Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание».
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

 

«Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.»

Урок № 4 в теме «Закономерности наследственности и изменчивости»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dist._moy.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии.

Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные

Г. Менделем. Моногибридное скрещивание».

Подготовила: Горшкова О.А.

учитель биологии

МАОУ СОШ №3 г. Пушкино

литература, 10 класс

Махоткина Елизавета

Программа:

Тема:  «Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.»

Урок № 4 в теме «Закономерности наследственности и изменчивости»

Цели урока:

 Обучающие:

Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости».

Обеспечить освоение знаний об истоках генетики, истории её возникновения как гибридологической науки.

Организовать деятельность учащихся по углублению знаний о материальных носителях наследственности.

Обеспечить у старшеклассников убеждённость в том, что знания основных понятий генетики необходимы  для понимания биологических закономерностей.

Познакомить с логикой научного открытия.

Способствовать формированию  ключевых биологических компетентностей.

  Развивающие:

Развивать  личностно-смысловое  отношение  к генетике.

Развивать  познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности  в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий.                                                                                                                                          

Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи.

Вырабатывать навыки самооценки.

  Воспитательные:

Воспитывать  убеждённость в возможностях познания законов генетики и использования достижений науки на благо развития цивилизации.

Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, взаимоконтроля   и самоконтроля.

Воспитывать  коммуникативные способности  у старшеклассников.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Тип урока: изучение нового материала.

                                                         Ход урока:

1.Организационный момент: приветствие  и настрой учащихся.

2. Изучение нового материала.

 Тема нашего урока: генетика – наука о ….  Ребята,  продолжите,   о чём это наука? (учащиеся  говорят).

Высвечивается тема и записывается в тетрадь. А какова  же наша цель? (учащиеся высказывают своё мнение). На слайде постепенно выходят цели урока:

1.  Сформировать  знания о генетике как  науке, о наследственности и изменчивости организмов.

2. Познакомиться с  историей, основными методами и задачами генетики.

3.  Раскрыть сущность гибридологического метода.

4.  Способствовать развитию познавательного интереса к изучаемым проблемам генетики.

5. Воспитывать информационную культуру.

Предлагается  план урока, который учащиеся записывают в тетрадь.

Краткая история развития генетики.

Из биографии  Грегора  Менделя.

Роль других наук в возникновении генетики.

Работы  Г. Менделя

Методы генетики.

Сущность гибридологического метода.

Модель генетики как науки, её разделы.

Сравнение классических и современных идей о природе гена.

Значение генетики.

Ставится проблемный вопрос:  Почему живое на нашей планете существует в виде множества неисчерпаемых форм, а не представляет собой один вид, состоящий из сходных между собой особей?  (выслушиваются мнения ребят).

http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/undefined-0/istorija-razvitija-genetiki-gibridologicheskij-metod

Раздел «Основы генетики» вы уже изучали в 9 классе. Давайте проверим ваши базовые знания. На слайдах 5 вопросов, за 3 минуты вы выполняете тест.

1.)Кто из учёных первым открыл закономерности, по которым признаки организмов передаются из поколения в поколение?

А) В. Мишер

Б) А. Уотсон

В) Г.Мендель

2)      Какая наука изучает закономерности наследования признаков организмов?

А) Цитология

Б) Генетика

В) Дарвинизм

3.)Что такое генетика?

А) Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов?

Б) Наука, изучающая строение клетки.

В) Наука о жизни.

 Что такое ген?

А) Совокупность наследственных факторов, которую организм получает от родителей.

Б) Элементарная единица наследственности, представляющая собой участок ДНК хромосом

В) Совокупность внешних и внутренних признаков.

5) Что такое гибрид?

А) Родительская особь.

Б) F1.

В) Организм, получающийся в результате скрещивания особей, различающихся наследственными задатками.

Предлагаю теперь вам проверить себя и оценить (на слайде правильные ответы и критерии оценок).

1-В

2-Б

3-А

4-Б

5-В

Критерии оценок:

Без ошибок- 5

   1 ошибка - 4

   2 ошибки - 3

   3 и более  - 2

А какова же история классической генетики?  Давайте  её рассмотрим (сообщения учащихся). Остановиться на учёных (на слайде портреты  учёных).

