Рабочая программа по учебному курсу биологии "Человек и его здоровье" для 8 класса (по программе В.В.Пасечника)
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. В 8-м классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №14»
«Согласовано» Руководитель ШМО _____________________________ Протокол № ____от «____»___________________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УМР МБОУ МО г.Нягань «СОШ №14» ______________ « »_________________2012г. | «Утверждаю» Директор МБОУ МО г.Нягань «СОШ №14» Е.Т.Савельева________________ Приказ № ____ от «___»__________2012г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу биологии «Человек и его здоровье»
8 класс
Базовый уровень
Составлена учителем биологии
МБОУ МО г.Нягань «СОШ №14»
Малкиной О.В.
высшая квалификационная
категория
г.Нягань
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 (на основании п.6, ч. 2, ст.32 закона РФ «Об образовании»);
- Рабочие программы учебных дисциплин созданы на основе примерных программ ФГОС РФ по заказу Министерства просвещения России (п.7, часть 2, статья 32 закона РФ «Об образовании»;
- Распоряжение Правительства ХМАО – Югры № 458-рп от 31 августа 2005 г. «Об утверждении перечня предметов и количества учебных часов на изучение учебных предметов регионального компонента государственных образовательных стандартов общего, начального и среднего профессионального образования»;
- Региональный базисный учебный план образовательных учреждений ХМАО – Югры, реализуемых программы общего образования, утверждённый приказом ДОиН ХМАО – Югры № 99 от 30. января 2007 года;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (п.23, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);
- Образовательная программа МБОУ СОШ № 14 на 2012 – 2013 учебный год (п.6, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);
- Учебный план МБОУ СОШ № 14 на 2012 – 2013 учебный год;
- Примерная программа основного общего образования по биологии (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
- Программа по биологии 8-го класса «Человек и его здоровье» 2005г., разработанная авторским коллективом в составе: В. В. Пасечник, Р Д. Маш и др.
Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): базовый стандарт
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане:
Объём часов: 68 ч (в год), 2 ч (в неделю).
Количество часов федерального компонента: нет
Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет
Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: нет
Вид программы (типовая, авторская, модернизированная, компилятивная): компилятивная
Принцип обучения: (линейный, концентрический, линейно – концентрический): концентрический
Для каких обучающихся составлена: общеобразовательные классы.
Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы:
Рабочая программа по биологии для 8 классов составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии. В содержание авторской программы внесены следующие изменения: для реализации поставленных целей и задач в данной рабочей программе часы резервного времени использованы на изучение наиболее трудных тем, увеличено количество часов на темы: «Введение» – 2 часа вместо 1, «Кровеносная и лимфатическая системы организма» – 7 часов вместо 6, «Пищеварительная система» – 7 часов вместо 6, «Покровные органы. Теплорегуляция» – 4 часа вместо 3, уменьшено количество часов на тему «Анализаторы» – 4 часа вместо 5. Такое распределение часов достаточно на основании учета требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека.
Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Цель и задачи курса:
Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.
Образовательные:
- освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Воспитательные:
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Практическая деятельность (какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности). Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, конференции, деловые игры, встречи с интересными людьми, семинары, изучение нового материала, уроки обобщения знаний, предусмотренные программой.
Контроль уровня обученности:
Вид работы | I четв | II четв | III четв | IV четв | Итого в год |
Контрольная работа | 2 | 2 | 2 | 3 | 9 |
Тест | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 |
Лабораторная работа | 3 | 8 | 4 | 3 | 18 |
Всего | 7 | 12 | 7 | 8 | 34 |
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: технология проблемного обучения
Цель:
Повышение интереса к предмету, развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся.
Задачи:
1. Совершенствование форм и методов обучения.
2. Провести диагностику обучающихся на владение учебно-организационными умениями.
3. Применение элементов развивающего обучения с целью развития интеллектуальных умений и навыков.
4. Обучить приемам работы с техническими средствами дополнительной литературой, картами.
5. Контроль влияния технологии обучения на качество знаний.
Результат:
1.Технология должна способствовать формированию личности, полностью работающей самостоятельно.
2. Повышение качества обучения до 60 %.
3.Повышение качества обучения у обучающихся позволит вовлечь детей в активную учебную деятельность и повысить их профессиональную направленность.
Основные методы работы на уроке (продуктивные и репродуктивные и т.д.): продуктивные и репродуктивные, словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности учащихся: практические работы, самостоятельные работы, зачет, лекции, беседы, конференции, экскурсии.
