Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
В проекте учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В ходе проекта учащиеся формируют понимание того, как важны своевременные профилактические мероприятия для того, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, при этом оставаясь здоровым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Зимняцкая СОШ
Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"
Учитель биологии Блинова Г.А.
2014 г.
Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"
Краткое содержание проекта
В проекте на основе статистических опросов, экспериментов, поиска и анализа информации в литературных источниках учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В ходе проекта учащиеся формируют понимание того, как важны своевременные профилактические мероприятия для того, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, при этом оставаясь здоровым.
Основа проекта
Содержание, соответствующее образовательным стандартам
Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.
Цели урока-проекта: Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний.
Задачи:
предметные: учащиеся расширяют знания о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновывают пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему;
метапредметные:
- учащиеся должны научиться делать подборку литературных источников, помогающих всесторонне исследовать вопрос влияния различных факторов на дыхательную систему;
- учащиеся должны освоить составление презентаций;
- учащиеся должны научиться работать в группах, отстаивать свою точку зрения, совместно формулировать проблему и определять пути её решения, обобщать и анализировать информацию;
- учащиеся должны научиться грамотно задавать вопросы (исходя из темы исследования), обрабатывать полученные данные.
личностные:
- формирование навыков публично выступать.
- вырабатывание умений работать с людьми.
- полученные знания на уроке о вреде курения превратить в систему личных убеждений
Тип урока: обобщающий урок-проект.
Методы обучения: наблюдение, проблемный, проектный.
Организация деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, проектирование.
Триада вопросов, направляющих проект
Основополагающий вопрос: Как встретить 100-ний юбилей бодрым и цветущим?
Вопросы учебной темы:
1. Какие меры профилактики необходимы, чтобы не заболеть простудными заболеваниями?
2. Какое влияние оказывают вредные привычки на систему органов дыхания?
Вопросы по содержанию:
1. Каким способом могут передаваться заболевания органов дыхания?
2. Кто являются возбудителями заболеваний органов дыхания?
3.Каково влияние алкоголя и табака на дыхательную стстему?
Учебные мероприятия
- Распределение по группам. Определение цели, задач, составление плана исследования.
- Поиск ресурсов по теме исследования.
- Выполнение теоретической и практической части исследования.
- Обработка информации.
- Совместное обсуждение полученных результатов.
- Оформление результатов исследования.
- Самооценка работы группы.
- Совместная конференция всех групп- участников проекта.
- Итоговая оценка работы по проекту.
- Комментарии учителя.
- Четкое описание учебного цикла – объем и последовательность учебных заданий и описание деталей выполнения учащимися планирования своего обучения.
Оборудование: мультимедиапроектор, «Курительный аппарат».
Приложения:
1. Презентации «Влияние окружающей среды на дыхание», «Заболевания органов дыхания», «Влияние вредных привычек на органы дыхания».
2. Распечатки слайдов.
Алгоритм выполнения мини-проектов:
Первый шаг - изучение теории вопроса.
Второй шаг – формулирование проблемы.
Третий - написание сценария.
Форма представления результатов проекта: презентация, эксперимент.
Ход урока
I. Вводная часть. Вступительное слово учителя: Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.
Учитель знакомит учащихся с темой урока, ставит задачи,
II. Основная часть урока.
Учитель. «Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить долгая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий».
Такое чудо - воздух
Не сыщите, нигде,
А только на планете,
На матушке Земле.
Его не замечаем,
Его как будто нет,
А перекройте воздух -
И сразу меркнет свет:
Сегодня в рамках нашей встречи пойдет разговор о процессе, без которого жизнь невозможна - о дыхании, о возможных заболеваниях органов дыхания, связанных с окружающей, социальной средой, профилактике этих заболеваний, пагубном воздействии вредных привычек на дыхательную систему.
Важным для дыхания является и чистота воздуху, которым мы дышим.
Еще великий древнегреческий врач Гиппократ называл воздух "пастбищем жизни". Без воздуха не может прожить в первую очередь человек Вернее может, но только одну минуту, не больше. И лишь некоторые из нас могут задержать дыхание до шести минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти, потому что в организме нет запаса кислорода для дыхания.
О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко “Счастье”: “…ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман… Пейте только проточный воздух… Держитесь в своей болезни политики открытых дверей”.
Выступление 1-ой группы учащихся «Влияние окружающей среды на дыхание».
Вопрос классу: какие профилактические меры следует соблюдать для сохранения чистоты воздуха?
Учитель.Сегодня на уроке мы познакомимся с основными, наиболее распространенными заболеваниями органов дыхания человека. Научимся различать симптомы каждого из заболеваний, а также как их можно предотвратить, а уж если заболели, то лечить. Так какие же заболевания органов дыхания могут возникнуть у человека, мы сейчас выясним с вами.
Выступление 2-ой группы учащихся «Заболевания органов дыхания».
Вопрос классу: какие профилактические меры следует соблюдать для предотвращения возникновения заболеваний органов дыхания?
3-я группа учащихся расскажет вам о вредном влиянии курения на органы дыхания человека, продемонстрирует то, что остается в легких после выкуривания одной сигареты, а также отметит влияние алкоголя на дыхательную систему.
Вопрос классу: Как избежать вредного воздействия табачного дыма на органы дыхания?
ТЕСТ “Что мы знаем о курении?”
