Система уроков по теме "Тип Моллюски" биология 7класс, линия В.В.Пасечника
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Копосова Татьяна Борисовна

В данном материале предлагается распределение учебного материала теме "Тип Моллюски" согласно предлагвемого программой времени на изучение данной темы. Изложеныформы и методы изучения данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sisteia_urokov_po_teme_tip_mollyuski.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ №423

«Система уроков по теме:

Тип Моллюски»

                                                               

                                                                           

                                                                           

                                                                              Копосова  Татьяна

                                                                             Борисовна

                                                                                         Школа№423

                                                                               Кронштадтского района

Санкт-Петербург

сентябрь 2011г.

                                                                                                                        1

Цель: Исследовать возможность использования разнообразных форм и методов

              обучения  при  изучении  темы: «Тип Моллюски»  на  уроках  биологии

              в 7 классе (линия В.В.Пасечника).

                                                                                               

Вступление.

               Основными задачами при изучении данной темы являются: расширить представления учащихся о многоклеточных беспозвоночных животных; сформировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности моллюсков, приспособленности к среде обитания, основах систематики, об их роли в природе и жизни человека; продолжить формирование понятия о необходимости охраны животных; познакомить с разнообразием брюхоногих, головоногих и двустворчатых моллюсков; научить распознавать представителей основных систематических групп; наблюдать за живыми объектами.

               Курс биологии «Животные» в 7 классе ( авторская программа В.В.Пасечника) состоит из двух разделов: 1. «Многообразие животных» и «Строение, индивидуальное развитие, эволюция».

               В ходе изучения раздела: «Многообразие животных» на тему «Тип моллюски» отводится два урока.

               На первом уроке предполагается познакомить учащихся с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи с приспособленностью к среде обитания. Основная функция данного урока – это формирование общего представления об изучаемой группе животных: о происхождении,  особенностях морфологии и анатомии, что позволит сделать переход к подробному более углубленному изучению классов моллюсков каждого в отдельности. В соответствии с дидактической целью данный урок относится к типу урока по изучению нового материала. Для активизации мыслительной деятельности и для быстрого подключения учащихся к работе, пробуждению у них интереса к изучаемой теме

               На втором уроке, расширяя знания, познакомить с особенностями строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков, с их значением в природе и жизни человека.

                                                                                                                                    2                                                                                                                                                                                                            

Урок №1.

Тема: Общая характеристика типа Моллюски. Особенности строения

              и образа жизни.

Цель:  1. Познакомить учащихся с общей характеристикой типа мол-

                   люсков, особенностями их строения в связи с приспособлен-

                   ностью к среде обитания.

               2. Продолжить формировать навыки работы с натуральными

                   объектами живой природы.

               3. Изучая среду обитания представителей данного типа, продол-

                   жить формирование бережного отношения к окружающей

                   нас природе.

Оборудование: 1. Видеофрагмент «Тип Моллюски».

                                 2. Презентация «Тип Моллюски»

                                 3. Набор раковин моллюсков (на каждую парту)

                                 4. Компьютер с мультимедиапроектором

                                 5. Экран.

Ход урока.

  1. Организационная часть.

Учитель объявляет тему и задачи урока.

  1. Изучение нового материала.

               Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

              (демонстрация видеофрагмента: «Тип Моллюски»  - 5 мин.)

                                                                                                                                                                  3      

1.Общие черты типа.

( На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую. )

                 Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: брюхоногие, двустворчатые, головоногие (Презентация слайд №1). 

1.1 Среда обитания.

             Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.

1.2. Внешнее строение.

              (презентация слайда №2 «Внешнее строение моллюсков») 

 

               Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:

               (записать в тетрадь, а также можно раздать карточки с изображением моллюска, на которой ученики подписывают части тела) (Приложение №1)

                        Части тела моллюска: 1. Голова.

                                                                 2. Туловище.

                                                                 3.  Нога.

                                                                 4.  Мантия (мантийная полость).

                                                                 5. Раковина.

               На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез.

               Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

              На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск .

       

                                                                                                                                          4              

1.3.  Лабораторная работа: «Особенности строения раковин моллюсков».

         Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

                                (задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)

          Задание:  1. Рассмотрите раковину беззубки:

                                а) определите ее форму, окраску, найдите ее передний (широкий)

                                    и задний (узкий) концы;

                                б) вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую

                                     ее часть – вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают

                                     годичные слои ее прироста, поэтому их называют годичными

                                     кольцами;

                               в) найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепле-

                                   ния мышц;

                            2.  Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика или

                                 виноградной улитки:

                                 а) обратите внимание на то, что она спирально закручена, опреде-

                                      лите ее окраску;

                                 б) найдите на раковине ее вершину и отверстие, ведущее в полость

                                     раковины – устье;

                           3.  Установите черты сходства и различия в строении раковины

                                беззубки и обыкновенного прудовика.

                         

  1. Результаты сравнения занесите в таблицу:

Объекты

исследования

Черты сходства

Черты отличия

беззубка

Виноградная улитка

или

прудовик

1.4. Внутреннее строение.

             (презентация слайда №4,№5 «Схема расположения внутренних органов» - на примере виноградной улитки, а также соответствующая раздаточная карточка, где ребята обозначают расположение соответствующих систем внутренних органов. (Приложение №2)

            А. Нервная система.

                Нервная система моллюсков разбросанно-узлового типа: состоит из окологлоточного нервного кольца, в котором наибольшее развитие получил надглоточный узел, и отходящих от него нервных стволов, соединяющих нервные ганглии разных отделов тела.

                                                                                                                                    5

                                                                                                                                               

        Б. Органы чувств.

                 Органы чувств представлены органами химического чувства и равновесия, многие виды имеют глаза.

             В. Органы дыхания.

                 У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами.

               Г. Кровеносная система.

                   Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов. (вводится понятие «Незамкнутая кровеносная система».) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, в неоформленную систему лакун и синусов, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце.

                 Д. Органы пищеварительной системы.

                   Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы. Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы .

                 Е. Органы выделения.

                      Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость.

  1. Закрепление знаний.

      1. Блиц-опрос: (слайд №6 задание представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов )

Вопросы слайда:1. Почему моллюсков называют мягкотелыми, хотя тело

                                   большинства из них покрыто раковиной?

  1. Как осуществляется движение моллюсков?
  2. Что представляют собой органы дыхания моллюсков?
  3. Из чего состоит кровеносная система моллюсков?

                                                                                                                                    6                    

        2.  Сравнительный анализ моллюсков и кольчатых червей.

        Задание: Проанализировать между собой две систематических группы животных: моллюсков и кольчатых червей, данные занести в таблицу. Провести анализ данных таблиц: (карточки с таблицей выдать каждому ученику) (Приложение №3)

Тип

животного

Строение

кожно-

мускульного

мешка

Особен-

ности

нервной

системы

Органы

чувств

Особен-

ности

кровеносной

системы

Органы

Дыхания

Органы

пище-

вари-

тельной

системы

Органы

выде-ления

Кольчатые

Черви.

Моллюски

(Задание носит аналитический характер, где, используя данные таблицы, учащиеся не только должны увидеть усложнения в организации строения моллюсков по отношению к кольчатым червям, но и сделать на основе этих данных вывод, что в эволюционном плане развития это более высокоорганизованная группа животных.)

Предполагаемый вывод:

  1. Усложнение в организации строения моллюсков по отношению к кольчатым

червям.                            

  1. По уровню развития это более высокоорганизованная группа животных.

Вывод учителя по уроку:

            Моллюски, в большинстве своем, водные животные, имеющие кожную складку-мантию, разбросанно-узловую нервную систему, незамкнутую (открытую) кровеносную систему, многокамерное сердце, дифференцированный кишечник, наличие пищеварительных желез, почку, как орган выделения, органы дыхания – жабры и легкие.

  1. Задание на дом:

  1. Изучить параграф №11, ответить на вопросы в конце параграфа.
  2. Подготовить презентации заинтересовавших систематических

групп моллюсков.

                                                                                                                 7       

Урок №2.

Тема:  Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

               их роль в природе и жизни человека.

Цель:   1. Расширить представления о типе моллюсков; познакомить с

                    особенностями строения и жизнедеятельности брюхоногих,

                    двустворчатых и головоногих моллюсков.

           2. Выявить значение моллюсков в природе и жизни человека.

                3. Развивать навыки работы с текстом; проведения                                  сравнительного анализа между систематическим группами живых организмов.

                4. Способствовать развитию экологического воспитания, бережного   отношения к природе, чувства сопереживания, потребности приходить на помощь.