Критерии оценивания различных видов работ:
Оценка знаний учащихся
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий |
«2» |
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии |
Критерии оценки устного ответа:
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос. - Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии. - Приведены самостоятельно примеры. - Ответ содержит логику изложения. - Ответ полностью самостоятельный. |
«4» | - Конкретный ответ на поставленный вопрос. - Приведены самостоятельно примеры. - Ответ содержит логику изложения. - Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка. |
«3» | - Ответ неконкретный, излишне пространный. - Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя. |
«2» | - Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы. |
Критерии оценки лабораторных работ:
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда. |
«4» | - ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета. |
«3» | - ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки; |
«2» | - ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно; |
Оценка практических умений учащихся
- Оценка умений проводить опыты
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
|
«2» |
|
Оценка умений проводить наблюдения
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» | -правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
|
«3» | - допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; - допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов. |
«2» | - допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов. |
Оснащение учебного процесса
( учебно – методический комплекс (УМК)
Программа курса: программа по биологии 8-го класса «Человек и его здоровье» 2005г., разработанная авторским коллективом в составе В. В. Пасечник, Р Д. Маш и др.
Учебник: Колесов Д. В. Маш Р. Д. Беляев И. Н.. Биология. Человек: Учеб. для 8кл. общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2005. – 336 с.: ил.
Методические пособия:
- Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 160с.: ил.
- Никишов А. И. тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 96с.: ил.
- Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 240с.: ил.
Другие учебные пособия:
- Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. – 2-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.: ил;
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание),
- Интернет-ресурсы;
- Презентации к урокам;
- Таблицы, муляжи, гербарии, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты и др
- Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровой микроскоп, цифровая лаборатория «Архимед».
Основное содержание программы курса биологии
«Человек и его здоровье» 8 класс.
Введение (2 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
I. Происхождение человека (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
II. Строение и функции организма (57 ч)
Общий обзор организма (1 ч)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Ткани (3 ч)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 ч)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Опорно-двигательная система (7 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Лабораторные работы
Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Внутренняя среда организма (3 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 ч)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.
Лабораторные работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Дыхательная система (4 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрации
- модели гортани;
- модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха;
- приёмов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей;
- роли резонаторов, усиливающих звук;
- опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе;
- измерения жизненной ёмкости лёгких;
- приёмов искусственного дыхания.
Лабораторные работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Пищеварительная система (7 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании.
Лабораторная работа
Действие ферментов слюны на крахмал.
Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.
Лабораторные работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Покровные органы. Теплорегуляция (4 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения:
- рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти;
- определение типа кожи с помощью бумажной салфетки;
- определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Выделительная система (1 ч)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Нервная система человека (5 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторные работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Анализаторы (4 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации
- моделей глаза и уха;
- опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек;
- обнаружение слепого пятна;
- определение остроты слуха;
- зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии кисших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрации
- безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;
- двойственных изображений, иллюзий установки;
- выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа; изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрации
- модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза;
- модели гортани с щитовидной железой;
- почек с надпочечниками.
III. Индивидуальное развитие организма (5 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов.
Календарно – тематическое планирование по биологии для 8 класса
на 2012 – 2013 учебный год
Название программы: Программа по биологии 8-го класса «Человек и его здоровье» Автор программы: В. В. Пасечник, Р Д. Маш и др.
Год издания: 2005 г Издательство: «Дрофа»
Учебник: Колесов Д. В. Маш Р. Д. Беляев И. Н.. Биология. Человек: Учеб. для 8кл. общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2005.
