Элективный курс «Человек: психология и профессия»
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направление своей будущей профессиональной деятельности. Необходима психолого – педагогическая поддержка, психолого – педагогическая диагностика.
Данный межпредметный курс знакомит учащихся с многообразием профессий и с теми требованиями, которые предъявляются отдельными группами к личности работающего. Большое место занимают вопросы, задания, упражнения, тесты, призванные помочь учащимся в анализе своих психологических особенностей и профессиональном самоопределении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_msikhologiya_professiya_8kl_planeta.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к факультативному курсу «Человек: психология и профессия»
для учащихся предпрофильного 8 класса
Рабочая программа элективного курса «Человек: психология и профессия» составлена на основе программы элективного курса «Человек: психология и профессия» Т.Ф.Кабановой, А.В. Матвеевой, представленных в сборнике программ предпрофильного обучения элективных курсов. Программы элективных курсов. Биология. 6-9 кл : Предпрофильное обучение: Сборник 1 / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова .- М. : Дрофа, 2007.- 176 с.;
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направление своей будущей профессиональной деятельности. Необходима психолого – педагогическая поддержка, психолого – педагогическая диагностика.
Данный межпредметный курс знакомит учащихся с многообразием профессий и с теми требованиями, которые предъявляются отдельными группами к личности работающего. Большое место занимают вопросы, задания, упражнения, тесты, призванные помочь учащимся в анализе своих психологических особенностей и профессиональном самоопределении.
Цель курса: ориентация учащихся в выборе будущей профессии.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с методами самопознания, самообразования и саморазвития;
- сформировать умение анализировать психологические особенности личности;
- развивать у учащихся творческие способности, умение работать в группе, вести дискуссию.
Основные требования к знаниям и умениям.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- оценивать способности;
- выявлять интересы и склонности;
- анализировать особенности внимания, памяти, воображения, мышления, характера, темперамента;
- составлять программу самовоспитания для подготовки к будущей профессии.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- признаки классификации профессий;
- требование профессии к человеку;
- физиологические основы внимания, характера, темперамента.
Завершается курс итоговым занятием, включающем процедуры рефлексивного осмысления проведенной работы
Курс служит практическим дополнением темы «Высшая нервная деятельность, поведение, психология» по курсу «Биология.Человек.8класс»
Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга ранее изученного материала, способов деятельности и углублении научных знаний.
Ведущие методы:
1) словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
2) наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3Dмоделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
3) частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
4) практический
Формы обучения:
1) коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
2) групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практические, работа с литературой; работа в малых группах.
Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов.
Основные средства обучения:
1) электронные учебные пособия;
2) теоретические материалы в электронном и печатном формате;
3) презентации уроков;
4) видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
5) предметные web-сайты по учебным темам;
6) различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;
Формы контроля:
1) текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
2) тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
3) итоговый контроль
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.
Программа курса включает в себя пояснительную записку, учебно-тематическое планирование занятий по разделам и темам (в часах), содержание, учебно-методическое обеспечение, список литературы.
Большинство занятий проводится в виде лекций, практических работ, тестирование, собеседований с использованием имеющейся наглядности, применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ), помогающих быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся.
Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим ее обсуждением.
Ожидаемый результат: повышение уровня знаний по высшей нервной деятельности человека, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы.
Формы обратной связи:
- Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.
- Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.
- Использование компьютерных программ по биологии.
- Проектные работы
Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется:
- на уроках, во время обсуждений;
- при выполнении практических заданий;
- при выполнении итоговой работы.
Примерный перечень проектов для самостоятельной деятельности:
1.Как развивать внимание?
2. Какие существуют виды памяти?
3. Речевые отклонения
4. Первая сигнальная система человека
5. Физиогномика
6. Проксемика
7.Формы мышления
8.Типология характера, его классификации
Программа курса рассчитана на 17 часов занятий с учащимися 8-9 класса.
Рекомендуемая литература
Программы элективных курсов. Биология. 6-9 кл : Предпрофильное обучение: Сборник 1 / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова .- М. : Дрофа, 2007.- 176 с.;
1.ГазарянС.С. ты выбираешь профессию.м., 1985
2.Климов Е.А. Как выбирать профессию.М., 1991
3.Коломенский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1986.