Иозеф  Готлиб  Кельрейтер (1733-1806) – первые исследования по гибридизации в России. Занимался главным образом получением межвидовых гибридов. Не  обратил  внимание на наследование отдельных признаков, что помешало ему открыть закономерности наследования.

Французский исследователь Сарже (1763-1851)-  первый ввёл представление о контрастных,  или  альтернативных  (взаимоисключающих) признаках и построил  ряды  контрастных пар родительских признаков для некоторых видов растений.

Грегор  Мендель - чешский исследователь. В 1866 году вышел в свет его труд «Опыты над растительными гибридами», в котором изложены закономерности наследования, открытые им в результате  восьмилетних  исследований на различных сортах гороха.

1900 год - официальная дата рождения науки, когда сразу в 3-х лабораториях

Г.  Де Фриз в Голландии,  К. Корренс  в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо друг от    друга  «переоткрыли законы наследования признаков, установленные  Грегори  Менделем.

- Как вы думаете,  каковы же причины, приведшие к успеху Менделя? Поработайте с учебником на странице 138 и  найдите ответ.

Личностные качества (аккуратность, скрупулёзность, педантичность, аналитический ум)

Впервые применил математические методы и статистическую обработку материала в биологии.

Удачный выбор объекта.

Ребята, а почему именно горох  посевной был выбран объектом исследований Менделя? (ответы учащихся, найденные в учебнике)

- имеет короткий жизненный цикл;

- большое количество потомков;

- особое строение цветка, которое позволяет контролировать опыление;

-наличие альтернативных признаков (окраска венчика цветка, семян, форма семени, окраска боба);

- возможность создавать чистые линии т.к. является строгим самоопылителем.

О горохе даже слагались стихи, вот одно из них. Давайте его прочитаем.

                           

   А.Кушнер

 Вот кто поработал во славу науки - горох!

  Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,

  Вот кто для генетики мок под дождями и сох

  Под ветром, кого увлекала и грела идея!

  И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,

  Стараясь для Грегора признак явить доминантный.

  Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз

  В наследственность верил и гибко считал варианты.

  И ежели друга найти в поколенье другом

  Не смог, не печалься, быть может, найдешь его

  Средь желтых цветов стебелёк, зацепив рукавом,

  Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим.

На развитие генетики оказали влияние и другие естественные науки (сообщение ученика).

Биология – учение Ч. Дарвина и клеточная теория.

Физика - идея элементарности, атомарности, дискретности.

Статистика - раздел математики.

А логика любого научного открытия такова :

Идея        Факты и явления            Гипотезы         Законы        Теории

– В чём же заключается вклад Менделя?

Показал, что наследуются не признаки, а  факторы (задатки).

Показал, что наследственность не  слитная, а дискретная.

Вывел первые законы.

Ввёл новые понятия (доминантность, рецессивность).

Ввёл буквенные обозначения и запись схемы скрещивания.

Ввёл новый  методический  подход: упростил проведение эксперимента, выбрав альтернативные признаки. Изучил наследование каждого признака в отдельности, выявил статистические закономерности, дал  правильную биологическую интерпретацию. Впервые применил гибридологический метод.

Любая наука имеет свои методы исследования :

Методы делятся на специфические (гибридологический метод) и неспецифические (цитогенетический, иммуногенетический, онтогенетический, популяционно-статистический и генеалогический).

Учитель даёт пояснение каждому методу.

– В чём  же сущность гибридологического метода (В учебнике найдите характеристику этого метода и его этапы)

Гибридологический метод - это анализ, характеристика наследования признака с помощью скрещиваний. Этот метод включает в себя несколько этапов:

Проверка признака на константность в течение 2-3-х лет.

Изучение отдельных альтернативных признаков.

Строгий количественный учёт всех потомков в каждом поколении по каждому признаку.

 Индивидуальный посемейный анализ всего потомства от каждого скрещивания.

Современная генетика- наука комплексная и имеет следующие разделы:

Биохимическая;

Физиологическая;

Экологическая;

Эволюционная;

Генетика микроорганизмов;

Популяционная генетика;

Молекулярная генетика и др.

