Урок по теме "Закономерности географической оболочки"
презентация урока для интерактивной доски географии (6 класс) по теме
Пасечникова Елена Алексеевна, 22 марта 1972 года рождения, учитель географии и экологии МБОУ лицей, ст. Каневская, Краснодарский край, преподает географию 17 лет.
С 2006 года географию преподает по линии: А.А.Лобжанидзе, В.П.Кузнецов, Л.Е.Cавельева с 6класса по 9 класс, 10-11 класс - автор В.П.Максаковский, издательство «Просвещение», Москва.
Данный урок разработан для 6 класса по учебнику «Планета Земля», автор А.А.Лобжанидзе, издательство «Просвещение», Москва. Раздел «Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс», тема «Закономерности географической оболочки». А также для 7 класса по учебнику «География материков и океанов», автор В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев, «Дрофа», Москва. Раздел «Географическая оболочка – наш дом», тема «Закономерности географической оболочки».
Учащиеся частично знакомы с одной из закономерностей географической оболочки – ЗОНАЛЬНОСТЬ, а также с таким понятием, как ЦЕЛОСТНОСТЬ природного комплекса. Однако у учащихся не сформировано целостное представление взаимосвязи закономерностей географической оболочки. А данный материал необходим для дальнейшего понимания таких тем, как «Взаимодействие природы и общества», «Изменение природы хозяйственной деятельностью человека», «Природные зоны».
Поэтому урок можно обозначить как повторительно-обобщающий с выделением объекта главного, а именно, формирование у учащихся понимания взаимосвязи закономерностей географической оболочки, в этом и заключается целесообразность определения познавательно-обобщающего аспекта ТДЦУ (триедино- дидактической цели усвоения).
Развивающий аспектнацелен на формирование пространственного воображения; логического мышления; умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Воспитывающий аспектнаправлен на формирование культуры умственного труда, его научной организации.
Соответственно целям урока, проведен отбор содержания материала, форм и методов обучения.
Урок построен с использованием МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЗНАК», целесообразность которой предусматривает умение схематизировать изучаемый материал с последующим выходом на построение обобщающей модели, с помощью которой учащиеся учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в ней выражено, поэтому исчезает проблема заучивания больших материалов учебного материала.
Главным инструментарием (приемом) является применение ГК (географического конструктора), (географический конструктор изображен в Презентации урока), т.е. определенных условных символов и знаков, помогающих образно представить взаимосвязь предметов и явлений с помощью таких методов, как:
- перцептивный(обеспечивающий передачу учебной информации учителем и восприятие ее учащимися посредством слушания, наблюдения и практических действий);
- гностический(усвоение нового путем самостоятельного размышления над проблемными ситуациями);
- логический(анализ, сравнение, обобщение, систематизация).
Все перечисленные методы нашли свое отражение на различных этапах в структуре урока:
1) актуализация знаний
2) познавательно-обобщающий этап
3) рефлексия
Все этапы урока имеют логическую связь. Этап актуализации знаний предусматривает повторение таких понятий как: географическая оболочка, природный комплекс (природная зона), т.е. понимание причин развития жизни на Земле за счет взаимосвязи ее оболочек и особенностей природных зон, которые влияют на закономерности географической оболочки.
Основной этап урока, которому отводится по времени большая часть, структурирован в соответствии с раскрытием таких понятий как: ЗОНАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛОСТНОСТЬ, РИТМИЧНОСТЬ. Учащиеся работают с раздаточным материалом, который состоит из двух заданий, маршрутной картой урока, которая помогает в раскрытии закономерностей географической оболочки с обязательным выделением объекта главного и существенного в содержании учебного материала, географическим конструктором, который помогает выстроить в определенной последовательности логические схемы, особенности закономерностей географической оболочки с помощью условных знаков.
На этапе рефлексииучащимся предлагается наглядно-иллюстративный материал (Презентация урока), позволяющий определить уровень усвоения учебного материала. С этой же целью предлагается задание «Проверь себя» (на отдельных листах) в форме теста (ключ к тесту в Презентации урока).
