РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу профессионально-трудовому обучению в 5, 7,8, 9 классах на 2016-2017 учебный год
календарно-тематическое планирование по технологии на тему
Программа направлена на формирование правильных эмоционально-социальных навыков в процессе творческой деятельности. Включение детей в художественную деятельность снимает присущие умственно отсталым учащимся скованность, неуверенность в себе, напряженность или, наоборот агрессивность, расхлябанность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению, формируются коммуникативные навыки: доброжелательность, сопереживание успеху и неуспеху товарища, взаимопомощи. Профессионально – трудовая подготовка умственно отсталых учащихся базируется на общих принципах обучения, но имеет свои специфические особенности, в частности носит коррекционную направленность. Данная программа предполагает максимальные возможности исправления недостатков, развития обшетрудовых умений и сознательное владение приёмами работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma-trudy_-_2016-2017_uch.god_.doc | 327.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
руководитель МО заместитель директора директор школы
учителей по УЧ приказ №______
______/С.В. Евстратова/ _______/А.В. Слонова/ «__»______2016 год
_____ /_Е.А. Дитц_/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу профессионально-трудовому обучению в 5, 7, 8, 9 классах на 2016-2017 учебный год
Составила С.В. Замятина
учитель трудового обучения
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012года,
2. Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п. Письма МО РФ от 18.09. 2002 г. №29/2331- 6 «Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования России от 10.04.02 №29/2065-п ОУ».
Содержание рабочей программы в 5 - 7 классах направлено на выявление и развитие способностей детей коренной национальности в различных видах национально-прикладного искусства. На уроках ДПИ прививается народная традиция искусства плетения и вышивки бисером, знакомство с работой по выделке шкур, пошиву из меха национальной одежды, обуви, предметов домашнего обихода, работы с сукном.
Включение умственно-отсталых школьников в процесс производства материальных ценностей имеет для учащихся огромное значение. Приобщаясь к труду взрослых, они становятся активнее и ответственнее, более осознанно стремятся к совершенствованию своих профессиональных навыков, благодаря чему повышается уровень овладения профессией и успешно происходит адаптация выпускников в быту и на производстве.
В задачи трудового обучения и воспитания, которые ставит перед учителем программа, входит знакомство и приобщение ребят к истокам национальной народной культуры, национальным традициям, а также знакомство с фольклорными жанрами, поговорками, сказками, пословицами, прибаутками, загадками преданиями. Перед школьниками предстоит раскрыть гармоническое взаимодействие всех поколений в семье и обществе: дети, родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки. Ребята знакомятся с художественными промыслами народов Крайнего Севера, России. На этой основе у ребят формируются приёмы труда и профессиональные навыки и умения, стремление самостоятельно приобретать знания, умения, наблюдать, обобщать и анализировать факты жизни, вести дом, сложное домашнее хозяйство.
Рабочая программа решает и общие задачи трудового воспитания и обучения:
- формирование общей культуры личности: навыки общения, правила этикета;
- социальная адаптация: подготовка к семейной жизни, к выполнению необходимых и доступных видов труда;
- передача традиций народов Крайнего Севера с целью сохранения чистоты национального искусства;
- раскрытие творческих способностей, усиление эстетической направленности уроков труда;
- воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважение к людям труда, бережного отношения к природе, любви к родному краю;
- развитие самоконтроля;
- ознакомление с общими основами и. организационно-экономическими принципами современного производства;
- формирование специальных умений, технологических и элементарных экономических знаний по технологии и изготовлению национальной одежды, обуви, украшений из бисера и т. д.;
- развитие глазомера, тактильных ощущений, обоняния, слуха;
- развитие мелкой мускулатуры кисти рук, моторики.
В 9 классе предусматривается предпрофильное обучение. В большинстве тем предусматривается выполнение различных вариантов изделий, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся с учетом их индивидуальных психофизических особенностей и возможностей.
Повышение качества изделий, выполняемых учащимися, можно добиваться упрощением технологии, работой по готовому крою, применением приспособлений и шаблонов.
В старших классах большое внимание уделяется развитию и расширению представлений учащихся о традиционном народном творчестве. Сравнение различных образцов старинных изделий декоративно - прикладного искусства поможет без изучения законов создания художественного образа сформировать представления учащихся о его целостности и характере.
Система коррекционно-развивающего обучения в 8,9 классах строится на основе тесного сотрудничества учителя с учениками (делового, мотивационного, эмоционального), поиска учителем резервных возможностей ученика.
В рабочую программу допрофессиональной углубленной подготовки в 8,9-м классах включены темы по знакомству тарифно-квалификационных характеристик различных профессий. Программа включает в себя разделы по шитью и декорированию простейших швейных изделий вышивкой и аппликацией, отделке краев изделий ручным и машинным способом, современному дизайну (изготовлению коллажей), изготовлению отделочных деталей к изделиям из бисера, меха, сукна, элементов вышивки русской и национальной одежды.
Актуальность программы
Программа направлена на формирование правильных эмоционально-социальных навыков в процессе творческой деятельности. Включение детей в художественную деятельность снимает присущие умственно отсталым учащимся скованность, неуверенность в себе, напряженность или, наоборот агрессивность, расхлябанность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению, формируются коммуникативные навыки: доброжелательность, сопереживание успеху и неуспеху товарища, взаимопомощи.
Профессионально – трудовая подготовка умственно отсталых учащихся базируется на общих принципах обучения, но имеет свои специфические особенности, в частности носит коррекционную направленность. Данная программа предполагает максимальные возможности исправления недостатков, развития обшетрудовых умений и сознательное владение приёмами работы.
Основные методы работы с учащимися:
словесный - предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов и выражений, принятых в изобразительном искусстве;
наглядный - показ образца изделия, анализ образца, составление плана работы по изготовлению изделия;
практической последовательности — изготовление изделия под руководством учителя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творчески работы.
Используемая литература:
1. Аполозова Л.М . Вышивка бисером . М: Культура, 2009.
2. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. Издательство
« Эксмо – Пресс»
3. Барадуллин В.А.Учителю о народных промыслах.М: Просвещение 2010г
4. Гаразян. С. Прекрасное - своими руками М: Детская литература, 2009.
5. Набигина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев, прутьев коры-М. Мысль, 2010г.
6. А.А.Власова. «Вязание. От умения к мастерству».Изд. «Золотой век»,С-Петербург, 1994г.
7. А. Блондель, С. Деон. «Игрушки – помпоны своими руками» М: Детская литература, 2006г.
8. Н. М.Конышева. «Чудесная мастерская» М: Детская литература, 2005г
Содержание тем учебного курса
5 класс (62 час.)
№ п/п | Тематика | Кол-во часов |
1. | Работа с бисером | 14 |
2. | Вязание на спицах | 14 |
3. | Вышивка | 14 |
4. | Работа с сукном и мехом | 10 |
5. | Вязание крючком | 10 |
7,8 классы (186 час.)
№ п/п | Тематика | Кол-во часов |
1. | Плетение из бисера | 42 |
2. | Работа с сукном и мехом. | 42 |
3. | Вязание на спицах | 60 |
4. | Вязание крючком (час.) | 42 |
9 класс (217час.)
№ п/п | Тематика | Кол-во часов |
1. | Работа с бисером | 49 |
2. | Работа с мехом и сукном | 35 |
3. | Вышивка с использованием бисера, лент и др. материала | 28 |
4. | Вязание на спицах | 49 |
5. | Вязание крючком | 56 |
Календарно-тематическое планирование
5 класс ( 63 часа)
Работа с бисером (14 час).
Тема: Плетение простейшего кулона.
Цели:
Обучающая. Научить детей работать с бисером и леской по схеме учить видеть в работе брак, устранять его.
Воспитывающая. Воспитывать усидчивость, внимательность при выполнении работы. Интерес к выполнению своей работы до конечного результата.