Количество часов за год: 68 часов, (в неделю – 2)
Выполнение программы
Перечень четвертей | Количество часов по плану | Количество проведенных часов по факту |
1 четверть | 18 | |
2 четверть | 14 | |
3 четверть | 20 | |
4 четверть | 16 | |
Итого за год: | 68 |
Выполнение практической части программы
Перечень четвертей | Контрольные работы | Практические работы | Лабораторные работы | Зачёты | Тесты | Диктанты | Развитие речи | Другие виды | Итого | ||
1 четверть | по плану | 2 | 3 | 2 | 7 | ||||||
фактически | |||||||||||
2 четверть | по плану | 2 | 8 | 2 | 12 | ||||||
фактически | |||||||||||
3 четверть | по плану | 2 | 4 | 1 | 8 | ||||||
фактически | |||||||||||
4 четверть | по плану | 3 | 3 | 2 | 8 | ||||||
фактически | |||||||||||
Итого за год: | по плану | 9 | 18 | 7 | 34 | ||||||
фактически |
№ урока | К-во часов | Дата | Тема урока | Формирование компетенций | Практическая часть программы | |||||||
знаний | умений и навыков | |||||||||||
Введение – 2 часа | ||||||||||||
1 | 2 | 1 н 09 | 1. Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека. | Предметы изучения наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиены, психологии. Методы изучения: самонаблюдение, наблюдение, лабораторный анализ, описание строения. | Описывать методы изучения человека, приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке. | |||||||
2 | 2 н 09 | 2. Становление наук о человеке. | Входная контрольная работа | |||||||||
Тема 1. Происхождение человека – 3 часа | ||||||||||||
3 | 3 | 2 н 09 | 1. Систематическое положение человека | Рудименты, атавизмы, доказательство животного происхождения человека, систематическое положение человека; антропология; этнография; биологические и социальные факторы эволюции человека. | Приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке; характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке; находить черты сходства зародышей и человека. | |||||||
4 | 3 н 09 | 2. Историческое прошлое людей | ||||||||||
5 | 3 н 09 | 3. Расы человека | ||||||||||
Тема 2. Строение и функции организма – 57 часов | ||||||||||||
Общий обзор организма – 1 час | ||||||||||||
6 | 1 | 4 н 09 | 1. Общий обзор организма | Внешняя среда, внутренние органы; внутренняя среда; гормоны; органы; системы органов; уровни организации; полости тела. | Давать определение терминам; узнавать по рисункам расположение органов и систем органов; называть органы человека, относящиеся к определенным системам; находить у себя грудную и брюшную полости; называть факторы сохранения постоянства внутренней среды организма. | Тест «Общий обзор организма» | ||||||
Клеточное строение организма. Ткани. – 3 часа | ||||||||||||
7 | 3 | 4 н 09 | 1. Строение и жизнедеятельность клетки | Возбудимость; органоиды; развитие; рост; обмен веществ в клетке; деление клетки; свойства клеточной мембраны; ткань; нервное волокно; основные виды тканей; строение нейрона; свойства нервной и мышечной тканей. | Называть органоиды клетки и их функции; узнавать органоиды и виды тканей на немых рисунках; описывать и узнавать этапы деления клетки; называть основные группы тканей; приводить примеры расположения тканей в органах; называть функции тканей и их структурных компонентов. | |||||||
8 | 5 н 09 | 2. Покровные и соединительные ткани | Л.р.№1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп» | |||||||||
9 | 1 н 10 | 3. Мышечная и нервная ткани | Тест «Строение клеток и тканей» | |||||||||
Рефлекторная регуляция органов и систем организма – 1 час | ||||||||||||
10 | 1 | 2 н 10 | 1. Рефлекторная регуляция | Рефлекс и его виды; рефлекторная дуга; рецепторы. | Давать определение терминам; приводить примеры рефлекторных дуг, рефлексов; называть функции нейронов; описывать механизм проявления безусловного рефлекса; чертить схемы рефлекторных дуг | |||||||
Нервная система человека – 5 часов | ||||||||||||
11 | 5 | 2 н 10 | 1. Значение и строение нервной системы | Значение нервной системы; спинной и головной мозг; нервы и нервные узлы; строение и функции спинного мозга и головного мозга; соматический и автономный отделы нервной системы; симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. | Описывать проявление функций нервной системы; описать по рисунку и микропрепарату строение и функции спинного мозга, строение головного мозга; узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга; называть функции отделов головного мозга, долей коры больших полушарий; описывать проявление функций симпатической и парасимпатической н/с. | |||||||
12 | 3 н 10 | 2. Спинной мозг | ||||||||||
13 | 3 н 10 | 3. Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок | Лабораторная работа №2 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» | |||||||||
14 | 4 н 10 | 4. Передний мозг | Л.р.№ 3 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга» | |||||||||