Оборудование: презентация «Классы типа Моллюски»

Ход урока.

  1. Организационная часть.

Учитель объявляет тему и задачи урока.

  1. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос: 1. В чем проявляются особенности внешнего строения мол-

                                            люсков?

2.  Как передвигаются моллюски и как это связано с

                                      особенностями их строения?

  1. Каковы защитные приспособления у моллюсков?
  2. Какую функцию выполняет раковина у моллюсков?
  3. О чем свидетельствует неодинаковое развитие органов

чувств у различных моллюсков?

  1. Каковы особенности строения моллюсков по сравнению

с кольчатыми червями?

                                                                                                                                           8             

  1. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя: Продолжая работу, начатую на прошлом уроке, сегодня мы более подробно познакомимся с тремя наиболее многочисленными классами типа моллюсков: Кл. Брюхоногими, Кл. Двустворчатые, Кл. Головоногие.

(слайд №7 «Систематика типа Моллюсков»)

1. Многообразие Типа Моллюски

А) Класс Брюхоногие.

          Это самый многочисленный класс моллюсков. Размеры их тела варьируют от 2 мм до 60 см. Брюхоногие приспособились к жизни в морях, пресных водоемах и на суше. Раковина коническая или спиральная, у активных хищников и части наземных видов подвергается редукции. Тело состоит из хорошо обособленной головы, несущей 1-2 пары щупалец и парные глаза, ноги (различной формы) и туловища (рис. 11.9). Туловище спирально закручено и асимметрично, как и раковина. В пищеварительной системе значительно дифференцирован передний огдел кишечника. В глотке имеется подвижный мускулистый вырост — язычок, покрытый теркой, и челюсти. Сюда же выходят протоки парных слюнных желез. Далее глотка переходит в пищевод, зоб, желудок, в который открывается проток печени. Затем средняя кишка переходит в заднюю, заканчивающуюся анальным отверстием на правой стороне тела рядом с дыхательным. Дыхание осуществляется с помощью жабр (прудовик) или легкого (виноградная улитка). Брюхоногие раздельнополые и гермафродиты.

        (слайд №8 «Представители класса Брюхоногих)

           Прудовик обыкновенный — типичный обитатель прудов, озер, тихих заводей рек. На голове расположена пара щупалец, дыхание легочное. Питается путем соскабливания теркой мягких тканей растений. Прудовики — гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное. Откладываемые яйца в виде слизистых шну-ров прикрепляют к водным растениям. Из яиц развиваются молодые особи.

          Прудовик малый является промежуточным хозяином печеночного сосальщика — опасного паразита человека и сельскохозяйственных животных.

          Виноградная улитка брюхоногий моллюск юж-ных и западных районов СНГ. Объедая почки и листья наземный виноградной лозы, наносит вред виноградникам. В ряде стран Европы используется в пищу.

 

          Слизни имеют вытянутое лишенное раковины и покрытое слизью тело. Повреждают плоды и листья многих культурных растений.

Брюхоногие моллюски играют большую роль в пищевых целях различных природных биоценозов.

 

                                                                                                                                                      9

Б) Класс Двустворчатые.

(слайд №9 «Представители класса Двустворчатых)

             Этот класс объединяет малоподвижных морских и пресноводных моллюсков. Их тело заключено в раковину, состоящую из двух створок, соединенных между собой на спинной стороне при помощи связки и зубов. Открываются створки раковины пассивно благодаря эластичности связки; закрываются при помощи двух мышц-замыкателей, расположенных поперек тела моллюска и прикрепленных своими концами к двум створкам раковины. Сокращением мышц створки притягиваются друг к другу.

              Главная особенность двустворчатых —- отсутствие головного отдела тела, а следовательно, глотки с теркой. Тело двусторонне-симметричное, сплюснутое с боков; состоит из туловища и ноги, чаще всего имеющей форму клина и при раскрытых створках раковины выдвигающейся между ними.

              Тело покрыто мантией, которая прикрывает его, свешиваясь с боков в виде складок. На спинной стороне она срастается с телом моллюска. Нередко свободные края мантии на заднем конце тела местами срастаются, оставляя отверстия-сифоны для ввода и вывода воды из мантийной полости.

