» | Строение бактерий | ||
9 | Роль грибов в природе и жизни человека | 1 | Табл. «Шляпочные грибы» | Строение гриба и их роль | ||
Тема 3. Царство Растения. | 6 | |||||
10 | Растения. Ботаника – наука о растениях. Роль в биосфере и их охрана. | 1 | Табл. «Жизненные формы растений» | Многообразие организмов и их роль | ||
11 | Водоросли | 1 | Табл. «Водоросли» | Строение клетки, разнообразие растений | ||
12 | Лишайники | 1 | Табл. «Водоросли», «Лишайники» | Строение и значение водорослей | ||
13 | Мхи, папоротники, хвощи и плауны | 1 | Табл. «Мхи», гербарий, ОК | Водоросли и их значение | ||
14 | Голосеменные | 1 | Табл. «Голосеменные», гербарий | Папоротники, усложнение по сравнению с мхами | ||
15 | Цветковые | 1 | Табл. «Покрытосеменные гербарий | Голосеменные | ||
Тема 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений. | 9 | |||||
16 | Строение семян однодольных и двудольных растений | 1 | Табл. «Строение семян», коллекция «Семена и плоды» | Значение семян, их преимущество перед спорами | ||
17 | Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней | 1 | Табл. «Строение корня и типы корневых систем» | Строение семян однодольных и двудольных растений | ||
18 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. | 1 | Табл. «Побег и почки»,ОК | Строение корня | ||
19 | Строение листа. Видоизменение листьев. | 1 | Табл. «Внешнее строение листа», гербарий | Строение почек, рост и развитие почек | ||
20 | Многообразие стеблей. Видоизмененные побеги | 1 | Табл. «Видоизмененные побеги» | Внешнее строение стебля | ||
21 | Цветок и его строение. Л.р.№4 «Изучение строения цветка» | 1 | Табл. «Строение цветка», гербарий | Части цветка, видоизмененные побеги | ||
22 | Соцветия. Л.р.№5 «Ознакомление с различными видами соцветий» | 1 | Табл. «Соцветия, ОК | Особенности строения цветка | ||
23 | Плоды и их классификация. | 1 | Табл. «Сочные плоды», «Сухие плоды | Типы соцветий, их роль и распознавание соцветий | ||
24 | Распространение плодов и семян. Л.р.№6 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | 1 | Табл. «Распространение плодов и семян» | Значение и классификация плодов | ||
Тема 5. Жизнь растений. | 7 | |||||
25 | Минеральное питание растений | 1 | Химический состав растений | |||
26 | Фотосинтез | 1 | Табл., ОК | Минеральное питание растений. | ||
27 | Дыхание растений | 1 | ОК | Фотосинтез | ||
28 | Испарение воды | 1 | Табл. «Строение листа» | Взаимосвязь дыхания и фотосинтеза | ||
29 | Рост растений. | 1 | Таблица | Дыхание, фотосинтез, испарение воды | ||
30-31 | Размножение растений | 2 | Табл. «Мхи. Папоротники» | Способы размножения растений | ||
Тема 7. Природные сообщества. | 5 | |||||
32 | Основные экологические факторы. Характеристика основных экологических групп растений. Л.р.№7 « Изучение особенностей строения растений различных экологических групп» | 1 | ОК | Признаки класса однодольных | ||
33 | Развитие и смена растительных сообществ. Влияние природной среды на человека. | 1 | ОК | Основные экологические группы растений | ||
34-35 | Административная контрольная работа и ее анализ. | 2 | Гербарий | Знания по всему курсу за 6 класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....