Межпредметная координация учебного материала осуществляется на уровне понятий из биологии: биологический круговорот, компоненты природного комплекса (растения и животные); экологии: последствия не учета закономерностей при воздействии человека на природу.
Контроль за усвоением знаний имеет как промежуточный характер (на этапе составления выводов в виде логических схем), так и итоговый, в процессе выполнения теста, что позволяет судить о результативности усвоения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_prostranstvennogo_voobrazheniya_s_pomoshchyu_interaktivnyh_metodov_graficheskoy_naglyadnosti.doc | 36.5 КБ |
prez_uroka.ppt | 2.97 МБ |
vvedenie_v_urok.doc | 33 КБ |
karta_uroka.doc | 39.5 КБ |
urok_tekst.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование пространственного воображения с помощью интерактивных методов графической наглядности»
учитель географии МБОУ лицей ст.Каневская
Пасечникова Елена Алексеевна
В наше время учитель географии имеет возможность в своей работе использовать многие технические средства обучения и тот мощный поток наглядной информации, который во все возрастающих размерах проникает в жизнь и быт учеников. При этом нередко отходят на второй план другие средства и формы наглядности. Но успех в усвоении географических знаний может быть достигнут лишь при гармоническом сочетании всех средств и возможностей наглядного обучения.
В этом и есть актуальность моего опыта по теме. Представление опыта по данной теме определяет следующую цель и задачи:
Цель: показать системность и целесообразность применения основных интерактивных методов графической наглядности.
Задачи: рассмотреть основные интерактивные методы графической наглядности; определить и обосновать структуру их построения; научиться применять их при изучении определенных тем в географии.
Графические работы, как известно, завоевали себе прочное место кА один из важных методов изложения и познания физики, математики, статистики и ряда других наук. Теперь графический метод завоевывает себе прочное место в обучении географии.
Создание и использование средств наглядности изложены в трудах Н.Н.Баранского, А.С. Баркова, А.А.Половинкина, Н.Н.Колосовского, А.В.Даринског, А.Д.Данилова, а также в роазличных пособиях по методике этого предмета, созданных в последние годы.
Опыт работы основывается на метапредметной технологии «Знак», формирующий у школьников способность схематизации, основным инструментарием данной технологии является географический конструктор (ГК), который составлен мною по основополагающим темам географии.
Мне бы хотелось остановиться на наиболее эффективных интерактивных методах графической наглядности, таких как: логические схемы, картографический эскиз, пояснительный рисунок, которые с помощью географического конструктора помогают выйти на ассоциативную модель (АСМО).
Итак, рассмотрим применение ГК в обозначенных методах. Данный ГК составлен по теме «Климат» (приложение №1), здесь используются основные символы, знаки, которые помогут сформировать у учащихся пространственное воображение по данной теме.
Логические схемы
Выход на АСМО начинаем с построения логических схем.
Логические схемы используются для глубокого и доступного изложения учебного материала, чтобы выявить причины и следствия изменения в природе. Схемы успешно используются лишь в тех случаях, когда они не громоздки, когда сам преподаватель, а за ним и ученики легко воспринимают их логичность и стройность.
(приложение №2).
Картографические эскизы
Не менее важен и интересен принцип – динамического создания картографического образа. Несколько штрихов, набросанных преподавателем на доске, сопровождаемых объяснением, вызывают к себе большой интерес, чем готовые сложные наглядные пособия.
Должна сказать, что с появлением огромного количества наглядности, мы превратили учащихся в пассивных созерцателей, ребята потеряли интерес что-то делать своими руками, что-то создавать.
Картографические эскизы как раз и формируют мотивационное поле, мобилизуют все виды памяти и обеспечивают понимание и запоминание темы, помогают создавать учащимся свой собственный образ того или иного явления с помощью географического конструктора.