                По обеим сторонам ноги расположены две пластинчатые жабры. Жабры, а также внутренняя сторона мантии покрыты ресничками, биением которых создается ток воды через вводный (нижний) сифон в мантийную полость. Вода с взвесью водорослей, бактерий процеживается через жабры и через выводной (верхний) сифон удаляется наружу. С поверхности жабр с помощью специальных ресничек пищевые частицы направляются в ротовое отверстие. Таким образом, жабры у двустворчатых моллюсков являются не только органом дыхания, но и фильтрующим устройством для отцеживания взвешенных в воде пищевых частиц. Такой способ добычи пищи характерен для малоподвижных организмов и называется фильтрационным.

                  Выделительная система представлена парными почками.

                 В связи с малоподвижным образом жизни, отсутствием головы и пассивным способом питания в нервной системе число ганглиев уменьшилось до трех пар. Органы чувств развиты слабо.

                 Двустворчатые — раздельнополые животные. Оплодотворение чаще всего наружное.

                Беззубка —типичный представитель двустворчатых моллюсков —обитает в пресных водоемах со слабым течением Имеет широкую тонкую раковину со слаборазвитым перламутровым слоем. Створки раковины соединены только при помощи эластичной связки, зубы отсутствуют, отсюда название — беззубка. Питается микроскопическими, взвешенными в воде растительными и животными организмами, бактериями.

Другие представители: Перловица, Мидии, Морские гребешки,

                                           Устрицы, Лимы.

                                                                                                                                                 10

В) Класс Головоногие.

(слайд №10 «Представители класса Головоногих)

         Класс Головоногие моллюски -  морские, активно передвигающиеся задним концом вперед по реактивному принципу, хищники.

          Раковина сильно редуцирована и скрыта под кожей на спинной стороне тела.

          Тело двусторонне-симметричное, состоит из двух отделов – головы и туловища, а нога преобразовалась в два органа – щупальца (руки в числе восьми, десяти или, редко, больше) и воронку, сообщающую мантийную полость с внешней средой.

          На голове крупные сложно устроенные глаза.

       Дышат с помощью жабр (одна или две пары, расположенные в мантийной полости).                                  

        Центральная нервная система в виде сложно устроенного головного мозга, окруженного хрящевой черепной капсулой. Кровеносная система почти замкнутая, имеются дополнительные жаберные сердца, усиливающие кровоток.

          Раздельнополые. Развитие прямое.

            Включает около 650 видов.

            Головоногие имеют ряд уникальных особенностей: большую активность, способ и быстроту движения, необычайно высоко развитую нервную систему, зачатки "интеллекта", набор средств защиты и нападения.

             Размеры тела головоногих от 1 см до 18 м.

              Название получили потому, что на голове и них расположены конечности - щупальца с присосками, окружающие ротовое отверстие, и ноги, образующие воронку.                  

             Головоногие моллюски - двустороннесимметричные животные с наружной или внутренней рудиментарной раковиной.

             На брюшной стороне внутренней массы лежит чернильный мешок с протоком, который впадает в кишку.

            В верхней части мантийной полости расположены жабры - по одной по обе стороны внутренностной массы.

            Кровь приводится в движение тремя сердцами: главным, состоящим из желудочка и двух предсердий, и двумя жаберными. Частота биения сердца у осьминога доходит до 50 ударов в минуту. Кровеносная система почти замкнутая. Кровь головоногих имеет голубой цвет благодаря присутствию в ней дыхательного пигмента гемоцианина, содержащего медь.

             Органами выделения служат почечные мешки, придатки жаберных сердец, сами жабры.

            Нервная система устроена сложнее, чем у остальных беспозвоночных. Ганглии очень сближены и образуют крупный головной мозг.

            Органы чувств у них высоко развиты. Глаза головоногих моллюсков по сложности строения напоминают глаза рыб, а по остроте зрения не уступают глазам человека. Глаза обычно помещаются в углублениях хрящевой головной капсулы и имеют роговицу, радужку со способным к сужению и расширению зрачком, хрусталик и сетчатку. Есть даже веко, которое может закрывать глаз (у кальмара).

              Все головоногие моллюски - хищники.

Представители Головоногих: Осьминог, Каракатица, Наутилус, Кальмар.

                                                                                                                                                      11

  1. Значение в природе и жизни человека.

Ученикам раздаются карточки (форма карточки см. ниже) (Приложение №4)

Задание: Изучив материал параграфа 12 впишите названия представителей Типа Моллюсков, в строки, соответствующие их роли в природе и жизни человека.

