Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Сегодня на уроке:
- Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.
- Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.
- Побываем в роли селекционеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biolog56.docx | 767.96 КБ |
Предварительный просмотр:
биология – 9 класс
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез)
Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения».
Цель урока:
Сформировать знания об особенностях разных способов и форм бесполого размножения, его практическое значение, подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении.
Задачи урока:
- Охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов
- Расширить и углубить знания о размножении на примере бесполого.
- рассмотреть способы бесполого размножения, определить его практическое значение.
Оборудование:
Таблицы, рисунки, иллюстрирующие способы бесполого размножения организмов; гербарные экземпляры и комнатные растения, размножающиеся вегетативно; компьютер и проектор для демонстрации фрагментов видеофильма «Размножение организмов».
Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, парная.
Содержание урока.
1. Организационный момент. Класс делится на четыре группы.
Сегодня на уроке:
Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.
Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.
Побываем в роли селекционеров.
2. Изучение нового материала.
Мы продолжаем изучение цитологии – науки о клетке. Вы знаете, что любой живой организм имеет клеточное строение. Любой организм обладает признаками живого. Давайте вспомним эти свойства. Одно из главных свойств живых организмов – это размножение, т.е. воспроизводить себе подобных. В основе размножения и роста лежит процесс деления клетки.
Сегодня мы на уроке познакомимся с уникальным способом передачи наследственной информации от предков к потомству; будем на уроке в роли зоологов и селекционеров; выясним причину наследственной однородности потомства при бесполом размножении.
Вступление учителя.
Жизнь на Земле зародилась миллионы лет назад. В процессе эволюции одни организмы сменялись другими. Почему те организмы, которые жили в далекие времена, похожи на ныне живущие организмы? Каков механизм передачи наследственной информации от предков к потомству?
Обсуждение в группах. Фронтальная беседа.
Выводы: Репликация (удвоение) – полуконсервативным способом: одна цепь неизменна, матрица, другая образуется из свободных нуклеотидов. Редупликация – это самоудвоение молекулы ДНК по принципу комплементарности с помощью фермента дезоксирибонуклеазы. Процесс самовоспроизведения ДНК обеспечивает точное копирование генетической информации и передачу её от поколение к поколению.
( просмотр видео фрагмента приложение №1)
Вспомним из курса ботаники и зоологии, какие виды размножения вам известны? (половое и бесполое) Бесполое размножение осуществляется при участии лишь одной родительской особи и происходит без образования гамет. Дочернее поколение у одних видов возникает из одной или группы клеток материнского организма, у других видов – в специализированных органах.
В ходе дальнейшей нашей работы, внимательно слушая своих товарищей, вы должны составить схему: “Бесполое размножение”. В конце урока мы проверим у каждой группы.
Перед вами представлены организмы.
Определите способ размножения, расскажите об особенностях данного размножения.
Деление – способ бесполого размножения, характерный для одноклеточных организмов, при котором материнская особь делится на две и более дочерние клетки.
Можно выделить: а) простое бинарное деление (прокариоты) б) митотическое бинарное деление (простейшие, одноклеточные водоросли) в)множественное деление , или шизогонию (малярийный плазмодий, трипаносомы).
Работа в группах. Выслушивание вариантов ответов.
Для подтверждения ваших ответов просмотрим видео фрагмент ( приложение №2)
Задание для групп: Зарисовать схему бесполого размножения амебы.
Рассмотрите следующий организм.
Определите способ его размножения, опишите, как происходит этот процесс.
Почкование – способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются в виде выростов на теле родительской особи. Дочерние особи могут отделяться от материнской и переходить к самостоятельному образу жизни (гидра, дрожжи), могут оставаться прикрепленными к ней, образуя в этом случае колонии (коралловые полипы).
Просмотрим видео фрагменты ( приложение №3)
Задание для групп: Перечислить этапы почкования гидры.
Рассмотрите следующий организм.
Определите способ размножения дождевого червя бесполым путем. Опишите этот процесс.
Фрагментация - способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается материнская особь (кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея). В основе фрагментации лежит способность организмов к регенерации.
Задание для групп: Назвать живые организмы способные к фрагментации.
Рассмотрите следующие виды растений.
Назовите вегетативные органы представленных растений и определите способы размножения.
Вегетативное размножение – способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются или из частей вегетативного тела материнской особи или из особых структур (корневище, клубень и др.), специально предназначенных для этой формы размножения. Вегетативное размножение характерно для многих групп растений, используется в садоводстве, огородничестве, селекции растений для сохранения полезных качеств (искусственное вегетативное размножение).
