Урок по теме Заболевания органов дыхания, их предупреждение
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Епифанова Тамара Васильевна

Урок знакомит с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрывает причины заболеваний органов дыхания, их профилактику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по биологии в 8 классе.

Тема. Заболевания органов дыхания, их профилактика.

Цель: познакомить с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрыть причины заболеваний органов дыхания, их профилактику.

Задачи:

  1. Обучающие:
  1. актуализировать знания о системе дыхания;
  2. сформулировать знания о влиянии окружающей среды на органы дыхания и на здоровье человека;
  3. дать понятие о наиболее распространенных заболеваниях органов дыхания и профилактических мерах;
  4. актуализировать знания о вреде курения.
  1. Развивающие:
  1. развивать умение работать с дополнительной научно – популярной литературой;
  2. развивать умение работать в поисковой системе Интернет;
  3. развитие монологической речи и умения вести диалог;
  4. развитие умения формулировать выводы.
  1. Воспитательные:
  1. Способствовать выработке стойкой привычки вести здоровый образ жизни.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Методы: - словесные

               - наглядные

               - практические.

Ход урока.

  1. Орг. момент     /2 мин/

Сегодня урок у нас необычный. К нам приехали гости – учителя химии и биологии Федоровского  района.

Ребята, а с каким настроением вы пришли на этот урок?

( учащиеся поднимают «рожицу», отражающую настроение)

Тема сегодняшнего урока –«Заболевания органов дыхания , их предупреждение»

. Слайд № 1

 На уроке нам предстоит с вами познакомиться  с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрыть причины заболеваний органов дыхания, их профилактику.

– см. план урока на слайде №2

                   

Сегодня мы с вами будем работать не в тетрадях, а рабочих листах, в которых вы будете делать выводы по каждому этапу урока. (приложение 1)

  1. Актуализация опорных знаний.       /10 мин/

а) тестирование «Биологическое лото»

б) работа у доски (задания на соответствие, работа с таблицей «Органы дыхания»

(см. приложения 2, 3)

      в) проверка. Слайд № 3.

                   

  1. Изучение нового материала /25 мин/

      Вступительное слово учителя.

По данным Министерства здравоохранения России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 – 40 % - хронические заболевания

Слайд  №4

                                       

- Устрашающие цифры, не правда ли?

- А что именно, по вашему мнению, пагубно влияет на здоровье детей?

/ предполагаемые высказывания учащихся: алкоголь, наркотики, курение и т.д./

-  Да, вы правы, но не только алкоголь, наркотики, табак оказывают влияние на здоровье, но и не знание индивидуальных особенностей своего организма, его развития и питания.

1.. -  Скажите, что прежде всего влияет на работу дыхательной системы?    /чистый воздух/

-  В большинстве городов мира, да и не только городов, воздух загрязнен. То чем он засорен на ладони не ощутить, глазом не увидеть, но ежегодно на головы жителей (особенно больших городов) падает до 100 кг загрязняющих веществ.

- А что же является загрязнителями воздуха?   /проект «Загрязнители воздуха»/

 2. – Большой проблемой становится запыленность – насыщенность воздуха твердыми частицами. Пылью считается любые твердые частицы, взвешенные в воздухе.

У нас учащиеся проводили исследовательские работы с целью изучить состав атмосферного воздуха и его загрязненность.

Отчет о работах «Определение запыленности воздуха по снегу» и

« Исследование содержания твердых примесей в воздухе помещений»

- Какой вывод можно сделать из услышанного?

/Загрязнение воздуха отрицательно сказывается на здоровье человека: могут вызвать различные легочные заболевания. Нужно следить за чистотой воздуха в помещениях, проветривать их, делать влажную уборку/

3. – Ребята, не только чистый воздух залог правильной работы дыхательной системы, но и правильное дыхание.

Сообщение учащегося «Как надо дышать»

Физкультминутка.

_ Что же вы отметили у себя в рабочем листе на вопрос «Как надо дышать?»

4.-  Ребята, а известно ли вам, что жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик?

                 Слайд № 5

-К сожалению, на этот вопрос школьники в подростковом возрасте отвечают утвердительно, не задумываясь о последствиях принятого решения, а чаще всего просто – напросто не зная и не догадываясь о них.

Проект «Влияние курения на органы дыхания» (презентация)

Результаты анкетирования, проводимым среди школьников 5 – 11 классов.

- Ребята, каково же влияние курения на органы дыхания?

5. – Почти ежегодно в стране наблюдается эпидемия простудных заболеваний. Какие заболевания относятся к ним?

Сообщение о гриппе, ОРЗ, ОРВИ.    (динамика заболеваемости по Калужскому округу)

- Помимо простудных есть еще ряд заболеваний органов дыхания. Чем же они опасны для человека?

Сообщение  о туберкулезе, бронхите, пневмонии.

Проверка заполнения тбл. «болезни органов дыхания» в рабочем листе.

- Для лечения заболеваний органов дыхания можно использовать средства «зеленой аптеки». А знаете ли вы, что относится к средствам «зеленой аптеки»?

Проект «Зеленая аптека»

  1. Итак, подведем итог нашему разговору.

- Что нужно делать, чтобы предотвратить заболевание нашего организма и в том числе органов дыхания, не дать разрушить свой организм?

Выводы:

  1. бережно относится к своему здоровью и не только времени от времени, а каждый день;
  2. вести здоровый образ жизни;
  3. знать меры профилактики заболеваний:
  4. следить за чистотой помещений, делать влажную уборку.

Д/з. Повторить главу «Дыхание»

Выставление оценок.

Рефлексия.

 -Ребята, а понравился ли вам урок?

        

Подготовила:

учитель химии и биологии

                                                            МОУ сош с. Калуга,

                                                     Епифанова Т. В.

                                               Категория II.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

В проекте  учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В хо...

Урок по теме «Заболевания органов пищеварения». Лабораторная работа «Изучение кислотности минеральной воды» (модульная система экспериментов PROLоg).

Организовать работу учащихся с целью ознакомления с заболеваниями пищеварительной системы.Ознакомить учащихся с результатами лабораторной работы «Изучение кислотности минеральной воды» (модульная сист...

Дыхание. Заболевания органов дыханияֽих предупреждения

Дыхание.  Заболевания органов дыханияֽих предупреждения...

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....

Разработка урока на тему: "Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим"

Разработка урока на тему: "Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим" позволяет наглядно продемонстрировать основные понятия темы, способствует лучшему усвоению материала, развивает ...

План-конспект урока по теме "Заболевания органов дыхательной системы"

План-конспект урока отражает основные методы и приемы объяснения данной темы на уроках биологии в 8 классе...