Урок на тему "Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Куулар Элла Олеговна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_genetika.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г. Чадана

Дзун-Хемчикскогокожууна РТ

Открытый урок на тему

«Закономерности наследования.

Моногибридное скрещивание»

                                        Составитель: Куулар Элла Олеговна,

                                                     учитель биологии МБОУ СОШ №3 г. Чадана

2017-2018 учебный год.

Урок на тему

«Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание»

Цель урока: изучить историю и основные законы Менделя, раскрыть основные законы Г.Менделя.

Задачи урока: 

Образовательные: определить сущность первого и второго закона Менделя; способствовать формированию у учащихся умения использовать специальную систематику записи результатов скрещивания и сформировать навыки решения генетических задач;

Развивающие: развить навыки и умения самостоятельной работы в группе и индивидуально, содействовать развитию коммуникативной культуры, умение отражать результаты своей деятельности в устной и письменной форме.

Воспитательные: воспитать культуру поведения, умение работать в группе, способствовать выбору будущей профессии.

Форма организации: индивидуальная, групповая работа, беседа, решение задач;

Средства обучения: дидактические карточки, схемы, проектор, доска, презентация;

Методы обучения: наглядный, работа с учебником, практическая работа.

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверяет готовность к уроку, подготовленность рабочего места  учащихся к уроку. (1-2 мин.)
  2. Актуализация знаний учащихся(тестирование)(5 - 6 мин.)

  1. Изучение нового материала(15 мин)

Мотивация учебной деятельности учащихся

     В далеком 1843 году в Чехии в монастырской школе работал преподавателем физики и природоведения молодой послушник. В комнате его жил ёжик, белые и серые мыши, был он хорошим флористом. В маленьком монастырском садике занимался опытами по скрещиванию гороха. Он поставил перед собой задачу – разрешить проблему наследования признаков в числовом охвате – и в этом его гениальность. Этот знаменитый учёный……….   (Ответ учащихся). СЛАЙД

   

      Именно Г. Мендель сформулировал основные законы наследственности. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: “мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени – и весь мир признает результаты моих трудов”.

И он не ошибся. Законы наследования признаков, установленные Менделем, определили развитие генетики как науки на весь последующий период. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет»

Наука о наследственности и изменчивости начинает свою подлинную историю с открытия Грегора Менделя. В 1865 году вышла в свет его работа «Опыты над растительными гибридами», в которой изложены закономерности наследования, открытые им в результате многолетних исследований на различных сортах гороха.

Через 35 лет открытые Менделем закономерности были переоткрыты заново(1900 год) Хуго де Фризом, Карлом Корренсом и Эрихом Чермаком и начался бурный период развития науки о наследственности и изменчивости.

  -  Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку, открыл

законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие

талантливые учёные?(Ответ учащихся: успех Г. Менделя определяется рядом причин:1. Выбрал удобный объект – горох посевной ( самоопыляемое, неприхотливое растение, дает несколько урожаев в год, много сортов, которые отличаются друг от друга  рядом хорошо различимых признаков, дает много семян).

2. Начал изучать сложное явление наследственности с простой модели – моногибридного скрещивания.

3. Разработал новый метод исследования – гибридологический, основой которого является генетический анализ результатов скрещивания.)

   -  Когда вы в математике или физике пытаетесь доказать или опровергнуть какую-то теорему чем вы пользуетесь? (Ответ учащихся: правилами и законами). Генетика, как и математика, является точной наукой. Значит, в генетике тоже есть законы и правила, которые можно проверить через задачи.

- Давайте сформулируем нашу тему урока. (ответ учащихся: Законы Менделя)

- Какую цель вы ставите перед собой исходя из темы урока? (Ответ учащихся)

-  Какое растение выбрал Мендель в своих исследованиях? Почему?

   Работа с учебником (стр. 142)

- имеет короткий жизненный цикл;

- большое количество потомков;

- особое строение цветка, которое позволяет контролировать опыление;

- наличие альтернативных признаков (окраска венчика цветка, семян, форма семени, окраска боба);

- возможность создавать чистые линии т.к. является строгим самоопылителем.

Мендельразработалосновной метод генетики – гибридологический метод. Метод скрещивания организмов отличающихся друг от друга по  одному или несколькими признаками.