Задание для групп: Рассмотрите представленные комнатные растения: лилия, аспарагус, дефенбахия, сансивьера, фиалка узумбарская, бегония королевская, хлорофитум хохлатый, толокнянка обыкновенная. Предложите способы размножения этих видов растений вегетативно.
Ответьте на вопрос: « Какое значение имеет вегетативное размножение?»
Рассмотрите следующие виды растений.
Вспомните, к какой группе относятся данные виды растений, укажите способы бесполого размножения.
Данные виды растений относятся к высшим споровым растениям. Спорообразование или споруляция – размножение посредством спор. Споры – специализированные клетки, у большинства видов образуются в особых органах спорангиях. (мхи, лишайники, грибы) У высших растений образованию спор, предшествуют мейоз. (хвощи, плауны, папоротники)
Задание для групп: Где у папоротников развиваются споры и как они рассеиваются? Чем размножение папоротника отличается от размножения мха?
Учитель: Полиэмбриония – способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается эмбрион.
Задание для групп: Какие живые организмы свидетельствуют о данном виде размножения?
Учитель: Этот способ размножения происходит во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается несколько зародышей – близнецов (однояйцовые близнецы у человека). Потомство всегда одного пола.
Задание для групп: Вспомните, как называется комплекс методов, используемых человеком для получения генетически идентичных копий клеток или особой. Приведите доказательства того, что этот метод является способ бесполого размножения.
Учитель: Клонирование – искусственный способ бесполого размножения. В естественных условиях не встречается. Клон – генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения. В основе получения клона лежит митоз (у бактерий- простое деление). Клонирование – метод генной инженерии, при котором потомки получаются из соматической клетки предка и поэтому имеют абсолютно такой же геном.
На экспериментальной ферме под Эдинбургом в Шотландии еще недавно паслась овца по имени Долли, появившаяся на свет с помощью метода клонирования. Ученые взяли ядpo, содержащее генетический материал, из клетки вымени овцы-матери и имплантировали его в яйцеклетку другой овцы, из которой был предварительно удален собственный генетический материал. Полученный эмбрион был имплантирован в третью овцу, игравшую роль суррогатной матери. Вслед за англичанами американские генетики успешно провели клонирование обезьян.
Клонирование животных позволяет решить многие проблемы медицины и молекулярной биологии, но вместе с тем порождает множество социальных проблем.
Учитель: Итак, существует множество видов бесполого размножения. Я прошу представить свои схемы.
Беседа-обобщение по схемам.
Учитель: Как вы думаете, чем характеризуется бесполое размножение?
Характеризуется тем, что новая особь развивается не из половых, а из соматических клеток, тем самым обеспечивается однородность потомства.
3. Закрепление знаний учащихся.
На доске: схема “Бесполое размножение”.
– Что такое размножение?
– Какие вы знаете виды размножения?
– Чем характеризуется бесполое размножение? (подтвердить примерами, опираясь на таблицу).
Вывод: В ходе урока мы познакомились с механизмом передачи наследственной информации от родителей к потомству, механизмом редупликации. Деление – основа размножения и роста клетки. Это один из главных принципов живых систем, многообразия и единства живой природы. Проникли в тайны клетки. Из курса ботаники и зоологии вспомнили виды бесполого размножения, значение вегетативного размножения.
- Домашнее задание: изучить §13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие форм размножения
1.Сформировать знания об особенностях разных способов и форм бесполого размножения в природе. 2.Объяснить роль бесполого размножения в жизни организмов, его практическое значение. 3.Подчеркн...
Поурочное планирование темы «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» для обучения биологии с учетом ведущих типов восприятия информации школьников
Данный материал представляет собой поурочное планирование темы "Разнообразие живых организмов. Среды жизни" биологии 5 - 6-х классов для работы с УМК серии "Сферы" и реализации дифференцированного под...
Тестовая работа - Вегетативное размножение-6 класс
Данные тестовые задания составлены для УМК Пономаревой. В содержание включены задания, аналогичные ВПР....
Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс
Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...
Технологическая карта урока « Вегетативное размножение»,6 класс УМК В.В. Пасечник
Технологическая карта урока « Вегетативное размножение»,6 класс УМК В.В. ПасечникЦели урока:Познакомить учащихся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, показать р...
Урок "Вегетативное размножение" 6 класс
Цель: создать условия для развития представлений о разных способах размножения растений, применении вегетативного размножения в практической деятельности человека. Задачи:Предметные:·учить...
Презентация к уроку по теме "Разнообразие живой природы" для 5 класса
Важная тема, потому что даются первые представления о Царствах и Систематике....