Итак,  генетика – это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. А какова же модель этой науки? Попытайтесь её нарисовать в своих конспектах (приложение 1).Один учащийся выходит к интерактивной доске и рисует схему на пустом слайде.

  Сегодня на уроке  мы с вами  повторили  очень много основных понятий генетики: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, гибридологический метод, гены. Это наш понятийный аппарат урока.

Задание для учащихся (им раздаются листочки с текстом)

Сравните  классические и современные идеи о природе гена и сформулируйте современное определение гена.

классические идеи о природе гена

современные идеи о природе гена

Ген - морфологический объект, участок хромосомы.

Ген - единица мутации. Функции и рекомбинации.

Ген-  неделимая единица.

Ген осуществляет свою функцию автономно, изолированно от других генов.

Ген - устойчивая структура, способная мутировать под влиянием преимущественно внутренних факторов.        

Ген - физико-химический объект. Участок молекулы ДНК

Ген – единица функции, мутации, и рекомбинаций; последней подвергаются и более мелкие единицы.

Ген делим, обладает сложной структурой.

Гены взаимодействуют, и их действие зависит от положения в хромосомах.

Мутации происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Кроме хромосомных генов, есть внехромосомные, находящиеся в хлоропластах и митохондриях (у эукариотов) и плазмидах  (у прокариотов).

.

Ген - это материальная и функциональная единица наследственности, которая определяет развитие  признака или функции.

А теперь выполним терминологический диктант. Необходимо  соотнести определения с терминами.

Внимательно прочтите определения  и соотнесите их с терминами:

Наука о закономерностях наследственности и изменчивости –

Совокупность всех генов  организма –

Совокупность всех признаков организма –

Явление преобладания у гибридов признаков одного из родителей –

Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения –

Особи, не дающие расщепления признака в следующем поколении –

Особи, дающие расщепление признака в следующем поколении –

Наследственный фактор –

Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака –

 Основоположник генетики –

Термины:

Ген

Генетика

Гомозигота

Гетерозигота

Доминирование

Фенотип

Генотип

Рецессивный ген

Аллели

 Г. Мендель

Проблемный вопрос учащимся

Почему многим учёным в течение длительного времени не удавалось выяснить закономерности наследования признаков от родительских форм к потомкам, не смотря на то, что они проводили большое  количество опытов по гибридизации растений и животных?

http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/undefined-0/zakonomernosti-nasledovanija-monogibridnoe-skreshivanie

http://www.shishlena.ru/biblioteka-faylov/multimediynie-posobiya-k-urokam/obschaya-biologiya-10-11-klassi/osnovi-genetiki/perviy-zakon-mendelya/download

Формулируется домашнее задание.

Проработать параграф 3.10

Составить тест или кроссворд, используя генетические термины.

Подготовить сообщения:

- Значение генетики для медицины.

-Значение генетики для сельского хозяйства.

- Значение генетики для микробиологической промышленности и биотехнологии.

Рефлексия (на слайде вопросы), учащиеся отвечают на листочках.

Какие вопросы изучаемой темы показались вам наиболее интересными и значимыми?

Какие вопросы вызвали затруднения в понимании?

Какой материал данной темы нуждается в дополнительной доработке?

По каким вопросам вы хотели бы получить дополнительные сведения, новейшую научную информацию?

Какие вопросы вы сами хотели бы включить в изучение по данной теме?

Подводятся итоги  урока.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист. Индивидуальное развитие организмов.Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Рабочий лист для самостоятельной работы учащихся. Учебник Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс...

Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. (Виды скрещивания. решение генетических задач)

Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.»

Цель  урока:   сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, о моногибридном скрещивании организмов....

Опорный конспект "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя"

Опорный конспект "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя" включает основные понятия генетики...

Самоанализ урока биологии в 9 классе по теме: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание».

Урок изучения нового материала.Цели урока:Сформировать ключевые понятия темы урока: моногибридноескрещивание, закон доминирования, закон расщепления, закон чистотывыработать умения и навыки составлять...