Покрытосеменные растения
классный час по биологии по теме
Предварительный просмотр:
Урок разработала
Чибрикова Л.Ю. –учитель высшей категории
Почетный работник Общего образования
ГБОУ СОШ №4 п.г.т.Безенчук
8(846 76) -2 41-39
Тема урока «ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»
Цель урока: развить знания учащихся о Покрытосеменных растениях
Задачи:
а) образовательные:
- Рассмотреть строение покрытосеменных растений
- Познакомить учащихся особенностями строения Покрытосеменных растений
- Изучить признаки классов Двудольных и Однодольных растений. Научиться определять их по рисункам, гербариям и живым объектам.
- Познакомиться с разнообразием Покрытосеменных растений, произрастающих в Безенчукском районе; редкими и исчезающими видами, многообразием лекарственных растений.
- Раскрыть важность сохранения растительного богатства
б) воспитательные:
1. Создать условия для развития коммуникативных навыков учащихся и
проявления самостоятельности в учебном процессе.
2. Формировать убежденность в ценности растительного мира,
побудить к сохранности природы.
3. Продолжить воспитание гордости и ответственности за свою малую
Родину.
в) развивающие:
1.Способствовать активизации познавательной деятельности и развитию
интеллектуальных способностей учащихся.
Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала. (биология, экология, литература)
Оборудование:
мультимедийный проектор, ноутбук, фотографии, гербарии растений, таблица «Формы произрастания растений», гербарии, выполненные членами экологического объединения «Родник»
Требования к результатам изучения темы
- знать отличия покрытосеменных растений
- знать признаки различия классов Однодольных и Двудольных растений
- распознавать жизненные формы покрытосеменных растений
- знать, что такое камбий, его значение
- уметь определять возраст растений по спилу
- знать покрытосеменные растения Безенчукского района
- выработать правила и сформировать буклет «Береги природу»
Ход урока:
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы продолжаем изучать разнообразие растений, обитающих на нашей планете. И сейчас нам необходимо определить тему урока, а для этого я проведу небольшую викторину.
Викторина
1.Из какого цветка появилась Дюймовочка? (тюльпан)
Кто написал эту сказку? ( Ганс Хрстиан Андерсен
2.Какие цветы росли у Кая и Герды? Кто написал эту сказку?
(Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»
3.Какое растение любят кошки? В каком произведении кота напоили валерианкой? Кто написал это произведение? А кто главные герои? (валериана «Том Сойер, Марк Твен)
4.Какой цветок рос на планете «Маленького принца» (сказка А.де Сент-Экзюпери)? (роза)
5.Кто написал сказку «Цветик-семицветик»
А сколько стихов посвящено этим замечательным жителям нашей планеты.
Вспомните, прочтите.
1чтец Цветы мне говорят прощай,
Головками кивая низко.
Ты больше не увидишь близко
Родное поле, отчий край.
С.А.Есенин
2 чтец Я не люблю цветы с кустов.
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василек
С.А.Есенин
3 чтец Колокольчики мои, Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
А.К.Толстой
4.чтец Голубою светлой капелькой
В луговой цветной узор
Незабудка солнцем вкраплена,
Словно бусинка в ковер.
С.П.Красиков
5 чтец Золотинкой в серебре
Песнь нарцисса в хрустале.
Свежая-пресвежая,
Нежная – принежная.
Над цветком наклонишься,
Нежностью наполнишься.
С.П.Красиков
Древнерусская легенда
Ландыш
Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях, а он отдал свое сердце красавице Любаве. Грустная Волхова вышла на берег и стала горько плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и печали.
Христианская легенда
Подснежник
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней, упали на землю и превратились в цветы – подснежники. Увидев их, Ева обрадовалась, повеселела. у нее появились надежды, и с тех пор подснежник стал символом радости и надежды.
Ребята! Догадались, как будет называться тема нашего урока?
Покрытосеменные растения (Цветковые)
Сегодня мы будем говорить о том, каковы особенности строения и происхождения этой группы растений.
Но самая трудная задача будет заключаться в том, что нам необходимо выяснить;
-почему эти живые организмы заняли господствующее положение
на нашей планете?
- на какие классы делятся?
Открыли тетради и записали тему нашего урока «Покрытосеменные растения»
Мы сегодня работаем в группах и индивидуально.
1. группа Информационный центр
2 группа Теоретики
3 группа Практики
4 группа Экологи
Каждая из групп получила задание, которое находится на столе.
1) Работа в творческих группах.
Задание для группы №1
Найдите информацию о покрытосеменных растениях в
электронном носителе ссылка «Покрытосеменные» ( учебник стр.76 1 и 2 абзацы)
Прочитайте статью «Покрытосеменные».
Ответьте на вопросы
1.Какова особенность этой группы растений?
2.Откуда появилось название «Покрытосеменные?»
3.Сколько видов растений Покрытосеменных известно?
Задание для группы №2
Прочтите информацию на карточке и в учебнике стр 76
абзацы 3,4,5
Ответьте на вопросы
1. Что позволило покрытосеменным растениям произрастать повсюду, даже в неблагоприятных условиях?
2.Какие особенности строения позволили максимально приспособиться к обитанию в разнообразных экологических условиях?
