Методическая разработка конспекта урока по теме: «Разнообразие побегов»
учебно-методический материал (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта урока по теме: «Разнообразие побегов»
Цели урока: 1. Закрепить представление об основных функциях побега, его внешнем строении и частях побега.
2. Показать экологическое разнообразие побегов.
Задачи урока: 1. Образовательные: обеспечить знакомство учащихся с экологическим разнообразием побегов растений, выяснить особенности строения этих побегов, привести примеры растений с различными видами побегов. Закрепить материал по теме «Побег».
2. Развивающие: развивать общеучебные умения и навыки - правильно отвечать на вопросы, работать с иллюстрациями и натуральными объектами, выбирать главное, обобщать, структурировано вести записи в тетради, самостоятельно выполнять задания. Развивать творческие способности у учащихся.
3. Воспитательные: формировать научную картину мира, эстетический вкус, развивать интерес к предмету биология, стимулировать познавательную активность учащихся.
Тип урока: традиционный урок с использованием компьютерной презентации
Оборудование: гербарные листы «Типы побегов» и натуральные объекты – комнатные растения (циссус, сциндапсус, сингониум, перец, спатифиллюм и др.)
Ход урока:
I. Организационный момент
(СЛАЙД 1) Приветствие. Отсутствующие. Вступительное слово учителя: мы сегодня собрались в этом уютном кабинете, чтобы провести урок по теме «Разнообразие побегов».
(СЛАЙД 2) Целеполагание: что сегодня на уроке мы можем узнать?
- Разнообразие побегов, особенности их строения. Привести примеры растений с различными типами побегов.
- Но мы не можем с вами двигаться, если не захватим с собой багаж – наши знания! Поэтому цель: повторить знания о побеге и его составных частях.
Перед вами лежат листы самооценки. В колонке на начало урока ставим оценочный знак. К этим листам мы обратимся в конце урока.
Лист самооценки
вопрос | начало урока | конец урока |
1. Вы хорошо ориентируетесь в терминах по теме «Побег»? | ||
2. Вы уверенно можете ответить на вопросы:
| ||
3. Вы знаете различные классификации побегов? Можете привести примеры? | ||
4. Вам понравился наш урок? | -------------------------------- | |
5. Пригодятся ли Вам знания, полученные на уроке? | -------------------------------- |
II. Проверка ЗУНов
Давайте вспомним и закрепим ваши знания по теме «Побег»
(СЛАЙД 3) Давайте вспомним определение «побег». Особенности внешнего строения побега. Термины: узел, междоузлие, лист, пазуха листа, верхушечная почка, пазушная почка, метамер.
(СЛАЙД 4) Вспомним типы листорасположения: очередное (спиральное), мутовчатое, супротивное. Привести примеры растений.
(СЛАЙД 5) Вегетативные и генеративные побеги. В чем их отличие друг от друга?
(СЛАЙД 6) Почки растения. Их строение. Отличие вегетативной почки от генеративной. Понятия: вегетативная почка, генеративная почка, спящая почка, зачаточные листья, зачаточный стебель, конус нарастания.
(СЛАЙД 7) Функции побега.
(СЛАЙД 8) Молодцы! Но мы двигаемся дальше! Число, тема урока в тетрадях.
III. Изучение нового материала
(СЛАЙД 9) Оформление записей в виде таблицы «Разнообразие побегов»
Типы побегов | Особенности побегов | Примеры растений |
(СЛАЙД 10) Какие побеги бывают?
Как вы думаете, какие побеги бывают по длине их стебля? Укороченные и удлиненные.
Чем они друг от друга отличаются?
Когда развертываются почки, междоузлия не всегда удлиняются. Бывает, что они остаются очень короткими или их совсем нет. Есть только узлы, листья и почки. Такие побеги называются укороченными. Встречаются и у деревьев, и у трав. У деревьев они несут цветки и плоды. У травянистых растений укороченные побеги называют розеточные. У трав укороченные побеги чаще вегетативные, а репродуктивные у них длинные.
Если междоузлия хорошо заметны, длинные, то побег называют удлиненным.
(СЛАЙД 11) Какие побеги бывают по консистенции? Древесные (деревянистые) и травянистые.
