Рабочий лист. Индивидуальное развитие организмов.Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.
материал по биологии (9 класс) на тему
Рабочий лист для самостоятельной работы учащихся. Учебник Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiy_list_bio_9_klass.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Индивидуальное развитие организмов.
Биогенетический закон.
- Выполните тест, проверьте свои знания:
1. Какой тип деления клеток не сопровождается уменьшением числа хромосом:
А –митоз Б – мейоз
2. Какое деление характерно для соматических клеток:
А –митоз Б – мейоз
3. Какой набор хромосом получается при митотическом делении диплоидного ядра:
А – гаплоидный Б – диплоидный
4. Сколько хроматид в хромосоме к началу профазы:
А- две Б – одна
5. Сколько хроматид в хромосоме к концу митоза:
А – одна Б – две
6. Сколько клеток образуется в результате митоза:
А – одна Б – две В – три Г – четыре
7. Какое деление сопровождается редукцией (уменьшением)числа хромосом в клетке в два раза: А –митоз Б – мейоз
8. В какой фазе мейоза происходит коньюгация хромосом:
А – профаза 1 Б – метафаза 1 В – профаза 2
9. В результате какого типа деления клетки получаются четыре гаплоидные клетки:
А –митоз Б – мейоз
10. Какой набор хромосом будет в клетке после деления, если в материнской было 6 хромосом: (при митозе и при мейозе)
А – 6 Б – 12 В – 8 Г - 4
11. Для какого способа размножения характерно образование гамет:
А – бесполое Б – вегетативное В – половое
12. Коньюгация происходит во время:
А – профазы 1 Б – метафазы 1 В – телофазы 1
13. Во время митоза расхождение хроматид к полюсам клетки происходит:
А – в профазу Б – в метафазу В – в анафазу Г – в телофазу
14. При гаметогенезе интенсивное деление клеток митозом происходит в:
А – фазе размножения Б – фазе роста В – фазе созревания
15. При митозе редупликация ДНК происходит в:
А – профазу Б – метафазу В – анафазу Г – интефазу
16. У сперматозоида акросома находится в:
А- головке Б – шейке В – хвостике
17. При митозе спирализация хромосом начинается в:
А – профазу Б – метафазу В – анафазу Г – интерфазу
18. Исчезновение ядрышек происходит в:
А – профазу Б – метафазу В – анафазу Г – телофазу
19. Подготовка клеток к мейозу происходит в:
А- зоне размножения Б – зоне роста В – зоне созревания
10. Мейоз происходит в зоне:
А – деления Б – роста В - созревания
- Используя материал учебника стр. 93-99, выполните следующие задания:
А) Зарисуйте схему и дополните её:
Онтогенез
(индивидуальное развитие особи от……………………………..)
Эмбриональный период …………………………период
(от образования …………………….) (от…………………………)
Стадии: 1)дробление – зигота делится Виды: 1) прямой - ………..
2)бластула -…………………. 2)…………………...
3)……………………………..
4)……………………………...
Б) заполнение таблицы:
«Зародышевые листки и их производные»
Зародышевые листки | Органы |
1. Эктодерма | ………………………. |
2. ……………. | Скелет, мышцы, почки, половая система, кровеносная система. |
3. Энтодерма | ……………………………. |
В) Ответьте письменно на вопрос: каково влияние никотина, алкоголя, наркотиков на развитие зародыша?
Г) Запишите формулировку биогенетического закона, укажите его автора; определение понятий онтогенез, филогенез.
4. Домашнее задание: п.3.4., знать термины, уметь характеризовать периоды развития. Стр.99 №1-3 устно, №4 письменно.
Тема урока: Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание.
- Решите следующие задачи:
А) Фрагмент молекулы ДНК содержит 2348 нуклеотидов. На долю адениновых приходится 420. Сколько содержится других нуклеотидов? Найдите массу и длину фрагмента ДНК.
Б) Полипептид состоит из следующих аминокислот:
Аланин – глицин – лейцин – пролин – серин – цистеин.
Какие т-РНК (с какими антикодонами) участвуют в синтезе белка? Найдите массу и длину РНК?
2. Почему подобное рождает подобное?
«Как он похож на своего отца!» – восклицают родственники, придя на день рождения и глядя на выросшего юношу. В голубых глазах родителей светится гордость за подрастающее поколение, а виновник торжества, невинно моргая такими же голубыми глазами, незаметно съедает приготовленные для гостей конфеты.