1). Подростки курят, что бы быть как все? (Да).
2) Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. (Да).
3) Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. (Нет).
4) В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы (Да).
5) Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением. (Нет).
6) Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких. (Да).
7) Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать. (Да).
8) Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца. (Да).
9) Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время. (Нет).
10) Нет ничего страшного в том, что подростки “балуются” сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку. (Нет).
Учитель. Какие правила гигиены дыхания мы можем сформулировать?
Основные правила гигиены дыхания:
1. Дышать надо через нос.
2.Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности, недопустимо злоупотребление высокими нотами, криком.
3. Необходимо исключить курение. Не брать в рот сигарету ни сейчас, ни когда вырастешь. Избегать мест, где курят.
4 . В течение суток (2 – 3 часа) полезно быть на свежем воздухе, необходима регулярная влажная уборка помещений,
6. При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком.
7. При общении с людьми заболевающими инфекционной болезнью следует соблюдать осторожность, носить марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещение.
8. Регулярные обследования населения.
9.Избегать мест с загрязнённым воздухом. Бороться с загрязнением воздуха.
10. Повышать иммунитет путём закаливания и занятием спортом.
11.Избегать переохлаждения организма.
12. Нельзя разговаривать во время еды и держать во рту посторонние предметы.
И в завершение нашего разговора хочется подчеркнуть, что простудным заболеваниям органов дыхания чаще всего подвергаются люди с ослабленным иммунитетом и низкой физической подготовкой - "тепличные". А что для этого нужно делать нам подсказали слова одной известной песни:
Чтобы тело и душа были молоды,
Были молоды, были молоды,
Ты не бойся ни жары и ни холода,
Закаляйся, как сталь!
А от себя добавлю: "И веди здоровый образ жизни!"
III. Закрепление.
Задание группам: решить чайнворд
д | ||||||||||
Ы | ||||||||||
Х | ||||||||||
А | ||||||||||
Н | ||||||||||
И | ||||||||||
е | ||||||||||
|
Благодарю всех за содержательную работу.
IV.Рефлексия
Алгоритм рефлексии.
Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, доволен ли собой.
Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне – что было больше; у меня были затруднения с группой.
Дело – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы (практики, просто интересен); в чем затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.
Учитель.И так, человек самое высоко организованное существо на Земле. Русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов сказал: “Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот срок до гораздо меньшей цифры”.
Надеюсь, что сегодняшний урок даст возможность вам задуматься о ценности человеческой жизни, в которой человек – творец своего здоровья.
Хочется, чтобы идею этого урока вы донесли до учащихся младших классов. Тогда, возможно, они уже сейчас задумаются о сохранении своего здоровья. Это вы сможете сделать, выполнив домашнее задание.
V. Домашнее задание
- Повторить тему "Дыхание".
- Нарисуйте агитационный плакат (или листовку), отражающий один или несколько способов профилактики заболеваний органов дыхания.
Используемая методическая литература:
- Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология.Человек».Учебник 8 класс. – М.:«Дрофа», 2008
- И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». Пособие для учащихся. - М.: «Просвещение», 1971
- О.А, Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии. Человек», 8 класс.-М.ВАКО, 2005.
- Л.Г.Татарникова, М.В. Позднеева «Валеология подростка. 5-7 кл.- Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и Ко», 2000.
- http://www.specialist-centr.ru/pervaya_pomosch/
- http://www.dioo.ru/praktika/sinkveyn.html
д | и | а | ф | р | а | г | м | а | ||
в | Ы | д | о | х | ||||||
ч | и | Х | а | н | и | е | ||||
А | к | в | а | л | а | н | г | |||
э | Н | е | р | г | и | Я | ||||
н | И | к | о | т | и | н | ||||
г | е | л | и | й |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"
Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-231173-1364490403.jpg)
Урок "Заболевания дыхательной системы"
Разработка конспекта урока и мультимедийное приложение по теме "Заболевания дыхательной системы". Главная цель - формирование бережного отношения к здоровью человека, профилактика заболеваний дыхатель...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/13/picture-292096-1639421821.jpg)
Игры при заболеваниях дыхательной системы
Игры при болезнях дыхательной системы1. «Пастушок дудит в рожок».Взрослый просит ребенка как можно громче подуть в рожок, чтобы созвать всех коров. Показать, что необходимо вдохнуть воздух через нос (...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/20/picture-35101.jpg)
Мастер-класс по теме: "Травмы органов дыхания профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации"
Мастер-класс по оказанию первой медицинской помощи при остановке сердца....
Технологическая карта урока-проекта по биологии 8 класса по теме "Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания"
Технологическая карта урока-проекта по биологии 8 класса по теме "Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/28/picture-1340616-1627449121.jpg)
проект «Герои нашего времени. Взаимодействие участников образовательного процесса и органов субъектов профилактики»
Бесчисленная недобросовестная реклама негативных привычек, которая атакует школьников и молодежь с телеэкрана или в сети Интернет, легко проникает в еще неокрепшие умы. НЕОБХОДИМО оградить ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/28/picture-1340616-1627449121.jpg)
проект «Герои нашего времени. Взаимодействие участников образовательного процесса и органов субъектов профилактики»
Одной из главных социальных проблем сегодняшнего дня, является утрата исторической памяти. Особенно актуальна эта проблема для молодого поколения, которое постепенно теряет связь с важнейшими событиям...