Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год
календарно-тематическое планирование по обж на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ СОШ №16 г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).
1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).
3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.
При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 11 классах отводится по 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Основными целями изучения курса ОБЖ в МОУ СОШ №16 г. Серпухова являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.
На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:
-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;
-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 5-9-й классы; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;
-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;
-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.
Настоящая рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 5-11-х классах.
Второй уровень обучения ОБЖ реализовывается в 5 – 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):
§ описание источников опасности и их видов;
§ основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;
§ естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;
§ стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;
§ техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;
§ безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;
§ опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;
§ 1 МП и способы ее оказания пострадавшим;
§ опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.
Третий уровень обучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц, получающих среднее (полное) общее образования. Основными темами обязательного минимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются:
§ проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон;
§ последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;
§ формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положений Российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; основные знания и навыки по сохранению своего здоровья, профилактика инфекционных заболеваний и ЗППП;
§ оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях;
§ овладение навыками ЭРП, ИВЛ;
§ ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;
§ изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающие факторы и способов защиты от них;
§ основные руководящие документы в области обороны и службы в РА;
§ обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба;
§ предназначение и структура ВС РФ, их история создания;
§ обязательная и добровольная подготовка к военной службе;
§ постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего (Закон о статусе военнослужащего);
§ начальная военная подготовка в школе и на базе воинской части.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно – тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно – методического обеспечения, список литературы, приложения к программе.
В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.
С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.
Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
-семинары и круглые столы;
-индивидуальные консультации;
-учебные сборы по основам военной службы с учащимися - юношами 10 классов;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Содержание тем учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов:
Основные разделы (модули) тематического плана для 5 класса.
Раздел 1. | Безопасность и защита человека в ЧС | 24 ч. |
Раздел 2. | Гражданская оборона и ее предназначение | 3 ч. |
Раздел 3. | Основы ЗОЖ, медицинских знаний и1МП | 7 ч. |
| Итого: | 34 ч. |
Основные разделы (модули) тематического плана для 6 класса.
Раздел 1. | Безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях | 17 ч. |
Раздел 2. | Гражданская оборона | 2 ч. |
Раздел 3. | Основы медицинских знаний и 1МП | 11 ч. |
Раздел 4. | Основы ЗОЖ | 3 ч. |
| Итого: | 33 ч. + резерв 1 ч. |
Основные разделы (модули) тематического плана для 7 класса.
Раздел 1. | Опасные и ЧС и безопасность человека | 24 ч. |
Раздел 2. | Гражданская оборона – основа защиты населения от опасностей мирного и военного времени | 2 ч. |
Раздел 3. | Основы медицинских знаний и ЗОЖ | 8 ч. |
| Итого: | 34 ч. |
Основные разделы (модули) тематического плана для 8 класса.
Раздел 1. | ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека | 24 ч. |
Раздел 2. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) | 4 ч. |
Раздел 3. | Основы медицинских знаний и ЗОЖ | 6 ч. |
| Итого: | 34 ч. |
Основные разделы (модули) тематического плана для 9 класса.
Раздел 1. | ЧС и жизнедеятельность человека | 13 ч. |
Раздел 2. | Правила безопасного поведения в повседневной жизни | 10 ч. |
Раздел 3. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС | 4 ч. |
Раздел 4. | Всероссийское движение «Школа безопасности» – составная часть подготовки населения к действиям в ЧС (практикум по ОБЖ) | 7 ч. |
| Итого: | 34 ч. |
Основные разделы (модули) тематического плана для 10 класса.
Раздел 1. | Безопасность и защита человека в опасных и ЧС | 19 ч. |
Раздел 2. | Основы медицинских знаний и ЗОЖ | 10 ч. |
Раздел 3. | Основы военной службы | 5 ч. |
Раздел 4. | Начальная военная подготовка в школе | 34 ч. |
| Итого: | 68 ч. |
Основные разделы (модули) тематического плана для 11 класса.
Раздел 1. | Основы военной службы | 27 ч. |
Раздел 2. | Основы медицинских знаний и ЗОЖ | 7 ч. |
| Итого: | 34 ч. |
Контроль качества образования по курсу ОБЖ:
Для 5, 6, 7, 8 классов:
· проведение тестирования по пройденному материалу;
· самостоятельные работы;
· семинары, круглые столы;
· зачеты по практическим вопросам с выходом на природу;
· сообщения учащихся по тематике.
Для 9, 10, 11 классов:
· тестирование (10 класс);
· рефераты и их защита (9, 10, 11 класс);
· самостоятельные работы, семинары (9, 10, 11 класс);
· уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПМП, ЭРП и ИВЛ пострадавшим (9, 11 класс).
Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ.
