Открытый урок по теме:" Разнообразие плодов".
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Тема: Разнообразие плодов.
Цели: 1.Познакомить учащихся с разнообразием плодов.
2. Формировать знания о сходствах и различиях плодов растений.
3. Развивать зрительное восприятие, навыки сопоставительного анализа через сравнение и определение видов плодов.
4. Воспитывать внутреннюю мотивацию к учению через использование нестандартных форм работы.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, схема цветка, рисунки с названиями видов плодов, образцы натуральных плодов, загадки, поднос с дарами осени, карточки для выполнения задания.
Ход урока.
- Организационный момент
(проверка готовности к уроку, психологический настрой учащихся)
- Сегодня у нас с вами интересная и вкусная тема урока. Но прежде, чем о ней узнать, нам необходимо повторить материал предыдущих уроков.
II. Повторение пройденного материала
(работа с экраном,1 слайд « Строение цветка»)
- Какую часть растения мы изучали на прошлом уроке?
- Давайте повторим основные части цветка. Посмотрите на схему. Я буду называть части цветка, а вы - записывать, под каким номером она стоит. Закройте на минутку глаза, вспомните строение цветка. Готовы? Берем листочки и ручки, записываем цифры в ряд: цветоножка, тычинка, лепесток венчика, пестик, чашелистики (выполнение задания)
А теперь поменяйтесь листочками, проверьте, как выполнили задание ваши соседи по парте. Проверяем по схеме: 5,2,1,3,4. Ставим цветным карандашом оценки: нет ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3-4 ошибки - «3» (взаимопроверка, затем проверка учителем)
III. Актуализация опорных знаний.
- Скажите, какие части цветка являются главными? (пестик, тычинки)
- Что развивается в цветке из пестика? (плод)
- При каких условиях это может произойти? (если пыльца с тычинкой попадет на пестик)
- Как называется этот процесс? (опыление)
- Назовите способы опыления цветков (самоопыление, перекрестное опыление)
IV. Постановка темы и целей урока.
- Как только произойдет опыление, цветки увядают, чашечка и венчик осыпаются, тычинки опадают. И остается только нижняя часть пестика, из которой развивается плод, а в нем одно или несколько семян. Постепенно плод и семена в нем увеличиваются в размерах, то есть растут, и у каждого растения образуется свой особенный плод. Итак, сейчас я могу назвать тему нашего урока: «Разнообразие плодов». Сегодня мы с вами исследуем разные виды плодов, выясним, чем они похожи друг на друга и чем отличаются.
V. Изучение нового материала (2 слайд «Разнообразие плодов»)
- У нас на столах имеются плоды растений. Рассмотрите их внимательно. Давайте вместе подумаем. Чем они различаются между собой? (по цвету, форме, размерам, по вкусу, по мягкости)
- Учёные объединяют все плоды в две большие группы: сухие и сочные (составление схемы «Плоды» с рисунками и названиями видов плодов)
- Какие плоды мы отнесем к сочным? (мягкие, в них много мякоти, сока)
- Какие плоды отнесем к сухим? (твердые, не имеют сочной мякоти)
- Мы с вами говорили только о различиях. А есть ли что-нибудь общее во всех этих плодах? (в них есть семена)
-В разных плодах количество семян разное, и поэтому признаку плоды также объединяют в группы.
Сочные плоды:
• Сочные плоды, в мякоти которых много семян, называют ягодами (смородина, помидор, арбуз, кабачок)
• У некоторых растений в мякоти плода находится косточка, а внутри нее одно семя; такой плод называют костянкой (слива, абрикос, персик)
Среди сухих также имеются плоды с одним семенем:
• Орех (орешник, кедр)
• Семянка (подсолнечник, георгин, календула)
• Зерновка (рожь, пшеница, кукуруза)
Есть такие плоды, в которых много семян:
• Боб (горох, фасоль, клевер)
• Коробочка (мак)
- Количество семян, поспевающих на одном растении, разное. У некоторых за год созревают десятки и сотни тысяч семян. Например, у крапивы - 100000, у подорожника - 14000. Как вы думаете, зачем растениям нужно столько семян (чтобы не исчезнуть с лица земли, сохранить свой род).