                                Карточка-задание.

  1. Значение моллюсков  в природе

- фильтраторы  ______________________________________

- пища для других животных, __________________________

  1. Значение моллюсков в жизни человека

- пища человек______________________________________

- корм с/х. животных _________________________________

- источники перламутра ______________________________

- источники жемчуга_________________________________

- вредители с/х. _____________________________________

- промежуточные хозяева паразитических червей_________

- вредители речного хозяйства _________________________

- паразиты рыб ______________________________________

- опасные ядовитые виды _____________________________

   Учитель: Начинаем заполнение карты, читая  параграф 12 учебника.

    ( Беседа по значению моллюсков в природе начинается с вопросов по ходу ответов на которые и слушая рассказ учителя и сообщения учеников, продолжается заполнение карточки-задания.)

            Брюхоногие моллюски играют большую роль в пищевых целях различных природных биоценозов

  1. Представители класса моллюсков в процессе питания фильтруют воду? Каких двустворчатых моллюсков вы знаете? Записать их название в карту. Зная эту особенность двустворчатых моллюсков.
  2. Понятно, что любое животное входит в различные цепи питания в биоценозах. Моллюски – не исключение. Примеры моллюсков, которыми питаются другие животные, учащиеся находят в 12 параграфе. А учитель дополняет: «Мясо моллюсков не уступает говядине по пищевой ценности. Ежегодно в мире добывают 1,5 миллиона тонн головоногих (кальмары, осьминоги), но 800 тысяч тонн мидий, устриц, гребешков. А во Франции очень любят и специально разводят виноградных улиток».

Учитель: Двустворчатые моллюски издавна служили источником перламутра и жемчуга. Из раковин Перловиц делали пуговицы, инкрустировали бинокли, шкатулки, часы, оружие. К сожалению, численность  многих видов перловиц сильно сократилась. Среди них – редкие и исчезающие виды.

    Удивительная способность есть у некоторых двустворчатых – образовывать жемчуг.

                                                                                                                                                      12

                                                                                       

              Значение двустворчатых в природе и хозяйстве велико и разнообразно. Среди них есть морские виды, которые человек употребляет в пищу (устрица, мидия, гребешок).

              Поскольку запасы этих моллюсков истощены, их разводят в больших количествах на морских «фермах» (специально подготовленные отмели и охраняемые от хищников небольшие бухты, искусственные водоемы).

             Мясо пресноводных видов (перловицы, беззубки) используется для откорма свиней и уток, а перемолотые раковины моллюсков — для минеральной подкормки молодняка. Из раковин моллюсков изготавливают перламутровые изделия — пуговицы, броши и др. Издавна существует промысел морских жемчужниц для получения натурального жемчуга.

           Среди двустворчатых есть немало видов, наносящих вред хозяйственной деятельности человека. Так, корабельный червь точит длинные ходы в дереве, из-за чего выходят из строя портовые сооружения, днища кораблей. Моллюск дрейссена прикрепляет-ся к различным гидротехническим сооружениям (водозаборным трубам, защитным решеткам), что затрудняет проход воды и требует постоянной чистки от обрастаний.

            Мясо кальмаров, осьминогов - продукт питания человека. Их промысел особенно развит в Японии, Китае и Корее.

           Вопрос: кто покупал и ел консервы из кальмаров?

           Учитель демонстрирует консервную банку с изображением кальмаров. Но, оказывается, кальмара не только консервируют, но и вялят, жарят, варят.

            Еще в Древнем Риме искусно приготовленный осьминог был обычной пищей.

            В последнее время «гастрономический» интерес человека к головоногим моллюскам резко возрос, так как их мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу. Кальмары же могут встречаться в море тысячными стаями, их легко добывать сетями. Спрутов ловят поодиночке – острогами или с помощью «кувшинных ловушек».

            В некоторых странах из чернильной жидкости головоногих моллюсков изготовляют краску, чернила.

             Брюхоногие моллюски играют большую роль в пищевых целях различных природных биоценозов.

 

                                                                                                                                                     13

Для расширения кругозора можно одному из учеников заранее подготовить сообщение, примерно следующего содержания:

Сообщение:

1) С давних времен вёлся в России промысел речного жемчуга.

2) Добыча велась просто : за моллюсками ныряли в ледяную воду быстрых северных рек

3) Держась за шест, ловец опускался в воду и собирал столько жемчужниц, сколько позволяло дыхание.