15 | 4 н 10 | 5. Соматический и автономный отделы нервной системы | КР «Строение нервной системы» | |||||||||
Железы внутренней секреции – 2 часа | ||||||||||||
16 | 2 | 5 н 10 | 1. Роль эндокринной регуляции | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны, их действие на внутренние органы. | Называть орган эндокринной системы; узнавать по рисункам органы эндокринной системы; называть причины сахарного диабета; описывать симптомы нарушения функций желез внутренней секреции. | |||||||
17 | 1 н 11 | 2. Функции желез | Тест «Железы внутренней секреции» | |||||||||
Опорно-двигательная система – 7 часов | ||||||||||||
18 | 7 | 2 н 11 | 1. Строение костей. Соединение костей. | Макро- и микроскопическое строение кости, соединения костей, строение сустава, строение скелета, строение черепа, скелетные мышцы, гиподинамия, динамическая и статическая работа, утомление, осанка, плоскостопие, приемы первой доврачебной помощи. | Называть функции опорно-двигательной системы, описывать химический состав костей, узнавать по немому рисунку строение отделов скелета, описывать строение мышц, узнавать расположение скелетных мышц и приводить примеры мышц сгибателей и разгибателей, называть последствия гиподинамии, описывать нарушение осанки различных степеней, называть причины нарушения осанки и развития плоскостопия, перечислять повреждения опорно-двигательной системы, описывать приемы оказания первой медицинской помощи. | Лабораторная работа №4 «Микроскопическое строение кости» | ||||||
19 | 2 н 11 | 2. Скелет человека. | Тест «строение скелета» | |||||||||
20 | 3 н 11 | 3. Строение мышц. | Лабораторная работа №5 «Мышцы человеческого тела» | |||||||||
21 | 3 н 11 | 4. Работа скелетных мышц и их регуляция. | Лабораторная работа №6 «Утомление при статической и динамической работе | |||||||||
22 | 4 н 11 | 5. Осанка. Предупреждение плоскостопия. | Лабораторная работа №7 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия» | |||||||||
23 | 4 н 11 | 6. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | ||||||||||
24 | 5 н 11 | 7. Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» | Контрольная работа «ОДС» | |||||||||
Внутренняя среда организма – 3 часа | ||||||||||||
25 | 3 | 1 н 12 | 1. Компоненты внутренней среды | Антитело; компоненты внутренней среды; свертывание крови; состав крови и плазмы; лимфатические сосуды и лимфатические узлы; фагоцитоз; строение и функции клеток крови; группы крови; правила переливания крови; иммунитет, его виды; иммунная система; аллергия; СПИД; резус-фактор. | Перечислять компоненты внутренней среды и их функции; называть функции лейкоцитов, группы крови человека; перечислять органы кроветворения; описывать проявление транспортной функции эритроцитов; приводить примеры инфекционных заболеваний; называть органы иммунной системы; давать определение терминам. | |||||||
26 | 2 н 12 | 2. Кровь | Л.р.№8 «Рассматривание под микроскопом крови лягушки и человека» | |||||||||
27 | 2 н 12 | 3. Борьба организма с инфекцией | ||||||||||
Кровеносная и лимфатическая системы организма – 7 часов | ||||||||||||
28 | 7 | 3 н 12 | 1. Транспортные системы организма | Органы кровеносной и лимфатической систем; строение кровеносных и лимфатических сосудов; образование тканевой жидкости и лимфы; строение и работа сердца; автоматизм сердца; сердечный цикл. Его регуляция; движение крови по сосудам; артериальное давление крови, пульс; гигиена сердечно-сосудистой системы; первая помощь при заболевании сердца и кровотечении. | Давать определение терминам; называть транспортные системы человека и их органы; описывать образование тканевой жидкости и лимфы; описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения; называть гормоны, влияющие на работу сердца; описывать расположение и строение сердца; называть факторы, влияющие на движение крови; описывать механизм измерения артериального давления; называть причины юношеской гипертонии; оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях. | Промежуточная контрольная работа | ||||||
29 | 3 н 12 | 2. Круги кровообращения | ||||||||||
30 | 4 н 12 | 3. Строение и работа сердца | ||||||||||
31 | 4 н 12 | 4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения | Лабораторная работа №9. «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. | |||||||||
32 | 5 н 12 | 5. Гигиена-сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | Л.р.№11 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | |||||||||
33 | 2 н 01 | 6. Первая помощь при кровотечениях | ||||||||||
34 | 3 н 01 | 7. Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма» и «Кровеносная и лимфатическая системы» | КР «Внутренняя среда организма» | |||||||||
Дыхательная система – 4 часа | ||||||||||||