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
Выпускник должен:
Знать/понимать:
• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,
респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
• пользования бытовыми приборами и инструментами;
• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Дата проведения урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Учебник | Учебно-методическое оснащение |
| Раздел 1. Безопасность и защита человека в ЧС. | 24 |
|
|
| Глава 1. Опасные и ЧС | 2 |
|
|
| Инструктаж: Правила поведения при выбросе, аммиака, разливе ртути, теракте, пожаре. Тема 1.1. Что такое опасные и чрезвычайные ситуации? Главные формулы ОБЖ. Формула безопасности. | 1 | с. 5-11 |
|
| Тема 1.2. Как научиться выявлять и предвидеть опасности. Опасности в городе и поселке. Контрольная работа № 1 «Формулы безопасности». | 1 | с. 11-22 |
|
| Глава 2. Аварийные ситуации в жилище. Безопасность современных жилищ | 5 |
|
|
| Тема 2.1. Опасные ситуации в жилище. Причины их возникновения. | 1 | с. 26-32 |
|
| Тема 2.2. Пожары в жилище. Причины пожаров. | 1 | с. 32-38 |
|
| Тема 2.3. Оповещение и эвакуация при пожаре. Средства тушения пожаров. | 1 | с. 38-44 |
|
| Тема 2.4. Опасные газы. Утечка газа. Опасность угарного газа. | 1 | с. 44-48 |
|
| Тема 2.5. Затопление жилища. Разрушение здания. Тестирование №1 «Опасные ситуации в жилище» | 1 | с. 48-52 |
|
| Глава 3. Безопасность в быту. | 3 |
|
|
| Тема 3.1. Средства бытовой химии и их опасность. | 1 | с. 53-58 |
|
| Тема 3.2. Последствия неправильного использования средств бытовой химии: а) химические ожоги; отравление ядохимикатами; б) отравления продуктами и медикаментами. Тестирование № 2 «Безопасность в быту» |
1
1 |
с. 59-60
с. 61-64 |
|
| Глава 4. Современный транспорт - зона повышенной опасности. | 7 |
|
|
| Тема 4.1. Обязанности пассажиров и пешеходов. | 1 | с. 66-71 |
|
| Тема 4.2. Безопасность в общественном и личном транспорте. | 1 | с. 72-75 |
|
| Тема 4.3. Опасные ситуации в метро и электрике. | 1 | с. 77-79 |
|
| Тема 4.4. Другие опасности на улицах. Толпа. Гололед. | 1 | с. 80-84 |
|
| Тема 4.5. Опасности на воде и водном транспорте. | 1 | с. 89-94 |
|
| Тема 4.6. Опасные ситуации на ж.д. транспорте | 1 | с. 85-88 |
|
| Тема 4.7. Опасные ситуации на воздушном транспорте. Контрольная работа № 2 «Опасные ситуации на транспорте» | 1 | с. 100-103 |
|
| Глава 5. Опасные ситуации криминального (преступного) характера | 3 |
|
|
| Тема 5.1. Как уберечь себя от преступлений. Как защитить свой дом. | 1 | с. 104-111 |
|
| Тема 5.2. Если двери твоей квартиры пытаются открыть. Правило «пяти не» | 1 | с. 111-113 | |
| Тема 5.3. Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах. Тестирование № 3 «Правила поведения в опасных ситуациях криминального характера». | 1 | с. 115-122 |
|
| Глава 6. Опасные ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия | 4 |
|
|
| Тема 6.1. Причины нарушения экологического равновесия. | 1 | с. 125-127 |
|
| Тема 6.2. Загрязнение воздуха | 1 | с. 128-134 |
|
| Тема 6.3. Загрязнения воды, почвы, продуктов. | 1 | с. 136-145 |
|
| Тема 6.4. Другие экологические факторы, влияющие на безопасность человека: а) шум; б) инфразвуки, вибрация, искусственная радиация; в) безопасный компьютер. Контрольная работа № 3 «Загрязнение окружающей среды». | 1 |
с. 146-148 с. 148-150
с. 150-152 |
|
| Раздел 2. ГО и ее предназначение | 3 |
|
|
| Глава 7. Основные понятия о ГО. | 3 |
|
|
| Тема 7.1. Назначение ГО, задачи ГО. | 1 | с. 37, 40-41 |
|
| Тема 7.2. Какие службы защищают население. Оповещение об опасностях. | 1 | с. 22-25 |
|
| Тема 7.3. Сигналы оповещения, установленные в школе. Практические действия учащихся по сигналу «Внимание всем!» Зачёт по теме «Действия учащихся по сигналу «Внимание всем!»
| 1 | Практическое занятие |
|
| Раздел 3. Основы медицинских знаний и 1МП. ОЗОЖ. | 7 |
|
|
| Глава 8. 1МП. Цели и задачи 1МП. | 2 |
|
|
| Тема 8.1. Цели и задачи 1МП. | 1 | Уч. 9 кл. стар. с. 28-29 |
|
| Тема 8.2. Правила оказания 1МП. | 1 | с. 153-155 |
|
| Глава 9. Раны, кровотечения, ожоги. | 3 |
|
|
| Тема 9.1. Раны. Первоначальная обработка ран. | 1 | с. 155-157 |
|
| Тема 9.2. Кровотечения. Остановка кровотечений. Наложение медицинского жгута. | 1 | с. 157-158 с. 159-160 |
|
| Тема 9.3. Ожоги. ПМП при термических и химических ожогах. | 1 | с. 162-168 | |
| Глава 10 Основа здорового образа жизни | 2 |
|
|
| Тема 10.1. Основные составляющие ЗОЖ. | 1 |
|
| Тема. 10.2. Личная гигиена подростка. Контрольная работа №4 «Первая медицинская помощь при травмах. Основы здорового образа жизни» | 1 |
| |
| Итого: | 34 часа |
|
|
Учебно - тематическое планирование по ОБЖ.
Класс: 6.
Преподаватель: Затравкина Е.В.
Количество часов: всего-34, в неделю-1 час.
Плановых контрольных уроков: 4, зачётов- 1,тестов- 3.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебник: ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.:АСТ:Астрель, 2005-2006, [2] с.: ил.(основной учебник).
Дата проведения урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Учебник | Учебно-методическое оснащение |
| Раздел 1. Безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях. | 17 |
|
|
| Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее. | 3 |
|
|
| Инструктаж: Правила поведения при выбросе аммиака, разливе ртути, теракте, пожаре. Тема 1.1. Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? | 1 | с. 6-14 |
|
| Тема 1.2. Факторы, мешающие справляться с экстремальной ситуацией и как их преодолеть. | 1 | с. 10-14, с. 16-20 |
|
| Тема 1.3. Последовательность действия в экстремальной ситуации в природе. Контрольная работа № 1 «Общие правила поведения в опасных и экстремальных ситуациях». | 1 | с. 21-24 |
|
| Глава 2. Смена климатографических условий. | 3 |
|
|
| Тема 2.1. Акклиматизация в условиях жаркого климата и в Северных районах. | 1 | с. 25-28 |
|
| Тема 2.2. Акклиматизация в горной местности. | 1 | с. 28-30 |
|
| Тема 2.3. Общие правила успешной акклиматизации, питьевой и пищевой режимы. Тестирование №1 «Правила успешной акклиматизации» | 1 | с. 31-33 |
|
| Глава 3. Возможности выживания человека в условиях автономного существования в природной среде. | 11 |
|
|
| Тема 3.1. Если ты отстал от группы или заблудился в лесу. | 1 | с. 34-40 |
|
| Тема 3.2. Авария транспортного средства в безлюдной местности. | 1 | с. 41-44 |
|
| Тема 3.3. Способы подачи сигналов бедствия | 1 | с. 44-48 |
|
| Тема 3.4. Ориентирование по компасу, солнцу и часам, звездам. | 1 | с. 48-53 |
|
| Тема 3.5. Ориентирование по местным признакам. Как находить дорогу к жилью? | 1 | с. 54-61 |
|
| Тема 3.6. Устройство временных укрытий. | 1 | с. 62-71 |
|
| Тема 3.7. Добывание огня. Виды костров. | 1 | с. 73-88 |
|
| Тема 3.8. Добывание воды и пищи. Организация питания в ЭС. Съедобные растения и животные. | 1 | с. 89-113 |
|
| Тема 3.9. Личная гигиена. Уход за одеждой и обувью. Профилактика заболеваний. | 1 | с. 116-120 |
|
| Тема 3.10. Как вести себя при встрече с хищными зверями. Правила поведения при переправе через реки, правила передвижения по болотам. | 1 | с. 121-123, 166-167 |
|
| Тема 3.11. Молнии. Их виды. Поражение молнией. Контрольная работа № 2 «Правила выживания в автономных условиях в природе» | 1 | рт. с. 9-11 |
|
|
|
|
|
|
| Раздел 2. Гражданская оборона. | 2 |
|
|
| Глава 4. Становление ГО как системы защиты населения от опасностей мирного и военного времени | 2 |
|
|
| Тема 4.1. Что такое МПВО и ее задачи. | 1 | Р.т. 1 с. 40-41 |
|
| Тема 4.2. Сигналы оповещения в школе. Практические действия учащихся по сигналам «Хим. тревога», «Пожар» Зачёт по теме «Действия учащихся по сигналу «Внимание всем!»