Коррекционная. Развивать мышление при подборе лески и бисера по размеру, по цветовой гамме.
№ | Тема уроков | Виды деятельности | Коррекционная работа | Работа с терминами и понятиями | Диагностика результатов обучения |
1. 2. | Вводное занятие (знакомство с мастерской; с задачами планом работ). История изделия из бисера. Зарисовка узора в тетради | Фронтальный Индивидуальный | Расширять кругозор, пополнять знания детей о традициях и нарядах. Совершенствовать измерительные способности. | Бисер традиции народа, составление орнамента. | Беседа Самостоятельная работа в тетрадях. Устный опрос |
3. 4. | Подбор лески и бисера. Традиции старых мастеров. | Новый материал (объяснение) | Корректировать умение работать по тетради. Развивать гибкость коррекцию пальцев рук. | Цепочка в «крестик», образец связка- (скрещивание лески). | Беседа Фрактальный опрос Самостоятельность в выполнении операции. |
5. 6. | Плетение цепочки по образцу. Поворот лески влево, вправо (Анализ образца) | Комбинированный Комбинированный | Активизировать операционную память. Коррекция формирования мыслительных операций. | Рабочая леска, цепочка в «крестик», связка, | Устный опрос Практическая проверка по выполнению задания. |
7. 8. | Дивный видится узор. Плетение цепочки в «крестик» одного цвета. | Комбинированный | Развивать наглядно-образное мышление. Развивать гибкость коррекцию пальцев рук. | образец, схема | Устный опрос. |
9. 10. | Введение в работу бисера другого цвета. Плетение кулона по образцу. | Комбинированный | Развивать наглядно образное мышление. | Узор. Орнамент. | Практическая проверка по выполнению работ по образцу. |
11. 12. | Составление узоров. Плетение кулона по схеме. | Беседа с комментариями. | Корректировать особенности перехода с одного цвета бисера к другому. | Цветовая гамма. | Самостоятельная работа. |
13. 14. | Способы введения другого бисера в работу. Практическая работа | Активизировать операционную систему. | Операции. |
Вязание на спицах (14 час.)
Тема: Варежки, ремонт вязаных вещей
Цели:
Обучающая. Знакомство с условными обозначениями. Знание схем вязания на основе лицевых и изнаночных петель. Расчет петель на изделие.
Воспитывающая. Воспитывать интерес детей вязанию на спицах. Прививать усидчивость, терпение, терпеливость, доводить начатую работу до конца.
Коррекционная. Активизировать мыслительные способности учеников, умение пользоваться журналам, книгами. Уметь читать условные обозначения. Развивать мышцы пальцев, рук.
№ | Тема уроков | Виды деятельности | Коррекционная работа | Работа с терминами и понятиями | Диагностика результатов обучения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | Основа вязания на спицах. Виды простейших резинок. Расчет и набор петель. Прямое и круговое вязание резинки. История возникновения спиц. Вязание варежки лицевыми петлями. Вязание чулочной вязкой. Техника безопасности при работе с инструментами. Техника безопасности в работе со спицами. Выполнение отверстия для большого пальца. Вязание варежки «чулочной вязкой». Вывязывание мыска варежки. Вязание большого пальца. Выполнение отверстия для пальца.
| Беседа с комментариями. Совместное обсуждение вопросов. Практическая работа Практическая работа Самостоятельная работа по снятию мерок. Практическая работа Практическая работа | Графическая и буквенная запись схем и узоров вязания. Развитие памяти, мышления.
Развивать особенности произвольного и непроизвольного внимания. Активизация речевой деятельности. Развитие правильности выполнения задания и контроль собственных действий. Умение спланировать и объяснить последовательность предстоящих практических действий. | Лицевая, изнаночная петли. Основы вязания, расчет петель. Крайние петли, кромочные ряды, «косички», чулочная вязка. Рабочая нить. Основы вязания. Расчет петель. Мысок.
Чулочная и платочная вязка. | Беседа. Текущий инструктаж. Самостоятельная работа по снятию мерок. Расчет петель, беседа, самостоятельная работа по вязанию резинок. Устный опрос. Анализ практического выполнения работы. Текущий инструктаж. Фронтальный опрос. . Текущий инструктаж. Беседа. Самостоятельная работа. |
III четверть (20 час.)
Вышивка (20 час).
Изделие: Салфетка (двуцветное вышивание)-20 час.
Цели:
Обучающая. Научить детей работать со схемой. Шить шубенки по готовому краю. Прочно и аккуратно сшивать детали швом через край. Уметь пользоваться при шитье наперстком. Уметь ремонтировать меховые изделия.
Воспитывающая. Воспитывать у детей интерес самостоятельно работать со схемой. Прививать усидчивость, терпимость при шитье, умению доводить начатую работу до конца.
Коррекционная: Развивать мышление, умение спланировать и объяснить последовательность предстоящих практических действий.
№ | Тема уроков | Виды деятельности | Коррекционная работа | Работа с терминами и понятиями | Диагностика результатов обучения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Из истории русской вышивки. Из истории западноевропейской вышивки. Знакомство с одеждой народов Севера. Инструменты и приспособления для вышивания. Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. Техника безопасности при работе с инструментами | Беседа с комментариями. Совместное обсуждение вопросов Индивидуальная работа. Совместное обсуждение вопросов | Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Развивать представление о народном хозяйстве в сфере трудовой деятельности к человеку.
Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять профессиональные качества. | Особенности канвы и других материалов для вышивки в строении, плотности, эластичности, структуре, цвете. Работа на образцах. Определение длины нити для шитья. Краевой шов, косой стежок. | Беседа. Фронтальный опрос. Проверочная работа по усвоению соединительных швов. Ориентировка в практическом задании. Устный опрос. Самостоятельность в выполнении операций.
|
7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Увеличение и уменьшение рисунка – Шов «вперед иголку» Практическая работа. Шов «строчка» Практическая работа. Правила в безопасности в работе. Шов «за иголку» «Стебельчатый» шов «Тамбурный шов» и его варианты Узелковое шитье, хардангер, ришелье. Практическая работа на изделиях, выполнение стежков. Техника безопасности в работе с инструментами. Другие виды вышивок, их использование: белая гладь. Практическая работа | Фронтальный Индивидуальный Беседа с комментариями. Совместное обсуждение вопросов Фронтальный Индивидуальный Новый материал (объяснение) Комбинированный Комбинированный | Развивать самостоятельность и аккуратность в работе. Корректировать недостатки. Расширять кругозор, обогащать словарный запас.
Развивать сосредоточенность и объем внимания. Актуализация полученных ранее знаний, умений, навыков. Развитие самостоятельности, выполнение различного рода творческих заданий. Совершенствовать навыки пользоваться правильно инструментами.
Корректировать критичность мышления при самооценке и взаимопроверке работ. | Соединительные швы.
Кожевая ткань, Намеченный контур. хардангер, ришелье эстетический вид Белая гладь. Цветная гладь, ришелье | Беседа. Ориентировка в выполнении практического задания. Устная беседа. Проверочная работа по усвоению приобретенных знаний, умений. Работа по технологической карте. Устная беседа. Практическая проверка по выполнению работ по образцу. Самостоятельная работа. Оценка по конечному результату. |
IV четверть (14час)
Тема: Вязание крючком (14 час.)
Изделие: Прихватка, мочалка
Цели:
1. Обучающая: Учить детей работать крючком. Дать детям краткие сведения об орнаменте, композиции и мотиве национальной аппликации. Учить работать крючком, отрабатывать навыки ручного шитья.
2. Воспитывающая: Воспитывать в детях любовь к национальному искусству. Прививать усидчивость, терпеливость и терпение закончить начатую работу до конца. Воспитывать уважение к труду.
3. Коррекционная: Развивать представление о сувенирах. Способствовать развитию двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц рук развивать двигательную сноровку.
