Рабочая программа по учебному курсу биологии "Человек и его здоровье".
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Судницына Галина Владимировна

Программа разработана по линии УМК Трайтак Д.И., Рохлов В.С., Трофимов С.В. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_anatomii.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Спасская средняя общеобразовательная школа

 

Рабочая  программа

по  биологии

в общеобразовательном  8а  классе

 УМК линии Трайтака Д.И., В.С.Рохлова, С.Б.Трофимова.

Составила:

учитель  химии  и  биологии

высшей квалификационной категории

                                                                           Судницына Г.

РАССМОТРЕНА

на заседании  МО

учителей биологии

Руководитель МО

__________  _______________

Протокол № ___

                                     2013 г

СОГЛАСОВАНА

Замдиректора по УВР МБОУ Спасская СОШ

_________  _Л.И._Мелёшкина


   ___.     ___.     2013 г

УТВЕРЖДЕНА

Директором  МБОУ Спасская СОШ

_______           В.К. Ефремкин


   ___.    __.       2013 г

2013-2014

Рабочая программа по биологии

Раздел «Человек и его здоровье» (8класс)

УМК линии Трайтака Д.И., В.С.Рохлова, С.Б.Трофимова.

Составитель:  учитель  биологии Судницына Г.В. МОУ СОШ № 1 г.Спасска.

Пояснительная записка 

                                                                                                                                                                    Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования   При составлении материалов учтена последовательность изложения материала в учебнике  Трайтака Д.И В.С.Рохлова, С.Б.Трофимова. «Человек и его здоровье».  В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. Программа рассчитана  на 68-70 часов учебного времени (2 часа в неделю).  Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений. В программе дается распределение материала по разделам и темам. В данной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 ч.) для более широкого использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Цели изучения предмета

-   освоение знаний  о человеке как биосоциальном существе;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;

-  воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

-  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Контроль уровня обученности

ТЕМА

Количество часов

1

Строение организма человека.

1

2

Нервная система.

1

3

Органы внутренней секреции. Органы чувств.

1

4

Опора и движение.

1

5

Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфоотток

1

6

Пищеварение.

1

7

Обмен веществ и превращение энергии.

1

8

Выделение. Дыхание.

1

9

Итоговое тестирование.

1

Перечень практических работ:

1.Строение животной клетки.

           2. Изучение микроскопического строения тканей

           3. Изучение строения головного мозга.

           4. Изучение внешнего вида отдельных костей.

           5. Изучение микроскопического строения крови.

           6. Изучение строения сердца.

           7. Лёгочный объём, ЖЗЛ.

           8. Составление пищевого рациона

ЧЕЛОВЕК  И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (68часов )

Место человека в системе органического мира. (2ч)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Демонстрации: 

Сходство человека и животных

Строение организма человека. (6ч.)

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Клетка – структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека.

Демонстрации: 

Строение и разнообразие клеток организма человека

Ткани организма человека

Органы и системы органов организма человека

практические работы

Пр/ р1 Строение животной клетки

Пр/р 2.Изучение микроскопического строения тканей

Нервная система. (11ч.)

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Демонстрации: Нервная система

Железы внешней и внутренней секреции

Практическая  работа

Пр/р 3.Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

Органы чувств. (5ч.)

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Органы мышечного и кожного чувства, обоняние и вкус.

Демонстрации: 

Анализаторы

Поведение. (6ч.)

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,  переутомление.

Покровы тела. (2ч.)

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Демонстрации: 

Строение кожи

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях

Опора и движение. (7ч.)

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Демонстрации: 

Строение опорно-двигательной системы

Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы

Практическая  работа

Пр/ р4  Изучение внешнего вида отдельных костей

Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфоотток (8ч.)

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость. Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Демонстрации: 

Состав крови

Группы крови

Кровеносная система

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях

Лимфатическая система

Лабораторные и практические работы

Пр/р 5.Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты

крови человека и лягушки)

Пр/ р №6 Изучение строения сердца 

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Дыхание. (3ч.)

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ.  Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Демонстрации: 

Система органов дыхания

Механизм вдоха и выдоха

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении  утопающего

Практическая  работа

Пр/р №7 Лёгочный объём, ЖЕЛ

Пищеварение. (5ч.)

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Демонстрации: 

Пищеварительная система

Обмен веществ и превращение энергии. (6ч.)

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков,  углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище.  Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Практическая  работа

Пр/ р8 Составление пищевого рациона.

        Выделение (3ч.)

Выделение.  Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

        Воспроизведение и развитие человека. (2ч.)

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,  регуляция жизнедеятельности организма;
  • особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
  • уметь
  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника необходимую информацию; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Литература и Интернет-ресурсы.

  1. примерная программа основного общего образования по биологии. М. 2004
  2. примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) М.2004
  3. учебник Д.И., В.С.Рохлова, С.Б.Трофимова. М. Мнемозина 2009-2011
  4. http://www.uchportal.ru/load/74   учительский портал
  5. http://www.uroki.net/docxim.htm     поурочные по биологии, программы,  тесты, олимпиады, гос. Стандарты.

       6.  http://standart-2-pokolenia.narod.ru/biologia.html

 7.    www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ  СОШ №16  г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Человек и его здоровье" для 8 класса (по программе В.В.Пасечника)

Рабочая  программа по биологии для 8 класса составлена на  основе  авторской  программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...

Рабочая программа по учебному курсу "Начальный курс. География" /6 класс/

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же     Пример...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу сельскохозяйственный труд 7, 9,10 классы на 2014-2015 учебный год

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых  документов:1. Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года;2. Пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу профессионально-трудовому обучению в 5, 7,8, 9 классах на 2016-2017 учебный год

Программа направлена на формирование правильных эмоционально-социальных навыков в процессе творческой деятельности. Включение детей в художественную деятельность снимает присущие умственно отсталым уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...