| 1 | Практическое занятие. |
|
| Раздел 3. Основы медицинских знаний и 1МП. | 11 |
|
|
| Глава 5. Общие принципы оказания 1МП | 11 |
|
|
| Тема 5.1. Само и взаимопомощь. Общие принципы оказания 1МП. | 1 | с. 136-139 |
|
| Тема 5.2.Аптечка. Природные лекарственные средства. | 1 | с. 139-141 |
|
| Тема 5.3. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. | 1 | с. 142-144 |
|
| Тема 5.4. Травмы ОДА: - ушибы, растяжения и разрывы связок, вывихи и переломы; | 1 | с. 145-149 |
|
| Тема 5.5. Укусы животных: - укусы насекомых, паукообразных; - укусы змей; - укусы бешеных животных и грызунов. 1МП. |
1 1 1 |
с. 149-154 с. 154-156 с. 156-158 |
|
| Тема 5.6. Отравления, их виды и причины. 1 МП |
1 | с. 158-160 |
|
| Тема 5.7. Тепловые и солнечные удары. Утопления. 1МП. | 1 | с. 162-166 Р.т. 2 с. 33-34 |
|
| Тема 5.8. Заболевание глаз. Удаление инородных тел из глаза, уха, носа. | 1 | с. 167-169 |
|
| Тема 5.9. Переноска пострадавшего без носилок. Зачёт по теме «Основы медицинских знаний и ПМП. | 1 | Практическое занятие |
|
| Раздел 4. ОЗОЖ. | 3 |
|
|
| Глава 6. Здоровье человека – основа жизни ЗОЖ. | 3 |
|
|
| Тема 6.1. Здоровье и его составляющие. Распорядок дня. | 1 | уч. 7 кл. с. 149-155 |
|
| Тема 6.2. Понятие ЗОЖ. Факторы, разрушающие здоровье. | 1 | -//- |
|
| Тема 6.3. Влияние физкультуры на здоровье и ЗОЖ.
| 1 | Р.т. 1 с. 34-35 |
|
| Контрольная работа № 3 «Основы здорового образа жизни» | 1 |
|
|
| Резерв времени | 1 |
|
|
| Итого: | 34 часа |
|
|
Учебно - тематическое планирование по ОБЖ.
Класс: 7.
Преподаватель: Затравкина Е.В.
Количество часов: всего-34, в неделю-1 час.
Плановых контрольных уроков: 4, зачётов- 2 ,тестов- 2.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебник: ОБЖ: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2004- 158 с., [2] с. НОВЫЙ (основной учебник)
Дата проведения урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Учебник | Учебно-методическое оснащение |
| Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека. | 24 |
|
|
| Глава 1. ЧС природного характера и защита населения от их последствий. | 2 |
|
|
| Инструктаж: Правила поведения при выбросе аммиака, разливе ртути, теракте, пожаре. Тема 1.1. ЧС природного происхождения, их классификация. | 1 | с. 6-9 |
|
| Тема 1.2. Защита населения от ЧС природного характера. | 1 | с. 11 |
|
| Глава 2. Наводнения. | 3 |
|
|
| Тема 2.1. Понятие наводнения. Классификация наводнений по причинам возникновения и масштабам наводнения. | 1 | с. 12-18 |
|
| Тема 2.2. Поражающие факторы наводнений. Мероприятия по защите населения от наводнения. | 1 | с. 18-22 |
|
| Тема 2.3. Действия населения при угрозе и во время наводнения. Контрольная работа № 1 «ЧС природного характера. Наводнение». | 1 | с. 22-25 |
|
| Глава 3. Ураганы, бури, смерчи. | 3 |
|
|
| Тема 3.1. Понятие и классификация ураганов, бурь, смерчей; причины их возникновения. | 1 | с. 26-32 |
|
| Тема 3.2. Поражающие факторы У., Б., С., и меры по защите и снижению последствий от них. | 1 | с. 32-36 |
|
| Тема 3.3. Действия населения при угрозе и во время У., Б., С. Контрольная работа №2 «ЧС метеорологического характера «Ураганы, бури, смерчи». | 1 | с. 36-38 |
|
| Глава 4. Землетрясения. | 3 |
|
|
| Тема 4.1. Понятие, причины возникновения и классификация землетрясений. | 1 | с. 39-43 |
|
| Тема 4.2. Основные характеристики землетрясений, их последствия и меры по снижению потерь и ущерба от них. | 1 | с. 43-50 |
|
| Тема 4.3. Действия населения при угрозе и во время землетрясения. Контрольная работа №3 «ЧС геологического характера. Землетрясения» | 1 | с. 50-52 |
|
| Глава 5. Цунами (моретрясения). | 3 |
|
|
| Тема 5.1. Понятие цунами (моретрясения). Причины его возникновения и основные параметры. | 1 | с. 53-58 |
|
| Тема 5.2. Основные поражающие факторы цунами, меры по снижению последствий от него. | 1 | с. 59-61 |
|
| Тема 5.3. Действия населения при угрозе и во время цунами. | 1 | с. 61-63 |
|
| Глава 6. Обвалы, оползни, сели. | 4 |
|
|
| Тема 6.1. Основные понятия обвалы, оползни, сели. Параметры и причины из возникновения. | 1 | с. 64-104 |
|
| Тема 6.2. Поражающие факторы О., О., С. Меры по снижению ущерба от них. | 1 | с.104-106 |
|
| Тема 6.3. Действие населения при проявлении и сходе О., О., С. | 1 | с.106-108 |
|
| Самостоятельная работа по гл. 5,6 | 1 |
|
|
| Глава 7. Лесные и торфяные пожары. | 3 |
|
|
| Тема 7.1. Понятие лесных и торфяных пожаров, их классификация и характеристика. | 1 | с. 109-114 |
|
| Тема 7.2. Причины возникновения, последствия Л. и Т. пожаров, их профилактика. | 1 | с. 115-119 |
|
| Тема 7.3. Правила безопасного поведения во время пожаров и защита от них. Контрольная работа № 4 «Правила поведения при возникновении и во время лесных пожаров» | 1 | с. 120-122 | |
| Глава 8. Криминогенные ситуации и безопасность человека. | 3 |
|
|
| Тема 8.1. Понятие «толпа». Безопасное поведение в толпе. | 1 | с. 131-134 |
|
| Тема 8.2. Как не стать жертвой сексуального домогательства и насилия: - общие принципы и правила поведения; как распознать человека, склонного к половым преступлениям; - специальные рекомендации девушкам-подросткам. Тестирование по теме «Опасные ситуации криминального характера» |
1
1 |
