Урок биологии "Многообразие моллюсков. Двустворчатые моллюски"
учебно-методический материал по биологии (8 класс)

Бардюгова Елена Владимировна

Урок биологии "Многообразие моллюсков. Двустворчатые моллюски"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobrazie_mollyuskov._dvustvorchatye_mollyuski.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Многообразие моллюсков. Двустворчатые моллюски

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с особенностями строения и многообразием двустворчатых моллюсков, раскрыть их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

Развивающая: развивать познавательный интерес, умения сравнивать биологические объекты, обобщать и делать выводы, продолжить развитие коммуникативных навыков.

Воспитывающая: продолжить экологическое воспитание и формирование бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедийный экран, проектор, презентация, «Древо творчества».

Для учащихся: учебник «Биология. 8 класс», оценочный лист, карточки с заданиями, набор для рефлексии.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап

Задачи:

1. Проверить готовность учащихся к уроку

2. Создать положительный эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.


Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют гостей и учителя.


II Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания

Задачи:

1. Выяснить степень усвоения учащимися материала по предыдущим темам.

2. Сформулировать тему и цель урока

Активизация познавательной деятельности

Усеян берег массою ракушек –

Как перламутр окрасил их внутри!

Они – останки маленьких моллюсков,

И выбросы бушующей волны.

Не случайно сегодняшний урок я начала с отрывка из стихотворения «Ракушки» Артура Погосова

Тема нашего урока: Многообразие моллюсков. Двустворчатые моллюски

Задачи:

1. Изучить особенности строения двустворчатых моллюсков

2. Познакомиться с многообразием и значением двустворчатых моллюсков

На протяжении всего урока вашу деятельность будет сопровождать оценочный лист, в котором вы будете фиксировать результаты вашей деятельности.

Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы, проверим, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих тем.

Б. Вставьте пропущенные слова

В-1 1. Туловище моллюсков окружено кожной складкой – (мантией)

2. Органом размельчения пищи у брюхоногих моллюсков служит …(терка, или радула)

3. У большинства моллюсков органом дыхания являются … (жабры)

4. В крови некоторых моллюсков находится не железо, а … (медь)

5. Нервная система у моллюсков … типа (разбосанно-узлового)

6. К типу Моллюски относятся … видов (около 130 тыс.)

В-2 1. Тело моллюсков разделено на следующие отделы: …, …, …

2. Для пищеварительной системы многих видов характерно наличие открывается в желудок протоков пищевой железы - … (печени)

3. Наземные моллюски дышат видоизменением мантийной полости – («легкими»)

4. Сердце у моллюсков состоит из … (2-х, 3-х камер)

5. У подвижных хищников хорошо развиты следующие органы чувств … (зрение, обоняние, осязание)

6. Кл. Брюхоногие насчитывает … видов (около 90 тыс.)

Осуществление взаимоконтроля.








Участвуют в формулировке темы и задач









Выполняют задания.

















Осуществляют взаимоконтроль

III. Изучение нового материала

Задачи:

1. Рассмотреть отличительные особенности и многообразие класса Двустворчатые моллюски

2. Развить

На прошлом уроке мы начали заполнение таблицы «Характеристика моллюсков», сегодня продолжим вносить в нее сведения о моллюсках.

Эвристическая беседа об особенностях строения класса.

Рассмотрите внешнее строение двустворчатых моллюсков. Какие отличительные особенности вы видите? (Отвечают дети.)

А теперь рассмотрим внутреннее строение. (рассуждения детей)

Обобщаю ответы детей.

1. Форма тела: продолговатое, сплюснутое с боков.

2. Отделы тела: отсутствует головной отдел.

3. Раковина: состоит из 2-х створок, соединенных на спинной стороне особыми мускулами–замыкателями.

(У некоторых края створок образуют выросты – зубы, что усиливает скрепление створок)

4. Пищеварительная система: редукция головы приводит к исчезновению глотки, терки, слюнных желез.

(Двустворчатые моллюски относятся к животным-фильтраторам, питаются планктоном и взвешенными в воде мелкими органическими частицами.)

5. Органы дыхания – жабры.

6. Сердце трехкамерное (2 предсердия и 1 желудочек)

7. Репродуктивная система: раздельнополые.

8. Оплодотворение наружное.

Результаты учащиеся записывают во второй столбик таблицы.


Таблица 1

Характеристика классов моллюсков

Признаки

Класс Брюхоногие

Класс Двустворчатые

Класс Головоногие

1. Кол-во видов

90 тыс.

20 тыс.


2. Среда обитания

Суша, пресные водоемы

Пресные водоемы и моря


3. Отделы тела

Голова, туловище, нога

Туловище, нога, головы нет


4. Раковина

Цельная, спирально закрученная

Состоит из двух симметричных створок с эластичной связкой на спинной стороне


5. Пищеварительная с-ма

Рот → глотка (терка) → пищевод → желудок (печень) → кишечник → анальное отверстие

Редукция глотки, терки, слюнных желез


6. Дыхательная с-ма

У водных – жабры, у наземных – «легике»

Жабры


7. Кровеносная с-ма

Незамкнутая, сердце 2х- или 3х-камерное

Незамкнутая, сердце 3х-камерное


8. Репродуктивная с-ма

Гермафродиты

Раздельнополые


9. Оплодотворение

Внутреннее

Наружное


Физкультминутка для глаз

А теперь рассмотрим многообразие и значение двустворчатых моллюсков. Для этого заслушаем сообщения ваших одноклассников. А чтобы информация не прошла мимо вас, походу рассказа вы заполняете таблички, которые лежат у вас на столах.

