Конспект урока по программе "Школа 2100": "Сегментированные животные"
план-конспект занятия по биологии (7 класс) по теме
Современный урок по программе "Школа 2100" для 7 класса.
Включает дифференцированные задания, проблемную ситуацию, работу в парах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок на тему: «Сегментированные животные»
Цель урока: научить выявлять взаимосвязь строения и образа жизни на примере кольчатых червей
Задачи:
Образовательные:
- изучить особенности строения кольчатых червей на примере дождевого червя;
- выявить прогрессивные черты развития в строении и жизнедеятельности;
- определить роль сегментации в жизнедеятельности организма
Развивающие:
- продолжить формирование умений решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с учебником
Воспитательные:
- ответственное отношение к выполнению порученных заданий
- воспитывать бережное отношение к природе
Тип урока: комбинированный
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Добрый день. Совсем недавно мы с вами закончили изучение низших многоклеточных животных. Назовите типы животных, которые относятся к данной группе? Для продолжения работы нам необходимо вспомнить их систематическое положение (Приложение 1а и 1в- дифференцированные задания) Теперь вспомним основные моменты в строении низших многоклеточных животных. Открываем учебники на стр.87 и попробуем ответить на вопросы 1.Что является опорой для мышц у низших многоклеточных?
Итак, мы остановились на том, что круглые черви - прогрессивные организмы. Чем ограничен гидроскелет у круглых червей? Какие движения возможны при гидроскелете? Насколько полно будет выполнять транспортную функцию полостная жидкость? Могут ли круглые черви достичь крупных размеров? Какое противоречие вы заметили? Какие вопросы у вас возникли? Какая проблема возникла перед нами? В чем биологический смысл разделения функций между органами? | -Тип Кишечнополостные Тип Плоские черви Тип Круглые черви -1 ученик работает у доски. У остальных на столах задание «Систематика с пробелами» -У кишечнополостных отсутствуют мышцы, движение осуществляется за счет мускульных клеток. У плоских червей кольцевые и продольные мышцы, их опорой служит паренхима (мезодерма+эктодерма), которая располагается в промежутках между органами. У круглых червей продольные мышцы, их опорой служит первичная полость тела, заполненная жидкостью и образующая гидроскелет -Транспорт кислорода и питательных веществ -Гидроскелет ограничен кутикулой, и как следствие – ограниченный рост. -В этом случае возможны незначительные изгибы тела. Полостная жидкость недостаточно быстро и полно переносит питательные вещества и кислород. Крупных размеров круглые черви не достигают. -Прогрессивные признаки ограничивают размер организмов. -Каким образом можно разрешить возникшее противоречие? Какие организмы достигли большего прогресса? Как сделать так, чтобы гидроскелет хорошо выполнял обе функции, опорную и транспортную? |
2.Поиск решения Тема урока: «Сегментированные животные» О ком идет речь в загадке? Он носит поясок, Хотя без рук, без ног В земле живет. Когда ползет, рыхлит ее и удобряет, Так плодородие повышает Дождевой червь относится к типу Кольчатые черви, характеристику которых мы будем заполнять в тетрадях. На ваши столах задания, которые необходимо выполнить в парах (Приложение 2). Помогут в данной работе ваши учебники и наводящие вопросы в заданиях. На выполнение задания-5минут. Далее обсуждение с записью основных моментов в тетрадь. Заданий по пищеварительной системе не было. Как вы думает почему? - После данной характеристики типу кольчатые черви, как ответим на вопрос урока? Домашнее задание | Запись в тетрадях темы урока -0 дождевом черве. Записывают в тетрадях: общая характеристика типа кольчатые черви -Представители типа имеют тело, состоящее из колец- сегментов. 1 задание. -Тело червя состоит из сегментов, одинаковых внешне и внутренне. Каждый сегмент имеет все органы, необходимые для жизни. Формируются сегменты последовательно. Сегментация позволила разрешить проблему роста. Одни сегменты обеспечивают жизнь организма, другие в это время растут и развиваются. 2 задание. - Формируется вторичная полость тела - целом, выполняющая опорную функцию. - Изменений в пищеварительной системе кольчатых червей по сравнению с круглыми и плоскими не произошло: рот-глотка-передний-средний- задний кишечник - анальное отверствие. 