Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. 6 класс
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме

Пелипенко Ирина Владимировна

 

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.
с. 201.
- Что вы узнаете при изучении данной главы?
- Чему вы научитесь?
- Какие царства органического мира вы знаете?
Многообразие растительного мира
Царства живой природы:
Бактерии
Грибы
Растения
Животные
Многообразие растений удивительно велико. Уже известно более 350 тысяч разных растений. Царство растения – включает в себя в основном зеленые растения, имеющие автотрофный способ питания. Это особая форма живых организмов, происходящая от древних примитивных форм жизни.
Мягок, а не пух,                                          На шнурочке - белые звоночки……
Зелен, а не трава…………..                               
                                                                      В сенокос горька,
Зелена, а не луг,                                          А в мороз сладка,
Бела, а не снег,                                            Что за ягодка? ………….
Кудрява, а без волос…………….                   
                                                                     Будто снежный шар, бела
Я из крошки-бочки вылез,                         По весне она цвела,
Корешки пустил и вырос,                          Нежным запахом пьянила.
Стал высок я и могуч,                                А как осень наступила-
Не боюсь ни гроз, ни туч.                          Разом сделалась она
Я кормлю свиней и белок,                         Вся от ягоды черна …………….
Ничего, что плод мой мелок…………
Характерные признаки растений:
1. Клетки растений покрыты толстой клеточной оболочкой (целлюлозная), которая придает им форму.
2. Клетки содержат пластиды, содержащие хлорофилл – фотосинтезирующий пигмент.
3. Растениям характерен процесс фотосинтеза.
4. Клетки растений содержат вакуоли с клеточным соком.
5. Растения не способны к активному передвижению.
6. Имеют неограниченный рост.
Чтобы легче было разобраться в многообразии растений, их разделили на группы. 
Ученые – систематики изучают и описывают новые виды растений, устанавливают их сходство и родство с другими растениями, дают им названия. Систематика – это часть ботаники и зоологии, изучающая разнообразие форм живого, дающая научные названия организмам, оценивающая черты сходства и различия между ними. Важной частью систематики является таксономия, целью которой является разделение организмов на группы (таксоны) и расположение этих групп в порядке, отражающем их родственные связи и иерархию.
 В развитии  систематики можно выделить 3 этапа, которые соответствуют искусственной, естественной и современной классификациям.                                 
Классификация органического мира
Искусственная Естественная                       Современная (филогенетическая)                      
Строится на основе  
 отдельных признаков Строится на основе совокупности признаков между видами Строится на основе родственных эволюционных отношений
Систематические категории:
Вид --- род --- семейство --- порядок --- класс --- отделы --- царства
Вид – совокупность организмов,  имеющих общее происхождение, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств,  способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании.
Название вида  на латинском языке, двойное название (род, вид). 
- Растения, какой систематической группы имеют наибольшие сходства, различия?
- Какая систематическая категория является наименьшей, наибольшей?
- Какая систематическая категория является основной единицей систематики?
- Сколько семядолей имеют семена фасоли?
- Как называются растения, семена которых имеют 2 семядоли?
- Сколько семядолей имеют семена пшеницы?
- Как называются растения, семена которых имеют одну семядолю?
- Какие типы корневых систем вы знаете?
- Какие типы жилкования листьев вы знаете?
Отдел покрытосеменных растений самый многочисленный в царстве растений. Он насчитывает около 250000 видов. Покрытосеменные размножаются с помощью семян, защищены околоплодником, образует плод. Имеют цветок, который образован из видоизмененного побега. Они имеют двойное оплодотворение. Пыльца переносится ветром, насекомыми, птицами, водой и т.д. Жизненные формы представлены деревьями, травами, кустарниками. Отдел Покрытосеменные растения подразделяются на два класса: класс Однодольные и класс Двудольные.
Признаки растений класса однодольных и класса двудольных
Признаки Класс двудольные растения Класс однодольные растения
Количество семядолей в зародыше 2 семядоли 1 семядоля
Тип корневой системы Стержневая Мочковатая
Жилкование листа Сетчатое или перистое Параллельное или дуговое
Цветок Четырехчленный цветок или пятичленный цветок с двойным околоцветником Трехчленный цветок, реже четырехчленный с простым околоцветником
Расположение проводящих пучков В центре или имеют вид кольца Проводящие пучки разбросаны  по всему стеблю
Наличие камбия Имеют камбий Нет камбия
Дифференциация коры и древесины Хорошо дифференцированы Не ясная дифференциация
Примеры Горох Пшеница
1. Систематика – наука, изучающая:
а) историческое развитие растений,
б) клеточное строение живых организмов,
в) общие признаки родственных групп растений.
2. К систематическим категориям относят:
а) царство,   б) сообщество,   в) флору,   г) фауну.
3. Основной единицей в систематике является:
а) класс,   б) семейство,   в) вид.
4. Группа сходных по строению и жизнедеятельности особей, обитающих на определенной территории, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называется:
а) отделом,    б) видом,   в) семейством.
5. Один род может содержать число видов, равное:
а) одному или нескольким,
б) нескольким десяткам,
в) нескольким сотням.
6. Особи одного вида:
а) имеют больше различий между собой, чем особи одного рода,
б) обладают меньшей степенью родства, чем особи одного класса,
в) обладают наибольшей степенью родства по сравнению с другими систематическими группами.
7. Современные высшие растения, не имеющие цветков и плодов, объединяются в отделы:
а) красные водоросли и мохообразные,
б) мохообразные и папоротникообразные,    
в) папоротникообразные и бурые водоросли.
8. систематическая категория, объединяющая близкие роды:
а) вид,   б) семейства,   в) классы.
9. Главными признаками, по  которым растение относят к тому или иному семейству – это ……
10. Одно семейство может включать ……………… родов.
11. Растение, имеющее две семядоли, сетчатое жилкование листьев, стержневую корневую систему, относят к классу …….. растений.
12. На какие два класса делится отдел покрытосеменных растений?
13. Назовите признаки растений класса двудольные.
14. Назовите признаки растений класса однодольные.
15. Горох относится к растениям класса двудольных растений. Назовите количество семядолей, тип корневой системы, тип жилкования листьев.
16.У пшеницы мочковатая корневая система, параллельное жилкование листьев. Сколько семядолей имеет зерновка пшеницы?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация526.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты к урокам: Основы систематики растений, Деление Покрытосеменных растений на классы. К учебнику Пасечника ВВ 6 класс

Тесты даны к первым двум урокам По теме: " Классификация растений". К  ПОсновам систнематики даны 2 варианта, а к теме Деление покрытосеменных растений 3 варианта. Приведены задания на выбор одно...

Модуль 1. Основы систематики растений.

Цель: изучить понятие классификация, познакомиться с основными систематическими группами растений, научиться распознавать растения классов двудольные и однодольные....

Основы систематики растений

Проверочная работа по систематике растений в 6 классе...

Технологическая карта урока "Основы систематики растений"

Вашему вниманию представляю разработанную технологическую карту урока по федеральным госудврственным образовательным стандартам нового поколения. Технологическая карта урока разработана для обучающихс...

Презентация 6 класса по биологии по теме: Основы систематики растений

Презентация 6 класса по биологии по теме: Основы систематики растений...

Конспект урока. Формирование знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений

Технология развития критического мышления, ИКТ, моделирование схем, мини-исследование, проблемные задачи, «мозговой штурм», тестирование....