№ | Тема урока | Виды деятельности | Коррекционная работа | Работа с терминами и понятиями | Диагностика результатов обучения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | История возникновения вязания крючком Правила безопасности труда при вязании крючком. Инструменты и материалы. Общие понятия композиции. Основные элементы техники вязания крючком Техника безопасности при вязании крючком. Последовательность и правила зарисовки схем вязания по кругу. Два способа вязания по кругу. Практическая работа. Плотное вязание по кругу. Правила начала и окончания вязания. Техника безопасности при работе в мастерской. Чтение схем. Соединение рядов при вязании по кругу. | Новый материал (объяснение). Фронтальный Индивидуальный Комбинированный Новый материал (объяснение) Комбинированный Комбинированны Справедливо оценивать себя и свои действия. Практическая работа. | Расширять кругозор, пополнять знания детей о традициях, украшениях. Развивать наглядно-образное мышление. Развивать эстетический вкус.
Развивать связную речь при описании проделанной работы. Развивать эстетический вкус. Формирование мыслительных операций. Пополнять знания, память.
Развитие двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук). Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти. | эстетика, воздушная петля План, образец. Копировальная бумага,
Цветовой мозаичный ритм, орнамент, Фольклор, жанр, устное творчество. раппорт Панно, аппликация,
| Беседа. Объяснительно иллюстрированный опрос. Работа в тетрадях. Самоанализ работ. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Текущий инструктаж. Беседа, фронтальный опрос.
Оценка по конечному результату. Устная беседа. Анализ работ. Проверочная работа по усвоению ранее приобретенных знаний, умений. Самостоятельность в работе. Самоанализ работ. |
7,8 класс
I четверть (42 час.)
Плетение из бисера (42 часов.)
Изделие: Изделие (кошелек, украшение) с национальной символикой.
ЦЕЛИ Обучающие. Познакомить с видами и предназначением бисерных изделий у женщин Крайнего Севера, с условными обозначениями, применяемыми в схемах бисерных изделий. Учить учащихся планировать свою работу, составлять технологическую карту по
изготовлению изделия.
Воспитывающие. Воспитывать интерес и прививать любовь к ручным видам труда. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца. Прививать аккуратность, привычку самоконтроля в исполнении работы. Воспитывать бережное отношение к материалу, оборудованию в мастерской.
Коррекционные. Развивать мышление, обогащать словарный запас, корректировать грамматический строй речи.
Корректировать недостатки пространственного воображения, совершенствовать измерительные навыки.
№ п\п | Тема урока | Виды деятельности | Коррекционная работа | Работа с терминами и понятиями | Диагностика результатов обученности |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное занятие. Появление бисера на Севере (беседа). Значение орнамента в изделиях из бисера. Работа с печатными изданиями. Т.Б. в работе с инструментами. Практическая работа. | Беседа с комментариями. Совместное обсуждение вопросов | Развивать кругозор, Обогащать словарный запас. Развивать и мышление и речь при анализе изделий из бисера. Корректировать | Орнамент, узор схема | Устный опрос Устный опрос |
7. 8. 9. 10. 11. 12. | Бисер, материал для творчества. Элементы одежды украшенные бисером. Т.Б. в работе с инструментами. Практическая работа. Композиция и орнамент. Варианты построения орнаментальной полосы. Практическая работа. | Беседа с комментариями. Совместное обсуждение вопросов. Комбинированный | умение пользоваться справочной литературой. Развитие эстетических вкусов Развитие аналитико- синтетических свойств мышления. | Использование в речи терминов, приобретенных на предыдущих уроках. | Устный опрос |
13. 14. 15. 16. 17. 18. | Выбор изделия по книге и другому изданию. Появление бисера на севере. Орнамент. Появление орнамента. Значение орнамента в изделиях из бисера. Составление схемы бисерного украшения. | Совместное обсуждение вопросов Комбинированный | Обогащение словарного запаса. Развитие вербальной памяти. Совершенствовать глазомер. Развитие памяти. Коррекция критичности мышления при оценке | Композиция, орнаментальная полоса | |
19. 20. 21. 22. 23. 24. | Самостоятельный подбор лески и бисера для выполнения предстоящей работы. Правила безопасной работы. Виды орнамента по способу расположения и мотивам. Практическая работа. Составление плана работы в коллективной работе. Правила правильной посадки при плетении бисером. | Беседа с комментариями. Совместное обсуждение вопросов | своей работы. Коррекция операционной памяти. Развитие связной речи при описании своей работы. Развивать наглядно — образное мышление.
Коррекция умений применять полученные знания на практике. | Гайтан Цветовая гамма | Словарный диктант. Устный опрос |
25. 26. 27. 28. 29. 30. | Представление о цветовой гамме. Плетение деталей для бисерного изделия. Техника выполнения «косого плетения». Правила безопасной работы. Практическая работа. Элементы одежды украшенные бисером. | Результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. Совместное обсуждение вопросов | Корректировать лексический строй речи. Расширять кругозор и обогащать пассивный словарь учащихся. Развивать устойчивость внимания. Развивать аналитические способности мышления | Монтаж изделия | Фронтальный опрос Ориентировка в практическом задании |
31. 32. 33. 34. 35. 36. | Нанизывание бисера в две лески. Правила безопасной работы учащихся. Монтаж деталей кошелька из бисера. Способы соединения деталей кошелька из бисера. Способы украшения кошелька. Правила безопасной работы. Практическая работа. | Результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. Совместное обсуждение вопросов | Развитие сосредоточенности и объема внимания по ходу практического выполнения задания. Корректировать сосредоточенность и устойчивость внимания, настойчивость в достижении цели и ответственность за свою работу. | Подвеска. Виды подвесок. | Словарный диктант. Устный опрос |
37. 38. 39. 40. 41. 42. | Виды подвесок и бахромы. Вшивание замочка в бисерный кошелек. Прочность изготовленного изделия. Практическая работа. Обработка и завершение работы. Анализ готового изделия. Подведение итогов. | Зарисовка в тетради схем. | Корректировать особенности перехода от предметных действий к умственным и наоборот. Корректировать аналитико- синтетические способности мышления. | Украшающие детали. Бюджет времени. | Фронтальный опрос |
II четверть (42 часов)
Работа с сукном и мехом (42 час).
Изделие: Изготовление сувениров из меха, кожи и сукна
Цели: Обучающие. Учить ориентировке в новых ситуациях, критичности и независимости суждений, выборе способов решения задач; обеспечению взаимного контроля, проявлению самоконтроля в учебно-познавательной деятельности учащихся; рациональному использованию времени на каждом этапе при решении поставленных задач;
Воспитывающие. Формирование сознательной дисциплины, наилучшего восприятия, понимания, осмысливания; повышение учебной работоспособности учеников; создание комфорта, способствующего эмоциональному удовлетворению; оказание взаимопомощи, поддержки, коллективизма, формирование гуманистических черт личности.
Коррекционные. Развивать инициативу, самостоятельность в учебно-познавательной деятельности, проявляющейся в мышлении; совершенствовать навыки культуры труда.