Все многообразие спорофитных форм цветковых растений может быть сведено к двум основным типам:
1)древесным (деревья, кустарники)
2) травянистым. Травянистая жизненная форма свойственна большинству покрытосеменных растений, характеризующихся более высокой приспособленностью к резким колебаниям условий внешней среды, чем древесная.
Травы – молодая в эволюционном отношении группа растений, которая произошла от древесных форм.
Цветковые – единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники и деревья.
Задание для группы №3
Прочитайте учебник стр.78 2-3 абзацы.
Ответьте на вопросы
1.На какие системы подразделяют тело растений?
( на побеговую и корневую)
2.Какие корневые системы вам известны?
(Корневая система представлена главным, боковыми и придаточными корнями)
3. Чем представлена побеговая часть?
(Побеговая часть образована стеблем и расположенными на нем листьями и почками; на стебле могут развиваться органы воспроизведения – цветки, семена и плоды)
Задание для группы №4
Прочитайте информацию в ноутбуке
Ссылка «Однодольные и двудольные растения» и ответьте на вопросы
1. Каковы признаки Однодольных растений?
2.Каковы признаки Двудольных растений?
Физкультминутка
Физкультминутка сочетается с закреплением материала
1. Учитель называет признаки класса Однодольных (Все поднимают левую руку и поворачиваются влево)
2. Учитель называет признаки класса Двудольных (все поднимают обе руки и поворачиваются вправо)
Учитель демонстрирует таблицу с изображением строения поперечного среза древесного стебля. Поясняет расположение слов, значение камбия, его необходимости для роста стебля в толщину и определение возраста дерева.
Выполнение лабораторной работы.
Инструктивная карточка
1.Рассмотрите поперечный срез древесного стебля, подпишите его основные части.
2.Найдите камбий.
3.Определите возраст дерева.
Сделайте вывод: на каком году жизни растения, были самые благоприятные условия жизни.
Сегодня к нам на урок пришли девушки, учащиеся 11 класса, которые с 5-го класса являются активными членами экологического объединения «Родник» -нашей школы.
Им слово.
Сейчас я предлагаю вам сделать мини проекты «Как сохранить природу»
2-3 минуты и защита
В заключении нашего урока мы услышали стихи, нашей бывшей в
IV группа
1.Экологическая лаборатория . Члены экологического объединения представляют свою научную работу по Пулькиной гриве, показывают слайды. Одновременно звучит музыка песни «С чего начинается Родина»
2.Выступление экологов.(показывают гербарии цветковых растений, произрастающих на территории Пулькиной гривы и являются кандидатами для занесения в книгу.
Вдумайтесь в эти цифры
1.Чтец На протяжении последних 5 тысяч лет человек уничтожил 60% мировых лесов. Только за минувшие 40 лет Африка потеряла 23% своего леса, а Латинская Америка- 38%. В 2010 году в Самарской области было более 700 пожаров, при которых погибло 5000 гектар леса. Каждый день хищнически вырубается около 30 тысяч гектаров тропических лесов, что пагубно сказывается и на животном мире планеты.
Ежедневно в мире вымирает один -два вида диких растений.
Между тем один вид растений обеспечивает существование в среднем 11 видам животных (в тропических лесах-20 видов)
3.Чтец. Под угрозой вымирания находятся 115 пород домашних животных, разводившихся ранее в Европе. Опасность исчезновения угрожает 25 тысячам видов диких растений и более 1000 видов и подвидов позвоночных
Выпуск буклета На котором написаны стиха выпускницы нашей школы. а теперь студентки ПГСГА факультета журналистики
Каждая группа представляет свой продукт.
Береги…Береги все, что есть
Твой дом - вся наша планета
Береги, в этом долг твой и честь,
Детям, внукам в жизнь билеты!
Сохрани, сохрани и избавь
Природу от боли мучений
И свою жизнь возьми, озаглавь
«Я борюсь за судьбу поколений!»
Пожалей! Ведь она и твоя и моя
Грязью, дымом заводов страдает.
Пожалей! Это наша родная Земля
И без нас она умирает!
V. Домашнее задание
Изучить учебник стр. 76
В тетради на печатной основе выполнить задание «Цветковые растения»
Используемая литература
1.Учебник
2.Тетрадь на печатной основе
3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.
В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...
Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. 6 класс
Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.с. 201.- Что вы узнаете при изучении данной главы?- Чему вы научитесь?- Какие царства органического мира вы зн...
Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.
Разработка по биологии 6 класс к учебнику В.В.Пасечника....
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Урок №14 «Распространение плодов и семян»
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Тесты к урокам: Основы систематики растений, Деление Покрытосеменных растений на классы. К учебнику Пасечника ВВ 6 класс
Тесты даны к первым двум урокам По теме: " Классификация растений". К ПОсновам систнематики даны 2 варианта, а к теме Деление покрытосеменных растений 3 варианта. Приведены задания на выбор одно...
Тесты "Покрытосеменные растения. Семейства покрытосеменных"
Тестовый контроль знаний по теме "Многообразие покрытосеменных растений"...
Инструктивная карта к урокам "Размножение покрытосеменных растений", "Классификация покрытосеменных растений".
Для организации работы по освоению новых знаний по инструктивным картам....