Элективный курс "Человек и эпоха" для 10 класса
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Элективный курс по литературе
для 10 класса
«Человек и эпоха»,
Разработан Велиевой Н. С, учителем русского языка и литературы
МКОУ сош №6 г. Приволжска Ивановской области
Русь! Куда несешься ты,
Дай ответ…
Не дает ответа…
Н. В. Гоголь
Пояснительная записка.
В настоящее время, когда высокая идеология еще не сформирована, очень важно дать подрастающему поколению нравственные ориентиры, которые тысячелетиями складывались на Руси и которые отражают сущность человеческого бытия.
Научить различать добро и зло, противостоять негативу, стараться изменить к лучшему и себя, и окружающий мир, любить свою страну – это самые важные задачи нашего общества, которые надо реализовывать здесь и сейчас. Это важно для формирования личности, способной к творческой деятельности в любой сфере.
Программа ЭК ставит перед собой цель систематизировать полученные знания по истории и литературе, углубляя их в философском ключе: зачем живет человек, что такое «загадочная русская душа», чем русский менталитет отличается от других, место русской литературы в мировой литературе.
ЭК предполагает , что материал курса станет благодатной почвой для духовного роста учащихся, где каждый сможет заняться самопознанием, увидеть в себе типично русское.
Кроме того, ЭК ставит и практические задачи:
1.Повторение и обобщение изученного по истории и литературе.
2.Знакомство с русской литературой, которая не вошла в школьную программу.
3.Обучение написанию сочинений-рассуждений.
4.Подготовка к ЕГЭ.
Структура ЭК «Человек и эпоха»
1.Личность и история: влияет ли история на личность? | |
Человек глубокой древности – общинный уклад жизни | |
Человек-барин и человек-раб – губительная философия сильных мира сего | |
Человек-борец и человек-холуй – право выбора каждого | |
Человек-христианин и человек-антихрист – извечная борьба добра и зла | |
Человек-интеллигент и человек-хам – проблема воспитания или предначертанность? | |
2.История и личность: влияет ли личность на историю? | |
Князь Владимир Дмитрий Донской Сергий Радонежский Протопоп Аввакум Петр Первый Ломоносов Пугачев Рылеев и Пестель Пушкин Александр Первый Александр Второй Распутин | |
3.Исторические катаклизмы и личность: что формировало русский характер? | |
Язычество Христианство Татаро-монгольское иго Раскол православной церкви Реформы Петра Нашествие Наполеона Восстание декабристов Террористические акции Революция 1905 года Гражданская война Эпоха Сталина Эпоха перестройки | |
4.Что такое «загадочная русская душа»? | |
Кто мы: Европейцы или азиаты? Христиане или язычники? Лентяи или работяги? Ценители прекрасного или разрушители? Патриоты или краснобаи? | |
5.Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет. (А. К. Толстой) | |
Кто виноват? Иван Грозный? Петр Первый? Николай Второй? Ленин? Сталин? Хрущев? Горбачев? Ельцин? | Что делать? Говорят, что люди достойны своего правителя? |
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | час | Содержание | Проблемный вопрос занятия | |
1 | Вводное занятие. Знакомство с ЭК | 1 | Человек древности и человек 20 века: общее и различное | ||
2 | Запад или Восток: через тернии к звездам | 1 | Симбиоз язычества и христианства, европейского и азиатского | «Да, азиаты мы…»? | |
3 | Древнерусская литература – старт для литературы художественно-философской | 1 | Ориентация русской литературы на духовность | Сергий Радонежский и протопоп Аввакум –две стороны одной медали. | |
4 | Цари и холопы. Иван Грозный | 1 | «История государства Российского» Карамзина | Почему власть растлевает и господина, и холопа? | |
5 | Петр Первый и равновеликий Ломоносов | 1 | Тема Петра в русской литературе | Гений и злодейство – две вещи несовместные? | |
6 | Екатерина Вторая и крепостное право | 1 | Лажечников «Ледяной дом» | Человек-борец и человек-холуй – право выбора каждого? | |
7 | Великие бунтари: Радищев и Пугачев | 1 | Чем отличается правда от истины? | ||
8 | Феномен русского народного волеизъявления | 1 | Смута и 1812 год – горькая година. Роль Пожарского и Кутузова. | ||
9 | Попытки воспитания нового человека | 1 | Создание Смольного и Лицея | Каким, по-вашему. Должен быть идеальный человек? | |
10 | Голгофа первых революционеров | 1 | И. Бродская «Поклонник истины святой» | Что лучше: бунт или смирение? | |
11 | Влияние власти на личность | 1 | Николай Первый и Пушкин Трагедия императоров Александров | Какой должна быть власть? | |
12 | Народничество в России | 1 | Горький «Ма-а-аленькая» Короленко «Чудная» | Почему народ никогда не понимал интеллигенцию? | |
13 | Истоки русского праведничества | 1 | Толстой «Отец Сергий» | Кто такие праведники? | |