№ п\п | Тема урока | Виды деятельности | Коррекционная работа | Работа с терминами и понятиями | Диагностика результатов обученности |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Знакомство с материалами и инструментами, применяемыми в традиционных художественных ремеслах. Принципы безопасной работы и правила соблюдения техники безопасности при работе в мастерской. Знания основных видов и свойств ткани, меха. Подбор сувенирной продукции из печатных изданий. | Беседа с комментариями. Совместное обсуждение вопросов | Развивать кругозор, обогащать словарный запас. Развивать и мышление и речь при анализе изделий из меха. Корректировать умение пользоваться справочной литературой. Развивать кругозор, обогащать словарный запас. | Ремесло, прикладное искусство | Устный опрос |
7. 8. 9. 10. 11. 12. | Разметка выкройки сувенира Виды мехового сырья. Практическое овладение техникой выполнения стачных швов. Подбор меха по цвету и высоте ворса. Т.Б. при работе с инструментами. Способа обработки шкуры. | Результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. Совместное обсуждение вопросов | Развивать и мышление и речь при анализе изделий из меха. Корректировать умение пользоваться справочной литературой. | скребок | Устный опрос |
13. 14. 15. 16. 17. 18. | Выкраивание деталей сувенира. Сочетания меха с тканью. Принципы безопасной работы и правила соблюдения техники безопасности при работе с иглой и ножницами. Подбор кусочков меха для деталей изделия. Практическая работа. Практическая работа. | Зарисовка в тетради схем. | Развивать аналитические способности мышления при сравнении соединительных и краевых швов. | ворс рукодельница | Практическая проверка по выполнению смёточного шва. |
19. 20. 21. 22. 23. 24. | Принципы безопасной работы и правила соблюдения техники безопасности при работе с иглой и ножницами. Сшивание деталей сувенирного изделия. Организация рабочего места. Правила безопасной работы при работе с инструментами. Практическая работа по изготовлению изделия. | Результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. Совместное обсуждение вопросов | Развитие сосредоточенности и объема внимания по ходу практического выполнения задания. Коррекция оперативной памяти. Развивать связную речь при описании операции по вязанию изделия. | деталь выкройка | Словарный диктант. |
25. 26. 27. 28. 29. 30. | Т.Б. при работе с инструментами. Композиция, орнамент, мотив. Сшивание деталей из кожи и сукна. Украшение бытовых вещей. Практическая работа. Практическая работа. | Зарисовка в тетради схем. | Коррекция координации правильной осанки и движения рук при рукоделии. Формирование умений выполнения доступного вида деятельности | Мотив изделия
| Устный опрос |
31. 32. 33. 34. 35. 36. | Практическое овладение техникой выполнения стачных швов. Использование клеевой основы при изготовлении сувенирной продукции. Принципы безопасной работы и правила соблюдения техники безопасности при работе с инструментами. Эстетика при оформлении изделия. Композиция, орнамент, мотив. Особенности пошива детской обуви у северян. | Беседа с комментариями. Совместное обсуждение вопросов | Корректировать чертежные навыки и глазомер. Формировать правильную координацию движения рук при шитье. | подклад Орнаментальная композиция. Боковой узор. | Определение уровня формирования знаний и умений. Оценивание работ. |
37. 38. 39. 40. 41. 42. | Хранение и уход за меховыми изделиями. Правила пользования защитными средствами против вредителей меха. Подвязка для меховой обуви. Виды подвязок (шашкел). Украшение бытовых вещей. Защита своей работы. | Работа с книгой. Беседа с комментариями | Развивать наглядно — образное мышление. Развитие связной речи при описании своей работы. | шашкел | Проверочная работа по усвоению соединительных швов (работа на образцах). |
III четверть (60 час.)
Вязание на спицах (60 час).
Изделие: Жилет с мысообразноым вырезом и орнаментом.
Цели:
Обучающая. Научить детей вязать жилеты с мысообразным вырезом. Уметь самостоятельно строить чертеж будущего изделия. Составлять схему двухцветного орнамента.
Воспитывающая. Воспитывать в детях терпение и терпеливость, усидчивость. Интерес к своей будущей работе. Проходить и выполнять работу творчески.
Коррекционная. Уметь пользоваться своим чертежом. Развитие точности, аккуратности выполняемого изделия. Активизировать формирование мыслительных операций.
№ | Тема уроков | Виды деятельности | Коррекционная работа | Работа с терминами и понятиями | Диагностика результатов обучения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное задание. Вязание - прикладное искусство. Основные мотивы традиционных русских орнаментов вязания. Построение чертежей изделия. Выполнение образца вязки узора, орнамента. Практическая работа. | Беседа с комментариями. Совместное обсуждение вопросов | Пополнять знания о традициях. Развивать наглядно-образное мышление. Самостоятельность работы в тетрадях. Корректировать объем внимания, сосредоточенности. Активизировать операционную память. | Модель. Модельер. Условные обозначения. Основные линии чертежа. Раппорт | Беседа. Устный опрос. Работа в тетрадях. Ориентировка в заданиях по образцу. Проверочная работа. |
7. 8. 9. 10. 11. 12. | Расчет плотности вязки. Вязание правой полочки. Вязание резинки. Практическая работа. Вязание полочки по схеме. Практическая работа. | Обогащать словарный запас. Совершенствовать навыки пользоваться журналами, книгами. Корректировать самостоятельность в работе. | Два вида вязаного полотна: плоское, трубчатое, начальный ряд, рабочая нить. | Фронтальный опрос. Работа с книгой. Практическое повторение. | |
13. 14. 15. 16. 17. 18. | Фольклор, обряды русских посиделок. Вязание правой полочки по схеме. Практическая работа Вязание орнамента. Вязание проймы. Техника безопасности при работе в мастерской. | Работа с книгой. | Расширение кругозора. Пополнять знания о традициях, обрядах. Формировать к познавательному процессу. Коррекция совершенствования профессиональных навыков, умений. | Обряды, крайние петли, передняя, задняя стенки. «бабушкин» способ. | Беседа. Самостоятельность в выполнении действий. Ориентировка в выполнении практического задания. |
19. 20. 21. 22. 23. 24. | Вязание орнаментов народов Севера. Вязание горловины. Вязание плечевого среза. Набор петель на левую полочку. Вязание резинки второй полочки. Техника безопасности при работе в мастерской. | Работа с книгой. Беседа с комментариями. | Развитие духовно-нравственных ценностей. Корректировать объем внимания, сосредоточенности. Корректировать формирование мыслительных операций. | Орнамент: геометрический, растительный, животный. Форма деталей. | Текущий инструктаж. Самостоятельность в выполнении операции. Оценка по конечному результату. |
25. 26. 27. 28. 29. 30. | Основа женского изделия. Вязание левой полочки. Вязание орнамента. Вязание полочки. Вязание проймы. Техника безопасности при работе в мастерской. | Работа с книгой. Беседа с комментариями. | Расширять кругозор, пополнять память, развивать диалогическую речь, коррекция эстетического вкуса. Самостоятельно работать, умение выявлять трудности и находить пути их преодоления. | Закрытый способ вязания. Уменьшение и увеличение петель по ходу вязания. | Работа с журналом. Проверочная работа. Ориентировка в задании по образцу. |
31. 32. 33. 34. 35. 36. | Трубчатое и плоское вязание. Вязание плечевых рядов. Набор петель на спину. Вязание резинки спинки. Вязание спинки по схеме. Практическая работа. | Беседа с комментариями. | Корректировать особенности перехода от предметных действий к умственным. Развивать сосредоточенность и объем внимания по ходу практического выполнения задания. | Лицевая и изнаночная сторона. Форма деталей. | Объяснительно-иллюстрированная беседа. Контрольный срез по теме. Ориентировка в задании по образцу. |
37. 38. 39. 40. 41. 42. | Расчет, убавлений и прибавление петель по наклонным линиям. Вязание спинки. Вязание орнамента по схеме. Словарный диктант. Вязание спинки. Практическая работа. | Совместное обсуждение вопросов | Развивать операционную память. Умение применять полученные знания на практических действиях. Развивать эстетичность, самостоятельность в работе. | Укороченные и удлиненные ряды, последний ряд. Основная нить. | Работа в тетрадях. Самостоятельность в выполнении операций. Проверочная работа по усвоению ранее приобретенных знаний, умений. |
43. 44. 45. 46. 47. 48. | Виды резинок. Уход за вязанными вещами. Вязание спинки. Техника безопасности при работе в мастерской. Вязание орнамента по схеме. Вязание плечевых срезов. Практическая работа. | Работа с текстом. Беседа с комментариями. | Расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь. Совершенствовать навыки пользоваться учебной литературой. Обобщение практических действий. | Скрещенкская, английская, рельефная, простая, канадская. | Словарный диктант по теме. Ориентировка в задании по схеме. Практическое повторение. |
49. 50. 51. 52. 53. 54. | Пряжа для вязания изделий. Оформление вырезов горловины. Вязание спинки. Практическая работа. Вязание горловины. Техника безопасности при работе в мастерской. Соединение спинки с полочками вертикальным трикотажным швом. | Совместное обсуждение вопросов | Развивать аналитические способности мышления при оформлении горловины. Развивать умения, актуализировать приобретенные ранее знания. Коррекция моторики мелких мышц рук, самоконтроль в работе. | Воротник, гольф, круглый воротник, воротник стойка, круглый, мылообразный, квадратный. | Работа по технологическим картам. Самостоятельность выполнения действий. Текущий инструктаж. Самостоятельная работа. |
55. 56. 57. 58. 59. 60. | Форма и вязание рукавов. Вязание планки для проймы. Отделка и вязание горловины. Техника безопасности при работе в мастерской. Уход за вязаными вещами. Защиты своей работы. | Практическая проверка по выполнению задания. Совместное обсуждение вопросов | Корректировать умение самостоятельно работать, умению выявлять трудности в работе, находить пути их преодоления. Коррекция оперативной памяти. Развивать связную речь при описании операции по вязанию изделия. | Плотность вязки, рабочий образец. Простая резинка, чулочная вязка, фантазия, техника вязания. Отпаривание горячим утюгом. | Объяснительно- иллюстрированная беседа. Ориентировка в практическом задании. Тестирование. Оценка по конечному результату. |
VI четверть (42 час.)