Мы наследуем от своих родителей не только цвет глаз и волос, форму носа и группу крови. Мы наследуем черты темперамента и особенности движений, склонность к изучению языков и способность к математике. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.
Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом как две стороны одной медали.
- Выпишите определения следующих терминов, пользуясь текстом учебника стр. 100 - 107: генетика, наследственность, изменчивость, гены, чистые линии, моногибридное скрещивание, аллельные гены, гомозиготный организм, гетерозиготный организм, доминантный признак, рецессивный признак, фенотип, неполное доминирование, генотип.
- Прочитайте текст:
Основные закономерности наследования признаков впервые были описаны во второй половине 19 века австрийским ученым Г.Менделем. Мендель не был первым ученым, который пытался ответить на вопрос: как передаются из поколения в поколение свойства и признаки? Но именно он смог обнаружить закономерности в передаче признаков от поколения к поколению. Английский генетик Шарлотта Ауэрбах сказала: «Успех работы Менделя по сравнению с исследованиями его предшественников объясняется тем, что он обладал двумя существенными качествами, необходимыми для ученого: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы». К основным особенностям работы Менделя, которые позволили ему добиться успеха относят:
- В качестве экспериментальных растений Мендель использовал разные сорта посевного гороха, поэтому потомство, получаемое в таких внутривидовых скрещиваниях, было плодовито;
- Горох – самоопыляющееся растение;
- Горох неприхотлив и имеет высокую плодовитость;
- В качестве экспериментальных признаков Мендель выбрал простые качественные альтернативные признаки по типу «или-или» (цветки пурпурные или белые, семена желтые или зеленые);
- При обработке получаемых данных Мендель вел строгий математический учет фенотипов всех растений и семян.
В течение восьми лет Мендель экспериментировал с 22 сортами гороха, которые отличались друг от друга по семи признакам. За это время он получил в общей сложности более 10 тысяч растений. Скрещивая различные организмы и исследуя получаемое потомство, Мендель, по сути, разработал основной и специфический метод генетики. Гибридологический метод – это система скрещиваний в ряду поколений, дающая возможность при половом размножении анализировать наследование отдельных свойств и признаков организмов, а также обнаруживать возникновение наследственных изменений.
Результаты своих экспериментов Г. Мендель представил в 1865 году на заседании Общества естествоиспытателей и изложил в статье «Опыты над растительными гибридами». Но современники Менделя работы не оценили. Весной 1900 года три ботаника – Г. Де Фриз в Голландии, К. Чермак в Австрии и К. Коренс в Германии – независимо друг от друга, на совершенно разных объектах, открыли важную закономерность наследования признаков в потомстве гибридов. Но оказалось, что они просто «переоткрыли» закономерности наследования, рассмотренные Г. Менделем в 1865 году. Тем не менее официальной датой рождения генетики считается все-таки 1900 год.
- Используя текст учебника стр.103 выпишите генетическую символику для записи результатов скрещивания
- Используя текст учебника стр.102-103 выпишите правило единообразия гибридов первого поколения, правило расщепления, закон чистоты гамет
- Изучите текст учебника стр.105 – 107, на основе рисунка 51 стр.106 составьте в тетради схему скрещивания.
- Домашнее задание : п.3.5, 3.6, вопросы после параграфов проработать устно.
В помощь вам сайт онлайн-уроков http://interneturok.ru, где вы найдёте объяснение материалов не только по биологии, но и по другим предметам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. (Виды скрещивания. решение генетических задач)
Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и...
Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание».
«Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.»Урок № 4 в теме «Закономерности наследственности и изменчивости»...
Закономерности наследования признаков , установленные Г.Менделем . Моногибридное скрещивание
Знакомство с сновами генетики. Примеры решения задач....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.»
Цель урока: сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов....
Опорный конспект "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя"
Опорный конспект "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя" включает основные понятия генетики...
Самоанализ урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание».
Самоанализ урока биологии в 9 классе "Закономерности наследования"...
Самоанализ урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание».
Урок изучения нового материала.Цели урока:Сформировать ключевые понятия темы урока: моногибридноескрещивание, закон доминирования, закон расщепления, закон чистотывыработать умения и навыки составлять...