Методическая разработка урока по теме «Строение органов дыхания»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Елена Викторовна Бабич

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_organov_dykhaniya.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Дыхание. Строение органов дыхания»

Цель: раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека. Выяснить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями.

Задачи: 1. Обеспечить знакомство учащихся с понятием дыхание и его типами (легочное, тканевое), выяснить состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, изучить строение органов дыхания человека, актуализировать знания учащихся о типах дыхания у животных.

                2. Развивать у учащихся умения ставить цель и оценивать степень ее достижения (лист самооценки). Обучать умению самостоятельно оценивать результаты, правильно оценивать требования и свои возможности (на этапе закрепления материала). Формировать учебно-познавательные и личностно-значимые интересы (через структуру урока, его оформление, подбор материала, творческие задания, разнообразие методов и форм работы, при осуществлении дифференцированного подхода). Формировать сенсорное восприятие (через работу с наглядностью, лабораторную работу). Осуществлять МПС с химией, физикой.

                3. Формировать интерес к предмету, развивать эмоциональную и мотивационную сферы личности ученика.

Тип урока – традиционный (изучение нового материала) с использованием компьютерной презентации.

Оформление доски:

Термины

Дыхание

Аэробы

Анаэробы

Гомеостаз

Бронхиолы

Альвеолы

Плевра

Плевральная полость

Сурфактант

Артикуляция

Задача 2

Дыхательная                                                 сердце

система              воздухоносные пути        носовая полость

                                                                       желудок

                              легкие (газообмен)         артерии

                                                                       носоглотка

                                                                       кровь

                                                                       глотка

                                                                       гортань

                                                                       пищевод

                                                                       трахея

                                                                       кишечник

                                                                       бронхи

МП

СУ

Слайд

Организационный момент

     1. Здравствуйте ребята! Садитесь.

     2. Я рада встретиться с вами на нашем уроке, темой которого является «Дыхание. Строение органов дыхания».

     ?  Что мы знаем о дыхании?

     ?  Давайте поставим цели нашего урока, ответив на вопрос «Что сегодня на уроке мы можем узнать?»

     3. Цели урока

  • Познакомиться с понятием дыхания
  • Выяснить значение дыхания для живых организмов
  • Изучить строение органов дыхания в связи с их функцией

1

2

Рефлексия

     Перед вами лежат листы самооценки. Проставьте оценочный знак + или – в колонку «начало урока»

Лист самооценки

Вопрос

Начало урока

Конец урока

1. Вы знаете, что такое дыхание?

2. Вы можете перечислить типы дыхания человека и животных?

3. Вы знаете строение и функции органов дыхания человека?

4. Вам понравился наш урок?

--------

5. Пригодятся ли вам знания полученные на уроке?

--------

Отложите листы самооценки. К ним мы вернемся в конце урока при подведении итогов.

Изучение нового материала

     1. На столах у вас лежат опорные конспекты, в которых вы будете работать. В конце урока вы их сдадите, каждый получит оценку за работу на уроке.  В левом верхнем углу запишите свою фамилию и имя, число.

     2. Эпиграфом нашего урока служат слова римского поэта Овидия «Пока дышу, надеюсь».

     3. Давайте дадим определение дыхания (Это жизненно необходимый постоянный обмен газов между организмом и окружающей средой).

     4. Молодцы, но это неполное определение дыхания. Чтобы дать его, давайте проследим за молекулой кислорода, попавшей в наши легкие. Что с ней происходит дальше? (легкие → газообмен в легких → транспорт газов кровью →  газообмен в тканях → дыхание клеток и тканей)

     5. ?  Кем по способу дыхания является человек? (Аэроб)

         ?  Зачем в нашем организме нужен кислород?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к задаче №1: Без пищи и без воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже десяти минут. Объясните: а) почему без воздуха, без дыхания человек жить не может; б) в чем заключается функция органов дыхания.

(Кислород нужен для окисления органических веществ и образования необходимой для жизнедеятельности клеток энергии. Его запасов в организме нет, следовательно, его поступление жизненно необходимо – в этом функция органов дыхания. Дыхательная система взаимосвязана с кровеносной).

      Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, окисление веществ с выделением энергии и удаление образовавшихся углекислого газа и воды.

     ! Запишите определение дыхания и его значение в ОК.

     Значение дыхания – поддержание газового гомеостаза (удаление СО2 и Н2О) и окисление кислородом органических веществ с выделением энергии.