Вязание крючком (42 час.)
Изделие: Вязание салфетки.
Цели:
1. Обучающая: Продолжать обучать осваиванию техники ручного вязания, технология художественного оформления изделий. Выполнении расчета количество петель, убавок, прибавок по скругленным линиям.
2. Воспитывающая: Воспитывать усидчивость, терпеливость, умение проявлять свой художественный вкус, фантазию, эстетику при оформлении работ, возможность самовыражения.
3. Коррекционная: Развивать восприятие, пространственное мышление, память. Совершенствовать мелкую моторику движений.
№ | Тема урока | Виды деятельности | Коррекционная работа | Работа с терминами и понятиями | Диагностика результатов обучения |
1 2 3 4 5 6 | Труд и его значение в жизни человека (вводное занятие). Из истории рукоделия. Вязание крючком салфетки. Разбор схемы изделия. Замыкание вязания в круг. Техника прибавок столбика без накида внутри ряда. | Беседа с комментариями. Практическое повторение. | Развивать познавательные интересы. Пополнение знаний, развитие творческих способностей. Развивать операционную память. | Технологические приемы. Фасон, художественный вкус. Графическая схема. | Беседа. Устный опрос. Работа с книгой. Ориентировка в задании. |
7 8 9 10 11 12 | Основные виды пряжи. Выполнение прибавок по расчету. Вязание салфеток по схеме. Положение тела, постановка рук во время вязания. Плотность вязки. Правила безопасного труда. | Инструктаж по технике безопасности. Совместное обсуждение вопросов | Повышение уровня овладения профессиональных навыков в работе с крючком. Коррекция координации правильной осанки и движения рук, памяти и речи. | Нить: шерстяная, полушерстяная, ирис, ромашка, хлопчато- бумажная, капроновая и т.д. | Словарная работа. Самостоятельная работа. |
13 14 15 16 17. 18 | Зарисовка схем и выполнение образцов. Вязание пышных столбиков. Вязание салфетки крючком. Выполнение петли зацепы. Правила безопасного труда. Практическая работа. Практическая работа. | Инструктаж по технике безопасности. Практическое повторение. | Развитие умение правильно спланировать и объяснить последовательность действий. Развивать сосредоточенность и устойчивость внимания. | Технологические приемы. Художественное оформление. Равномерное натяжение рабочей нити. | Работа в тетрадях. Практическая проверка по выполнению задания. Анализ практической работа. |
19 20 21 22 23 24 | Филейное вязание. Экономный расход пряжи. Вязание салфетки крючком. Узоры с применением выпуклых, вогнутых, пышных столбиков. Практическая работа. Правила безопасного труда | Инструктаж по технике безопасности. Практическое повторение. | Развивать мышление, уровень речи. Способствовать формированию умений и навыков технологических процессов. | Стянутое или пышное полотно, наборный ряд. Односторонние и двусторонние вязки. | Пополнение знаний. Ориентировка в практическом задании. Самостоятельность в выполнении операции. |
25 26 27 28 29 30 | Технология вязания: «спираль, листочек, розочка, сережки». Образцы узоров, выполненных крючком. Вязание ажурной салфетки. Стирка изделия. Тепловая обработка изделия. Защита своего изделия. | Беседа с комментариями. Практическая работа. | Развивать умения применять полученные знания на практике, обобщение полученных знаний. Развивать операционную память, самостоятельность в работе. Критичность мышления при оценке работ по конечному результату. | Аппликация, отделка элементы отделки, плотные, ажурные, рельефные узоры. | Фронтальный опрос. Текущий инструктаж. Практическая работа. Оценка по конечному результату. |
31 32 33 34 35 36 | Кружево в традиционном русском костюме. Простейшие виды обвязок изделий. Обвязка носового платка по схеме. Столбики с одним и двумя накидами. Веер из трех и более столбиков. Правила безопасного труда. | Практическая работа. Совместное обсуждение вопросов | Развивать представление о традиционном русском костюме и его украшении. Совершенствовать двигательные навыки при работе с крючком, ножницами. Продолжать работу над коррекцией осанки. | Кружева, технология. Работа с опорными словами. Выпуклый, вогнутый, пышный столбик. | Беседа. Проверочная работа по усвоению ранее приобретенных знаний. Практическое повторение. |
37 38 39 40 41 42 | Применение узоров в изделиях. Выполнение вышивки на носовых платках. Обвязка носовых платков. Тепловая обработка изделия. Правила безопасного труда. Защита своей работы. | Инструктаж по технике безопасности. Практическое повторение. | Развивать и пополнять память, связную речь, умение переходить от умственных действий к предметным. Корректировать недостатки в работе. | Плотные, ажурные, рельефные узоры. Узоры в форме мотивов. | Фронтальный опрос. Практическое повторение. Самостоятельная работа. |
9 класс
I четверть (63 ч.).
Работа с бисером (49 ч.).
Изделие: Плетение нагрудного украшения, плетение жгута-спирали.
Цели:
Обучающая. Познакомить детей с новыми видами плетения. Продолжать обучать работать как по схемам, так и по образцу. Совершенствование профессиональных навыков.
Воспитывающая. Прививать трудолюбие, усидчивости, интерес к работе, аккуратность и эстетичность в оформлении работы.
Коррекционная. Уметь пользоваться книгой, работать по ней. Развивать наглядно-образное мышление. Расширять словарный запас учащихся. Формировать умение работать в коллективе.
№ | Тема уроков | Виды деятельности | Коррекционная работа | Работа с терминами и понятиями | Диагностика результатов обучения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.9. | Вводное занятие. Правила поведения в кабинете трудового обучения. Техника бисероплетения. Подбор узора к плетению нагрудного украшения. Плетение цепочки для будущей работы. Виды украшений их предназначение. Техника безопасности при работе с инструментами. Практическая работа | Беседа с комментариями. Совместное обсуждение вопросов | Корректировать выполняемость действий в процессе работы. Активизировать операционную память.