с. 134-138
с. 134-138 |
|
| Раздел 2. ГО – основа защиты населения от опасностей мирного и военного времени. | 2 |
|
|
| Глава 9. Гражданская оборона в школе. | 2 |
|
|
| Тема 9.1. Организация ГО в школе. Обязанности учащихся по ГО. | 1 | Р.т. 1 с. 42-43 |
|
| Тема 9.2. Практические действия учащихся в опасных ситуациях: - сигналы оповещения в школе; - действия по сигналам: «Внимание всем!», «Пожар», «Химическая тревога!».
| 1 | Практические занятия (зачёт) |
|
| Раздел 3. Основы медицинских знаний и ЗОЖ. | 8 |
|
|
| Глава 10. Основы медицинских знаний и 1МП. | 5 |
|
|
| Тема 10.1. Понятие о ранах. Виды ран. 1МП. | 2 | с. 143-145 |
|
| Тема 10.2. Десмургия. Правила наложения повязок. | 1 | с. 145-147 |
|
| Тема 10.3. Переломы. Их виды. 1МП. Зачёт по теме «ПМП при травмах» | 2 | с. 147-149 |
|
| Глава 11. Основы здорового образа жизни. | 3 |
|
|
| Тема 11.1. Понятие ЗОЖ. Факторы, разрушающие здоровье. | 1 | с. 149-155 |
|
| Тема 11.2. Особенности ЗОЖ в период полового созревания. | 1 | с. 155-157 |
|
| Тема 11.3. Личная гигиена подростка. Тестирование по теме «Основы здорового образа жизни» | 1 | Р.т. 2 с. 34-36 |
|
| Итого: | 34 часа |
|
|
|
|
|
|
|
Учебно - тематическое планирование по ОБЖ.
Класс: 8.
Преподаватель: Затравкина Е.В.
Количество часов: всего-34, в неделю-1час.
Плановых контрольных уроков: 4, зачётов -1 ,тестов- 1.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебник: ОБЖ: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2006 - 206, [2] с. (основной учебник).
Дата проведения урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Учебник | Учебно-методическое оснащение |
| Раздел 1. ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека. | 24 |
|
|
| Глава 1. Производственные аварии и катастрофы. | 2 |
|
|
| Инструктаж: правила поведения при выбросе аммиака, разливе ртути, теракте, пожаре. Тема 1.1. Понятие аварии, катастрофы. Основные причины техногенных аварий и катастроф. | 1 | с. 8-14,18-21 |
|
| Тема 1.2. Характеристика основных типов ЧС техногенного характера и их последствий. | 1 | с. 14-18 |
|
| Глава 2. Пожары и взрывы. | 4 |
|
|
| Тема 2.1. Пожары. | 1 | с. 21-32 |
|
| Тема 2.2. Взрывы. | 1 | с. 32-35 |
|
| Тема 2.3. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия от пожаров и взрывов. | 1 | с. 35-43 |
|
| Тема 2.4. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. | 1 | с. 43-46 |
|
| Контрольная работа № 1 «ЧС техногенного характера. Пожары и взрывы». | 1 |
|
|
| Глава 3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ. | 3 | с. 32-35 |
|
| Тема 3.1. АХОВ и ХОО. Характеристика АХОВ и их поражающие факторы. | 1 | с. 46-54 |
|
| Тема 3.2. Возможные последствия при авариях на ХОО и правила поведения населения. | 1 | с. 54-72 |
|
| Тема 3.3. Характеристика очагов поражений АХОВ. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО | 1 | с. 72-75 |
|
| Глава 4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ. | 3 |
|
|
| Тема 4.1. Радиоактивность и РОО. | 1 | с. 79-86 |
|
| Тема 4.2. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Последствия радиационных аварий. | 1 | с. 86-91 |
|
| Тема 4.3. Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Защита от ИИ. Правила поведения населения при авариях на РОО. | 1 | с. 91-96, 96-116, 116-123 |
|
| Контрольная работа № 2 « ЧС техногенного характера: аварии с выбросом химических и радиоактивных веществ». | 1 |
|
|
| Глава 5. Гидродинамические аварии. | 2 |
|
|
| Тема 5.1. Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидротехнических аварий. | 1 | с. 123-130 | |
| Тема 5.2. Последствия гидродинамических аварий, меры по защите от них. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий. | 1 | с. 130-139 |
|
| Глава 6 Нарушение экологического равновесия. | 3 |
|
|
| Тема 6.1. Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. | 1 | с. 139-149 |
|
| Тема 6.2. Загрязнение почв и природных водоисточников. | 1 | с. 149-159 |
|
| Тема 6.3. Понятие о ПДК загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в Росси. | 1 | с. 159-167 |
|
| Контрольная работа №3 «Гидродинамические ситуации. Нарушение экологического равновесия». | 1 |
|
|
| Глава 7. Правила безопасного поведения в криминогенной ситуации. | 4 |
|
|
| Тема 7.1. Основные понятия в уголовной ответственности несовершеннолетних. | 1 | с. 187-191 | УК РФ, гл. 14 |
| Тема 7.2. Как уберечь себя от преступлений?: а) безопасность в общественных местах; как получить помощь со стороны; б) поведение при невозможности избежать силового контакта; самозащита в общественном транспорте; в) самозащита в замкнутом пространстве; особенности схватки на лестнице. Тестирование «Как уберечь себя от преступлений» |
1
1
1 |
с. 191-195
с. 195-198
с. 198-201 |
|
| Раздел 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). | 4 |
|
|
| Глава 8. Единая система РСЧС. | 3 |
|
|
| Тема 8.1. Основные понятия о РСЧС. История создания системы. | 1 | Р.т.1 с. 37 |
|
| Тема 8.2. Задачи РСЧС на современном этапе. | 1 | Уч. 7 кл. нов. с. 10-11 |
|
| Тема 8.3. Практические занятия: - действие учащихся по сигналам оповещения «Внимание всем!», «Пожар!», «Химическая тревога!» (Зачёт) | 1 | Территория школы |
|
| Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 6 |