4) Из 50, затем позже уже из 100 добытых только в одной попадалась жемчужина.

5) в летописях сказано, что в России с Х века известно шитьё жемчугом.

6) Одежда состоятельных людей, царей поражала количеством жемчуга.

7) Россия вывозила жемчуг тоннами.

8) Продажа жемчуга приносила стране большой доход, но затем из-за неумеренного вылова все виды жемчужниц стали редкими и теперь занесены в Красную книгу.

По завершению работы карточка должна выглядеть следующим образом:

             Технологическая карта, заполненная учащимися:

Значение моллюсков в природе:

- фильтраторы     -    устрицы, мидии, беззубки

- пища для других животных         представители всех классов             моллюсков, водных и наземных  

Значение моллюсков в жизни человека

- пища человека     -    кальмары, устрицы, мидии, осьминог                                  - корм селькохозяйственных животных -    измельченные перловицы, беззубки, гребешки, мидии

- источник перламутра    -   перловицы, жемчужниц.

- источник жемчуга       -     морские и пресноводные жемчужницы

- вредители сельского хозяйства   -   виноградная улитка,  голый слизень.

- промежуточные хозяева паразитические червей    -    малый прудовик

- вредители речного хозяйства: дрейссена, корабельный червь

- паразиты рыб   -   беззубка, перловица  (на стадии глохидия)

- опасные ядовитые виды   -   конус, теребра

                                                                                                                                                   14

        

3. Закрепление знаний

Учитель раздаёт подготовленные тесты в двух вариантах; через 5-7 минут учащиеся сдают свои работы. (Приложение №5)

Вариант 1.

1.Беззубка

2.Слизень

3.Кальмар

4.Катушка

5.Мидия

6.Осьминог

7.Морской гребешок

8.Виноградная улитка

9.Жемчужница

10.Прудовик большой

11.Перловица

12.Устрица

13.Каракатица

14.Малый прудовик

                            Вопросы

1.Из перечисленных выше к классу Брюхоногие относятся:

                      а) 1,8,9,14

                      б) 2,4,8,10,14

                      в) 2,5,8,10,13

2.К классу Двустворчатые относятся:

                      а) 1,5,7,9,11,12

                      б) 1,3,9,11,14

                      в) 2,4,5,7,9

3.К классу Головоногие относятся:

                      а) 3,5,13

                      б) 6,9,12

                      в) 3,6,13

4.Какие из приведенных выше моллюсков лишены раковины или имеют лишь ее рудимент?

                      а) 1,4,7,12

                      б) 2,3,6,13

                      в) 5,8,9.10

                                                                                                                           15

Вариант 2

 

1.Самый высокий уровень организации характерен для:

            а) двустворчатых моллюсков

             б) брюхоногих моллюсков

             в) головоногих моллюсков

2. Нога у головоногих моллюсков превращается в:

             а) воронку, обеспечивающую реактивное движение

             б) щупальца с присосками

             в) оба указанных образования

3. Отсутствие раковины у некоторых групп моллюсков связано с:

             а) жизнью в грунте водоёмов и в почве

             б) подвижным хищным образом жизни

             в) развитием ядовитых желез

4. Органами дыхания моллюсков могут быть:

            а) жабры

            б) легкие

             в) а+б

5. Моллюски обитают:

            а) только в водной среде

            б) в водной и наземной среде

            в) только на суше

6. Радула, или «терка» - это:

           а) зубчатая пластинка в глотке для измельчения пищи

           б) клювовидные челюсти у хищных моллюсков

            в) пластинка на подошве ноги для закрепления на каменистом грунте

7. Прудовик по типу питания относится к:

           а) фильтраторам

           б) хищникам

           в) растительноядным

        В завершение деятельности, если остается время,  дети, подготовившие презентации, представляют свои работы. Если времени на уроке не останется, демонстрацию можно перенести на занятие кружка.

4.  Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

5. Задание на дом: изучить параграф 12, подготовиться для беседы по вопросам после параграфа.

                                                                                                                                                    16

Заключение.

                   В своей работе я попыталась исследовать возможность использования разнообразных форм и методов обучения учащихся при изучении темы: «Тип Моллюски».

                 При актуализации знаний в целях экономии времени из-за малого времени отведенного программой на изучение данной темы, наиболее целесообразным считаю фронтальный опрос.

