Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание».
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
«Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.»
Урок № 4 в теме «Закономерности наследственности и изменчивости»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dist._moy.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии.
Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные
Г. Менделем. Моногибридное скрещивание».
Подготовила: Горшкова О.А.
учитель биологии
МАОУ СОШ №3 г. Пушкино
литература, 10 класс
Махоткина Елизавета
Программа:
Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.»
Урок № 4 в теме «Закономерности наследственности и изменчивости»
Цели урока:
Обучающие:
Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости».
Обеспечить освоение знаний об истоках генетики, истории её возникновения как гибридологической науки.
Организовать деятельность учащихся по углублению знаний о материальных носителях наследственности.
Обеспечить у старшеклассников убеждённость в том, что знания основных понятий генетики необходимы для понимания биологических закономерностей.
Познакомить с логикой научного открытия.
Способствовать формированию ключевых биологических компетентностей.
Развивающие:
Развивать личностно-смысловое отношение к генетике.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий.
Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи.
Вырабатывать навыки самооценки.
Воспитательные:
Воспитывать убеждённость в возможностях познания законов генетики и использования достижений науки на благо развития цивилизации.
Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитывать коммуникативные способности у старшеклассников.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент: приветствие и настрой учащихся.
2. Изучение нового материала.
Тема нашего урока: генетика – наука о …. Ребята, продолжите, о чём это наука? (учащиеся говорят).
Высвечивается тема и записывается в тетрадь. А какова же наша цель? (учащиеся высказывают своё мнение). На слайде постепенно выходят цели урока:
1. Сформировать знания о генетике как науке, о наследственности и изменчивости организмов.
2. Познакомиться с историей, основными методами и задачами генетики.
3. Раскрыть сущность гибридологического метода.
4. Способствовать развитию познавательного интереса к изучаемым проблемам генетики.
5. Воспитывать информационную культуру.
Предлагается план урока, который учащиеся записывают в тетрадь.
Краткая история развития генетики.
Из биографии Грегора Менделя.
Роль других наук в возникновении генетики.
Работы Г. Менделя
Методы генетики.
Сущность гибридологического метода.
Модель генетики как науки, её разделы.
Сравнение классических и современных идей о природе гена.
Значение генетики.
Ставится проблемный вопрос: Почему живое на нашей планете существует в виде множества неисчерпаемых форм, а не представляет собой один вид, состоящий из сходных между собой особей? (выслушиваются мнения ребят).
Раздел «Основы генетики» вы уже изучали в 9 классе. Давайте проверим ваши базовые знания. На слайдах 5 вопросов, за 3 минуты вы выполняете тест.
1.)Кто из учёных первым открыл закономерности, по которым признаки организмов передаются из поколения в поколение?
А) В. Мишер
Б) А. Уотсон
В) Г.Мендель
2) Какая наука изучает закономерности наследования признаков организмов?
А) Цитология
Б) Генетика
В) Дарвинизм
3.)Что такое генетика?
А) Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов?
Б) Наука, изучающая строение клетки.
В) Наука о жизни.
Что такое ген?
А) Совокупность наследственных факторов, которую организм получает от родителей.
Б) Элементарная единица наследственности, представляющая собой участок ДНК хромосом
В) Совокупность внешних и внутренних признаков.
5) Что такое гибрид?
А) Родительская особь.
Б) F1.
В) Организм, получающийся в результате скрещивания особей, различающихся наследственными задатками.
Предлагаю теперь вам проверить себя и оценить (на слайде правильные ответы и критерии оценок).
1-В
2-Б
3-А
4-Б
5-В
Критерии оценок:
Без ошибок- 5
1 ошибка - 4
2 ошибки - 3
3 и более - 2
А какова же история классической генетики? Давайте её рассмотрим (сообщения учащихся). Остановиться на учёных (на слайде портреты учёных).
Иозеф Готлиб Кельрейтер (1733-1806) – первые исследования по гибридизации в России. Занимался главным образом получением межвидовых гибридов. Не обратил внимание на наследование отдельных признаков, что помешало ему открыть закономерности наследования.
Французский исследователь Сарже (1763-1851)- первый ввёл представление о контрастных, или альтернативных (взаимоисключающих) признаках и построил ряды контрастных пар родительских признаков для некоторых видов растений.
Грегор Мендель - чешский исследователь. В 1866 году вышел в свет его труд «Опыты над растительными гибридами», в котором изложены закономерности наследования, открытые им в результате восьмилетних исследований на различных сортах гороха.
1900 год - официальная дата рождения науки, когда сразу в 3-х лабораториях
Г. Де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо друг от друга «переоткрыли законы наследования признаков, установленные Грегори Менделем.
- Как вы думаете, каковы же причины, приведшие к успеху Менделя? Поработайте с учебником на странице 138 и найдите ответ.
Личностные качества (аккуратность, скрупулёзность, педантичность, аналитический ум)
Впервые применил математические методы и статистическую обработку материала в биологии.
Удачный выбор объекта.
Ребята, а почему именно горох посевной был выбран объектом исследований Менделя? (ответы учащихся, найденные в учебнике)
- имеет короткий жизненный цикл;
- большое количество потомков;
- особое строение цветка, которое позволяет контролировать опыление;
-наличие альтернативных признаков (окраска венчика цветка, семян, форма семени, окраска боба);
- возможность создавать чистые линии т.к. является строгим самоопылителем.
О горохе даже слагались стихи, вот одно из них. Давайте его прочитаем.
А.Кушнер
Вот кто поработал во славу науки - горох!
Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,
Вот кто для генетики мок под дождями и сох
Под ветром, кого увлекала и грела идея!
И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,
Стараясь для Грегора признак явить доминантный.
Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз
В наследственность верил и гибко считал варианты.