35 | 4 | 3 н 01 | 1. Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания. | Дыхание; органы дыхания; верхние и нижние дыхательные пути; значение дыхания; диффузия газов; кашель и чихание; легочное и тканевое дыхание; механизмы вдоха и выдоха; жизненная емкость легких; инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей; приемы оказания первой помощи утопающему, пострадавшему от отравления угарным газом. | Узнавать по немым рисункам органы дыхания; называть этапы дыхания; описывать механизм газообмена легких и тканевого дыхания; называть расположение органов дыхательной системы; давать определение терминам; описывать приемы реанимации; первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении. | |||||||
36 | 4 н 01 | 2. Значение и механизм дыхания. | Лабораторная работа №12 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» | |||||||||
37 | 4 н 01 | 3. Регуляция дыхания. | ||||||||||
38 | 1 н 02 | 4. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. | Тест «Дыхательная система» | |||||||||
Пищеварительная система – 7 часов | ||||||||||||
39 | 7 | 1 н 02 | 1. Питание и пищеварение. | Пищеварение; значение питания; функции и состав пищи; изменение пищи в процессе пищеварения, этапы пищеварения; органы пищеварения; механическая и химическая обработка пищи; пищеварительные ферменты; механизм всасывания; роль печени в организме; регуляция пищеварения; возбудители желудочно-кишечных инфекционных заболеваний; правила приема пищи; признаки недоброкачественности пищевых продуктов. | Приводить примеры пищи животного и растительного происхождения; описывать строение зубов, проявление функций органов ротовой полости; описывать строение и расположение желудка и двенадцатиперстной кишки; описывать состав желудочного сока, механизм всасывания, роль печени; перечислять функции толстого и тонкого кишечника; называть и показывать по таблице расположение органов пищеварительной системы; называть симптомы аппендицита; приводить примеры безусловных и условных пищеварительных рефлексов; называть правила приема пищи. | |||||||
40 | 2 н 02 | 2. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. | Л.р.№ 13 «Действие ферментов слюны на крахмал» | |||||||||
41 | 2 н 02 | 3. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | ||||||||||
42 | 3 н 02 | 4. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. | ||||||||||
43 | 3 н 02 | 5. Регуляция пищеварения. | ||||||||||
44 | 4 н 02 | 6. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | ||||||||||
45 | 4 н 02 | 7. Обобщающий урок по темам «Дыхание», «Пищеварение». | Контрольная работа «Дыхание. Пищеварение» | |||||||||
Выделительная система – 1 час | ||||||||||||
46 | 1 | 1 н 03 | 1. Выделение | Органы мочевыделения; Почки; корковое и мозговое вещество; нефрон; фильтрация; образование мочи; функции выделения; предупреждение почечных заболеваний. | Называть функции системы мочевыделения; факторы, влияющие на работу почек, меры профилактики болезней почек; называть и показывать по таблице органы выделительной системы; узнавать по немому рисунку структурные компоненты почки; описывать строение и работу нефрона. | |||||||
Обмен веществ и энергии – 3 часа | ||||||||||||
47 | 3 | 1 н 03 | 1. Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни | Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен; этапы обмена веществ; витамины, их роль; основные гиповитаминозы; нормы питания и режим питания | Называть основные этапы обмена веществ; перечислять функции белков, жиров и углеводов; называть группы витаминов, продукты питания, в которых находятся витамины; перечислять значение витаминов в организме; приводить примеры продуктов, содержащих незаменимые аминокислоты, ненасыщенные жирные кислоты. | Лабораторная работа №14 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» | ||||||
48 | 2 н 03 | 2. Витамины | ||||||||||
49 | 2 н 03 | 3. Энерготраты человека и пищевой рацион | Л.р.№ 15 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат» | |||||||||
Покровные органы. Теплорегуляция. – 4 часа | ||||||||||||
50 | 4 | 3 н 03 | 1. Кожа – наружный покровный орган. | Кожа; производные кожи; функции кожи; терморегуляция; закаливание; приемы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях; гигиена одежды и обуви; грибковые и паразитарные болезни кожи, травмы; первая помощь при тепловом и солнечном ударе. | Описывать строение кожи; перечислять функции кожи; перечислять признаки теплового и солнечного удара; характеризовать приемы оказания доврачебной помощи; называть возбудителей; причины заболевания кожи, гормональные нарушения; называть меры первой помощи при термическом и химическом ожогах. | |||||||
51 | 3 н 03 | 2. Терморегуляция. Закаливание. | ||||||||||
52 | 1 н 04 | 3. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | ||||||||||
53 | 2 н 04 | 4. Обобщающий урок по темам «Обмен веществ и энергии», «Выделение», «Кожа» | Контрольная работа «Обмен веществ и энергии. Кожа» | |||||||||
Анализаторы – 4 часа | ||||||||||||