|
|
| Глава 9. Основы медицинских знаний и 1МП. | 3 |
|
|
| Тема 9.1. Виды, цели и задачи 1МП. Основные мероприятия при 1МП. | 1 | Уч. 9 кл. с. 28-33 |
|
| Тема 9.2. 1Мп при отравлениях АХОВ. | 1 | с. 75-79 |
|
| Тема 9.3. Защита от РВ: йодная профилактика и снижение радиоактивности потребляемых продуктов. | 1 | с. 120-121 |
|
| Глава 10. Основы здорового образа жизни. | 2 |
|
|
| Тема 10.1. Режим труда и отдыха подростка. Питание и сон. | 1 | Уч. 9 кл. стар. с. 107-110 |
|
| Тема 10.2. Закаливание и профилактика простудных заболеваний. | 1 | Уч. 9 кл. стар. с. 112-119 |
|
| Контрольная работа №4 по теме «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | 1 |
|
|
| Итого: | 34 часа |
|
|
|
|
|
|
|
Учебно - тематическое планирование по ОБЖ.
Класс: 9.
Преподаватель: Затравкина Е.В.
Количество часов: всего-34, в неделю-1 час.
Плановых контрольных уроков: 4, зачётов- 1 ,тестов- 1.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебник: ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2002 - 253, [3] с. НОВЫЙ (основной учебник)
Дата проведения урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Учебник | Учебно-методическое оснащение | ||
| Раздел 1. Чрезвычайные ситуации и жизнедеятельность человека. | 13 |
|
| ||
| Глава 1. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека. | 10 |
|
| ||
| Инструктаж: правила поведения при выбросе аммиака, разливе ртути, теракте, пожаре. Тема 1.1. Концепция экологической безопасности России. | 1 | с. 6-11 |
| ||
| Тема 1.2. Среда обитания человека – важнейший фактор его здоровья. Загрязнение окружающей среды. | 1 | с.11-14 |
| ||
| Тема 1.3. Химические загрязнения и отравления: ксенобиотики; как организм защищается от ксенобиотиков. | 1 | с.15-22 |
| ||
| Тема 1.4. Шум и здоровье. Шумовое загрязнение среды. | 1 | с.22-25 |
| ||
| Тема 1.5. Защита от шумов. | 1 | с.25-27 |
| ||
| Тема 1.6. Безопасное питание. История пищевого рациона. | 1 | с.27-28 |
| ||
| Тема 1.7. Болезни питания и «благополучный » рацион. | 1 | с.28-34 |
| ||
| Тема 1.8. Биоритмы – организаторы нашей жизни. «Совы», «жаворонки», «голуби». | 1 | с.34-37, 39 |
| ||
| Тема 1.9. Как избежать переутомления. | 1 | с.39-41 |
| ||
| Тема 1.10.Стресс – фактор и стресс-реакция. Истощение. Защита от стресса. | 1 | с.47-52 |
| ||
| Контрольная работа № 1-2 по темам: -1.1.-1.10; -1.1.-1.5; -1.6.-1.10 |
1 1 |
|
| ||
| Глава 2. Экологическая безопасность в природных условиях. | 3 |
|
| ||
| Тема 2.1. Опасные природные явления. Последствия воздействия климатических факторов. | 1 | с.62-64 |
| ||
| Тема 2.2. Природные аллергены. | 1 | с.64-66 |
| ||
| Тема 2.3. Старение. Его причины. Продолжительность жизни. Теория продление жизни. | 1 | с.68-74 |
| ||
| Контрольная работа № 3по темам. 2.1.-2.3. | 1 |
|
| ||
Раздел 2. Правила безопасного поведения в повседневной жизни. | 10 |
|
| |||
| Глава 3. Безопасное поведение в быту. | 4 |
|
| ||
| Тема 3.1. Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека. | 1 | с.77-79 |
| ||
| Тема 3.2. Организация рабочего места у компьютера. | 1 | с.79-80 |
| ||
| Тема 3.3. Безопасность при работе с режущими, колющими инструментами и металлорежущим оборудованием. | 1 | с.84-86 |
| ||
| Тема 3.4. Правила безопасности на уроках технологии, химии, физики, ОБЖ, физкультуре и при занятиях спортом. | 1 |
|
| ||
| Тестирование по т.т. 3.1.-3.4. | 1 |
|
| ||
| Глава 4. Безопасное поведение на улице и в общественных местах. | 4 |
|
| ||
| Тема 4.1. Безопасное поведение в толпе, на темной улице и в общественных местах. | 1 1 | Уч. 8 кл. с. 191-195 |
| ||
| Тема 4.2. Действия в ЧС криминогенного характера: а) сексуальная безопасность; б) как преступник выбирает жертву. | 1 | Под запись |
| ||
| Тема 4.3. Опасность религиозных сект. | 1 | Под запись |
| ||
| Тестирование по т.т. 4.1.-4.3. | 1 |
|
| ||
| Раздел 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. | 4 |
|
| ||
| Глава 5. Международное гуманитарное право по защите населения в ЧС. |
|
|
| ||
| Тема 5.1. История создания международной системы гуманитарного реагирования при ЧС мирного и военного времени. | 1 | с.88-94 |
| ||
| Тема 5.2. Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности. | 1 | с.94-97 |
| ||
| Тема 5.3. Гуманитарные акции МЧС России | 1 | с.97-101 |
| ||
| Контрольная работа по т.т. 5.1.-5.3. | 1 |
|
| ||
| Раздел 4. Всероссийское движение «школа безопасности» – составная часть подготовки населения к действиям в ЧС. (Практикум по ОБЖ). | 7 |
|
| ||
| Глава 6. Ориентирование на местности. | 6 |
|
| ||
| Тема 6.1. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам. | 1 | с.111-112 |
| ||
| Тема 6.2. Ориентирование по полярной звезде и местным признакам. | 1 | с.113-116 |
| ||
| Тема 6.3. Действия при потере ориентировки. Определение ширины и высоты объекта. | 1 | с.116-118 |
| ||
| Тема 6.4. Оборудование бивака или укрытия. Типы костров. | 1 | с.122-124 |
| ||
| Тема 6.5. Техника вязания узлов. | 1 | с.128, плакаты |
| ||
| Тема 6.6. Организация 1МП. Медицинская аптечка и правила ее использования. | 1 | с.151-160 |
| ||
| Зачёт по т.т. 6.1.-6.6. | 1 |
|
| ||
| Итого: | 34 часа |
|
| ||
Учебно - тематическое планирование по ОБЖ.