В качестве примера составим картографический эскиз по теме «Климат Африки». Из карты на доску учитель, сопровождая объяснением, а ученик в тетрадь условно, собственноручно обозначают контур материка (приложение № 3).
Отбрасывается всё лишнее, при этом из карты наносим самое главное. На этом этапе построения эскиза мы уже строим логическую схему с помощью ГК (приложение № 4).
Третий этап работы позволяет нам выйти ещё на одну логическую схему, с помощью которой учащиеся делают вывод, что рельеф влияет как на отсутствие, так и на наличие осадков (приложение № 5).
Пояснительные рисунки
Одна из важных методических задач учителя географии – уметь графически выражать свои мысли, свои знания. Популярному объяснению географического материала помогают пояснительные рисунки.
Это обычные несложные рисунки, формируют понимание сущности предметов и явлений. Их создают параллельно объяснению, реже – воспроизводят заранее.
Пояснительные рисунки необходимы тогда, когда для усвоения понятия требуется создание определенного графического образа.
На основе уже созданного ранее картографического эскиза с помощью ГК параллельно объяснению создаём пояснительный рисунок по теме «Климат Африки». С помощью пояснительного рисунка объясняются причинно-следственные изменения климата, а затем в определенной последовательности выстраиваются логические схемы.
(приложение № 6 а, б, в)
Итак, на основе картографического эскиза и пояснительного рисунка с помощью географического конструктора, мы можем составить ассоциативную модель из логических последовательных схем.
Ассоциативная модель
АСМО является средством графического обобщения изученного материала.
Это способствует развитию памяти, логического мышления, формированию практических умений и навыков в работе у учащихся.
Неоценимую помощь модель поможет оказать также в период подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Предлагаю, Вашему вниманию, Ассоциативную модель по теме «Климат Африки», которая составлена на основе географического конструктора с помощью логических схем (приложение № 7).
С помощью логических схем учащиеся учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено, поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.
Построение моделей осуществляется поэтапно, в определенной последовательности, которая включает как ранее изученный, так и новый материал.
Таким образом, опыт на заданную тему может быть представлен в виде обобщающей схемы, в которой постоянными элементами являются - географический конструктор и АСМО, а изменяемыми - методы графической наглядности, включая и те, о которых я говорила: логические схемы, картографические эскизы, пояснительные рисунки (приложение № 8).
Они то и играют главную роль в формировании пространственного воображения. В этом и есть новизна представленного опыта. Результаты реализации данной технологии были представлены во время публичной презентации профессиональному сообществу и общественности на уровне ОУ и муниципальном уровне.
На основании обобщенного опыта было создано методическое пособие по теме «Создание АСМО с помощью метапредметной технологии «Знак» в период подготовки к ГИА и ЕГЭ»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА УРОКА: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ
М Ы У З Н А Е М : Каковы закономерности географической оболочки Как осуществляется взаимосвязь между закономерностями
АТМОСФЕРА ГИДРОСФЕРА ЛИТОСФЕРА БИОСФЕРА Географическая оболочка ГО
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ПК Почва Растения Воздух Животные Рельеф Вода
З Ц ГШ h Географический конструктор "Закономерности ГО" ГО ПК - географическая оболочка - природный комплекс - зональность - целостность - ритмичность = - высота - географическая широта - взаимосвязь - время
изменение ПК Широтная зональность З РАВНИНА (ГШ) ЗОНАЛЬНОСТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО
Высотная поясность (h) ГИМАЛАИ АЛЬПЫ
изменение ПК Широтная зональность Высотная поясность З РАВНИНА (ГШ) изменение ПК З ГОРЫ (h) ЗОНАЛЬНОСТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО
Ц компонентов ПК КЛИМАТ ПОЧВА РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ } Природная зона взаимосвязь ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО ЦЕЛОСТНОСТЬ
РИТМЫ Суточные Годовые Многолетние время ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ГО РИТМИЧНОСТЬ
Задание: определить закономерности (ритмичность, целостность, зональность) ОТВЕТ: Ритмичность (годовая) Зима Весна Лето Осень
Задание: определить закономерности (ритмичность, целостность, зональность) А Б В Ответ: зональность (АВБ) Арктическая пустыня Саванна Тайга
Задание: определить закономерности (ритмичность, целостность, зональность) Ответ: целостность Биологичексий круговорот
ТЕСТ ключ: 1 Г 2 В 3 Б 4 А 5 Б
МЫ УЗНАЛИ: З Ц компонентов ПК взаимосвязь время изменение ПК Широтная зональность Высотная поясность РАВНИНА (ГШ) ГОРЫ (h)
МЫ УЗНАЛИ: ГО = ПК З Ц
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Почему через каждые 11 лет усиливается полярное сияние, циркуляция атмосферы, активизируется деятельность болезнетворных микробов и вирусов, эпидемии холеры и чумы, набеги саранчи?