Обучение индивидуально- познавательному процессу. | Структура цен. Экономические отрешения. Работа по намеченной схеме. Косое плетение «Мозаика», «восьмерка», | Использование словарного метода: беседа, рассказ. Беседа фронтальный опрос Практическая работа Групповой инструктаж. |
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | Плетение нагрудного украшения. Техника безопасности при работе с ножницами. Значение украшений, различных образцов. Свадебные нагрудные украшения у ханты, ненцев. Современный молодежный имидж. Отличие национального украшения от русских украшений. Свойства и формы рабочего материала. Практическая работа. Практическая работа. | Результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. Совместное обсуждение вопросов | Развивать память, пополнять новой информацией. Коррекция оперативной памяти, развитие связной речи. Коррекция познавательного процесса. Развивать наглядно-образное мышление. Активизировать операционную память. Критичность при оценке своих работ. | Стразы симметричная форма. Дисгармония. Насыщенный фон. Колье, ожерелье, подвески, низание, бахрома, схема, эскиз | Групповая беседа. Ориентировка в практическом задании. Устный опрос. Групповая беседа Фронтальный опрос Ориентировка в практическом задании. |
19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. | Зарисовка в тетради схем возможных украшений. Работа по печатному изданию. Техника безопасности при работе с инструментами. Плетение работы по памяти. Гайтанообразное колье. Плетение нагрудного украшения по намеченной схеме. Отделка украшений. Плетение сложных цепочек | Зарисовка в тетради схем. | Коррекция памяти, мышления. Развитие творческого метода, эстетики при выполнении работ.
Коррекция памяти, мышления. Развитие внимания различного рода творческих заданий. | Трубчатая, круглый, стеклярус, бисер. Жемчужные бусы «радужные», бриллиантовые стразы. Объемные украшения. Стягивание бисерного полотна. Оплетание. | Уровень самостоятельности работы в тетради. Объяснительно иллюстрированный опрос. Ориентировка в задании. Беседа, фронтальный опрос. |
28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. | Сведения о различных украшениях. Введение в работу бисера другого цвета. Разветвление шнура «мозаика». Техника безопасности при работе с инструментами. Работа с печатным изданием. Перенос схемы с печатного издания в работу. Виды подвесок на бисерное украшение. Возможность удаления дефектов в изделии. | Результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. | Коррекция индивидуального восприятия до уровня коллективного. Обучение индивидуально- познавательному процессу. Корректировать умение перехода от предметных действий к умственным. | Сложная схема, расширенные полотна. Формирование отрезка. Объемные украшения. | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Оценка по конечному результату. Контрольный срез. |
37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. | Плетение цепочек в «три креста», в «пять крестов». Плетение на шести нитках, лесках. Оформление украшений. Техника безопасности при работе с инструментами. Бисероплетение в других видах декоративно-прикладного искусства. Плетение жгута-спирали. Трудовая дисциплина Плетение жгута-спирали. Практическая работа | Работа с книгой. Беседа с комментариями | Коррекция художественного восприятия. Коррекция художественного вкуса, восприятия. Развитие умению видеть и слышать, умению найти верные слова и ворожения для передачи своих впечатлений. Пополнение знаний, умение применять полученные знания на практике | Ажурная цепочка. Ажурные цепочки. Многоцветная бисерная смесь. Найти верные слова и ворожения для передачи своих впечатлений. | Работа по карточкам. Оценка по конечному результату. Объяснительно иллюстративная беседа. Ориентировка в практическом задании. Контрольный срез по теме. |
46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. | Знакомство с цепочкой «цветочек» Плетение жгута-спирали. Закрепление лески (способы). Плетение жгута - спирали. Оформление украшений. Техника безопасности при работе с инструментами. Практическая работа. Практическая работа. | Результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. Совместное обсуждение вопросов | Обучение методу творческого чтения, познавательному процессу. Закрепление объема внимания, сосредоточенности и его переключаемости. | Жгут, оплетение, «мозаика», замкнутое сплетение. Жгут, имидж, фиксация «замкнутый браслет» | Практическая проверка. Контрольный срез. Самостоятельная работа.
Индивидуальная оценка по конечному результату |
55. 56. 57. 58. 59. | Фиксация лески и приплетание подвесок. Стоимость ручной работы. Правила безопасности на рабочих местах. Краткие сведения о законодательстве. Краткие сведения об охране труда.
| Работа с книгой. Беседа с комментариями | Активизировать операционную память. Привитие самостоятельности, настойчивости, в достижении цели, ответственности за свою работу. | объемное украшение. | Текущий инструктаж, беседа, |
60. 61. 62. 63. | Техника плетения и виды плетения. Плетение подвесок. Вплетение подвесок в работу. Правила безопасности на рабочих местах. Самооценка качества изделий. Защита своей работы.
| Уметь находить решение в конфликтных ситуациях | Развитие связной речи, умение применять правила безопасности на практике. Обобщение полученных знаний, умений при самостоятельной работе. Обучение индивидуально- познавательному процессу. Развитие умению видеть, слышать. | Инструктаж, осанка, законодательство, конституция, кабошон, ожерелье, ажурная цепочка, жгут, спираль, имидж, фиксация. | практическое повторение, устный опрос. Тестирование по теме. Самостоятельность выполнения операций. Индивидуальная оценка по конечному результату. |
II четверть (63 ч.).
Вышивка (63 час).
Изделие: Вышивка картины.
Цели:
Обучающая. Ознакомление с общими основами и организационно – экономическими принципами современного производства, экономических знаний по технологии и формирование ряда экономических понятий.
Воспитывающая. Воспитание любви к труду, к национальному искусству. Передача традиций народов Севера, уважение к людям труда, бережного отношения к природе и её обитателям.
Коррекционная. Социальная адаптация: подготовка к семейной жизни, к выполнению необходимых и доступных видов труда, развитие глазомера, тактильных ощущений, развитие мелкой мускулатуры кисти рук, моторики.
№ | Тема уроков | Виды деятельности | Коррекционная работа | Работа с терминами и понятиями | Диагностика результатов обучения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Вводное занятие. Квалификационная характеристика, нормирование и оплата труда вышивальщицы. История русской национальной вышивки и костюма. Русский костюм Древней, Киевской и Московской Руси. Современный русский костюм и вышивка. Народная одежда и художественная вышивка. Практическая работа Практическая работа | Беседа с комментариями. Совместное обсуждение вопросов | Развитие мышления, пополнение словарного запаса. Формирование творческих способностей. Совершенствование профессиональных навыков. | Народный промысел Композиция Мотив
Стежок | Беседа. Устный опрос. Ориентировка в практическом задании. Беседа. Фронтальный опрос. Устный опрос |
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | Ткани, цвет, основные орнаментальные мотивы, их стилизация. Особенности композиционного построения узоров вышивки повседневной одежде. Расположение орнаментальных композиций праздничной одежде. Характерные виды и формы русского северного костюма. Характерные виды и формы русского южного костюма. Техника безопасности при работе в мастерской. Зарисовка моделей женского костюма с использованием традиций русской национальной одежды | Результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. Совместное обсуждение вопросов | Коррекция эстетической направленности. Социальная адаптация: подготовка к семейной жизни. Формирование специальных навыков, умений. Развитие самоконтроля, глазомера, тактильных ощущений. | Орнаментальные Иглы с двумя гранями, Мотивы Модель костюма разметка | Самостоятельность в выполнении операций. |
19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. | Техника безопасности в работе с инструментами. Общие правила шитья. Инструменты и приспособления для вышивки. Техника безопасной работы. Ткани и нитки для вышивки. Подготовительные операции: увеличение или уменьшен рисунка. Практическая работа. Перевод узора на ткань или изделие. | Справедливо оценивать себя и свои действия. | Формировать правильную осанку, координацию рук.
Закрепление знаний, умений. Развивать сосредоточенность и устойчивость внимания. | Разметка, шаблон, эскиз.