     6. В дыхании выделяют следующие этапы (заполняем ЛС в ОК): 1 – внешнее дыхание, или легочная вентиляция

           2 – газообмен в легких

           3 – транспорт газов кровью

           4 – газообмен в тканях

           5 – тканевое и клеточное дыхание

     7. Вентиляция легких поддерживает газовый гомеостаз – постоянное содержание газов легких. Мы дышим атмосферным воздухом, который содержит кислород, углекислый газ, азот и пары воды.

ВОЗДУХ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕГО ГАЗЫ, %

КИСЛОРОД

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

АЗОТ И ПАРЫ ВОДЫ

ВДЫХАЕМЫЙ

20, 94

0,03

79,03

ВЫДЫХАЕМЫЙ

16,3

4

79,7

     8. Выполним лабораторную работу «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». Работаем в ОК, соблюдаем правила ТБ – воздух из легких только выдыхаем, аккуратно, не затягиваем жидкость в ротовую полость. Время выполнения работы 5 минут. При затруднении в написании уравнений реакций обратиться к учебнику на стр. 105.

     Отставили штативы с пробирками.

     9. ? Какие же органы входят в состав дыхательной системы человека? Обратимся к биологической задаче 2:

Дыхательная                                                 сердце

система              воздухоносные пути        носовая полость

                                                                       желудок

                              легкие (газообмен)         артерии

                                                                       носоглотка

                                                                       кровь

                                                                       глотка

                                                                       гортань

                                                                       пищевод

                                                                       трахея

                                                                       кишечник

                                                                       бронхи

     Выполняем ее в ОК. Один учащийся  - на доске (по желанию).

     Итак, дыхательная система человека включает (по ходу работы переносим информацию в ОК)

  1. носовую полость
  2. носоглотку
  3. ротоглотку
  4. гортань
  5. трахею
  6. бронхи
  7. легкие

     Давайте на примере органов дыхания докажем, что строение органа должно соответствовать выполняемой им функции. По ходу объяснения заполняем таблицу 1 «Строение и функции органов дыхания».

                                                         Он нужен для дыхания,

                                                         Еще для обоняния - …

     При нормальном дыхании человек дышит через нос. Воздух идет в носоглотку, а затем в ротоглотку и гортань. При ротовом дыхании он минует носоглотку, что является менее гигиеничным. Т.к. полость носа образована костями лицевого черепа и состоит из двух половин, каждая их которых разделена носовыми раковинами на ходы, в них образуются завихрения вдыхаемого воздуха и, благодаря этому, происходит его фильтрация и оседание пыли. Слизистая носа представлена мерцательным эпителием с обонятельными и другими рецепторами. При их раздражении запахами, пылью, слизью при простуде возникает защитный рефлекс чихания. В этой слизистой оболочке много желез и кровеносных сосудов, т.о. происходит согревание, обеззараживание и увлажнение воздуха.

     Гортань – разделяет воздухоносные и пищеварительные пути, служит для звукообразования. Это широкая трубка из хрящей: спереди и с боков – парные щитовидные хрящи (кадык, «адамово яблоко»), со стороны глотки гортань прикрыта надгортанником – закрывает дыхательные пути при глотании. Отсюда обоснование поговорки «Когда я ем, я глух и нем». При раздражении рецепторов гортани рефлекторно возникает кашель. В узкой части гортани находятся две пары голосовых связок. Спереди они прикрепляются к щитовидным хрящам, а сзади  к черпаловидным. Во время разговора связки натягиваются и сближаются, выдыхаемый воздух вызывает вибрацию связок, и образуются звуки. У мужчин  связки длиннее и толще, их колебания ниже по частоте, следовательно, голоса ниже. У женщин и детей связки короче и тоньше, поэтому и голоса более высокие.

     Окончательное формирование звуков речи происходит в ротовой и носовой полостях. Работу органов речи (положения губ, зубов, языка, челюстей) называют артикуляцией (учитель ин-яза говорит «следим за моей артикуляцией»).

     Гортань переходит в трахею – трубку из 16 – 20 хрящевых полуколец. Ее задняя стенка, обращенная к пищеводу, образована соединительной и гладкой мышечной тканью.  

     Трахея разветвляется на два бронха. Их стенки состоят из хрящевых колец. Бронхи разветвляются и образуют внутрилегочное бронхиальное дерево, заканчивающееся бронхиолами (диаметр 0,5 мм, 25 млн.)