3 задание. - Движение осуществляется за счет кольцевых и продольных мышц, у морских еще при помощи конечностей- параподий 4 задание. -Выделительная система представлена метанефридиями (виде воронок), которые в окружающую среду выводят отработанные вещества. 5 задание. --у морских кольчатых червей органы дыхания- жабры, выполняющие функцию газообмена. Жабры располагаются на параподиях, потому что их эффективность зависит от поверхности, соприкасающейся с внешней средой. У почвенных кольчатых червей дыхание происходит всей поверхностью тела. 6 задание. - Первичная полость тела превратилась в кровеносную систему. Она у них замкнутого типа (кровь движется по сосудам). Представлена сосудами (спинной и брюшной) и «сердцами»- утолщениями сосудов между 7-11 члениками. Кровь выполняет функцию переноса кислорода и питательных веществ. 7 задание. -Нервная система представлена окологлоточным нервным кольцом (скопление нервных клеток) и брюшной нервной цепочкой (узлы нервных клеток в каждом членике). Нервная система узлового типа. Необходима для того, чтобы реагировать на изменения окружающей среды. - Из изученных групп животных кольчатые черви являются наиболее прогрессивной группой. Прогрессивности они добились из-за того, что у них появились новые органы и системы органов, между которыми были разделены все функции организма. -параграф 19, зарисовать внутреннее строение дождевого червя и подписать все органы, сделать схему «Три зародышевых листка основа всех органов» |
Предварительный просмотр:
Домен …………
Предварительный просмотр:
Домен …………
Предварительный просмотр:
- Работа с учебником на стр.
Внешнее строение кольчатых червей.
- Почему кольчатые черви получили такое название?
- Сравните сегменты. Каково их строение?
- Как они формируются?
- Какова роль сегментации тела?
- Какие возможности приобретает организм в этом случае?
- Работа с учебником на стр.
Полость тела
- Есть ли полость тела?
- Какого она типа?
- Какую функцию выполняет?
- Работа с учебником на стр.
Движение
- За счет каких структур осуществляется движение?
- Какие мышцы есть у кольчатых червей?
- Работа с учебником на стр.
Выделительная система
- Чем представлена?
- Какую функцию выполняет?
- Работа с учебником на стр.
Дыхательная система
- Чем представлена?
- Присутствуют ли органы дыхания у всех представителей кольчатых червей?
- Какую функцию выполняет?
- Почему у морских кольчецов органы дыхания располагаются на параподиях (органы движения)?
- Работа с учебником на стр.
Кровеносная система
- Из чего образуется кровеносная система?
- Чем представлена кровеносная система кольчатых червей?
- Какого типа кровеносная система?
- Какую функцию она выполняет?
- Работа с учебником на стр.
Нервная система
- Чем представлена нервная система?
- Какого она типа?
- Функция нервной системы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока английского языка по теме "Животные" для 5 класса
Урок с применением компьютерных технологий, причем учащиеся сами могут контролировать процесс введения и тренировки лексики по теме, так как компьютеры по количеству учащихся с загруженными заранее пр...
Конспект урока в 3 классе Закрепление животных
Закрепить с обучающимися названия животных используя песенный материал...
Конспект урока в начальной школе "Домашние животные"
Обучение немецкому языку в начальной школе имеет ряд особенностей. Урок должен сопровождаться наглядным материалом, презентациями, содержать игры и виктрины. Предалаю Вашему вниманию мою разработку ур...
конспект урока на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе при изучении раздела "Писатели о животных"...
Конспект урока биологии "Зоология - наука о животных"
Цель урока: познакомить учащихся с предметом изучения науки зоологии, историей её развития. Установить черты сходства и различия между растениями и животными. Рассказать о средах жизни и местооб...
Конспект урока на тему "Части тела животных"
Конспект урока на тему "Части тела животных" 3 классе по УМК "Spotlight"...
конспект урока в 6 классе "Сохраним животный мир" к учебнику под ред. М.З. Биболетовой
В представленной работе вы найдете конспект урока к 6 разделу учебника М.З. Биболетовой Enjoy English 5-6. Урок ...