14 | История маленького человека | 1 | От Пушкина до Зощенко | Кого в России называют маленьким человеком, кого большим человеком? | |
15 | Террор в России | 1 | Достоевский «Бесы» | Можно ли стать счастливым через кровь? | |
16 | Итоги монархического правления в России | 1 | Салтыков –Щедрин «Богатырь» А. К. Толстой «История государства Российского» | ||
17 | Начало нового века – начало новой истории | 1 | Революция 1905 года.начало индивидуализма. | Что лучше: «я» или «мы»? | |
18 | Николай Второй и Григорий Распутин: невозможный альянс | 1 | Э. Радзинский «Распутин» | Почему смерти Распутину желали все? | |
19 | Что такое русское дворянство | 1 | Шишкин «Всех ожидает одна ночь» | Возможен ли кодекс чести дворянина в 21 веке? | |
20 | Гражданская война – раскол общества | 1 | Фурманов «Чапаев», Фадеев «Разгром» | Всегда ли человек сам выбирает свой путь? | |
21 | Жизнь на новый лад | 1 | Раскол русской литературы. Там и здесь: Бунин, С. Черный, Теффи – Д. Бедный, А. Толстой, М. Горький | Человек-интеллигент и человек-хам – проблема воспитания или предначертанность? | |
22 | Лениниана в советской литературе | 1 | Уэллс «Кремлевский мечтатель», Твардовский «Ленин и печник», Полевой «Наш Ленин», Маяковский «В. И. Ленин» | «Большое видится на расстояньи»: взгляд на Ленина из 21 века | |
23 | Культ личности – закономерность 20 века | 1 | Песни и фильмы великих эпох | Говорят, что люди достойны своего правителя? | |
24 | Литература первых пятилеток | 1 | Островский «Как закалялась сталь» | Хорошо ли быть фанатиком? | |
25 | Социализм и фашизм – две мировые системы | 1 | Шолохов «Наука ненависти», Шаламов «На представку», «Одиночный замер» | Почему фашизм неистребим? | |
26 | Русский характер в горниле войны | 1 | Полевой «Русский характер», Кузнецов «Русская бабка», Закруткин «Матерь человеческая» | Почему милосердие выше справедливости? | |
27 | Кто такие диссиденты? | 1 | Искандер «Кролики и удавы» | Один в поле воин? | |
28 | Россия официальная и бардовская | 1 | Высоцкий, Цой, Тальков – трибуны времени | Трудно ли быть поводырем у слепых? | |
29 | «Железный занавес» | 1 | Обзор «возвращенной литературы» | Учится ли народ на своих ошибках? | |
30 | Идеал человека прошлого и настоящего | 1 | Фонвизин «Недоросль» и Толстая «Чистый лист» | Мои достоинства и недостатки | |
31 | Великие тайны 20 века | 1 | Человек меняет время, но и время меняет человека | Смогу ли я сказать свое слово в истории? | |
32 | Толерантная личность в век раздора и подозрительности | 1 | Бродская «Натан и Фекла» В. Солоухин «Однажды в деревне» | Я никогда не буду… | |
33 | Сочинение-эссе «Влияет ли человек на историю?» | 1 | |||
34 | Сочинение-эссе «Кем быть лучше: русским или космополитом?» | 1 |
Основные умения и навыки учащихся:
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия, определения, связанные с историей, культурой, этикой и литературой
- Взаимосвязь истории и русской литературы, отражение её в художественном тексте
Учащиеся должны уметь:
- Анализировать исторические события и художественные произведения
- Давать самостоятельную оценку событиям и людям
- Объяснять роль и значение литературы в историческом процессе
Используемая литература
- Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий – «Искусство», 1991
- Аристова В. В. Древнерусское искусство 12-17 веков – М.: Аир – арт, 2001
- Аронов А. А. Мировая художественная культура. Россия. Конец 19-20 век. – М.: 1999
- Балязин В. Тайны дома Романовых. – М.: «Олма – пресс», 2006
- Бродская И. Поклонник истины святой». – М., «Русский путь», 1999
- Беляков Г. С. Славянская мифология. – М.: Просвещение, 1995
- Бутрумеев В. Всемирная история в лицах. Россия от Рюрика до 1917 года. – М.: «Олма-пресс», 1999
- Волкогонов Д. Триумф и трагедия. – М.: Мир книги, 2005
- Лацис О. Р. Перелом. Опыт прочтения несекретных документов. – М.: изд-во полит.литературы, 1990
- Никитина А. Б. Культура древних цивилизаций. – Раменское: изд-во «Книголюб», 2000
- Рыжов К. Сто великих россиян. – М.: Вече, 2000
- 100 великих загадок 20века (Автор-составитель Н. Н. Непомнящий) – М.: мир книги, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса для 6 класса основы естествознания
по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....
Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)
Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...
Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"
Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...
Элективный курс для 11 класса
Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготов...
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...