Элективный курс "Человек и эпоха" для 10 класса
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Велиева Наталья Сергеевна

Дополнительный курс литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek_chelovek_i_epoha.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Элективный курс по литературе

для 10 класса

«Человек и эпоха»,

Разработан Велиевой Н. С, учителем русского языка и литературы

МКОУ сош №6 г. Приволжска Ивановской области

Русь! Куда несешься ты,

Дай ответ…

Не дает ответа…

                                                                                                             Н. В. Гоголь

                                                      Пояснительная записка.

В настоящее время, когда высокая идеология еще не сформирована, очень важно дать подрастающему поколению нравственные ориентиры, которые тысячелетиями складывались на Руси и которые отражают сущность человеческого бытия.

Научить различать добро и зло, противостоять негативу, стараться изменить к лучшему и себя, и окружающий мир, любить свою страну – это самые важные задачи нашего общества, которые надо реализовывать здесь и сейчас. Это важно для формирования личности, способной к творческой деятельности в любой сфере.

Программа ЭК ставит перед собой цель систематизировать полученные знания по истории и литературе, углубляя их в философском ключе: зачем живет человек, что такое «загадочная русская душа», чем русский менталитет отличается от других, место русской литературы в мировой литературе.

ЭК предполагает , что материал курса станет благодатной почвой для духовного роста учащихся, где каждый сможет заняться самопознанием, увидеть в себе типично русское.

Кроме того, ЭК ставит и практические задачи:

1.Повторение и обобщение изученного по истории и литературе.

2.Знакомство с русской литературой, которая не вошла в школьную программу.

3.Обучение написанию сочинений-рассуждений.

4.Подготовка к ЕГЭ.

                                     

                                           Структура ЭК «Человек и эпоха»

1.Личность и история: влияет ли история на личность?

Человек глубокой древности – общинный уклад жизни

Человек-барин и человек-раб – губительная философия сильных мира сего

Человек-борец и человек-холуй – право выбора каждого

Человек-христианин и человек-антихрист – извечная борьба добра и зла

Человек-интеллигент и человек-хам – проблема воспитания или предначертанность?

2.История и личность: влияет ли личность на историю?

Князь Владимир

Дмитрий Донской

Сергий Радонежский

Протопоп Аввакум

Петр Первый

Ломоносов

Пугачев

Рылеев и Пестель

Пушкин

Александр Первый

Александр Второй

Распутин

3.Исторические катаклизмы и личность: что формировало русский характер?

Язычество

Христианство

Татаро-монгольское иго

Раскол православной церкви

Реформы Петра

Нашествие Наполеона

Восстание декабристов

Террористические акции

Революция 1905 года

Гражданская война

Эпоха Сталина

Эпоха перестройки

4.Что такое «загадочная русская душа»?

Кто мы:

Европейцы или азиаты?

Христиане или язычники?

Лентяи или работяги?

Ценители прекрасного или разрушители?

Патриоты или краснобаи?

5.Послушайте, ребята,

Что вам расскажет дед.

Земля наша богата,

Порядка в ней лишь нет.

(А. К. Толстой)

Кто виноват?

Иван Грозный?

Петр Первый?

Николай Второй?

Ленин?

Сталин?

Хрущев?

Горбачев?

Ельцин?

Что делать?

Говорят,

  что люди

     достойны

         своего

            правителя?

Учебно-тематический план

Тема занятия

час

Содержание

Проблемный вопрос занятия

1

Вводное занятие. Знакомство с ЭК

1

Человек древности и человек 20 века: общее и различное

2

Запад или Восток: через тернии к звездам

1

Симбиоз язычества и христианства, европейского и азиатского

«Да, азиаты мы…»?

3

Древнерусская литература – старт для литературы художественно-философской

1

Ориентация русской литературы на духовность

Сергий Радонежский и протопоп Аввакум –две стороны одной медали.

4

Цари и холопы. Иван Грозный

1

«История государства Российского» Карамзина

Почему власть растлевает и господина, и холопа?

5

Петр Первый и равновеликий Ломоносов

1

Тема Петра в русской литературе

Гений и злодейство – две вещи несовместные?

6

Екатерина Вторая и крепостное право

1

Лажечников «Ледяной дом»

Человек-борец и человек-холуй – право выбора каждого?

7

Великие бунтари: Радищев и Пугачев

1

Чем отличается правда от истины?

8

Феномен русского народного волеизъявления

1

Смута и 1812 год – горькая година. Роль Пожарского и Кутузова.

9

Попытки воспитания нового человека

1

Создание Смольного и Лицея

Каким, по-вашему. Должен быть идеальный человек?

10

Голгофа первых революционеров

1

И. Бродская «Поклонник истины святой»

Что лучше: бунт или смирение?

11

Влияние власти на личность

1

Николай Первый и Пушкин

Трагедия императоров Александров

Какой должна быть власть?