Потомство от скрещивания двух особей с различными наследственными

признаками называют гибридным, а отдельную особь гибридом.

Рассказ учителя:

Первый закон Менделя

    Г. Мендель выбрал растения гороха, которые различаются только по одному признаку.

     В результате все получившиеся растения оказались с желтыми семенами. Следовательно, у гибридов первого поколения проявился признак только одного родителя, который подавил действие другого признака. А как мыназываем эти признак? (доминантный). А какой признак не проявился вообще? (зеленая окраска – рецессивный признак).

Раз все гибриды получились одинаковые Г. Мендель назвал, это правилом единообразия гибридов первого поколения, т.е. все гибриды имеют одинаковую окраску (1 закон Менделя или закона доминирования).

Второй закон Менделя

Далее Г. Мендель взял гибридные растения, полученные в первом скрещивании, вырастил эти растения, которые путем самоопыления дали второе поколение.

Основываясь на полученных результатах  Г. Мендель сформулировал второй закон - закон расщепления«При скрещивании гибридов первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу 3:1»

  1. Закрепление и проверка знаний. (10 мин.)
  1. Работа в парах решение задач по генетике

  1. Самостоятельная  работа (групповая работа)

     Работа в группах: 1 группа         

У арбуза зеленая окраска плодов доминирует над полосатой. Определите окраску плодов арбузов, полученных от скрещивания гетерозиготных растений.

 2 группа

У человека близорукость доминирует над нормальной остротой зрения. Гомозиготная близорукая женщина выходит замуж за мужчину с нормальной остротой зрения. Каких детей можно ожидать от этого брака.

  1. Решение задач  на моногибридное скрещивание  (СЛАЙД)
  1. Рефлексия(2-3 мин.). Подводящий диалог.

-Что для вас было самым сложным? интересным?

-Оцените свою работу и работу товарищей на занятии.

  1. Итог урока (3 мин)Выставление оценки.
  2. Домашнее задание (2 мин.)

Параграф 39.

  1. Решение задач.

а) Какая часть гибридов от скрещивания АА х АА является гомозиготной?

б)  Какая часть гибридов от скрещивания Аа х Аа является гетерозиготной?

2. Словарная работа.

3. Написать значение пословицы «Яблоко от яблони недалеко падает»

1 группа.        ЗАДАЧА

У арбуза зеленая окраска плодов доминирует над полосатой. Определите окраску плодов арбузов, полученных от скрещивания гетерозиготных растений.

2 группа

ЗАДАЧА

У человека близорукость доминирует над нормальной остротой зрения. Гомозиготная близорукая женщина выходит замуж за мужчину с нормальной остротой зрения. Каких детей можно ожидать от этого брака?

ЗАДАЧА

У собак висячие уши доминируют над стоячими. От скрещивания гетерозиготных собак с висячими ушами с собаками, имеющими стоячие уши.получено 214 щенков. Сколько щенков имеют стоячие уши?

Р-родители ( от латинского «парента» — родители)

♀ - «зеркало Венеры» — женская особь,

♂ - «Щит и копье Марса» — мужская особь

Х - скрещивание

G - гаметы

F — от лат. «филие» - потомство

F1 – гибриды первого поколения

F2 – гибриды второго поколения

А, В, С – доминантные гены.

а, в, с - рецессивные гены.

АА ,аа– гомозиготы

Аа - гетерозигота

  1. Какая часть гибридов от скрещивания АА х АА является гомозиготной?

а) 0%         б) 25%        в) 50%        г) 100%

Какая часть гибридов от скрещивания Аа х АА является гомозиготной по доминантному признаку?  а) 0%          б) 25%        в) 50%        г) 100%

  1. Какая часть гибридов от скрещивания Аа х Аа является гетерозиготной?

а) 1/2           б) 1/3         в) 1/4            г) ¾

  1. Типы гамет у особи с генотипом ААВb:       А) АВ, Аb   Б) АА, Bb    В) Аа, bb  Г) Аа, Bb


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».

Технологическая карта к уроку  № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».Автор УМК: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Биология 9 класс. Учебник для о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.»

Цель  урока:   сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов....

Самоанализ урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание».

Урок изучения нового материала.Цели урока:Сформировать ключевые понятия темы урока: моногибридноескрещивание, закон доминирования, закон расщепления, закон чистотывыработать умения и навыки составлять...