54 | 4 | 2 н 04 | 1. Анализаторы | Анализаторы и органы чувств; значение анализаторов; зрительный анализатор; положение и строение глаз; строение и функции сетчатки; бинокулярное зрение; гигиена зрения; предупреждение глазных болезней, травм глаза; близорукости и дальнозоркости; коррекция зрения; слуховой анализатор; строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха; гигиена органов слуха. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса | Называть структурные компоненты анализатора; описывать строение глаза и уха, сетчатки, зрительного анализатора; называть функции структур глаза; описывать механизм передачи звуковых сигналов; называть значение слуха для жизни человека; описывать строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния и вкуса. | |||||||
55 | 3 н 04 | 2. Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней. | Л.р.16 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» | |||||||||
56 | 3 н 04 | 3. Слуховой анализатор | ||||||||||
57 | 4 н 04 | 4. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | Тест «Анализаторы» | |||||||||
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика – 5 часов | ||||||||||||
58 | 5 | 4 н 04 | 1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | ВНД. Приобретенные рефлексы; торможение рефлекса; динамический стереотип; инстинкты; рассудочная деятельность; сон, его стадии; правила гигиены сна; мышление; память; познавательные процессы человека; роль речи в познании и труде; внимание; воля; рассеянность. | Приводить примеры торможения рефлексов; приводить примеры врожденных и приобретенных программ поведения; описывать фазы сна; называть познавательные процессы человека, качества ума; приводить примеры факторов, влияющих на формирование потребностей; приводить примеры ситуаций проявления функций воли; описывать физиологические основы внимания; приводить примеры эмоций. | Лабораторная работа №17 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» | ||||||
59 | 5 н 04 | 2. Врожденные и приобретенные программы поведения | ||||||||||
60 | 5 н 04 | 3. Сон и сновидения | ||||||||||
61 | 1 н 05 | 4. Речь и сознание. Познавательные процессы. | ||||||||||
62 | 1 н 05 | 5. Воля, эмоции, внимание. | Лабораторная работа №18 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом» | |||||||||
Тема 3. Индивидуальное развитие организма – 5 часов | ||||||||||||
63 | 5 | 2 н 05 | 1. Жизненные циклы. Размножение. | Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женская половые системы. Образование и развитие зародыша. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Индивид и личность. Темперамент и характер. | Перечислять этапы жизненного цикла особи; узнавать по рисункам органы размножения; называть функции плаценты; перечислять рефлексы новорожденных; описывать режим беременной. | |||||||
64 | 2 н 05 | 2. Развитие зародыша и плода. | ||||||||||
65 | 3 н 05 | 3. Наследственные и врожденные заболевания. | ||||||||||
66 | 3 н 05 | 4. Развитие ребенка после рождения. | ||||||||||
67 | 4 н 05 | 5. Интересы и склонности. | ||||||||||
68 | 1 | 4 н 05 | Обобщающий урок по курсу биологии 8 класса | Итоговая контрольная работа | ||||||||
Итого: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/13/picture-79434-1592018024.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу биологии "Животные" для 7 класса (по программе В.В.Пасечника)
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/13/picture-79434-1592018024.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 11 класса профильный уровень (по программе В.Б.Захарова)
Рабочая программа по биологии для 11 профильных классов составлена на основе авторской программы В.Б.Захарова с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом п...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/13/picture-79434-1592018024.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 11 класса базовый уровень (по программе В.Б.Захарова)
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе авторской программы В.Б.Захарова с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом примерной про...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/13/picture-79434-1592018024.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса профильный уровень (по программе В.В.Пасечника)
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/13/picture-79434-1592018024.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса (35 часов) базовый уровень (по программе В.В.Пасечника)
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/13/picture-79434-1592018024.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса (70 часов) базовый уровень (по программе В.В.Пасечника)
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/13/picture-207607-1399975425.jpg)
Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса по программе В. Я. Коровиной
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литер...