12

Народничество в России

1

Горький «Ма-а-аленькая» Короленко «Чудная»

Почему народ никогда не понимал интеллигенцию?

13

Истоки русского праведничества

1

Толстой «Отец Сергий»

Кто такие праведники?

14

История маленького человека

1

От Пушкина до Зощенко

Кого в России называют маленьким человеком, кого большим человеком?

15

Террор в России

1

Достоевский «Бесы»

Можно ли стать счастливым через кровь?

16

Итоги монархического правления в России

1

Салтыков –Щедрин «Богатырь»

А. К. Толстой «История государства Российского»

17

Начало нового века – начало новой истории

1

Революция 1905 года.начало индивидуализма.

Что лучше: «я» или «мы»?

18

Николай Второй и Григорий Распутин: невозможный альянс

1

Э. Радзинский «Распутин»

Почему смерти Распутину желали все?

19

Что такое русское дворянство

1

Шишкин «Всех ожидает одна ночь»

Возможен ли кодекс чести дворянина в 21 веке?

20

Гражданская война – раскол общества

1

Фурманов «Чапаев», Фадеев «Разгром»

Всегда ли человек сам выбирает свой путь?

21

Жизнь на новый лад

1

Раскол русской литературы. Там и здесь: Бунин, С. Черный, Теффи – Д. Бедный, А. Толстой, М. Горький

Человек-интеллигент и человек-хам – проблема воспитания или предначертанность?

22

Лениниана в советской литературе

1

Уэллс «Кремлевский мечтатель», Твардовский «Ленин и печник», Полевой «Наш Ленин», Маяковский «В. И. Ленин»

«Большое видится на расстояньи»: взгляд на Ленина из 21 века

23

Культ личности – закономерность 20 века

1

Песни и фильмы великих эпох

Говорят,

  что люди

     достойны

         своего

            правителя?

24

Литература первых пятилеток

1

Островский «Как закалялась сталь»

Хорошо ли быть фанатиком?

25

Социализм и фашизм – две мировые системы

1

Шолохов «Наука ненависти», Шаламов «На представку», «Одиночный замер»

Почему фашизм неистребим?

26

Русский характер в горниле войны

1

Полевой «Русский характер», Кузнецов «Русская бабка», Закруткин «Матерь человеческая»

Почему милосердие выше справедливости?

27

Кто такие диссиденты?

1

Искандер «Кролики и удавы»

Один в поле воин?

28

Россия официальная и бардовская

1

Высоцкий, Цой, Тальков – трибуны времени

Трудно ли быть поводырем у слепых?

29

«Железный занавес»

1

Обзор «возвращенной литературы»

Учится ли народ на своих ошибках?

30

Идеал человека прошлого и настоящего

1

Фонвизин «Недоросль» и Толстая «Чистый лист»

Мои достоинства и недостатки

31

Великие тайны 20 века

1

Человек меняет время, но и время меняет человека

Смогу ли я сказать свое слово в истории?

32

Толерантная личность в век раздора и подозрительности

1

Бродская «Натан и Фекла»

В. Солоухин «Однажды в деревне»

Я никогда не буду…

33

Сочинение-эссе «Влияет ли человек на историю?»

1

34

Сочинение-эссе «Кем быть лучше: русским или космополитом?»

1

Основные умения и навыки учащихся:

Учащиеся должны знать:

  1. Основные понятия, определения, связанные  с историей, культурой, этикой  и литературой
  2. Взаимосвязь истории и русской литературы, отражение её в художественном тексте

Учащиеся должны уметь:

  1. Анализировать исторические события и художественные произведения
  2. Давать самостоятельную оценку событиям и людям
  3. Объяснять роль и значение литературы в историческом процессе

Используемая литература

  1. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий – «Искусство», 1991
  2. Аристова В. В. Древнерусское искусство 12-17 веков – М.: Аир – арт, 2001
  3. Аронов А. А. Мировая художественная культура. Россия. Конец 19-20 век. – М.: 1999
  4. Балязин В. Тайны дома Романовых. – М.: «Олма – пресс», 2006
  5. Бродская И. Поклонник истины святой». – М., «Русский путь», 1999
  6. Беляков Г. С. Славянская мифология. – М.: Просвещение, 1995
  7. Бутрумеев В. Всемирная история в лицах. Россия от Рюрика до 1917 года. – М.: «Олма-пресс», 1999
  8. Волкогонов Д. Триумф и трагедия. – М.: Мир книги, 2005
  9. Лацис О. Р. Перелом. Опыт прочтения несекретных документов. – М.: изд-во полит.литературы, 1990
  10. Никитина А. Б. Культура древних цивилизаций. – Раменское: изд-во «Книголюб», 2000
  11. Рыжов К. Сто великих россиян. – М.: Вече, 2000
  12. 100 великих загадок 20века (Автор-составитель Н. Н. Непомнящий) – М.: мир книги, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)

Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...

Элективный курс для 11 класса

Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготов...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...