Элективный курс "Экология человека"
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

Материал данного элективного курса рассчитан на учащихся 9 класса и направлен на углубление знаний учащихся по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_ekologiya_cheloveka.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 11 г.Струнино

Программа
элективного курса по экологии

для 9 класса

«ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

(17 часов)

Подготовил: преподаватель химии

Кириллова Ольга Петровна

I квалификационная категория

2012

Пояснительная записка.

Элективный курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 17 часов.

Данный курс  углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии.
Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.

Курс «Экология человека» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы.

Знания, полученные учащимися в процессе изучения материала данного курса окажутся полезными при сдаче ГИА и ЕГЭ.
Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. Программа предусматривает чтение лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции. Курс завершается итоговой конференцией.
Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях, тестирование.

Цель курса: углубление знаний о человеке и  формирование представлений  о месте человека в природе.

Задачи курса:

по окончанию курса учащиеся должны знать:
-место человека в системе живой природы;
-факторы здоровья, что такое здоровье;

-эндемические и природноочаговые заболевания;
-биологические ритмы;
-приспособительную изменчивость человеческих популяций;
-причины изменения природной среды;

учащиеся должны уметь:
-составлять родословную;
-прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;
-определять причины изменения природной среды;
-оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;
-давать эстетическую оценку помещения;
-давать оценку качества окружающей среды своей местности.

Содержание программы.

1.Введение(1ч.)

Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.

2.Здоровье и наследственность(3 ч.)

Место человека в системе живой природы. Этапы и факторы становления человека. Видовые признаки человека. Является ли человек совершенным существом? Наследственность- важный фактор здоровья. Стресс- наследственная реакция адаптации. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний.
Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.»

3.Природная, социальная среда и здоровье.(8 ч.)

Эндемические и природноочаговые заболевания. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные типы людей: полярный(арктический),тропический, аридный, высокогорный. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья. Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека.
Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные основы озеленения интерьера. Оценка качества окружающей среды своей местности.
Практическая работа №2. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения»,
Практическая работа №3 «Оценка качества среды пришкольного участка».

4.Здоровье-профессиональная забота врача и эколога(5 ч.)

Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Профессия эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи.

Экскурсия «Профессия врача».
Экскурсия «Профессия эколога».

Тематическое планирование.

Наименование

тем курса

Всего часов

В том числе

Формы
контроля

лекции

практика

семин.

1

Введение

1

-

1-1

Что такое здоровье? Социальная обусловленность здоровья.

1

0,5

0,5

Лекция

Тест

2

Здоровье и наследственность

3

2-1

Место человека в системе живой природы

1

1

2-2

Наследственность – важный фактор здоровья

1

0,5

0,5

Решение задач

2-3

Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Пр.р. «Составление родословной»

1

1

Выполнение практической работы

3

Природная, социальная среда и здоровье

8

3-1

Эндемические и природноочаговые заболевания

1

1

3-2

Космические факторы здоровья. Биологические ритмы, их устойчивость

1

0,5

0,5

Тест

3-3

 Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах

1

1

3-4

Изменение природной среды под влиянием деятельности человека

1

0,5

0,5

Тест

3-5

«Свалка по имени - Земля»

1

1

3-6

Оценка среды учебных помещений. Санитарно-гигиенические нормы. Пр.р. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения»

1

1

Выполнение практической работы

3-7

Оценка качества среды своей местности Пр.р. «Оценка качества среды пришкольного участка»

1

1

Выполнение практической работы

3-8

 Научные основы озеленения интерьера

1

0,5

0,5

4

Здоровье-профессиональная забота врача и эколога.

3

4-1

Профессия врача

1

1

4-2

Профессия эколога

1

1

4-3

Выдающиеся медики и экологи

1

1

5

 Итоговая конференция

2

Тест

Список использованной литературы.

1.Кузьмин А.М. «Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы земли» М., Наука 1991.
2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
3.Државецкая И.А. основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. –М.: Высшая школа, 1994.
4.Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
5.Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
6.Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы) Н.П. Абаскалова, Новосибирск, 2000.
7.Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. – Минск, 1998.
8.Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
9.Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды/ Сост. Н.Н. Марфенин. М.,1998.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся.

1.Энциклопедия для детей: Биология, география. –М.: Аванта1994.
2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
3. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
4. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
5. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
6.Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Человек и профессия»

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...

Программа элективного курса «Человек и его права»

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса  обществознания.        Проблемы, которые включ...

Элективный курс "Человек и эпоха" для 10 класса

Дополнительный курс литературы...

Элективный курс "Человек и профессия"

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребно­сти и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профи...

Элективный курс"Человек и его здоровье"

         Этот элективный курс направлен на:                                  ...

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

Элективный курс «Человек: психология и профессия»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...