     Легкие занимают большую часть грудной полости, конусовидные, состоят из долей: правое – 3, левое – 2. они покрыты плеврой:  наружная срастается  со стенками грудной полости, а внутренняя с собственно легкими. Между ними имеется плевральная полость, заполненная жидкостью, уменьшающей трение при дыхании. В ней отрицательное давление (ниже атмосферного воздуха), что поддерживает легкие в расправленном состоянии, что позволяет легким выполнять свою функцию.

     Конечные бронхиолы заканчиваются микроскопическими, собранными в гроздья по 15 – 20, легочными пузырьками альвеолами (700 млн.). Они из однослойного эпителия, покрытого сурфактантом, который не дает склеиваться и спадаться альвеолам. Альвеолы оплетены сетью кровеносных капилляров, где происходит газообмен. Т. о. мы видим взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем при дыхании.

     10. Давайте прослушаем сообщение «Типы дыхания животных». По ходу прослушивания заполняем таблицу 2 «Типы дыхания животных»: губки, черви не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела. У большинства насекомых появляется трахейная система дыхания. Трахеи – трубки со спиральными утолщениями, открывающиеся дыхальцами на брюшке. Рыбы и кольчатые морские черви дышат при помощи жабр. Земноводные дышат и  кожей, и легкими, которые имеют простое строение. А легкие пресмыкающихся, птиц и млекопитающих имеют более сложное строение.

      Спасибо. Молодец.

2

3

4

5

ГПС 15

6

7

8

9

10

11

12

13

Закрепление

На столах лежат карточки с заданиями. Подпишите фамилии. Выполняем работу в течение 3 минут.

Взаимопроверка и взаимооценка.

Затем карточки отложить.

1. Найдите соответствие.  К перечню органов дыхательной системы в левом столбце выберите функцию в правом и запишите номер функции в соответствующую колонку в таблице.

1. Носовая полость               1. Не пропускает пищу в гортань

2. Носоглотка                        2. Место газообмена между легкими и кровью

3. Ротоглотка                         3. Состоят из хрящевых колец, образуют «дерево»            

4. Гортань                              4. Покрыты плеврой    

5. Надгортанник                    5. Орган звукообразования            

6. Трахея                                6. Очищает вдыхаемый воздух от пыли,  

7. Бронхи                                   микроорганизмов, согревают его

8. Легкие                                7. Проводят воздух от носовой полости в  

9. Альвеолы                               гортань

                                                8. Состоят из хрящевых полуколец

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6

7

7

5

1

8

3

4

2

*2. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости. Запишите ответ в виде последовательности цифр.

1. Носовая полость    2. Трахея    3. Гортань    4. Носоглотка    5. Бронхи                    6. Ротоглотка     7. Легкие                  

1

4

6

3

2

5

7

  14

Рефлексия

Возьмите листы самооценки. Проставьте оценочные знаки в колонке «окончание урока».

? Понравился ли вам наш урок?

? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Домашнее задание

1.  §23, 24 до пункта «Обмен газов».

2. Решить биологические задачи в ОК.

*3. Подготовить дидактические карточки по теме «Строение органов дыхания (для тех, кто хочет дополнительную оценку повыше). Образцы на стенде. Размер карточек 10*15 см, положить в конверт, написать к ней ответы на отдельных карточках.

Организационный момент

Спасибо ребята за урок. Дежурные: один собирает ОК, Другой карточки  с проверочным заданием. Оценки за урок получит каждый после проверки ОК и карточки. Активно работали ……….. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Заболевания органов дыхания, их предупреждение

Урок знакомит с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрывает причины заболеваний органов дыхания, их профилактику....

Самообразование - методическая разработка урока по теме: "Дыхание методом Б О С"

В настоящее время учителю предоставляются широкие возможности в выборе программ и учебников, согласно которым и с помощью которых можно осуществить обучение предмету в школе. При построении содержания...

Методическая разработка урока по теме "Строение мышц". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения мышц человека; с видами мышечной ткани, их   функциями и местоположением  в организме ....

Методическая разработка урока по теме "Строение и функции головного мозга"

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения и функциями отделов головного мозга: продолговатого и среднего мозга, мозжечка....

Методическая разработка урока по теме "Строение атома"

Урок разработан с учетом  ключевых компетенций, формируемых на определенным этапе....