Класс: 10.
Преподаватель: Затравкина Е.В.
Количество часов: всего-69, в неделю-2.
Плановых контрольных уроков: 4, зачётов- 3 ,тестов -1.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебник: ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2004 - 382, [2] с. (основной учебник)
Дата проведения урока | Наименование раздела и темы урока | Количество часов | Литература (учебник новый) |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. | 19 |
|
| Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. | 6 |
|
| Инструктаж: Правила поведения при выбросе аммиака, разливе ртути, теракте, пожаре. Тема 1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. | 1 | с. 4-8 |
| Тема 1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. | 1 | с. 8-11 |
| Тема 1.3. Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. | 1 | с. 11-17 |
| Тема 1.4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), ее структура и задачи. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности | 1 | с. 20-23, 17-20, рт. 1с |
| Тема 1.5. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | с. 23-30 |
| Контрольная работа № 1по т.т. 1.1.-1.5. | 1 |
|
| Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. | 13 |
|
| Тема 2.1. Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи. | 1 | с. 31-34 |
| Тема 2.2. Современные средства поражения: а) ядерное оружие и его поражающие факторы;
б) химическое и бактериологическое оружие;
в) современные обычные средства поражения. |
1 1 1 1 1 | с. 34-58; с. 35-45 рт. 1, с.44-49 с. 45-53 рт. 1, с.49-55 с. 53-58 рт. 1, с.56-58 |
| Тема 2.3. Оповещение населения и организация инженерной защиты от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. | 1 | с. 58-72; рт. 1, с. 59-61 |
| Тема 2.4. Средства индивидуальной защиты: а) средства индивидуальной защиты органов дыхания; б) средства защиты кожи. |
1
1 | с. 73-84; рт. 1, с. 62-64
с. 84-88 |
| Тема 2.5. Медицинские средства защиты и профилактики. | 1 | с. 89-90 рт. 1, с. 65 |
| Тема 2.6. Организация ГО в школе. Обязанности учащихся по ГО. | 1 | с. 103-107 рт. 1, с.42 |
| Контрольная работа № 2 – 3 по т.т. 2.1.-2.2. по т.т. 2.3.-2.6. | 1 1 |
|
аздел 2. Основы медицинских знаний и ЗОЖ. | 10 |
| |
| Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. | 3 |
|
| Тема 3.1. Инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Возбудители ИБ. | 1 | с. 114-116, 116-125, 132-135, уч. 10-11, с.120-123 рт. 1, с. 13-15 |
| Тема 3.2. Пути передачи инфекции. | 1 | с. 116-118 |
| Тема 3.3. Иммунитет. Иммунная система. Иммунизация. | 1 | с. 116-118, рт. 1, с. 16 |
| Контрольная работа № 4 по т. 3.1.-3.3. | 1 |
|
| Глава 4. Основы здорового образа жизни. | 5 |
|
| Тема 4.1. ЗОЖ и его составляющие. Культура питания. | 1 | с. 137-141 |
| Тема 4.2. Биоритмы и их влияние на работоспособность человека. Труд, отдых, сон – составляющие ЗОЖ. | 1 | с. 141-149 |
| Тема 4.3. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек: а) курение;
б) алкоголизм;
в) наркомания, токсикомания. |
1
1
1 |
с. 160-164 рт. 1, с.32 с. 164-165 рт. 1, с.30-32 с. 165; рт. 1, с.33-34 |
| Тестирование по т.т. 4.1.-4.3 | 1 |
|
| Раздел 3. Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества. | 5 |
|
| Глава 5. Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества. | 2 |
|
| Тема 5.1. история создания ВС РФ, их функции и основные задачи. Роль и место ВС РФ в системе обеспечения национальной безопасности страны. | 1 | с. 211-223 (бил. 1,3) |
| Тема 5.2. Организационная структура ВС. Виды ВС, рода войск. Предназначение. | 1 | с. 223-246 (бил. 2) |
| Глава 6. Боевые традиции ВС РФ. | 3 |
|
| Тема 6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества и защитников Отечества. Дружба и воинское товарищество – основа б/готовности, частей. | 1 | с. 249-256 (бил. 6) |
| Тема 6.2. Памяти поколений – дни воинской славы России. | 1 | с. 256-272 (бил. 5); с. 287-293-295 |
| Тема 6.3. Боевое Знамя – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена ВС РФ. | 1 | с. 277-282 с. 287-293 с. 182-183 с. 191-192 |
| Раздел 4. Начальная военная подготовка. | 74 |
|
| Глава 7. Начальная военная подготовка в школе. | 34 |
|
| Тема 7.1. Общевоинские уставы РА: а) Устав внутренней службы: - права и обязанности военнослужащих; - военная присяга, Боевое Знамя, воинские звания;
б) Устав гарнизонной и караульной службы: - организация караульной службы; обязанности часового; в) Дисциплинарный устав: - поощрения и взыскания, применяемые к солдатам матросам, сержантам и старшинам; г) Строевой устав: -строи и управление ими; обязанности военнослужащих перед построением и в строю;
-строевая стойка, повороты на месте;
-повороты в движении;
-воинское приветствие на месте и в движении без оружия; -выход из строя и возвращение в строй; -подход к начальнику и отход от него; -строи подразделения (походный, развернутый); -практическая отработка приемов строевой подготовки: а) строевая стойка; повороты на месте и в движении; подход к начальнику и отход от него; б) одиночный строевой шаг; в) строевой шаг в составе подразделения; отдание воинского приветствия в составе подразделения в движении. Зачёт по теме «Строевая подготовка»
| 16 2 1 1
1
1 2 1 1 11 1
1
1
1 1 1 1
1
1 1
1 |
УВС, с.11-16 УВС, с.289-298
УГ и КС, с. 82-94
ДУ, с. 14, ДУ, с. 31
СУ, с. 3-11 с. 307-311 (учеб) СУ, с. 20, 311-312 СУ, с. 20, 312-313 СУ, с. 36-38, 313-315 с. 315-317 с. 316-317 с. 308-310 |
| Тема 7.2. Огневая подготовка. а) назначение и боевые свойства автомата Калашникова (АК); б) устройство АК, назначение частей и механизмов АК; в) изучение приемов неполной разборки АК; неполная разборка АК г) порядок сборки АК после неполной его разборки (практика); д) приемы и правила стрельбы из АК: - изготовка к стрельбе, прицеливание, пр-во выстрела (практика). Зачёт по теме «Огневая подготовка» | 9 1
