урок по теме " Закономерности распределения основных элементов климата на территории России"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Арчегова Лариса Ахсарбековна Учитель географии Закономерности распределения основных элементов климата на территории России конспект урока Учебник Э.М. Раковская География ПриродаРоссии. Природа. 8 кл.: Дрофа В разработке урока представлены различные приемы и методы организации проверочных и практических работ по теме «Типы климатов России» с использованием данного учебника и методического пособия для преподавателей География России. Природа. 8 кл.: поурочные планы по учебнику Э.М. Раковская . |
Тема урока: Закономерности распределения
основных элементов климата на территории России
Задачи: систематизировать и углубить знания о закономерностях распределения тепла и влаги по сезонам года на территории России; сформировать понятие «коэффициент увлажнения», используя раннее усвоенные знания об испарении и испаряемости; сформировать умение характеризовать ход июльских и январских изотерм по территории России и вычислять коэффициент увлажнения для разных областей; развивать умение устанавливать связи между элементами климата по карте.
Оборудование: мультимедийный проектор, атласы.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений по теме «Климатообразующие факторы»
- Закрепление знаний по типам воздушных масс
Установите соответствие:
Запись на доске:
Воздушные массы:
АВМ
кУВМ
мУВМ
мТВМ
кТВМ
Демонстрация слайдов (Презентация урока):
Слайд №1
- Воздух жаркий, сухой, запыленный; воздушные массы формируются летом в южных районах страны или проходят из Монголии, Северного Китая, Малой Азии или Северной Африки.
Слайд №2
- Воздушные массы приходят с Атлантического океана, с Тихого океана – летом; зимой они смягчают морозы, вызывают снегопады, оттепели, иногда приносят пасмурную погоду с туманами и дождями; летом этот воздух охлаждает сушу, умеряет жару, повышает влажность и приносит осадки.
Слайд №3
- Воздух, холодный зимой и летом; сухой и прозрачный; приходит с Северного Ледовитого океана.
Слайд №4
- Постоянно теплый и влажный воздух приходит с субтропических и тропических широт Атлантического и Тихого океанов.
Слайд №5
- Воздушные массы формируются над территорией России, имеют резкую годовою амплитуду, сухие.
- Проверка знаний по теме «Циклоны и антициклоны, атмосферные фронты»
Слайд №6
- - определить по схемам на слайде, где циклон, а где антициклон;
- - охарактеризовать эти атмосферные явления;
- - какова роль циклонов и антициклонов в формировании климата?
Слайд №7
- что называется атмосферным фронтом, и какие процессы происходят в зоне схождения воздушных масс;
- на какие группы делятся атмосферные фронты по температуре? Опишите изменения погоды, которые возникают при прохождении атмосферных фронтов.
II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Проведенный опрос позволяет активизировать знания учащихся и логично перейти к изучению нового материала о распределении метеорологических элементов на территории России.
Основная тема для повторения из курса географии 7 класса – «Закономерности распределения температур воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле»
Слайды №8 и №9
Раздаточный материал:
III. Изучение нового материала.
Планируемые результаты практической работы №6 «Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и их объяснение. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов»:
- Учащиеся умеют объяснять причины распределения температуры и осадков по территории нашей страны.
- учащиеся умеют определять элементы климата в любом пункте и объяснять закономерности их размещения.
Ход практической работы
- Изучение распределения температур:
- По климатической карте проследите ход июльских изотерм +50, +100, +200. Сравните их на равнинах и в горных областях.
- Укажите основную закономерность в изменении температуры летом.
Вывод: важнейшим фактором распределения температуры летом является солнечная радиация, поэтому изотермы июля располагаются в основном соответственно широте.
- По рис.30.с.62 учебника определите, как проходит июльская изотерма +100С.
- Сопоставив физическую и климатическую карты, объясните причину отклонения изотермы к югу в ряде районов страны.
- С какими причинами связано замкнутое положение изотерм на юге Сибири и севере Дальнего Востока?
Вывод: на распределение температуры летом большое влияние оказывает рельеф.
- По рис. 29 с.61 учебника определите, где в нашей стране расположены районы с наиболее низкой и с наиболее высокой температурами января. Найдите наиболее холодные районы, объясните, почему они расположены именно там.
Вывод: Интенсивное выхолаживание поверхности нашей страны в зимний период приводит к тому, что наиболее низкие температуры наблюдаются во внутренних, не доступных отепляющему влиянию Атлантики районах.
