Элективный курс "Человек и профессия"
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_professiya._elektivnyy_kurs.docx | 48.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 136
Рассмотрено:
На заседании ШМО Утверждаю
_______________________________ _______________(Л.Г. Шершнева)
_______________________________ директор МБОУ СОШ № 136
ПРОТОКОЛ №________ приказ №_______________
От ____________________________ От ______________________2012 г.
Руководитель ШМО
__________________/Стазаева О.Г./
Человек и профессия
Элективный курс (предметный)
Учитель: Стазаева Ольга Георгиевна
Екатеринбург
2012
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
При разработке программы использованы элементы элективного курса профориентационной направленности «Человек и профессия»(авторы составители:Л.Н. Боровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина).
Цель:Формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии;
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально- экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
психологические особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиограмма;
профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, виды карьеры;
в личный профессиональный план;
общение;
самооценка;
профпригодность;
компенсация способностей;
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
раскрывать психологические особенности своей личности;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
работать с профессиограммами;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
составлять личный профессиональный план;
проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
обучение через опыт и сотрудничество.
Предполагается использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Программа рассчитана на 35 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
1 четверть: 1час в нед.* 8нед. = 8 часов
2 четверть:1час в нед.* 8нед. = 8 часов
3 четверть:1час в нед.*10 нед.= 10 часов
4 четверть:1час в нед.* 8нед. = 8часов
Резерв 1 час
Учебно-методический комплекс
Методическое, дидактическое обеспечение | Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия»: методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса/авт.-сост.: Л.Н. Боровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина; под редакцией Н.Н. Рождественской. – М.: Глобус, 2007 – (профильная школа); Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт.-сост.: Л.Н. Боровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007 – (профильная школа); Самоопределение учащихся: пособие для учащихся VIII-IXклассов /А.В. Меринков. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 |
Средства, реализуемые с помощью компьютера: | CDЭлектронное сопровождение элективного курса «Человек и профессия». ООО Глобус CD «Технология основных сфер профессиональной деятельности»/ О.Г. Стазаева библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации) презентации по ключевым темам курса; интернет-ресурсы; |
График прохождения программного материала
ТЕМА | Кол-во часов | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | резерв | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядковый номер недели | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | К А Н И К У Л Ы | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | К А Н И К У Л Ы | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | К А Н И К У Л Ы | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |||||||||
Введение. | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технологии основных сфер профессиональной деятельности | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мир профессий | 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные процессы и способности личности | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психология личности | 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профессиональное самоопределение | 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка к будущей карьере | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО | 35 | 8 | 8 | 10 | 8 | 1 |
Тематическое планирование курса «Человек и профессия»
п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
I | Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 |
II | Технологии основных сфер профессиональной деятельности | 3 |
2.1 | Технологии индустриального, агропромышленного производства. Универсальные перспективные технологии | 1 |
2.2 | Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности; в торговле и общественном питании. | 1 |
2.3 | Арттехнологии. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Технология управленческой деятельности. | 1 |
III | Мир профессий | 9 |
3.1 | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда | 1 |
3.2 | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 |
3.3 | Типы профессий. Матрица выбора профессий | 1 |
3.4 | Характеристика профессий типа «человек - человек» | 1 |
3.5 | Характеристика профессий типа «человек - техника» | 1 |
3.6 | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система» | 1 |
3.7 | Характеристика профессий типа «человек - природа» | 1 |
3.8 | Характеристика профессий типа «человек-художественный образ» | 1 |
IV | Познавательные процессы и способности личности | 4 |
4.1 | Память. Внимание | 1 |
4.2 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение | 1 |
4.3 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта | 1 |
4.4 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей | 1 |
V | Психология личности | 6 |
5.1 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка | 2 |
5.2 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды | 2 |
5.3 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | 2 |
VI | Профессиональное самоопределение | 7 |
6.1 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 2 |
6.2 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей | 2 |
6.3 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | 1 |
6.4 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 1 |
6.5 | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии | 1 |
VII | Подготовка к будущей карьере | 2 |
7.1 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования | 2 |
VIII | Обобщение | 2 |
8.1 | Построение личного профессионального плана. Зачёт | 2 |
ИТОГО: | 34 |
Содержание курса «Человек и профессия»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определение понятия «личный профессиональный план»;
роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
перечислять основные разделы программы курса;
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
• о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Технологии основных сфер профессиональной деятельности
Технологии индустриального, агропромышленного производства. Универсальные перспективные технологии. Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности; в торговле и общественном питании.Арттехнологии. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Технология управленческой деятельности.
Учащиеся должны знать:
Сферы трудовой деятельности
Учащиеся должны иметь представление:
Специфику профессиональной деятельности в различных сферах производства.
III. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда:
характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек-техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
выявлять тип своей будущей профессии;
определять свои профессиональные предпочтения;
выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
IV. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «память», «внимание»;
виды памяти и внимания;
качества внимания;
определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
виды мышления;
формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
основные операции мышления;
основные качества мышления;
определение понятия «способности»;
основные виды способностей;
особенности интеллектуальной сферы;
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
называть основные процессы памяти;
перечислять основные виды памяти;
указывать отличительные особенности различных видов памяти;
определять особенности своей памяти;
перечислять основные приемы и методы запоминания;
перечислять основные качества и виды внимания;
объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
определять особенности своего внимания;
объяснять, как происходит познание окружающего мира;
перечислять формы чувственного познания; в перечислять типы мышления;
определять свой преобладающий тип мышления;
называть формы логического мышления и определять их сущность;
перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
определять тип своего интеллекта;
объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей
V. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
типы нервной системы;
типы темперамента;
определение понятия «потребности»;
виды потребностей;
особенности делового общения;
определение понятия «конфликт»;
пути предотвращения и разрешения конфликтов;
особенности своей личности;
определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
называть типы нервной системы и их различия;
определять свой тип нервной системы;
выявлять свой ведущий тип темперамента;
определять наиболее типичные черты своего характера;
исследовать формы проявления характера;
выявлять уровень самооценки;
называть отличительные признаки видов мотивации;
использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
называть различные виды потребностей;
указывать основные признаки делового общения;
перечислять способы разрешения конфликтов;
определять свой уровень конфликтности;
объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
VI. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
виды профпригодности;
компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
называть мотивационные факторы выбора профессии;
называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
о важности решения проблемы выбора профессии.
VII. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VIII. Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
• определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
• провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование элективного курса "Выбирающему профессию юриста"
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1234Центрального административного округа города Москвы...
Программа элективного предмета «Проектирование профессий»
Элективный курс «Проектирование профессии» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он ...
Элективный курс "Выбирающему профессию учителя истории"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, которые уже определились с выбором профессии. Цель. этого курса:содействие самоопределению личности и создание условий для ее реализации...
Элективный курс "Основы профессии гид-переводчик"
Элективный курс рассчитан на 34 часа для 9 класса....
Элективный курс "Выбор профессии"
Реализация идеи профильности ставит учащихся старших классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении дальнейшего образования.Практической ц...
Программа элективного курса "Выбираю профессию юриста"
Программа элективного курса по праву и календарно-тематическое планирование 10 - 11 класс...
Элективный курс "Выбор профессии"
Элективный курс "Выбор профессии", 9 класс...