1 1 1 1 1
1
1 |
|
| Тема 7.3. Тактическая подготовка: а) современный общевойсковой бой. Обязанности солдат в бою и обороне; б) МСО, МСВ. Организация и боевое предназначение; в) передвижение солдат в бою: перебежки и переползания; | 3 1
1
1 |
с. 342-345
с. 345-347 |
| |
| Тема 7.4. Физическая подготовка: а) упражнения на силу (изучение методик по развитию силы); б) упражнения на координацию (бег, упражнения с мячом и пр.); в) упражнения на вестибулярную устойчивость; г) акробатические упражнения: - перекаты, группировки; - кувырки вперед (назад), кувырок в паре; - парные упражнения. Зачёт по темам 7.3, 7.4. | 6
1
1 1
1 1 1 |
с. 354-364
с. 365-368
с. 368-375 |
| |
| Глава 8. Основы военной службы (сборы учащихся). | 40 |
|
| |
| Тема 8.1. Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках. | 1 | Уч. 10ст. с. 132-133 |
| |
| Тема 8.2. Размещение и быт военнослужащих | 3 | с. 299-302 |
| |
| Тема 8.3. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. | 4 | с. 302-304 |
| |
| Тема 8.4. Организация караульной службы. Караульный городок. Обязанности часового. | 4 | с. 304-307 |
| |
| Тема 8.5. Строевая подготовка. | 5 | с. 307-317 |
| |
| Тема 8.6. Огневая подготовка. Стрельбище. | 14 | с. 317-340 |
| |
| Тема 8.7. Тактическая подготовка. | 4 | с. 340-353 |
| |
| Тема 8.8. Физическая подготовка: - упражнения на силу и выносливость. Зачет: кросс 1 км; бег 100 м; подтягивание на количество раз; отжимание туловища от пола. | 5 |
|
| |
| Итого: Из них: - школа - в/часть | 108 часов 68 часов 40 часов |
|
| |
| Учебно-тематическое планирование по ОБЖ. Класс: 11. Преподаватель: Затравкина Е.В. Количество часов: всего- 34, в неделю-1. Плановых контрольных уроков: 3, зачётов- 2 ,тестов- 2. Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. Учебник: ОБЖ: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2002 - 366, [2] с. (основной учебник) | ||||
Дата проведения урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Литература (ДЗ, изучаемый материал) |
| Раздел I. Основы военной службы. | 27 |
|
| Глава 1. История военной службы. | 4 |
|
| Тема 1.1. Войны в истории человечества и России. | 1 |
|
| Тема 1.2. Военная служба – особый вид государственной службы. | 1 |
|
| Тема 1.3. Исполнение обязанности военной службы. | 1 |
|
| Тема 1.4. Организация обороны Российской Федерации. | 1 |
|
| Глава 2. Воинская обязанность. | 6 |
|
| Тема 2.1. Основные понятия о воинской обязанности. | 1 | с. 58-63; рт.1 с. 65-66 |
| Тема 2.2. Организация и предназначение воинского учета. Обязанности граждан по воинскому учету. | 1 | с. 63-71; рт.1 с.66 |
| Тема 2.3. Обязательная и добровольная подготовка граждан по воинскому учету. | 1 | с. 71-82 |
| Тема 2.4. Освидетельствование граждан при их первоначальной постановке на воинский учет. | 1 | с. 82-85, рт.1, с.66 |
| Тема 2.5. Профессионально-психологический отбор граждан при первоначальной постановке на воинский учет. | 1 | с. 85-90 |
| Самостоятельная работа по т.т. 2.1.-2.5. | 1 | Самостоят. подготовка |
| Глава 3. Особенности военной службы. | 11 |
|
| Тема 3.1. Правовые основы военной службы: а) Конституция РФ. Закон РФ «Об обороне»;
б) Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», общевоинские уставы РА; в) Закон РФ «О статусе военнослужащих». |
1
|
СЗВ, с.40-54; рт.1, с. 69-71 129-136, СЗВ, с.54-90; 122-129, СЗВ, с.219-251 |
| Тема 3.2. Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни. | 1 | с. 104-114 |
| Тема 3.3. Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России. | 1 | с. 136-142, СЗВ, с.76,77 (ст. 39,40) |
| Тема 3.4. Прохождение военной службы по призыву: |
|
|
| а) Организация призыва на в/службу; | 1
| с. 142-147, СЗВ с. 65-67, 75,80; с.147-151 |
| б) Ответственность граждан по вопросам призыва; | 1 | с. 151-153 |
| в) Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок; | 1 | |
| г) Воинские звания в/служащих. Военная форма одежды. | 1 | с. 160-168 |
| Тема 3.5. Социальная защита военнослужащих. | 1 |
|
| Тема 3.6. Статус военнослужащего. Правовая защита военнослужащих и членов их семей. | 1 |
|
| Тема 3.7. Прохождение военной службы по контракту: |
|
|
| а) Порядок поступления на военную службу по контракту; | 1 | с. 168-175; СЗВ с. 69-73 |
| б) Порядок прохождения в/службы по контракту; сроки службы, права и льготы; | 1 | с. 175-194 |
| в) Альтернативная гражданская служба. | 1 | с. 194-199 |
| Тема 3.8. Права и ответственность военнослужащих: а) общие, должностные и специальные обязанности в/служащих; б) юридическая, дисциплинарная и материальная ответственность в/служащих; в) уголовная ответственность в/служащих. | 1 |
С. 206-214, УК РФ разд. XI с. 214-220, УК РФ, разд. XI |
| Тестирование по т.т. 3.1.-3.8. | 1 |
|
| Глава 4. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина ВС РФ. | 6 |
|
| Тема 4.1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание Защитника Отечества. | 1 | с. 226-234 |
| Тема 4.2. В/служащий – специалист, в совершенстве владеющих вооружением и военной техников (ВВТ). Виды воинской деятельности. | 1 | с. 234-241 |
| Тема 4.3. Требования, предъявляемые к морально-этическим, психологическим и профессиональным качествам призывника. | 1 | с. 241-252 |
| Тема 4.4. Воинская дисциплина. Ее суть и значение. | 1 | с. 255-265 |
| Тема 4.5. Офицер Российской армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службой. Подготовка офицерских кадров. | 1 |
|
| Тема 4.6. Международная миротворческая деятельность ВС РФ. | 1 | с. 282-301 |
| Раздел II. Основы медицинских знаний и ЗОЖ. | 7 |
|
| Глава 1. Основы здорового образа жизни. | 4 |
|
| Тема 1.1. Правила личной гигиены и здоровье. | 1 |
|