Предварительный просмотр:
Введение в урок.
Пасечникова Елена Алексеевна, 22 марта 1972 года рождения, учитель географии и экологии МБОУ лицей, ст. Каневская, Краснодарский край, преподает географию 17 лет.
С 2006 года географию преподает по линии: А.А.Лобжанидзе, В.П.Кузнецов, Л.Е.Cавельева с 6класса по 9 класс, 10-11 класс - автор В.П.Максаковский, издательство «Просвещение», Москва.
Данный урок разработан для 6 класса по учебнику «Планета Земля», автор А.А.Лобжанидзе, издательство «Просвещение», Москва. Раздел «Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс», тема «Закономерности географической оболочки». А также для 7 класса по учебнику «География материков и океанов», автор В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев, «Дрофа», Москва. Раздел «Географическая оболочка – наш дом», тема «Закономерности географической оболочки».
Учащиеся частично знакомы с одной из закономерностей географической оболочки – ЗОНАЛЬНОСТЬ, а также с таким понятием, как ЦЕЛОСТНОСТЬ природного комплекса. Однако у учащихся не сформировано целостное представление взаимосвязи закономерностей географической оболочки. А данный материал необходим для дальнейшего понимания таких тем, как «Взаимодействие природы и общества», «Изменение природы хозяйственной деятельностью человека», «Природные зоны».
Поэтому урок можно обозначить как повторительно-обобщающий с выделением объекта главного, а именно, формирование у учащихся понимания взаимосвязи закономерностей географической оболочки, в этом и заключается целесообразность определения познавательно-обобщающего аспекта ТДЦУ (триедино- дидактической цели усвоения).
Развивающий аспект нацелен на формирование пространственного воображения; логического мышления; умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Воспитывающий аспект направлен на формирование культуры умственного труда, его научной организации.
Соответственно целям урока, проведен отбор содержания материала, форм и методов обучения.
Урок построен с использованием МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЗНАК», целесообразность которой предусматривает умение схематизировать изучаемый материал с последующим выходом на построение обобщающей модели, с помощью которой учащиеся учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в ней выражено, поэтому исчезает проблема заучивания больших материалов учебного материала.
Главным инструментарием (приемом) является применение ГК (географического конструктора), (географический конструктор изображен в Презентации урока), т.е. определенных условных символов и знаков, помогающих образно представить взаимосвязь предметов и явлений с помощью таких методов, как:
- перцептивный (обеспечивающий передачу учебной информации учителем и восприятие ее учащимися посредством слушания, наблюдения и практических действий);
- гностический (усвоение нового путем самостоятельного размышления над проблемными ситуациями);
- логический (анализ, сравнение, обобщение, систематизация).
Все перечисленные методы нашли свое отражение на различных этапах в структуре урока:
- актуализация знаний
- познавательно-обобщающий этап
- рефлексия
Все этапы урока имеют логическую связь. Этап актуализации знаний предусматривает повторение таких понятий как: географическая оболочка, природный комплекс (природная зона), т.е. понимание причин развития жизни на Земле за счет взаимосвязи ее оболочек и особенностей природных зон, которые влияют на закономерности географической оболочки.