Заслушиваются сообщения об основных представителях класса. Рассказы сопровождаются показом слайдов.

План

1. Мидии

2. Устрицы

3. Гребешки

4. Тридакны

5. Корабельный червь

6. Жемчужница, перловица

Таблица 2

Значение двустворчатых моллюсков

Название

моллюска

Роль в природе

Хозяйственное значение



















Проверьте, правильно ли вы справились с этим заданием. Оцените свою работу.




Участвуют в эвристической беседе.





















Заполняют 2-ой столбик таблицы 1.










































Заслушивают сообщения, заполняют таблицу 2.




















Осуществляют самоконтроль

IV. Закрепление изученного материала.

Задачи:

1. Организовать закрепление изученного материала

2. Повысить мотивацию к изучению темы.

Выпишите цифры, которые соответствуют сведениям, относящимся к большому прудовику (1 вариант) и беззубке (2 вариант).

  1. Тело состоит из головы, туловища, ноги (а).
  2. Тело состоит из туловища и ноги (б)
  3. Относится к животным-фильтраторам (б).
  4. Питается мягкими частями растений (а).
  5. Дышит жабрами (б).
  6. Дышит с помощью легкого (а).
  7. Сердце двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка (а).
  8. Сердце трехкамерное, состоит из двух предсердий и желудочка (б).
  9. Имеются две почки (б).
  10. Сохранилась одна левая почка (а).
  11. Нервная система представлена окологлоточным нервным кольцом с развитыми надглоточным и подглоточным узлами и брюшной нервной цепочкой.
  12. Нервная система разбросанно-узлового типа. (а, б).
  13. Нервная система диффузного типа.
  14. Глаза отсутствуют (б).
  15. Глаза расположены у основания щупалец (а).
  16. Гермафродитные организмы (а).
  17. Раздельнополые организмы (б).
  18. Из оплодотворенных яиц развиваются личинки - глохидии (б)
  19. Из оплодотворенных яиц развиваются маленькие моллюски, похожие на взрослых особей (а).

Выполняют задание и осуществляют самоконтроль


V. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия.

Задачи:

1. Организовать оценочно-рефлексивную деятельность

2. Создать положительный эмоциональный настрой

1. Итоги урока:

Давайте вернемся к задачам нашего урока. На ваш взгляд, все ли задачи мы решили в полной мере? И почему?

(Заслушиваются мнения нескольких учащихся)

Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале, подсчитайте сумму баллов.

«5» - выполнил все задания без ошибок

«4» - выполнил часть заданий, сделал несколько незначительных ошибок

«3» - выполнил часть заданий, сделал много ошибок

«2» - невероятно, ни одного задания верно не выполнил!

Сумма баллов----Оценка:              Сумма баллов----Оценка:

29 балл-------------«10»                   23-24 баллов--------«7»

27-28 баллов------«9»                     21-22 балла----------«6»

25-26 баллов------«8»                     19-20 балла----------«5»

А я бы еще хотела отметить работу следующих учащихся….

2. Домашнее задание §§16-18, подготовить сообщения о головоногих моллюсках

3. Рефлексия

У вас осталась одна незаполненная графа. Продолжите фразу «Сегодня на уроке я…»

Сегодняшний урок мне бы хотелось закончить следующими строками:

Раковины морские, раковины морские,

Одни из них крошечные,

А другие – большие.

Раковины морские выстроились в ряд,

Одни из них шершавые,

А другие же блестят.

Круглые, овальные,

Гладкие, в шипах,

Но говорят все раковины

На морских языках.


Участвуют в обсуждении результатов.


Подсчитывают количество баллов







Проводят самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по теме "Тип Моллюски" биология 7класс, линия В.В.Пасечника

В данном материале предлагается распределение учебного материала теме "Тип Моллюски" согласно предлагвемого программой времени на изучение данной темы. Изложеныформы и методы изучения данной темы....

открытый урок 7 класс "Тип моллюски"

Урок обобщения знаний по теме "Тип Моллюски". Урок предполагает работу учащихся с рабочими листами, сопровождается презентацией...

Развёрнутый конспект урока на тему "Двустворчатые моллюски"

Конспект урока биологии по изучению особенностей внешнего и внутреннего строения представителей класса....

Класс Двустворчатые моллюски

Характеристика класса Двустворчатые моллюски...

урок на тему "Класс Двустворчатые моллюски." биология – 7 класс

сформировать  знания об особенностях строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков, их отличии от брюхоногих моллюсков;продолжать формирование умения школьников работать с текстом и рисунк...

Самоанализ открытого урока биологии в 8 классе «Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека»

Самоанализ открытого урока биологии в 8 классе «Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека»...

Карта-инструкция. Тема: «Класс Двустворчатые моллюски»

Карта-инструкция. Тема: «Класс Двустворчатые моллюски»...