1. На столах у вас лежат опорные конспекты, в которых вы будете работать. В конце урока вы их сдадите, каждый получит оценку за работу на уроке. В левом верхнем углу запишите свою фамилию и имя, число. 2. Эпиграфом нашего урока служат слова римского поэта Овидия «Пока дышу, надеюсь». 3. Давайте дадим определение дыхания (Это жизненно необходимый постоянный обмен газов между организмом и окружающей средой). 4. Молодцы, но это неполное определение дыхания. Чтобы дать его, давайте проследим за молекулой кислорода, попавшей в наши легкие. Что с ней происходит дальше? (легкие → газообмен в легких → транспорт газов кровью → газообмен в тканях → дыхание клеток и тканей) 5. ? Кем по способу дыхания является человек? (Аэроб) ? Зачем в нашем организме нужен кислород? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к задаче №1: Без пищи и без воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже десяти минут. Объясните: а) почему без воздуха, без дыхания человек жить не может; б) в чем заключается функция органов дыхания. (Кислород нужен для окисления органических веществ и образования необходимой для жизнедеятельности клеток энергии. Его запасов в организме нет, следовательно, его поступление жизненно необходимо – в этом функция органов дыхания. Дыхательная система взаимосвязана с кровеносной). Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, окисление веществ с выделением энергии и удаление образовавшихся углекислого газа и воды. ! Запишите определение дыхания и его значение в ОК. Значение дыхания – поддержание газового гомеостаза (удаление СО2 и Н2О) и окисление кислородом органических веществ с выделением энергии. 6. В дыхании выделяют следующие этапы (заполняем ЛС в ОК): 1 – внешнее дыхание, или легочная вентиляция 2 – газообмен в легких 3 – транспорт газов кровью 4 – газообмен в тканях 5 – тканевое и клеточное дыхание 7. Вентиляция легких поддерживает газовый гомеостаз – постоянное содержание газов легких. Мы дышим атмосферным воздухом, который содержит кислород, углекислый газ, азот и пары воды.
ВОЗДУХ | СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕГО ГАЗЫ, % |
|
|
| КИСЛОРОД | УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ | АЗОТ И ПАРЫ ВОДЫ | ВДЫХАЕМЫЙ | 20, 94 | 0,03 | 79,03 | ВЫДЫХАЕМЫЙ | 16,3 | 4 | 79,7 |
8. Выполним лабораторную работу «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». Работаем в ОК, соблюдаем правила ТБ – воздух из легких только выдыхаем, аккуратно, не затягиваем жидкость в ротовую полость. Время выполнения работы 5 минут. При затруднении в написании уравнений реакций обратиться к учебнику на стр. 105. Отставили штативы с пробирками. 9. ? Какие же органы входят в состав дыхательной системы человека? Обратимся к биологической задаче 2: Дыхательная сердце система воздухоносные пути носовая полость желудок легкие (газообмен) артерии носоглотка кровь глотка гортань пищевод трахея кишечник бронхи Выполняем ее в ОК. Один учащийся - на доске (по желанию). Итак, дыхательная система человека включает (по ходу работы переносим информацию в ОК) - носовую полость
- носоглотку
- ротоглотку
- гортань
- трахею
- бронхи
- легкие
Давайте на примере органов дыхания докажем, что строение органа должно соответствовать выполняемой им функции. По ходу объяснения заполняем таблицу 1 «Строение и функции органов дыхания». Он нужен для дыхания, Еще для обоняния - … При нормальном дыхании человек дышит через нос. Воздух идет в носоглотку, а затем в ротоглотку и гортань. При ротовом дыхании он минует носоглотку, что является менее гигиеничным. Т.к. полость носа образована костями лицевого черепа и состоит из двух половин, каждая их которых разделена носовыми раковинами на ходы, в них образуются завихрения вдыхаемого воздуха и, благодаря этому, происходит его фильтрация и оседание пыли. Слизистая носа представлена мерцательным эпителием с обонятельными и другими рецепторами. При их раздражении запахами, пылью, слизью при простуде возникает защитный рефлекс чихания. В этой слизистой оболочке много желез и кровеносных сосудов, т.о. происходит согревание, обеззараживание и увлажнение воздуха. Гортань – разделяет воздухоносные и пищеварительные пути, служит для звукообразования. Это широкая трубка из хрящей: спереди и с боков – парные щитовидные хрящи (кадык, «адамово яблоко»), со стороны глотки гортань прикрыта надгортанником – закрывает дыхательные пути при глотании. Отсюда обоснование поговорки «Когда я ем, я глух и нем». При раздражении рецепторов гортани рефлекторно возникает кашель. В узкой части гортани находятся две пары голосовых связок. Спереди они прикрепляются к щитовидным хрящам, а сзади к черпаловидным. Во время разговора связки натягиваются и сближаются, выдыхаемый воздух вызывает вибрацию связок, и образуются звуки. У мужчин связки длиннее и толще, их колебания ниже по частоте, следовательно, голоса ниже. У женщин и детей связки короче и тоньше, поэтому и голоса более высокие. Окончательное формирование звуков речи происходит в ротовой и носовой полостях. Работу органов речи (положения губ, зубов, языка, челюстей) называют артикуляцией (учитель ин-яза говорит «следим за моей артикуляцией»). Гортань переходит в трахею – трубку из 16 – 20 хрящевых полуколец. Ее задняя стенка, обращенная к пищеводу, образована соединительной и гладкой мышечной тканью. Трахея разветвляется на два бронха. Их стенки состоят из хрящевых колец. Бронхи разветвляются и образуют внутрилегочное бронхиальное дерево, заканчивающееся бронхиолами (диаметр 0,5 мм, 25 млн.) Легкие занимают большую часть грудной полости, конусовидные, состоят из долей: правое – 3, левое – 2. они покрыты плеврой: наружная срастается со стенками грудной полости, а внутренняя с собственно легкими. Между ними имеется плевральная полость, заполненная жидкостью, уменьшающей трение при дыхании. В ней отрицательное давление (ниже атмосферного воздуха), что поддерживает легкие в расправленном состоянии, что позволяет легким выполнять свою функцию. Конечные бронхиолы заканчиваются микроскопическими, собранными в гроздья по 15 – 20, легочными пузырьками альвеолами (700 млн.). Они из однослойного эпителия, покрытого сурфактантом, который не дает склеиваться и спадаться альвеолам. Альвеолы оплетены сетью кровеносных капилляров, где происходит газообмен. Т. о. мы видим взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем при дыхании. 10. Давайте прослушаем сообщение «Типы дыхания животных». По ходу прослушивания заполняем таблицу 2 «Типы дыхания животных»: губки, черви не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела. У большинства насекомых появляется трахейная система дыхания. Трахеи – трубки со спиральными утолщениями, открывающиеся дыхальцами на брюшке. Рыбы и кольчатые морские черви дышат при помощи жабр. Земноводные дышат и кожей, и легкими, которые имеют простое строение. А легкие пресмыкающихся, птиц и млекопитающих имеют более сложное строение. Спасибо. Молодец. |