- Проследите ход январских изотерм – 50, -150,-200, -300. Совпадает ли он с ходом летних температур?
Вывод: изотермы января располагаются не в широтном направлении, а с северо-запада на юго-восток.
- Распределение осадков на территории России.
Анализ карты «Годовое количество осадков» на рис. 31 с.64 учебника:
- Равномерно ли распределяются осадки на территории страны?
- Где выпадает наибольшее количество осадков, где наименьшее? Как это связано с воздушными массами?
- Какие факторы влияют на увеличение осадков?
- Объясните причины большого количества осадков на побережье Тихого океана.
Вывод: Наибольшее количество осадков на берегу Тихого океана связывают с летним муссоном и рельефом; большое количество осадков на западе России в умеренном поясе объясняют господством морского воздуха с Атлантики и активной циклонической деятельностью. На севере осадков выпадает мало из-за присутствия сухого арктического воздуха. Внутри материка, на юго-востоке Русской равнины, на Среднесибирском плоскогорье, осадков мало из-за господства континентального воздуха и антициклональной погоды.
- Формирование понятия «коэффициент увлажнения»
Проблемный вопрос для учащихся:
На побережье Восточно-Сибирского моря и на юго-востоке Русской равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков (около 200 мм). Однако на Колыме - болота, а в Поволжье - сухие степи и полупустыни. Почему?
Ответ: отдельные показатели температуры, количества осадков не могут характеризовать целостно климатические условия территории. Только во взаимодействии, соотношении количества тепла и влаги можно определить особенности климата. Важно знать не только количество выпадающих осадков, но и количество испаряющейся влаги.
- Используя рис.31 и 32 на с.64 и 65 учебника ,определите испаряемость и годовое количество осадков в Нижнем Поволжье, в Северо-Восточной Сибири, на Кольском полуострове.
Вывод: годовое количество осадков еще не дает полного представления о том, как территория обеспечения влагой, поскольку часть атмосферных осадков испаряется, часть просачивается в почву.
Запись в тетрадях учащихся:
Испарение - это количество фактически испарившейся воды. Зависит от температуры и влажности воздуха, от испаряющей поверхности и скорости ветра.
Испаряемость - это количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях. Измеряется в мм слоя воды. Характеризует возможное испарение и сильно отличается от фактического испарения, особенно в пустыне, где испарение близко к нулю, а испаряемость - 2000 мм в год и более.
- В тексте учебника на с.63, найдите определение понятия «коэффициент увлажнения» (К)
Коэффициент увлажнения - это соотношение между годовой суммой осадков и испаряемостью определенной территории. Вычисляется по формуле:
Кувл. = Осадки / Испаряемость
- Вычислите коэффициент увлажнения для городов Архангельска, Волгограда, Магадана, Самары, Якутска, используя рис.31 и 32 учебника.
Вывод: коэффициент увлажнения - важнейший интегрированный показатель, который дает четкое представление о климатических условиях территории.
IV. Домашнее задание - § 10 до стр.63, практическую работа на с. 11-12 рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189253-1359271402.jpg)
Разработка открытого урока по географии для 8 класса.тема: "Закономерности распределения элементов климата на территории России. Климат Бурятии".
Разработка открытого урока в 8 классе по географии России. Оснащение: карты, атласы, учебник, дополнительные источники информации, энциклопедии, мультимедиа.Форма проведения: заседание инт...
конспект урока географии в 8 классе по теме «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России».
Урок из курса "География России. Природа.Население. Хозяйство." (Учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство». Автор: В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А Лобжанидзе, 8 ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-385842-1390354923.jpg)
Урок по теме «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России»
Успешность освоения курса «Географии России» для 8-9 класса невозможна без качественного усвоения темы «Климат и климатические ресурсы». Поэтому значимость этого урока очевидна и бесспорна. Начиная...
Урок географии в 8 классе на тему "Распределение тепла и влаги на территории России"
Урок содержит практическу работу по данной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-671998-1442935618.jpg)
Практическая работа по теме «Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны»
Данная презентация. Позволит в начале урока быстро проверить знания по теме "Движение воздуха" , выполнить практическую работу по теме «Определение по картам закономерностей распределения основны...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-59255-1610976958.jpg)
Урок по географии в 8 классе "Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны".
Комбинированный урок с подробным описанием этапов, технологий, видов деятельности учителя и учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/06/picture-1194982-1575634298.jpg)
Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.
Технологичекская карта урока по географии в 8 классе по теме "Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны."...