                 При изучении нового материала использованы следующие методы: Рассказ учителя с элементами беседы, наглядности в виде компьютерной презентации, исследовательская лабораторная работа  с живыми объектами природы или частями тела животных (раковины), работа с учебником и дополнительной литературой. Метод сравнительного анализа между классами типа Моллюсков, а также с ранее изученными группами животных.  При изучении внешнего и внутреннего строения считаю наиболее целесообразным работу с карточками-схемами, где изображено расположение внешних органов и систем внутренних органов, это способствует более полному усвоению материала, так как здесь в комплексе работают зрительная и моторная виды памяти.

                 При закреплении на мой взгляд,  наиболее удачным может быть тестовый контроль. Так как, при незначительных временных затратах можно проверить качество усвоения значительный по объему материал, но также можно использовать блиц-опросы, решение кроссвордов, составление сравнительных таблиц и так далее.

                 Для повышения интереса к изучаемому предмету важно разнообразить задания на дом. В данной теме, наряду с материалом учебника, предлагается поработать с дополнительным материалом для подготовки сообщения «Значение моллюсков в природе и жизни человека», а также с Интернет-ресурсами при подготовке презентаций «Многообразие Типа Моллюсков».

               Все рассмотренные формы и методы учитель должен использовать с максимальной эффективностью. Здесь самое главное не переусердствовать. Необходимо выбрать то оптимальное количество форм, чтобы сконцентрировать внимание учащихся на главных проблемах темы, а не растеряться в огромном море информации.

                                                                                       

Литература:

  1. В.В.Латюшин, В.А.Шапкин «Биология» (животные), изд. Дрофа, М.,2002г.
  2. В.В.Латюшин, Г.А.Уфимцева «Биология» (животные) – тематическое и поурочное планирование к учебнику, изд. Дрофа, М., 2003г.
  3. М.А.Козлов «Биология» (животные), М., изд. «Просвещение» 1990г.
  4. Н.Ю.Феоктистова  «Факиры морского дна». В сб. «Я иду на урок биологии:

«Зоология, Беспозвоночные», М., изд. «Первое сентября», 2000г.                          

                                                                                                                         17

Приложение №1

Части тела моллюсков.

                        Прудовик                                      Виноградная улитка.

1 –                                                           1 -

2 –                                                           2 -

3 –                                                           3 -

4 –                                                           4 -

5 –                                                           5 -

6 -                                                            6 –

Информация для учителя:

1 – раковина; 2 – щупальце; 3 – туловище; 4 – дыхательное отверстие; 5 – нога; 6 – голова; а–прудовик; б–катушка.

                                                                                                                               18

Приложение №2

(страница – 1)

Строение внутренних органов моллюсков.

1 –                                                                             4 -

2 –                                                                             6 -

3 –                                                                             8 -

4 –                                                                             9 -

6 –                                                                            10 -

7 –                                                                            11 –

11 –

Информация для учителя:

1 – зоб;     2 – язык с теркой;    3 – пищевод;    4 – заднепроходное отверстие;    5 – легкое; 6 – кишка;   7 – печень;   8 – жабры;   9 – рот;    10 – пищевод;  11 – желудок.

                                                                                                                                      19

Приложение №2

(страница – 2)

Строение внутренних органов моллюсков.

1 –                                                                               3 -

2 –                                                                               4 –

3 –                                                                               5 –

4 -

Информация для учителя:

1 – нервные узлы; 2 – нервы; 3 – сердце; 4 – кровеносные сосуды; 5 – жабры.

        

                                                                                                                                20

Приложение №3

Сравнительная характеристика моллюсков

и кольчатых червей.

Тип

животного

Строение

кожно-

мускульного

мешка

Особен-

ности

нервной

системы

Органы

чувств

Особен-

ности

кровеносной

системы

Органы

Дыхания

Органы

пище-

вари-

тельной

системы

Органы

выде-ления

Кольчатые

Черви

Моллюски

                                                                                                                                21

Приложение №4

Значение  моллюсков в природе и жизни человека.

                                Карточка-задание.