Узоры: геометрический, растительный, центрический, животный. | Текущий инструктаж. Фронтальный опрос. Практическое повторение. Проверочная работа по усвоению ранее пройденных знаний. Тестирование по знакомым темам. Устный опрос. |
28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. | Техника безопасности в работе с инструментами. Практическая работа. Композиция, орнамент, мотив. Украшение бытовых вещей народов Севера. Способы оформления края вышивки. Практическая работа. Практическая работа. | Беседа с комментариями. Совместное обсуждение вопросов | Пополнение знаний, развитие творческих способностей. Приобщение к истокам, любви к народному краю. Привитие трудолюбия, выносливости. | Швы: «косой» «через край». Закрепляющий шов. | Оценка по конечному результату. Проверочная работа по усвоению ранее приобретенных знаний, умений. Самостоятельность в выполнении операций |
37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. | Техника безопасности в работе с иглой, ножницами. Художественно технологические приемы вышивки. Виды инструментов для вышивки. Вышивка на штучных изделиях: воротники и манжеты. Швы и их технология. Вышитые платочки, сумки, игольницы, наволочки и другие изделия декоративно-прикладного характера. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. | Результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. Совместное обсуждение вопросов | Развитие особенностей обобщения и конкретизации. Развивать операционную память. Развитие умения правильно спланировать и объяснить последовательность действий. | Разметка, центр переда, нижний срез, верхний срез, выточка, Гладь Настил в вышивке | Устный опрос, работа по технологической карте. Текущий инструктаж. Тестирование. Проверочная работа по усвоению ранее приобретенных знаний, умений. Оценка по конечному результату. |
46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. | Обработка вышитых изделий: стирка, утюжка, подкрахмаливание. Классификация швов в ручной вышивке. Техника безопасности при работе с инструментами. Виды свободных вышивок. Техника выполнения стежков и строчек, декоративных швов (вперед иголку, строчка, стебельчатый, тамбурный, узелки, гладь). Использование счетной глади в русской вышивке. Вышивка крестом, полукрест; или росписью, счетной гладью. | Беседа с комментариями. Совместное обсуждение вопросов | Рациональное использование меха. Развитие самоконтроля, творческих способностей. Повышение уровня овладевания профессиональных навыков в работе с мехом. Корректировать сосредоточенность внимания. Активизировать оперативную память. | Отделочный материал, шаблон, способы перевода рисунка на ткань «припорох», «на просвет». Использование на уроках терминов и понимание их значимости. Закрепление ранее изученных терминов. | Фронтальный опрос. Устный опрос по хранению и уходу меховых изделий. Самостоятельная работа по пошиву бурок. Беседа. Устный опрос с технологии разметки и выкройки подклада для бурок. |
55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. | Знакомство с основами рыночной экономики. Расчет стоимости вышитых изделий. Выполнение подготовительных операций ручной вышивке. Тренировочные упражнения по выполнению контурных, гладьевых, счетных, сквозных, соединительных и маскировочных стежков и швов. Практическая работа. Понятие о вышитом гобелене. Сквозная или строчевая вышивка. Самоанализ работ. Практическая работа. | Результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. Совместное обсуждение вопросов | Обогащать словарный запас речи. Коррекция координации правильной осанки и движения рук, памяти, речи. Умение слушать, выполнять словесные задания.
Закрепление умений подбирать собственные примеры к изученным правилам. | Рынок сбыта, структура цен. Шаблон. Закрепление ранее изученных терминов. Маскировочный шов. Мережка. Сквозная, строчевая вышивка | Беседа. Работа по техническим картам. Самостоятельная работа. Защита своей работы. Беседа, устный опрос. Ориентировка в выполнении практического задания. Беседа, практическая работа. Самостоятельная работа. |
III четверть (90 час).
Вязание на спицах (90 час.).
Изделие: Ажурная кофточка.
Цели:
Обучающая. Научить детей самостоятельно выбирать модель своей работы. Работать с журналами. Уметь пользоваться схемой и описанием. Учить знать стоимость своей продукции. Прививать усидчивость. Доводить начатую работу до конца.
Воспитывающая. Воспитывать интерес к вязанию спицами, крючком. Прививать аккуратность в работе, эстетический вкус. Воспитывать навыки работы в коллективе, готовность к выполнению трудового задания.
Коррекционная. Активизировать формирование мыслительных операций: сравнение, сопоставление, обобщение. Корректировать точность, аккуратность, навыки самоконтроля. Совершенствовать наглядно-образное мышление.
№ | Тема уроков | Виды деятельности | Коррекционная работа | Работа с терминами и понятиями | Диагностика результатов обучения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Вводное занятие. Вязание ажурной кофты. Технология вязания кофты. Снятие и запись мерок. Построение чертежа. Практическая работа. Изготовление выкройки. Практическая работа. Практическая работа. | Вступать в разговор, участвовать в совместном обсуждении вопросов. | Обогащение и усложнение словарного запаса. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности. | Ажурные, рельефные узоры. Раппорт рисунка. Фасон изделия. Мерка. | Объяснительно-иллюстрированная беседа. Текущий инструктаж. Самостоятельная работа. |
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | Выбор модели и узора кофты. Вязание резинки спинки. Практическая работа. Практическая работа. Техника безопасности в работе Ажур-вязание спинки. Расчет узора по ширине и высоте изделия. Практическая работа. Анализ работ. | Добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками | Развивать эстетический вкус, сосредоточенность при выполнении работ. Пополнять знания, корректировать внятную речь, объем внимания. | Расход пряжи, Образец узоров, выпуклый узор. Модели. | Ориентировка в практическом задании. Практическое повторение. |
19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. | Вязание от умения к мастерству. Производительность труда. Техника выполнения ажурной вязки. Вязание спинки по схеме. Правила выполнения протяжек. Техника безопасности в работе с инструментами. Практическая работа. Практическая работа. | Добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. | Совершенствовать знания о мастерстве вязания. Корректировать особенности перехода от одного вида вязания к другому. Развивать операционную память. | Рукоделие, трудовые навыки, ажуры-отверстия, накиды, образец, схема. | Беседа. Проверочная работа по усвоению ранее приобретенных знаний, умений. Ориентировка в задании по образцу. |
28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. | Модели вязанной одежды. Нормы и расценки. Правила чтения и записи узоров. Вязание спинки. Вязание комбинированных узоров. Практическая работа. Практическая работа. Техника безопасности в работе. Убавление и прибавление петель частичным вязанием. | Чтение условных обозначений с пометкой непонятных слов | Пополнять знания, развивать связную речь. Развивать операционную память. Корректировать самостоятельность в работе. | Эскиз, фасон, расценка, изнаночная вязка за заднюю нитку. Комбинированный узор. | Устный опрос. Беседа. Самостоятельность в выполнении операций. |
37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. | Правила организации трудовой деятельности. Вязание спинки ажурной вязкой. Практическая работа. Практическая работа. Вязание проймы изделия. Практическая работа. Самоанализ работ. Основные экономические понятия. Техника безопасности в работе. | Уметь находить решение в конфликтных ситуациях | Развивать связную речь. Пополнять знания. Формирование мыслительных операций. Развивать понятие о рыночных отношениях. | Частичное вязание, Трудовая деятельность пройма | Фронтальный опрос. Самостоятельность в выполнении операций. Оценка по конечному результату. |
46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. | Пряжа для ажурного вязания. Вязание спинки. Вязание горловины. Практическая работа. Вязание кофты. Практическая работа. Практическая работа. Бросовая нить-назначение, применение. Кромочные петли. | Вступать в разговор, участвовать в совместном обсуждении вопросов | Способствовать запоминанию технологических процессов. Развивать сенсорную сферу учащихся (глазомер, ориентировка в образце и т.д). Расширять кругозор, выполнять память. | Бросовая нить. Кромочные петли. Плечевые срезы. Крайние петли. Полочка. | Текущий инструктаж. Проверочная работа по усвоению знаний, умений. Самостоятельная работа. |
55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. | Вязание плечевых сторон. Практическая работа. Набор петель на левую полочку. Вязание резинки левой полочки. Дефекты в вязаном полотне. Правила безопасности в работе. Вязание резинки левой полочки. Практическая работа. Самоанализ работ. | Чтение условных обозначений с пометкой непонятных слов | Развивать диалогическую речь. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти. Коррекция обобщения при оценке работ. | Дефект. Закрытые петли. Удавление петель. Открытые накиды. | Анализ качества изделий в сравнении с образцом. Текущий инструктаж. Устный отчет о проделанной работе. |
64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. | Вязание резинки левой полочки ажурной вязкой. Вязание открытых накидов. Стиль и композиция в одежде. Элементы отделки. Вязание левой полочки ажурной вязкой. Работа по схеме. Практическая работа. Практическая работа. | Совместное обсуждение вопросов. | Расширять кругозор. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Пополнять память, профессиональные качества. | Стиль, композиция, кромочная петля, образец. симметрия. | Беседа. Работа по технологической карте. Тестирование. |
73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. | Вязание открытых накидов. Ажурные узоры. Закрытые накиды их прибавления. Вязание левой полочки. Вязание проймы. Вязание горловины и плеча. Частичное вязание укороченными рядами. Практическая работа. Практическая работа. | Результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. Совместное обсуждение вопросов | Активизировать формирование мыслительных операций. Сравнение, сопоставление работ своих с образцом. Коррекция высокой степени самостоятельности. | Желаемый способ, прямой накид. Сбрасывание петель. Пройма, частичное вязание. | Работа в тетрадях. Работа с журналом. Контрольный срез. |
82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. | Набор петель на правую полочку. Вязание резинки правой полочки. Правила безопасности работе. Рельефные узоры. Практическая работа. Правила выполнения расчетов, изменяющих ширину детали равномерно. Практическая работа. Анализ работ. Защита своей работы | Чтение условных обозначений с пометкой непонятных слов | Корректировать внутреннюю речь, в умении применять полученные знания на практике. Обучение индивидуально-позновательному процессу. | Закрепление ранее изученных терминов. Свойства вязальной пряжи, расчет. | Самостоятельность в выполнении работ. Текущий инструктаж. Работа в тетрадях. |
IV четверть (63 ч.)