Основной этап урока, которому отводится по времени большая часть, структурирован в соответствии с раскрытием таких понятий как: ЗОНАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛОСТНОСТЬ, РИТМИЧНОСТЬ. Учащиеся работают с раздаточным материалом, который состоит из двух заданий, маршрутной картой урока, которая помогает в раскрытии закономерностей географической оболочки с обязательным выделением объекта главного и существенного в содержании учебного материала, географическим конструктором, который помогает выстроить в определенной последовательности логические схемы, особенности закономерностей географической оболочки с помощью условных знаков.
На этапе рефлексии учащимся предлагается наглядно-иллюстративный материал (Презентация урока), позволяющий определить уровень усвоения учебного материала. С этой же целью предлагается задание «Проверь себя» (на отдельных листах) в форме теста (ключ к тесту в Презентации урока).
Межпредметная координация учебного материала осуществляется на уровне понятий из биологии: биологический круговорот, компоненты природного комплекса (растения и животные); экологии: последствия не учета закономерностей при воздействии человека на природу.
Контроль за усвоением знаний имеет как промежуточный характер (на этапе составления выводов в виде логических схем), так и итоговый, в процессе выполнения теста, что позволяет судить о результативности усвоения материала.
Предварительный просмотр:
Схема 1 «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОБОЛОЧКАМИ ЗЕМЛИ»
АТМОСФЕРА | ГИДРОСФЕРА |
ЛИТОСФЕРА | БИОСФЕРА |
Схема 2 «СОСТАВ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА»
Растения
Воздух
Животные
Рельеф
Почвы
Вода
ЗОНАЛЬНОСТЬ
З Равнина(ГШ) | ……………….. ……………….. | |
Горы (h) | ……………….. ……………….. |
ЦЕЛОСТНОСТЬ
Ц
…………………….. компонентов ПК
Климат почва растения животные
РИТМИЧНОСТЬ
……………………….
РИТМЫ
суточные годовые многолетние
Предварительный просмотр:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- И поговорим мы с вами сегодня о самой чудесной, замечательной планете Земля, на которой мы живем.
(слайд 1) Когда космонавты видят Землю с высоты нескольких десятки тысяч километров, она вызывает необыкновенные эмоции, восторги. Возникает ощущение, что она не так велика.
Но, красива! Неповторима!
(слайд 2,3,4,5,6) Не менее прекрасна Земля, когда видишь ее в привычной обстановке, когда Вас окружают степные просторы, горы, зеленые холмы, леса и это небо с причудливыми облаками.
- Что же придает нашей Земле такое разнообразие, уникальность и неповторимость?!
- Мы и поговорим на нашем уроке.
Тема урока: (слайд 7)
«Закономерности географической оболочки»
Сегодня мы узнаем: (слайд 8)
- Каковы закономерности ГО, которые и придают нашей Земле такое разнообразие, уникальность и неповторимость.
- Для раскрытия темы урока вам помогут необходимые материалы на вашем столе: атлас, учебник, раздаточный материал в виде заданий.
- А так как тема урока непростая, работать мы будем с географическим конструктором и маршрутной картой урока (лежат на столе учащихся), которые помогут вам легко запомнить новый и ранее изученный материал урока.
- В маршрутной карте урока есть необходимые схемы, подсказки, т.е. наши помощники в работе на уроке.
II. Проверка знаний.
- Обращаемся к схеме №1 маршрутной карты урока.
- Прочитайте, как называется эта схема? («Взаимосвязь между оболочками»)
- А какие оболочки существуют на Земле? (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) (слайд 9)
- Между оболочками существует взаимосвязь, (это видно по стрелочкам), можно привести примеры взаимосвязей между оболочками. Сделать вывод, что благодаря взаимосвязям между оболочками происходит развитие жизни на Земле.
- А как будет называться оболочка Земли, где происходит данная взаимосвязь? (географическая) (слайд 9, левая кнопка мышки дополнит схему).
