Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме
Разработка по биологии 6 класс к учебнику В.В.Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6.
Предмет: биология.
Тема урока: Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.
Место урока в теме: 1-й урок в теме классификация растений
Программа: В.В.Пасечник. Биология.
Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Автор Пасечник В.В.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: частично- поисковый, проблемный, репродуктивный.
Цель урока: Изучить основные понятия систематики, выявить по каким признакам покрытосеменные делятся на классы и семейства.
Задачи:
образовательные: познакомить обучающихся с основными систематическими группами растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, с основными признаками покрытосеменных растений, относящихся к различным семействам классов однодольных и двудольных растений.
развивающие: учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;
развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.
воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к учёбе, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся.
Оборудование: презентация, пачки из под семян, макет дерева с рожицами.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- Основные систематические группы растений.
- Признаки покрытосеменных растений
- биологическую роль классификации растений
- значение покрытосеменных растений.
- Организационный момент
Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).
Объявление темы, задач урока. Дата и тема урока записывается обучающимися в тетрадь.
Учитель приводит слова Винсона Брауна о том, что “…накопление знаний подобно росту дерева…”, и высказывает надежду на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о роли классификации в жизни растений по группам .
II. Актуализация опорных знаний обучающихся.
1. Повторение терминологии, которая будет использована при изучении новой темы.
Работа проводится в движении. Обучающиеся быстро по очереди выходят к доске, выбирают на столе учителя табличку с названием термина, прикрепляют к доске и дают определение.
III. Изучение нового материала.
Учитель: В результате исследований, проведенных ботаниками всего мира, уже известно более 350 тыс.в мире , а у нас в России-, в республике Башкортостан- разных растений, и все же специалисты-ботаники находят все новые и новые, еще не известные науке.
И ученые – систематики изучая, описывают их, устанавливают их родство и родство с другими растениями, дают им названия, составляют своего рода «шэжэрэ» (родословное) по общим признакам.
В первые в развитие науки систематики свой вклад вложил шведский учёный К. Линней
· Он впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов.
Основные единицы классификации растений от царства до вида.
· От меньшего к большему (заучить наизусть):
вид – род – семейство – (порядок) – класс – отдел – царство
Вид- Основа систематики растений. Название каждого растения состоит из двух слов- названия рода, к которому данный вид относиться и видового эпитета, например: ива ломкая, береза кудрявая итд. И эти названия обязательно пишутся на латинском языке, для того чтобы ученые других стран могли понять друг - друга.
Латинские названия помогают установить родств о растений и их принадлежность к определенной систематической группе, например осина по латыни Populus tremula.
( учитель раздает несколько названий растений известных обучающимся на латинском и на русском языках, которых они должны на слух проговаривать).( Идет разминочная минутка).
Учитель: Ребята, никогда не путайте понятия «сорт» и «вид».
Вид формируется в природе в процессе развития и приспособления к определенным условиям.
Сорт- это группа растений одного вида, созданных человеком и обладающих определенными хозяйственными признаками и свойствами.
Другие систематические группы (можно показать слайды)
Тополь белый, тополь пирамидный, тополь дрожащий – относят к одному роду – Тополь. Роды тополей, ива объединяют в семейство. Ивовые, которое относиться к порядку Ивоцветные. Ивоцветные вместе с другими порядками объединяют в класс Двудольные. Классы объединяют в отделы.
Отдел – наиболее крупная систематическая единица. Растения одного отдела имеют общий план строения и внешние признаки.
Игра « Юный систематик»
(обучающимся раздаются пачки из под семян разных растений, которых они должны сортировать по систематике, и объяснить по каким признакам они это делали).
Молодцы, вы справились с этим заданием, а теперь немножко отдохнем и дальше пойдем по грани науки.
Физкультминутка.
(Ветер дует нам в лицо, покачалось деревцо. Ветер все тише, тише – а деревцо все выше, выше).
Отдел покрытосеменных, или цветковых растений- самый многочисленный в растительном царстве. Он насчитывает около 250 тыс. видов. (учитель так же напоминает о количестве растущих видов растений в местности, которой живут).
Учитель давайте еще раз повторим, что же включает систематика (вид – род – семейство – (порядок) – класс – отдел – царство).
Молодцы, запомнили.
Фронтальная работа. (самостоятельно прочитать стр 22-23 и заполнить таблицу)
Признаки | Класс двудольных | Класс однодольных |
( проверка таблицы)
Учитель: ученые среди покрытосеменных растений смогли выделить 390 семейств цветковых растений. Среди них есть семейства, включающие в себя несколько видов или даже состоящие из одного – единственного вида. Но есть семейства, насчитывающие тысячи видов, например семейство сложноцветных из класса двудольных.
В дальнейшем мы рассмотрим семейства крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных из двудольных и семейства лилейных и злаков из однодольных.
III. Закрепление знаний.
Фронтальная обобщающая беседа с обучащимися о систематике.
IV. Оценка знаний учащихся.
· Отметки выставляются за активную работу, правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы.
V. Домашнее задание.
· Домашнее задание записывается на доске.
Прочитать параграфы 45-46. Выучить определения. Написать названия покрытосеменных растений местности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. 6 класс
Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.с. 201.- Что вы узнаете при изучении данной главы?- Чему вы научитесь?- Какие царства органического мира вы зн...
Тесты к урокам: Основы систематики растений, Деление Покрытосеменных растений на классы. К учебнику Пасечника ВВ 6 класс
Тесты даны к первым двум урокам По теме: " Классификация растений". К ПОсновам систнематики даны 2 варианта, а к теме Деление покрытосеменных растений 3 варианта. Приведены задания на выбор одно...
Модуль 1. Основы систематики растений.
Цель: изучить понятие классификация, познакомиться с основными систематическими группами растений, научиться распознавать растения классов двудольные и однодольные....
Основы систематики растений
Проверочная работа по систематике растений в 6 классе...
Технологическая карта урока "Основы систематики растений"
Вашему вниманию представляю разработанную технологическую карту урока по федеральным госудврственным образовательным стандартам нового поколения. Технологическая карта урока разработана для обучающихс...
Презентация 6 класса по биологии по теме: Основы систематики растений
Презентация 6 класса по биологии по теме: Основы систематики растений...
Конспект урока. Формирование знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений
Технология развития критического мышления, ИКТ, моделирование схем, мини-исследование, проблемные задачи, «мозговой штурм», тестирование....