4.Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием.М., 1986
5. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986
6. Орлов Ю.М. Психология самопознания и самовоспитания характера. М., 1987
7. Платонов К.К. Занимательная психология.М., 1986
8.Селевко Г.К. Найди себя. Изд.2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
9.Селевко Г.К. Научи себя учиться. Изд.2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
http://www.psychologies.ru/tests/samopoznanie/
http://psihology-life.blogspot.ru/
Примерный учебно-тематический план,(17 ч; 0,5 ч в неделю в течение года)
№ | Раздел программы | Всего часов | лекция | практика | семинар | Форма контроля |
1 | Введение | 1 | 1 | собеседование | ||
2 | Интересы и склонности | 2 | 2 | Отчет по пр.работе | ||
3 | Внимание | 2 | 1 | 1 | Собеседование, отчет по пр.работе, проект | |
4 | Память | 2 | 1 | 1 | Собеседование, отчет по пр.работе, проект | |
5 | Мышление | 2 | 2 | Собеседование, отчет по пр.работе, проект | ||
6 | Воображение | 2 | 2 | Собеседование, отчет по пр.работе, проект | ||
7 | Координация движений | 2 | 2 | Собеседование, отчет по пр.работе | ||
8 | Характер | 2 | 1 | 1 | Собеседование, отчет по пр.работе, проект | |
9 | Характеристика профессий- профессиограмма | 1 | 1 | Собеседование, отчет по пр.работе, проект | ||
10 | Обобщение | 1 | 1 | Собеседование, | ||
ВСЕГО | 17 | 3 | 12 | 2 | ||
Примерное поурочно- тематическое планирование курса
«Человек: психология и профессия» 17ч
№ урока | Тема урока | Кол-во ча-сов | Вид занятий | Умения и навыки | ||
лекция | практика | семинар | ||||
1 | Введение. Классификация профессий | 1 | 1 | Уметь определять тип профессии | ||
Раздел 1 Интересы и склонности | 2ч | |||||
2 | Интересы и склонности. Пр.р.Выявление интересов | 1 | Уметь выявлять интересы | |||
3 | Пр.р. Выявление склонностей | 1 | Уметь выявлять склонности | |||
Раздел2 Внимание | 2ч | |||||
4 | Внимание и его свойства | 1 | Формирование понятия «Внимание» | |||
5 | Пр.р.Выявление вида памяти | 1 | Умение выявления видов памяти | |||
Раздел3Память | 2ч | |||||
6 | Память и ее процессы | 1 | Формирование представления о видах памяти | |||
7 | Пр.р. Выявление вида памяти | 1 | Умение выявлять виды памяти | |||
Раздел4 Мышление | 2ч | |||||
8 | Пр.р. Определение вида мышления | 1 | Умение выявлять вид мышления | |||
9 | Пр.р.Выявление умений сравнивать, анализировать, обобщать | 1 | Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать | |||
Раздел5 Воображение | 2ч | |||||
10 | Пр.р. Определение уровня творческого мышления | 1 | Определение уровня творческого мышления | |||
11 | Пр.р. Определение уровня воссоздающего и творческого воображения | 1 | Определение уровня воссоздающего и творческого воображения | |||
Раздел 6 Координация движений | 2ч | |||||
12 | Пр.р. Определение уровня развития координации движения руки | 1 | Определение уровня развития координации движения руки | |||
13 | Пр.р. Определение уровня развития мышечно-суставной чувствительности руки | 1 | Определение уровня развития мышечно-суставной чувствительности руки | |||
Раздел 7 Характер | 2ч | |||||
14 | Характер и его физиологические основы | 1 | Умение объяснять типологию характера | |||
15 | Пр.р. Выявление основных черт характера | 1 | Выявление основных черт характера | |||
Раздел 8 Характеристика профессий- профессиограмма | 1ч | |||||
16 | Характеристика профессий- профессиограмма | 1 | Умение составлять свою профессиограмму | |||
17 | Обобщение | 1ч | 1 | Умение выявлять профессиональные склонности | ||
ВСЕГО | 17 | 3 | 12 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по психологии
Мною разработанный элективный курс по психологии для учащихся 7-9 класса "Познай себя"...
Программа элективного курса «Человек и профессия»
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...
элективный курс по психологии
Название курса "Психология межличностных отношений" Дополняет программу по обществознанию и соответствует новым ФГОС...
Элективный курс "Человек и профессия"
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профи...
Методическая разработка. Программа предметного элективного курса "Человек и природа" (Основы экологии человека) для 9 класса (17 часов)
Программа элективного курса "Человек и природа" (Основы экологии человека)" дополняет знания учащ...
2017 Программа элективного курса "Человек и профессия".
Программа элективного курса "Человек и профессия" в 9-х классах....
Элективный курс "Человек и профессия" 9 класс
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет их интересующая профессия. Он позволяет сделать обосно...