| Тема 1.2. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Рекомендации по безопасному поведению учащихся. Заболевания, передаваемые половым путем. Профилактика ЗППП. Иммунная система, иммунизация. |
1
|
|
| Тема 1.3. Психологическое состояние человека и причины самоубийств (суицид). | 1 |
|
| Тема 1.4. Семья в современном обществе. Законодательство о семье. |
1 | семинар |
| Глава 2. Основы медицинских знаний. | 3 |
|
| Тема 2.1. Понятие об острой сердечной недостаточности; инсульт. ЭРП и ИВЛ при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания: а) терминальные состояния и их симптомы; б) ЭРП, ИВЛ: цель, задачи; этапы ЭРП; в) практические действия спасателя (зачёт). | 2 |
|
| Тема 2.2. Первая помощь при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах. | 1 |
|
| ИТОГО: | 34 часа |
|
|
|
|
|
Список литературы:
1. Временные требования к обязательному минимуму содержания ос-
новного общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации от 19.05.1998
№1236);
2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего об-
разования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от 30.06.1999 № 56);
3. Стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Минобра-
зования России от 5.03.2004);
4. Стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базо-
вом уровне (приказ Минобразования России от 5.03.2004);
5. Примерные программы по ОБЖ для основного общего образования;
6. Авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедея-
тельности» в V - IX классах общеобразовательных учреждений, автор А.Т.
Смирнов (изд-во «Просвещение», 2001);
7.Требования к оснащению образовательного процесса в соответст-
вии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ. Этот вопрос до-
вольно подробно представлен в «Методических рекомендациях по обору-
дованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях»
авторами Н.А. Крючек, С.К. Мироновым, Б.И. Мишиным (изд-во «Дрофа»,
2005).
8. Концепция образования по “Основам безопасности жизнедеятельности”// Основы безопасности жизни. – 2003. - №3. – С. 23−30, №8. – С. 50−53.
9. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях / Н.А. Крючек, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.:Дрофа, 2003. – 80 с.
10. Методика преподавания курса “Основы безопасности
жизнедеятельности” в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя / И.К. Топоров.– М.: Просвещение, 2000. – 96 с.
11. ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.:АСТ:Астрель, 2005-2006, [2] с.: ил.(основной учебник).
12. ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др., под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2006 – 173, [3], с.: ил. новый. (основной учебник).
13. ОБЖ: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2004- 158 с., [2] с. НОВЫЙ (основной учебник)
14. ОБЖ: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2006 - 206, [2] с. (основной учебник).
15. ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2002 - 253, [3] с. НОВЫЙ (основной учебник)
16. ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2004 - 382, [2] с. (основной учебник)
17. ОБЖ: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2002 - 366, [2] с. (основной учебник)
18. Планирование и проведение «Дня защиты детей»: метод. пособие /
А.Г. Маслов. – М.: Академия, 2001. – 150 с.
19. Склонность к саморазрушению / В.Н. Мошкин // Основы
безопасности жизнедеятельности. – 2000. - № 4. – С. 12 – 16.
20. Теория, методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности / В.В. Марков. – М.: Академия, 2004. – 384 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh.doc | 588 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 «____»______2012 г. Руководитель ШМО ________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» __________Н.И. Хавторина «____»___________2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» _________ Е.А. Кудряшова «____»___________2012 г. |
Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 5 – 11 классов
в МОУ СОШ №16
Учитель: Затравкина Елена Валерьевна
Город Серпухов
Учебно - тематическое планирование по ОБЖ.
Класс: 5.
Преподаватель: Затравкина Е.В.
Количество часов: всего-34, в неделю-1 час.
Плановых контрольных уроков: 4, зачётов -1, тестов -3.
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебник: М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений; под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2006 – 173, [3], с.: ил. новый. (основной учебник).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена на основе «Программы Министерства общего и профессионального образования РФ» 1996 г. А.С.Девятков.При составлении рабочей программы учитывались Федераль...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов
Рабочая программа учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5-9 классов разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:ФГОС основного общего образования, утвержденно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Ф...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс
Программа составлена на основе авторской программы по предмету Основы безопасности и жизнедеятельности для 5-9 классов общеобразовательных учреждений: В. Н. Латчука (руководитель), С. К. Миронова, С. ...
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 11 класса
В соответствии с учебным планом школы на учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю). Учебно -методический комплекс Основы безопасности жизнедеятельности. 11 к...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» в 8 - 9 классах
Составлена на основе авторской программы:Д.П. Рудаков,под научной редакцией Ю.С. Шойгу «Основы безопасности жизнедеятельности». М «Просвещение», 2020 г....