Вязание крючком (49 час.)
Изделие: Вязание салфетки
Цели:
Обучающая. Сообщение систематизированных знаний в области рукоделия. Формирование ряда экономических понятий, закрепление знаний и умений пользоваться журналами.
Воспитывающая. Воспитывать в детях усидчивость и терпимость в работе, трудолюбие и усердие. Прививать навыки точности и аккуратности при выполнении изделия. Воспитывать навыки работы в коллективе.
Коррекционная. Развивать произвольное внимание, увеличивая его объем, устойчивость и сосредоточенность. Расширять словарный запас и корректировать речь детей.
№ | Тема уроков | Виды деятельности | Коррекционная работа | Работа с терминами и понятиями | Диагностика результатов обучения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Вязание салфеток крючком. Выбор основного узора. Чтение и разбор схемы. Подбор ниток и крючка для выполнения изделия. Вязание салфетки по схеме. Правила безопасности работе. Практическая работа. Практическая работа. | Результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. Совместное обсуждение вопросов | Активизировать операционную память. Корректировать умение перехода от предметных действий к умственным. Развитие художественного восприятия. | Вязание по кругу, петля зацепа. Условные обозначения. Обороты нитки. Кольцо из воздушных петель. Столбик соответствующей высоты. | Беседа. Устный опрос, работа с книгой. Ориентировка в выполнении практического задания. |
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | Условные обозначения в вязании крючком. Технология вязания крючком. Вязание салфетки по схеме. Требования по технике безопасности в работе с крючком. Соблюдение требований производственной дисциплины. Вязание салфетки по схеме. Практическая работа. Практическая работа. | Чтение условных обозначений с пометкой непонятных слов | Коррекция памяти, мышления. Обучение индивидуально – познавательному процессу. Развитие индивидуального восприятия до уровня коллективного. | Упрощенная схема, перемещение нити. Замыкание выполненного круга. | Работа с книгой. Письменная работа по опорным словам. Практическое повторение. |
19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. | Плотные и ажурные узоры. Правила безопасности работе. Выполнение пышных столбиков в изделии. Плотные и ажурные узоры. Прибавление и убавление столбиков. Вязание салфетки по схеме. Практическая работа. Практическая работа. Самоанализ работ. | Результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. | Обучение художественному вкусу, Методу творческого чтения, познавательному процессу, умению, применять полученные знания на практике. | Воздушная петля цепочки для подъема или поворота изделия. Веер из нескольких столбиков с накидами. | Самостоятельность в выполнении действий. Работа с журналом. Фронтальный опрос. |
29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. | Ажурное вязание с вытянутой петлей. Узоры прямого вязания и краевые обвязки. Вязание салфетке по схеме. Вязание по кругу. Практическая работа. Правила безопасности работе. Ажурные уголки. Влажно-тепловая обработка изделия. | Чтение условных обозначений с пометкой непонятных слов | Обобщение полученных знаний, умений при самостоятельной работе. Развивать умение видеть, слышать, найти верные слова и выражения для передачи своих умозаключений. | Пышный столбик, вытянутая петля. Прямое вязание, краевые обвязки, столбики с накидами из одной вершины. Повторяющие элементы. | Беседа. Работа в тетрадях. Самостоятельность в выполнении операций. Оценка по конечному результату. |
37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. | Применение узоров в изделиях. Расценки за выполненное изделие. Соблюдение требований производственной дисциплины. Работа с печатными изделиями. Краткие сведения об охране труда. Правила безопасности работе. Практическая работа Практическая работа | Совместное обсуждение вопросов. | Развивать нагляднообразное мышление. Коррекция познавательного процесса. Закреплять полученные знания применять на практике. | Глухая петля. Убавление и прибавление петель. | Беседа. Письменный отчет по опорным словам. Самооценка работ. |
46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. | Вязание пышных столбиков. Вязание салфетки крючком. Правила безопасности работе. Выполнение петли зацепы. Практическая работа. Практическая работа. Устранение дефекта. Техника безопасности в работе с крючком. Рабочее время и время отдыха. Практическая работа. | Справедливо оценивать себя и свои действия. | Развитие творческого метода. Пополнять знания о рыночных отношениях. Коррекция памяти, мышления. Закрепление петли концом рабочей нити. | Эскиз, «Валентина», «Ксюша», «Золушка» и т.д. Закрепление петель. Трудовой кодекс | Устный опрос. Работа в тетрадях. Проверочная работа по усвоению приобретенных ранее знаний. |
56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. | Названия журналов по вязанию и правила пользования ими. Нитки и инструменты используемые для вязания. Вязание правой полочки. Правила безопасности работе. Способ убавок и прибавок петель. Практическая работа. Самооценка своей работы. Анализ работ. | Чтение условных обозначений с пометкой непонятных слов | Коррекция памяти, мышления. Обучение индивидуально – познавательному процессу. Развитие индивидуального восприятия до уровня коллективного. | Упрощенная схема, перемещение нити. Замыкание выполненного круга. | Работа с книгой. Письменная работа по опорным словам. Практическое повторение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)
Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой - 2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования по информатике и ИКТ «Программирование и графика» на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу профессионально-трудовому обучению в 5, 7, 8, 9 классах на 2016-2017 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:1. Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года;2. Пр...
Рабочая программа по биологии для 5, 6, 7,8 и 9 классов на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа учителя биологии и географии на 2016-2017 учебный год....
Тематическое планирование к программе курса “Веселые нотки ” внеурочной деятельности для 6 класса на 2016 – 2017 учебный год
Программа внеурочной деятельности "Веселые нотки" рассчитана на детей 11-12 лет, позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возмо...
ПРОГРАММА курсов внеурочной деятельности Легкая атлетика 5-6 классы на 2016 - 2017 учебный год
Курс разработан на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич (М.: Просвещение 2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 7 КЛАСС.
Данная программа разработана для специальных коррекционных классов....