- А вот человеку, чтобы сохранить свой род, нужно быть здоровым и крепким. Давайте, сейчас выполним несколько упражнений, чтобы отдохнуть и укрепить свое здоровье.
(динамическая пауза)
VI. Закрепление материала.
1. Определение видов плодов.
- Все вы, наверно, слышали пословицу: « Весна красна цветами, а осень - пирогами». Действительно, осень щедро делится с нами богатым урожаем плодов. Об этом говорится и в стихотворении Т.Боковой «Праздник урожая» (чтение учителем) ( 3 слайд «Дары осени»)
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идет уборка-
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зерна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
Запасают пчелы мед.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладет.
Уродился урожай –
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
- Сейчас мы отравимся с вами в сады и огороды за загадками. Посмотрите, что мы можем здесь собрать! (поднос с плодами) ( 4 слайд «Поднос фруктами и овощами»)
Но сначала нам нужно отгадать загадки, найти отгадку на подносе и определить какой это плод.
1. Хлебороб ее растил, а созрела – отпустил.
Среди нас друзей нашла, черным хлебом к нам пришла.
2.Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни
Как желтый чурбачок под названьем…
3. Было зеленое платье атласное.
Нет, не понравилось, выбрала красное.
Но надоело также и это – выбрала платье синего цвета
4. Помидору брат, а кумачу не рад.
Он в лиловой одежке не краснеет даже в лежке.
5 Ягоды - не сладость, зато глазу - радость.
И садам украшенье, и дроздам угощенье.
6. Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться все не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок.
7. Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
8. Кустом в лесу, в саду растет и белым зонтиком цветет.
Созреет красной, как малина, но это горькая…
9. С ним сдружились мы давно, дарит он крупу и толокно,
И муку, и кашу, и печенье,
Благодарим его за угощенье
2. Работа в карточках.
- А теперь поработаем самостоятельно. Я даю вам карточки, в которых
Нужно записать растение, название его плода, определить вид плода
И количество семян внутри плода (слабой группе - 1 растение, сильной - 3 растения)
Названия растения | Название плода | Сухой или сочрый | Односеменной или многосеменной |
рябина | ягода | сочный | многосеменной |
|
|
|
|
|
|
|
|
VII. Подведение итогов
-Давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке (повторение с использованием схемы на доске, хором читаем ответы на вопросы учителя)
-На какие две группы делят все плоды?
-Назовите группы сочных плодов.
-Назовите группы сухих плодов.
VIII. Домашнее задание
-Скажите, для чего человек выращивает различные плоды? (для употребления в пищу, изготовления лекарств, сырье для промышленности)
-Чтобы вы больше узнали о значении плодов, я хочу дать вам творческое домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Кладовая витаминов». Нужно выбрать плод, который вам больше нравится, выполнить рисунок и написать небольшой рассказ о его значении. Чтобы еще раз вспомнить пройденный материал, прочитайте на стр.24-27.
IX. Постановка перспективной цели
-На этом наше знакомство с плодами не заканчивается. Когда мы начнём изучать группы растений, полученные сегодня знания вам очень пригодятся, так как мы будем рассматривать плоды каждого растения, понадобятся и ваши сообщения по данной теме.
X. Оценивание работы учащихся на уроке, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционный урок животноводства ТЕМА: "Разнообразие животных в природе"
ЦЕЛЬ: формировать понятие «звери», «птицы», «земноводные», «Рыбы», «насекомые», «черви», «моллюски», «раки», «пауки»;- Развивать умение сравнивать, наблюдать;- Воспитывать любовь к природе, жела...
Контрольно-обобщающий урок по теме: "Разнообразие организмов"
.Урок разработан с целью систематизировать и обобщить знания учащихся о многообразии, особенностях строения организмов, относящихся к разным царствам органической природы, их роли в природе и жизни че...
Урок по теме "Разнообразие голосеменных"
В данном продукте имеется технологическая карта урока и презентация....
Методическая разработка конспекта урока по теме: «Разнообразие побегов»
Конспект урока...
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс
Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....
Открытый урок по теме: "Разнообразие природы Африки"
laquo;Разнообразие природы Африки»Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения имеющихся знаний и умений для составления и...