И ежели друга найти в поколенье другом
Не смог, не печалься, быть может, найдешь его
Средь желтых цветов стебелёк, зацепив рукавом,
Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим.
На развитие генетики оказали влияние и другие естественные науки (сообщение ученика).
Биология – учение Ч. Дарвина и клеточная теория.
Физика - идея элементарности, атомарности, дискретности.
Статистика - раздел математики.
А логика любого научного открытия такова :
Идея Факты и явления Гипотезы Законы Теории
– В чём же заключается вклад Менделя?
Показал, что наследуются не признаки, а факторы (задатки).
Показал, что наследственность не слитная, а дискретная.
Вывел первые законы.
Ввёл новые понятия (доминантность, рецессивность).
Ввёл буквенные обозначения и запись схемы скрещивания.
Ввёл новый методический подход: упростил проведение эксперимента, выбрав альтернативные признаки. Изучил наследование каждого признака в отдельности, выявил статистические закономерности, дал правильную биологическую интерпретацию. Впервые применил гибридологический метод.
Любая наука имеет свои методы исследования :
Методы делятся на специфические (гибридологический метод) и неспецифические (цитогенетический, иммуногенетический, онтогенетический, популяционно-статистический и генеалогический).
Учитель даёт пояснение каждому методу.
– В чём же сущность гибридологического метода (В учебнике найдите характеристику этого метода и его этапы)
Гибридологический метод - это анализ, характеристика наследования признака с помощью скрещиваний. Этот метод включает в себя несколько этапов:
Проверка признака на константность в течение 2-3-х лет.
Изучение отдельных альтернативных признаков.
Строгий количественный учёт всех потомков в каждом поколении по каждому признаку.
Индивидуальный посемейный анализ всего потомства от каждого скрещивания.
Современная генетика- наука комплексная и имеет следующие разделы:
Биохимическая;
Физиологическая;
Экологическая;
Эволюционная;
Генетика микроорганизмов;
Популяционная генетика;
Молекулярная генетика и др.
Итак, генетика – это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. А какова же модель этой науки? Попытайтесь её нарисовать в своих конспектах (приложение 1).Один учащийся выходит к интерактивной доске и рисует схему на пустом слайде.
Сегодня на уроке мы с вами повторили очень много основных понятий генетики: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, гибридологический метод, гены. Это наш понятийный аппарат урока.
Задание для учащихся (им раздаются листочки с текстом)
Сравните классические и современные идеи о природе гена и сформулируйте современное определение гена.
классические идеи о природе гена | современные идеи о природе гена |
Ген - морфологический объект, участок хромосомы. Ген - единица мутации. Функции и рекомбинации. Ген- неделимая единица. Ген осуществляет свою функцию автономно, изолированно от других генов. Ген - устойчивая структура, способная мутировать под влиянием преимущественно внутренних факторов. | Ген - физико-химический объект. Участок молекулы ДНК Ген – единица функции, мутации, и рекомбинаций; последней подвергаются и более мелкие единицы. Ген делим, обладает сложной структурой. Гены взаимодействуют, и их действие зависит от положения в хромосомах. Мутации происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Кроме хромосомных генов, есть внехромосомные, находящиеся в хлоропластах и митохондриях (у эукариотов) и плазмидах (у прокариотов). |
.
Ген - это материальная и функциональная единица наследственности, которая определяет развитие признака или функции.
А теперь выполним терминологический диктант. Необходимо соотнести определения с терминами.
Внимательно прочтите определения и соотнесите их с терминами:
Наука о закономерностях наследственности и изменчивости –
Совокупность всех генов организма –
Совокупность всех признаков организма –
Явление преобладания у гибридов признаков одного из родителей –
Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения –
Особи, не дающие расщепления признака в следующем поколении –
Особи, дающие расщепление признака в следующем поколении –
Наследственный фактор –
Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака –
Основоположник генетики –
Термины:
Ген
Генетика
Гомозигота
Гетерозигота
Доминирование
Фенотип
Генотип
Рецессивный ген
Аллели
Г. Мендель
Проблемный вопрос учащимся
Почему многим учёным в течение длительного времени не удавалось выяснить закономерности наследования признаков от родительских форм к потомкам, не смотря на то, что они проводили большое количество опытов по гибридизации растений и животных?
Формулируется домашнее задание.
Проработать параграф 3.10
Составить тест или кроссворд, используя генетические термины.
Подготовить сообщения:
- Значение генетики для медицины.
-Значение генетики для сельского хозяйства.
- Значение генетики для микробиологической промышленности и биотехнологии.
Рефлексия (на слайде вопросы), учащиеся отвечают на листочках.
Какие вопросы изучаемой темы показались вам наиболее интересными и значимыми?
Какие вопросы вызвали затруднения в понимании?
Какой материал данной темы нуждается в дополнительной доработке?
По каким вопросам вы хотели бы получить дополнительные сведения, новейшую научную информацию?
Какие вопросы вы сами хотели бы включить в изучение по данной теме?
Подводятся итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочий лист. Индивидуальное развитие организмов.Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.
Рабочий лист для самостоятельной работы учащихся. Учебник Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс...
Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. (Виды скрещивания. решение генетических задач)
Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и...
Закономерности наследования признаков , установленные Г.Менделем . Моногибридное скрещивание
Знакомство с сновами генетики. Примеры решения задач....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.»
Цель урока: сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов....
Опорный конспект "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя"
Опорный конспект "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя" включает основные понятия генетики...
Самоанализ урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание».
Самоанализ урока биологии в 9 классе "Закономерности наследования"...
Самоанализ урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание».
Урок изучения нового материала.Цели урока:Сформировать ключевые понятия темы урока: моногибридноескрещивание, закон доминирования, закон расщепления, закон чистотывыработать умения и навыки составлять...