  1. Значение моллюсков  в природе

- фильтраторы  ______________________________________

- пища для других животных, __________________________

2.Значение моллюсков в жизни человека

- пища человек______________________________________

- корм с/х. животных _________________________________

- источники перламутра ______________________________

- источники жемчуга_________________________________

- вредители с/х. _____________________________________

- промежуточные хозяева паразитических червей_________

- вредители речного хозяйства _________________________

- паразиты рыб ______________________________________

- опасные ядовитые виды _____________________________

             Технологическая карта, заполненная учащимися:

                                   (вариант для проверки учителем)

Значение моллюсков в природе:

- фильтраторы     -    устрицы, мидии, беззубки

- пища для других животных         представители всех классов             моллюсков, водных и наземных  

Значение моллюсков в жизни человека

- пища человека     -    кальмары, устрицы, мидии, осьминог                                  - корм селькохозяйственных животных -    измельченные перловицы, беззубки, гребешки, мидии

- источник перламутра    -   перловицы, жемчужниц.

- источник жемчуга       -     морские и пресноводные жемчужницы

- вредители сельского хозяйства   -   виноградная улитка,  голый слизень.

- промежуточные хозяева паразитические червей    -    малый прудовик

- вредители речного хозяйства: дрейссена, корабельный червь

- паразиты рыб   -   беззубка, перловица  (на стадии глохидия)

- опасные ядовитые виды   -   конус, теребра

                                                                                                                               22

Приложение №5

(страница -1)

Тесты для проверки знаний по теме: «Тип Моллюски»

Вариант 1.

1.Беззубка

2.Слизень

3.Кальмар

4.Катушка

5.Мидия

6.Осьминог

7.Морской гребешок

8.Виноградная улитка

9.Жемчужница

10.Прудовик большой

11.Перловица

12.Устрица

13.Каракатица

14.Малый прудовик

                            Вопросы

1.Из перечисленных выше к классу Брюхоногие относятся:

                      а) 1,8,9,14

                      б) 2,4,8,10,14

                      в) 2,5,8,10,13

2.К классу Двустворчатые относятся:

                      а) 1,5,7,9.11,12

                      б) 1.3,9,11.14

                      в) 2.4.5,7.9

3.К классу Головоногие относятся:

                      а) 3,5,13

                      б) 6,9,12

                      в) 3,6,13

4.Какие из приведенных выше моллюсков лишены раковины или имеют лишь ее рудимент?

                      а) 1,4,7.12

                      б) 2,3,6,13

                      в) 5,8,9,10

                                                                                                                                 23

Приложение №5

(страница -2)

Тесты для проверки знаний по теме: «Тип Моллюски»

Вариант 2

 

1.Самый высокий уровень организации характерен для:

            а) двустворчатых моллюсков

             б) брюхоногих моллюсков

             в) головоногих моллюсков

2. Нога у головоногих моллюсков превращается в:

             а) воронку, обеспечивающую реактивное движение

             б) щупальца с присосками

             в) оба указанных образования

3. Отсутствие раковины у некоторых групп моллюсков связано с:

             а) жизнью в грунте водоёмов и в почве

             б) подвижным хищным образом жизни

             в) развитием ядовитых желез

4. Органами дыхания моллюсков могут быть:

            а) жабры

            б) легкие

             в) а+б

5. Моллюски обитают:

            а) только в водной среде

            б) в водной и наземной среде

            в) только на суше

6. Радула, или «терка» - это:

           а) зубчатая пластинка в глотке для измельчения пищи

           б) клювовидные челюсти у хищных моллюсков

            в) пластинка на подошве ноги для закрепления на каменистом грунте

7. Прудовик по типу питания относится к:

           а) фильтраторам

           б) хищникам

           в) растительноядным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Биология" (растения, бактерии, грибы), 6 класс, линия В.В.Пасечник.

В данной программе сформулированы: цели и задачи для каждого урока, знания и умения, которые должны быть сформированыв процессе изучения, порядок проведения лабораторных работ, а также оборудование не...

Рабочая программа по курсу "Биология" (животные) 7 класс, линия В.В.Пасечника.

Вданной программе изложены: темы уроков, согласно государственной программе по линии учебников В.В.Пасечника,  определены задачи каждого урока, сформулирован комплекс знаний и умений, которых дол...

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....

Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.

Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....

Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"

Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...

Рабочая программа «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2013 г.

Рабочая программа  «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2013 г. для 5 класса с календарно-тематическим п...

Конспект урока "Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. 8 класс. Линия В.В. Пасечника".

Конспект урока "Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. 8 класс. Линия В.В. Пасечника"....