Покрытосеменные растения
классный час по биологии по теме

Чибрикова Людмила Юрьевна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pokrytosemennye_rasteniya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Урок разработала

                                                             Чибрикова Л.Ю. –учитель высшей категории

                                                             Почетный работник  Общего  образования

                                                             ГБОУ СОШ №4 п.г.т.Безенчук

                                                             8(846 76) -2 41-39

                           Тема урока   «ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ  РАСТЕНИЯ»

Цель урока: развить  знания  учащихся  о  Покрытосеменных  растениях

Задачи:

а) образовательные:

  1. Рассмотреть  строение  покрытосеменных  растений
  2. Познакомить  учащихся   особенностями строения Покрытосеменных  растений
  3. Изучить  признаки  классов Двудольных  и Однодольных  растений. Научиться  определять   их  по  рисункам,  гербариям  и  живым  объектам.
  4. Познакомиться  с  разнообразием  Покрытосеменных  растений,  произрастающих    в  Безенчукском  районе;  редкими  и  исчезающими  видами,  многообразием лекарственных растений.
  5. Раскрыть важность сохранения  растительного  богатства

  б) воспитательные:

     1. Создать  условия для  развития коммуникативных  навыков учащихся и

        проявления  самостоятельности в  учебном  процессе.

     2. Формировать  убежденность  в  ценности  растительного  мира,  

         побудить  к  сохранности   природы.

     3. Продолжить  воспитание  гордости    и  ответственности  за  свою  малую  

        Родину.

в) развивающие:

     1.Способствовать  активизации познавательной  деятельности  и развитию

        интеллектуальных  способностей  учащихся.

Тип урока:  интегрированный  урок  изучения нового  материала. (биология, экология, литература)

Оборудование:

 мультимедийный проектор,  ноутбук, фотографии,    гербарии  растений,  таблица «Формы  произрастания  растений»,  гербарии,  выполненные  членами  экологического  объединения «Родник»

Требования  к  результатам  изучения  темы

  • знать отличия  покрытосеменных  растений
  • знать  признаки  различия   классов Однодольных  и  Двудольных  растений
  • распознавать  жизненные  формы  покрытосеменных  растений
  • знать,  что  такое  камбий, его  значение
  • уметь  определять  возраст  растений  по  спилу
  • знать покрытосеменные  растения  Безенчукского  района
  • выработать  правила  и  сформировать  буклет «Береги  природу»

Ход  урока:

I.Организационный  момент

II.Актуализация  знаний

                      Здравствуйте ребята!

Сегодня  мы продолжаем изучать разнообразие растений, обитающих  на  нашей планете. И сейчас нам необходимо определить  тему урока, а для  этого я  проведу  небольшую  викторину.   

Викторина

1.Из  какого  цветка появилась  Дюймовочка?  (тюльпан)

 Кто  написал эту  сказку?  (  Ганс Хрстиан  Андерсен

2.Какие  цветы  росли  у  Кая  и  Герды? Кто написал  эту  сказку?

 (Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»

3.Какое  растение  любят  кошки? В  каком  произведении кота  напоили  валерианкой? Кто  написал это  произведение? А кто  главные  герои? (валериана «Том Сойер,  Марк Твен)

4.Какой  цветок  рос на  планете  «Маленького  принца» (сказка А.де Сент-Экзюпери)? (роза)

5.Кто написал  сказку «Цветик-семицветик»

А сколько  стихов  посвящено этим замечательным жителям нашей  планеты.

Вспомните, прочтите.

1чтец        Цветы мне говорят прощай,

                  Головками кивая низко.

                  Ты больше не увидишь близко

                  Родное поле, отчий край.  

                                                            С.А.Есенин

         2 чтец       Я не люблю цветы  с  кустов.

                  Не называю их цветами.

                  Хоть прикасаюсь к ним устами,

                  Но не найду  к ним нежных слов.

                  Я только тот люблю цветок,

                  Который врос корнями  в землю,

                  Его люблю  я  и  приемлю,

                  Как  северный  наш  василек

                                                       С.А.Есенин

3 чтец      Колокольчики мои, Цветики степные!

                Что  глядите  на меня,

                Темно-голубые?

                И о чем звените вы

                В день веселый мая,

                Средь некошеной травы

                Головой качая?

