Урок по теме "Основные закономерности и правила эволюции"
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Урок по теме "Основные закономерности и правила эволюции" является завершающим при изучении раздела "Эволюционное учение", предполагает работу с дополнительным материалом с целью закрепления знаний основных закономерностей эволюции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

                       Тема урока: Закономерности и правила эволюции.

 Цель:   изучить основные закономерности эволюционного процесса. 

Задачи:

  1. образовательная:   рассмотреть общие закономерности биологической эволюции и выявить закономерности эволюционного процесса; систематизировать знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, изучить основные формы филогенеза и их эволюционное значение;
  2. развивающая:  продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, выделять главное, анализировать, делать выводы;

развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, таблиц); развивать коммуникационные умения (понятно, кратко и точно излагать свои мысли;

  1.  воспитательная: развивать бережное отношение к природе - заботиться о сохранении всех неповторимых групп организмов,  созданных эволюцией;

воспитывать у учащихся культуру общения в ходе беседы, просмотра анимационного фильма, выполнения заданий

Ученик должен

      иметь представление о закономерностях биологической эволюции;

               знать определения: «филогенез», «дивергенция», «конвергенция»;

     уметь объяснять и  иллюстрировать примерами основные формы филогенеза;

     называть правила эволюции и раскрывать их сущность.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: самостоятельная работа, беседа, частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный, фронтальный опрос

Обеспечение занятия: электронные пособия «Основы общей биологии», «Биология 10 класс», компьютер, мультимед. проектор, карточки-задания по теме «Основные закономерности эволюции».

                                        Ход урока

         Деятельность учителя

               Деятельность ученика

I.Организационный момент.

                    приветствие;

                     наличие учащихся.

II. Актуализация знаний.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          .       1. Работа с терминами. Прием «горячий стул»: (5 мин.)


  1. Подготовка к восприятию материала.

   Слово учителя:

идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, т.е. по пути совершенствования организмов от простого к сложному, низших форм жизни к высшим, общепринята. Однако не следует думать, что прогресс является единственным путем эволюционных изменений, в действительности это лишь одно из возможных направлений.

Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах  (каких ученых?). 

3.Для более полного представления и закрепления знаний об основных направлениях и путях эволюции, учащимся предлагается следующее задание.

(10 минут)
















Обратить внимание учащихся на разные трактовки направлений и путей эволюции.

            (В НЕКОТОРЫХ ИСТОЧНИКАХ ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ НАЗЫВАЮТ НАПРАВЛЕНИЯМИ)


В этом случае необходимо указывать: направления по характеру изменения уровня организации, т.к. существуют направления эволюции по характеру процветания. По данному признаку различают два направления – биологический прогресс и биологический регресс.        

-Чем направление отличается от пути?

-Назовите направления эволюции по характеру изменения уровня организации?



         III. Изучение нового материала. (20мин.)     -  Что вы понимаете под закономерностями?

 -.Чтобы завершить обзор основных путей эволюционного процесса, что нам еще необходимо рассмотреть? Нам необходимо рассмотреть некоторые случаи направлений исторического эволюционного развития (формы исторического развития), а также закономерности биологической эволюции.

    - Какие процессы лежат в основе макро-и-микроэволюции?

   

2.Среди форм филогенеза выделяют:

- дивергенцию

- конвергенцию

- параллелизм

(демонстрация слайд- фрагментов «Схема  дивергенции, конвергенции, параллелизма).

Чем объясняется сходство и различие при каждой из форм филогенеза?



3. Закономерности (правила) эволюции.

    Что вы можете сказать о закономерностях эволюции? (Демонстрация слайд-фрагментов, предварительная беседа с учащимися по каждому из правил: Как они его понимают?)


  1. Знакомство с понятиями «гомологичные и аналогичные органы».

Демонстрация слайда «Гомологичные и аналогичные органы».


IY. Подведение итогов занятий.  Реализованы ли цели нашего занятия?


Y. Закрепление изученного материала.

Тестовый контроль знаний. (10 мин.)

Д/З: подготовка к семинарскому занятию и зачету. Повторить раздел «Эволюционное учение».





Дают определения понятиям:                Микроэволюция, макроэволюция, движущий отбор, биологический прогресс, биологический регресс, идиоадаптация, дегенерация, ароморфоз, эволюция.















  На столах у учащихся отрывки из работы И.И Шмальгаузена.

Задание учащимся: составить схему «Основные направления эволюции» и подготовить рассказ, поясняющий эту схему.  ( 10 мин.)

 План характеристики и рассказа «Основные направления эволюционного процесса»:

                            - численность особей

                            - изменение ареала

                            - интенсивность видообразования

                            - изменение приспособленности организмов

                           - пути достижения

                            -  примеры

                           




Чем направление отличается от пути?

-Назовите направления эволюции по характеру изменения уровня организации?







Отвечают на вопросы.






Ответы учащихся.






Отвечают на вопросы.







Анализ хода конвергентной эволюции.

Объясняют схему параллелизма.

В тетради заполняют таблицу.


Отвечают на вопросы.

Работают с рисунками учебника.

Приведите примеры, используя рис 13.8, 13.9 на стр. 425-427.

       

Заполнение таблицы в тетради

Правила эволюции

Сущность

Причины





Высказывают и обосновывают свое мнение.

Заполнение таблицы с помощью учебника для профильных классов под ред. А.Н. Пономаревой


Работа с текстом учебника на с. ;   дать сравнительную характеристику привести примеры.



Делают записи в тетради.







Анализ ошибок, допущенных в тестовой работе.

                                           

                   

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Закономерности географической оболочки"

Пасечникова Елена Алексеевна, 22 марта 1972 года рождения, учитель географии и экологии МБОУ лицей, ст. Каневская, Краснодарский край, преподает географию 17 лет.С 2006 года географию преподает по лин...

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

Обобщение уроков очень важно, это не только повторение, закрепление материала...

Урок по теме «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России»

Успешность освоения курса «Географии России» для 8-9 класса невозможна без качественного усвоения темы «Климат и климатические ресурсы». Поэтому значимость этого урока очевидна и бесспорна. Начиная...

урок по теме " Закономерности распределения основных элементов климата на территории России"

Задачи: систематизировать и углубить знания о закономерностях распределения тепла и влаги по сезонам года на территории России; сформировать понятие «коэффициент увлажнения», используя раннее усвоенны...

Презентация к уроку биологии "Основные закономерности эволюции"

Идея о направленном характере эволюции,идущей по пути совершенствования организмов от простого к сложному,от низших форм жизни к высшим,    общепринята....

Урок по теме: «Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость».

Цель урока: сформировать знания о видах изменчивости, их материальных основах, определить практическое значение мутаций....


 

Комментарии

Урок по теме "Закономерности и правила эволюции является завершающим в разделе "Эволюционное учение", предполагает работу с дополнительным материалом с целью закрепления знаний.

Урок по теме "Закономерности и правила эволюции является завершающим в разделе "Эволюционное учение", предполагает работу с дополнительным материалом с целью закрепления знаний о путях и направлениях эволюции и выявления закономерностей эволюционного процесса.