Травянистые побеги существуют один сезон. Это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород. Травянистые растения лучше приспособлены к меняющимся условиям среды, их формы очень разнообразны. Они растут и в воде и в очень засушливых местах, в жарких тропиках и в районах вечной мерзлоты.
Древесные побеги приобретают твердость благодаря отложению лигнина. Одревеснение происходит у кустарников и у стеблей деревьев со второй половины лета первого года их жизни. Примеры в презентации.
(СЛАЙД 12) Как могут располагаться побеги в пространстве?
Прямостоячие побеги: у большинства растений, растут вертикально вверх, имеют хорошо развитую механическую ткань. Могут быть одревесневшими или травянистыми.
(СЛАЙД 13) Приподнимающиеся побеги имеют изгиб в нижней части: сначала они растут горизонтально. А затем вертикально.
(СЛАЙД 14) Лежачие побеги расположены параллельно почве, т.е. горизонтально. Примеры: однолетние травы мокрица и птичья гречишка.
(СЛАЙД 15) Ползучие побеги отличаются от лежачих тем, что на них образуются придаточные корни, «пришивающие» их к земле. Примеры и рисунки в презентации: луговой чай, клевер ползучий, лютик ползучий, живучка ползучая, земляника, лапчатка гусиная.
(СЛАЙД 16) Вьющиеся побеги, поднимаясь вверх, обвивают опору в процессе роста. У вьющихся растений стебель недостаточно крепкий, чтобы самостоятельно остаться прямостоячим. Примеры: вьюн полевой, фасоль турецкая.
(СЛАЙД 17) Лазающие побеги, как и вьющиеся, имеют слабые стебли, не способные самостоятельно сохранять прямостоячее положение. К опоре они прикрепляются с помощью тонких вьющихся усиков, придаточных корней (плющ), выростов на стебле – шипиков (ежевика).
Усики образуются из листа или его части (горох, горошки), вместо боковых побегов (виноград).
V. (СЛАЙД 18 - 20) Закрепление материала – игровой момент.
На столах листочки с перечнем типов побегов растений. На экране появляются под номерами растения. Задание: определить тип побега, в нужную строчку записать порядковый номер. Взаимопроверка.
VI. Самостоятельная работа по теме «Побег»
В тестовой форме. Цель: выяснить уровень усвоения учащимися материала по теме. На столах в перевернутом виде варианты самостоятельной работы. Время выполнения работы 10 минут.
VII. Рефлексия. Возвращаемся к листу самооценки (1 минута). Понравился ли вам наш урок?
VIII. Домашнее задание
Параграф № 29, записи в тетради.
Тема следующего урока «Подземные побеги и их роль в жизни растения и человека». Ответственные за подготовку сообщений и оформление папки материалами семинара _____________________________.
План семинара: 1. Подземные побеги: корневища, клубни, луковицы
2. Роль подземных побегов в жизни растения и человека.
Лист самооценки
вопрос | начало урока | конец урока |
1. Вы хорошо ориентируетесь в терминах по теме «Побег»? | ||
2. Вы уверенно можете ответить на вопросы:
| ||
3. Вы знаете различные классификации побегов? е привести примеры? | ||
4. Вам понравился наш урок? | -------------------------------- | |
5. Пригодятся ли Вам знания, полученные на уроке? | -------------------------------- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта урока по теме "Осторожно, электрический ток!"
В данной методической разработке представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Осторожно, электрический ток". Образовательные цели урока:• повторить и обоб...
Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.
Тема урока. Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...
Методическая разработка. Конспект урока по теме "Электронные таблицы. Диаграммы"
В методическую разработку включены:План урока, конспект урока, раздаточный материал...
методическая разработка: конспект урока по теме "Замечательные дни".
Конспект урока по теме "Замечательные дни" включает цели и задачи урока , предварительные этапы, развёрнутый план проведения урока...
Методическая разработка конспект урока на тему "Спортивные игры. «Совершенствование техники владения мячом в баскетболе игровым методом"
Разработка направлена развитие двигательных качеств баскетболистов...
Методическая разработка (Конспект урока по теме: "Домашние животные")
Конспект урока по теме: "Домашние животные"...
Методическая разработка (конспект урока по теме: "За безопасность дорожного движения")
Прививать чувство осторожности на улицах и дорогах, дать представление о том, как важно пешеходу в городе, населенном пункте знать правила дорожного движения; повторить и закрепить знания учащихся о п...