                                                     А.К.Толстой

4.чтец       Голубою светлой капелькой

                 В луговой цветной узор

                 Незабудка солнцем вкраплена,

                 Словно бусинка в ковер.

                                                         С.П.Красиков

5 чтец      Золотинкой в серебре

                Песнь нарцисса в хрустале.

                Свежая-пресвежая,

                Нежная – принежная.

                Над цветком наклонишься,

                Нежностью наполнишься.

                                                         С.П.Красиков

Древнерусская легенда

                 Ландыш

   Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, который  прекрасно играл на  гуслях, а он отдал свое сердце красавице Любаве. Грустная Волхова вышла на берег и стала горько плакать. И там, где падали слезинки  царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и печали.

Христианская легенда

                 Подснежник

   Когда Адам и Ева были  изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно и грустно.  Тогда несколько снежинок сжалились над ней, упали на землю и превратились в цветы – подснежники. Увидев их, Ева обрадовалась, повеселела. у нее появились надежды, и с тех пор подснежник стал символом радости и надежды.

Ребята! Догадались,  как  будет называться  тема нашего  урока?

Покрытосеменные  растения (Цветковые)

Сегодня  мы  будем говорить о том,  каковы особенности строения и происхождения этой группы  растений.

Но  самая трудная  задача будет  заключаться  в  том, что  нам необходимо выяснить;

-почему эти  живые организмы  заняли  господствующее положение  

  на  нашей  планете?

         - на какие классы делятся?

Открыли тетради и записали тему нашего урока «Покрытосеменные растения»

Мы сегодня работаем в группах и индивидуально.

1. группа  Информационный центр

2 группа   Теоретики

3 группа   Практики

4 группа Экологи

Каждая из групп получила  задание, которое находится  на  столе.

                 

1) Работа  в  творческих  группах.

             

Задание для группы  №1

Найдите информацию о покрытосеменных  растениях в

электронном носителе ссылка «Покрытосеменные» ( учебник стр.76 1 и 2 абзацы)

Прочитайте статью «Покрытосеменные».

 Ответьте  на вопросы

1.Какова особенность этой группы  растений?

2.Откуда появилось  название «Покрытосеменные?»

3.Сколько видов  растений Покрытосеменных  известно?

Задание для группы  №2

Прочтите  информацию на  карточке и в учебнике стр 76

абзацы  3,4,5

Ответьте на вопросы

1. Что позволило покрытосеменным  растениям произрастать повсюду, даже в неблагоприятных условиях?

2.Какие особенности строения  позволили максимально приспособиться к обитанию  в  разнообразных экологических условиях?

Все многообразие спорофитных форм цветковых растений может быть сведено к двум основным типам:

1)древесным (деревья, кустарники)

2) травянистым. Травянистая жизненная форма свойственна большинству покрытосеменных  растений, характеризующихся более высокой  приспособленностью к резким колебаниям условий  внешней среды,  чем древесная.

   Травы – молодая в эволюционном отношении группа  растений,  которая  произошла  от  древесных  форм.

   Цветковые – единственная  группа  растений,  способная  к  образованию сложных многоярусных сообществ, включающих  травы, кустарники  и  деревья.

          Задание  для  группы №3

Прочитайте учебник стр.78  2-3 абзацы.

Ответьте на вопросы

1.На какие  системы подразделяют  тело  растений?

( на побеговую и корневую)

2.Какие корневые системы вам известны?

 (Корневая  система представлена главным, боковыми и придаточными корнями)

3. Чем представлена  побеговая  часть?

  (Побеговая часть  образована стеблем и расположенными  на нем листьями и почками; на стебле  могут развиваться органы воспроизведения – цветки, семена  и  плоды)

Задание  для  группы №4

Прочитайте информацию в ноутбуке

Ссылка  «Однодольные  и  двудольные растения» и ответьте на вопросы

1. Каковы признаки  Однодольных растений?

2.Каковы признаки Двудольных растений?

Физкультминутка

Физкультминутка сочетается с закреплением материала

1. Учитель называет признаки класса Однодольных (Все поднимают левую руку и поворачиваются влево)

2. Учитель называет  признаки   класса  Двудольных (все поднимают обе руки и поворачиваются вправо)

Учитель  демонстрирует  таблицу  с изображением  строения поперечного  среза  древесного стебля. Поясняет  расположение слов, значение камбия, его  необходимости для роста стебля  в толщину и определение  возраста  дерева.