- Дополните вашу схему №1 в маршрутной карте кратким обозначением географической оболочки – ГО. Как у меня на доске (слайд 9).
- Итак, давайте прочитаем эту схему. Что такое географическая оболочка? (это взаимосвязь между атмосферой, гидросферой, литосферой и биосферой)
- Географическая оболочка сплошная, но неоднородная. Это огромный ПК (природный комплекс) нашей планеты (слайд 10, но не весь показываем)
- Ребята, а что же такое ПК? Обратимся к подсказке в схеме № 2 маршрутной карты урока.
- Как называется эта схема? («Состав природного комплекса») Из каких компонентов природы состоит ПК? Назовите их? (слайд 10, левая кнопка мышки дополнит схему)
- Если ГО – это ПК, а может ли муравейник являться ПК?
- А какие еще ПК вы можете назвать? (учащиеся приводят примеры: природная зона)
- Именно знание особенностей природной зоны поможет нам в раскрытии закономерностей ГО.
II. Изучение нового материала.
- Прежде чем изучить закономерности, обратимся к ГК (географический конструктор) (слайд 11), а также ГК лежит на столах. ГК состоит из условных символов, знаков данной темы (работа с ГК).
- Рассмотрим первую закономерность – ЗОНАЛЬНОСТЬ.
Обращаемся к ГК, знак зональности.
- Закон зональности был впервые предложен В.В. Докучаевым.
Рассмотрим один из факторов формирования зональности. Для этого обратимся к атласу, карта «Природные зоны Евразии». Восточно-Европейская равнина.
Задание. Используя легенду карты необходимо назвать природные зоны равнины с севера на юг (учащиеся называют природные зоны). Изменяются ли ПК с широтой на равнинах? (да).
Обращаемся к маршрутной карте урока и ГК, чтобы построить логическую схему.
- Итак, что характерно для зональности? (изменение ПК) (слайд 12, левой кнопкой дополним схему). Учащиеся записывают в маршрутную карту «изменение ПК».
-Как называется зональность, где происходит изменение природных зон на равнинах с изменением географической широты? (широтная зональность) (слайд 12, левой кнопкой еще раз дополним схему). Учащиеся записывают в маршрутную карту «широтная зональность».
Вывод, что такое зональность, учащиеся зачитывают с маршрутной карты по схеме.
Зональность – изменение ПК – равнина (ГШ) – широтная зональность (слайд 12).
- Следующий фактор формирования проявления зональности, рассмотрим на примере горных систем: Гималаи, Альпы. Физическая карта мира.
-Какие горы самые высокие в мире? (Гималаи) в Европе? (Альпы) С помощью карты, какие горы расположены южнее (Гималаи), а какие севернее (Альпы)?
- (слайд 13) В каких горах будет больше ПК? (Гималаи). ПК рассматриваются снизу вверх, от подошвы и до вершины.
- Так отчего будет зависеть количество ПК в горах?
- Как называется зональность, когда изменяются ПК с высотой? (высотная поясность)
Обращаемся к маршрутной карте урока и запишем этот фактор зональности в виде схемы.
Зональность – изменение ПК – горы (h) – высотная поясность (слайд 14, левая кнопка мышки дополнит схему).
Вывод. Зональность – это изменение ПК на равнинах – широтная зональность, в горах – высотная поясность.
- Рассмотрим вторую закономерность ГО – ЦЕЛОСТНОСТЬ.
Задание. В тексте учебника, найдем определение, что такое целостность?
Целостность – это взаимосвязь и взаимозависимость компонентов ПК.
- С помощью ГК, запишем в маршрутной карте урока схему, что характерно для целостности («взаимосвязь»).
Целостность – это взаимосвязь компонентов ПК (слайд 15, левая кнопка мышки дополнит схему).
- Что произойдет, если деятельность человека, не учитывает этот закон природы?
Задание. С помощью текста в учебнике, найдем ответ на этот вопрос (уч-ся зачитывают ответ).