Выполнение  лабораторной работы.

Инструктивная карточка

1.Рассмотрите  поперечный  срез  древесного стебля,  подпишите  его  основные  части.

2.Найдите камбий.

3.Определите возраст  дерева.

Сделайте вывод: на каком году  жизни растения,  были  самые  благоприятные условия  жизни.

Сегодня  к нам  на  урок пришли  девушки, учащиеся 11  класса,  которые  с 5-го  класса являются активными  членами  экологического  объединения  «Родник» -нашей  школы.

Им слово.

Сейчас  я  предлагаю  вам сделать  мини проекты «Как  сохранить природу»  

2-3 минуты и защита

В заключении нашего  урока мы  услышали стихи,  нашей бывшей  в

 IV группа

1.Экологическая  лаборатория . Члены  экологического  объединения представляют  свою  научную  работу  по  Пулькиной гриве, показывают  слайды. Одновременно  звучит музыка песни «С чего  начинается  Родина»

2.Выступление  экологов.(показывают гербарии  цветковых  растений,  произрастающих на  территории Пулькиной  гривы и являются кандидатами  для  занесения  в  книгу.

                           Вдумайтесь  в  эти  цифры

                                                                             

1.Чтец На  протяжении  последних  5  тысяч  лет  человек  уничтожил 60%  мировых  лесов.  Только  за  минувшие  40  лет  Африка  потеряла  23%  своего  леса,  а  Латинская  Америка- 38%.  В  2010  году  в  Самарской  области  было  более  700  пожаров,   при  которых  погибло 5000 гектар  леса. Каждый  день  хищнически  вырубается  около  30  тысяч  гектаров  тропических  лесов,  что  пагубно  сказывается  и  на  животном  мире  планеты.

Ежедневно  в  мире  вымирает  один -два  вида  диких  растений.

Между  тем  один  вид  растений  обеспечивает  существование  в  среднем  11  видам  животных (в  тропических  лесах-20 видов)

3.Чтец. Под  угрозой  вымирания  находятся  115  пород  домашних  животных,  разводившихся  ранее  в  Европе.  Опасность  исчезновения  угрожает  25  тысячам видов  диких  растений  и  более 1000 видов  и  подвидов позвоночных

Выпуск  буклета На котором написаны  стиха  выпускницы  нашей школы. а  теперь  студентки ПГСГА факультета  журналистики

Каждая группа представляет  свой  продукт.

Береги…Береги  все,  что  есть

Твой  дом  -  вся  наша  планета

Береги,  в  этом  долг  твой  и  честь,

Детям,  внукам  в  жизнь билеты!

Сохрани,  сохрани  и избавь

Природу  от  боли  мучений

И  свою  жизнь  возьми,  озаглавь

«Я  борюсь  за  судьбу  поколений!»

 Пожалей!  Ведь  она  и  твоя и моя

Грязью,  дымом  заводов  страдает.

Пожалей!  Это  наша  родная  Земля

И  без  нас  она  умирает!

V. Домашнее задание

Изучить  учебник  стр. 76

В тетради на печатной  основе  выполнить  задание  «Цветковые растения»

Используемая литература

1.Учебник

2.Тетрадь  на  печатной  основе

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.

В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. 6 класс

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.с. 201.- Что вы узнаете при изучении данной главы?- Чему вы научитесь?- Какие царства органического мира вы зн...

Тесты к урокам: Основы систематики растений, Деление Покрытосеменных растений на классы. К учебнику Пасечника ВВ 6 класс

Тесты даны к первым двум урокам По теме: " Классификация растений". К  ПОсновам систнематики даны 2 варианта, а к теме Деление покрытосеменных растений 3 варианта. Приведены задания на выбор одно...

Тесты "Покрытосеменные растения. Семейства покрытосеменных"

Тестовый контроль знаний по теме "Многообразие покрытосеменных растений"...

Инструктивная карта к урокам "Размножение покрытосеменных растений", "Классификация покрытосеменных растений".

Для организации работы по освоению новых знаний по инструктивным картам....