Схема «Природная зона» (слайд 15).
- У вас на столах лежит раздаточный материал с заданиями №1 и №2.
Задание № 1. С помощью текста, определите взаимосвязь между компонентами ПК, в результате чего образуется ПК – как единое целое?
климат – почвы – растительность – животные (слайд 15).
- Сделаем вывод, обращаясь к маршрутной карте урока. Что характерно для целостности? (взаимосвязь между компонентами ПК).
- Географический конструктор поможет нам назвать третью закономерность – РИТМИЧНОСТЬ.
- Периодичность и повторяемость одних и тех же явлений во времени – называется ритмичностью.
- Из данного определения, что будет характерно для ритмичности? (время)
(слайд 16).
Обращаемся к ГК: знак ритмичности и времени записываем в маршрутной карте урока схему.
Ритмичность – время (слайд 16).
- С помощью данной схемы «Ритмы» (слайд 16) и в маршрутной карте урока, какие бывают ритмы? (суточные, годовые, многолетние)
Суточные – это вращение Земли вокруг своей оси, годовые – это вращение Земли вокруг Солнца, многолетние обусловлены активностью Солнца и внутренними (эндогенными) процессами Земли.
- Для того, чтобы научиться правильно определять ритмы, выполним задание.
По рядам (группы): 1, 2, 3.
Задание № 2. Дается текст с ритмами Земли. 1-ая группа – суточные, 2-ая группа – годовые, 3-я группа – многолетние. Каждая группа выбирает примеры своих ритмов.
- Проверяем выполнение (каждая группа зачитывает).
- Ритмика – форма своеобразного «дыхания» целостной географической оболочки.
- Таким образом, мы с вами выяснили закономерности ГО. Назовите их.
IV. Закрепление изученного материала.
- Чтобы научиться определять закономерности ГО, выполним следующие задания (слайд 17,18,19).
- И еще одно задание на проверку усвоенного материала.
- Тест «Проверь себя». Внимательно читайте вопросы и отмечайте правильный ответ.
- Проверяем выполнение теста. Ключ (слайд 20). Взаимопроверка. Оценка.
- Подведем итог урока (слайд 21).
1. Благодаря каким трем закономерностям формируется ПК? (зональность, целостность, ритмичность).
2. Что характерно для зональности, целостности, ритмичности? (уч-ся используют маршрутную карту урока и зачитывают выстроенные логические схемы).
Выйти на взаимосвязь между закономерностями можно, если провести игру «Шкатулка».
- Ребята, у меня в руках шкатулка, в которой лежит полезное ископаемое, с помощью которого ученые сделали вывод о том, что на материке Антарктида существовала много лет назад пышная растительность и теплый климат. Что это за полезное ископаемое? (каменный уголь). Как взаимосвязь между закономерностями повлияла на изменения ПК Антарктиды?
3. А для этого сделаем самый главный вывод (слайд 22).
ГО= ПК
- Именно, благодаря этим закономерностям, в природе происходят изменения, изменения – это развитие географической оболочки (жизни), а развитие жизни делает нашу планету уникальной, разнообразной и неповторимой.
- И в заключении домашнее задание творческого характера (слайд 23).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Учитель Полякова Валентина Яковлевна (Серафимовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа) Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"
Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...
Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"
Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...
Конспект открытого урока по теме "Географическая оболочка" в 7 классе
Подробный конспект урока по теме "Географическая оболочка" с применением проблемного изложения материала. На уроке прослеживается межпредметная связь,самостоятельная работа учащихся.Дается рефле...
Разработка урока по теме «Географическая оболочка планеты» в 7 классе по технологии В.Ф. Шаталова и модульной технологии
Использовали опорные конспекты по теме "Географическая оболочка планеты" и применили модуль к этой теме....
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение
Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географичес...
Презентация к уроку географии "Особенности географической оболочки"
Презентация к уроку географии в 6-ом классе "Особенности географической оболочки"...
Комментарии
Урок с использованием