Открытый урок по теме: "Разнообразие природы Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Ольга Геннадьевна Маслова

«Разнообразие  природы Африки»

Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения  имеющихся знаний и умений  для  составления интеллект - карты  по теме.

Тип урока: урок открытия  новых знаний, урок - путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_geografii_v_7_klasse_1.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                «Разнообразие  природы Африки»

Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения  имеющихся знаний и умений  для  составления интеллект - карты  по теме.

Тип урока: урок открытия  новых знаний, урок - путешествие

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о географическом положении, природных зонах, «природном комплексе», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн, дать характеристику климата, почв этих зон,   узнать о представителях флоры и фауны природных зон  Африки;
  • закрепить навыки работы с картой;
  • развить умение работать с различными источниками географической информации, умение анализировать, делать выводы.

Развивающие:

  • развивать географическое мышление, устную монологическую и диалогическую речь, географическую зоркость, умение систематизировать изученный материал и применять его для оценки современных процессов в мире;
  • развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.

Регулятивные УУД:

∙ Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, 
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать 
достигнутые результаты;
∙ Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
∙ Работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом
Познавательные УУД:
 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, 
делать выводы

Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группах

Методы: репродуктивный, проектно-исследовательский.

Учебно-наглядный комплекс: компьютер, проектор, экран, учебник, атлас, рабочий лист, физическая карта Африки, физическая карта мира, ватман с контуром  Африки, названия географических объектов, клей.

                                                                                            «Путешествие сначала                                

                                                                                              лишает вас дара речи,

а затем превращает в рассказчика».

Ибн Баттута.

Ход урока:

  1. Организационный этап урока ( приветствие учащихся)

Учитель: Я очень рада видеть всех вас сегодня здесь. Надеюсь, что наше сотрудничество будет интересным и плодотворным. (1 мин)

  1. Формулирование темы урока

Учитель: Посмотрите на эпиграф урока. Как вы понимаете эти слова? Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Оно поможет нам раскрыть тайны удивительного материка. А о чем пойдет речь на нашем уроке,  вы мне расскажете после того, как внимательно посмотрите на экран ( слайд 1-5). Какова же тема нашего урока? Совершенно верно, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Африке и узнаем об особенностях природы этого материка.

  1. Актуализация знаний учащихся 

Учитель: Но прежде, чем отправиться в воображаемое путешествие, нам необходимо проверить, насколько вы к этому готовы?

Предлагаю сыграть в игру «Верю - не верю» ( кто первый поднимает руку, дает полный ответ, при неправильном ответе право передается другому обучающемуся).

Игра «Верю – не верю». (3 мин)

  1. Верите ли вы, что – Африка крупнейший по площади материк мира? (Не верю)
  2. Верно ли , что  самая высокая  гора мира  находится в Африке (Не верю)
  3. Верите ли вы, что Африка примыкает к Северной Америки? (Не верю)
  4. Верите ли вы, что большая часть Африки расположена в северном полушарии? (Верю)
  5. Верите ли вы, что на севере Африка омывается водами Средиземного моря? (Верю)

Замечательно. Итак, сегодня мы изучаем Африку. А каковы цели нашего урока, чего мы должны будем на нем достичь, мы сейчас узнаем.

Ребята,  из предложенных слов и выражений составьте определения понятий:   Природная зона – это …(температурных условий и увлажнения, крупный природный комплекс, почв, обладающий общностью, растительности и животного мира).

Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Что же мы узнаем сегодня на уроке? ( формулируют учащиеся)

Узнаем, какие природные зоны есть в Африке

Как они располагаются на материке

Какие климатические условия в них

Какие растения и животные обитают в Африке.

Разовьем умение работать с картами, анализировать, сравнивать

Будем воспитывать любовь к окружающему миру.

  1. Изучение нового материала.  (12 мин)

Основные понятия: природная зона, климат, почвы, растения, животные

Природные зоны Африки.  (слайды на презентации)

Природная зона

Особенности климата

Почвы

Растения

Животные

Переменно- влажные леса

экваториальный

Красные, ферраллитные

кофейное дерево, бананы, пальмы, фикусы

горилла и шимпанзе окапи,

Саванны

субэкваториальный

Красно-бурые

Баобаб, акация, пальмы

Слоны, жирафы, антилопы

 Пустыни

 (Полупустыни)

тропический

Песчаные, глинистые, каменистые

Финиковая пальма, вельвичия

Верблюды, шакалы, ящерицы, змеи

Жестколистые леса, кустарники

субтропический

коричневые

они состоят из вечнозеленых видов дуба: каменного и пробкового

шакалы, хамелеоны, дикобразы, обезьяны, лесные мыши, волки горные бараны — муфлоны, леопарды

Карта природных зон Африки Слайд

Все природные зоны Африки на карте расположились в таком порядке на африканском материке (с севера на юг):

  • жестколистые леса, кустарники;hello_html_m5edca9ec.jpg
  • пустыни;
  • полупустыни;
  • саванны;
  • переменно-влажные леса;
  • влажные леса;
  • переменно-влажные леса;
  • саванны;
  • полупустыни;
  • пустыни;
  • жестколистые леса, кустарники.

Задание 2.  Ребята, о чем еще мы можем узнать, пользуясь картой природных зон Африки? ( растения, животные , почвы, климат)

                                           Физминутка (2 мин)

Шёл по Африке турист. (шагают)

Был маршрут его тернист. (наклоны головы вперед, назад,)

Он почти не ел, не спал, (повороты головы влево, вправо)

Всё шагал, шагал, шагал…(повороты туловища в стороны)

Брёл по джунглям две недели! (руки вверх)

К речке вышел еле-еле…(поочередная смена рук)

Только в воду он залез –(присесть)

Крокодил наперерез!

Кто же знал, что прямо тут (встают и пожимают плечами)

Пролегал его маршрут! (присаживаются на свои места)

  1. Открытие новых знаний

Учитель: Мы можем отправляться в путь.  Но для начала необходимо изучить маршрут, по которому нам предстоит двигаться.

Природные зоны

          жестколиственные леса, кустарники.,

  •  пустыни;
  • полупустыни;
  • саванны;
  • переменно-влажные леса;
  • влажные леса;
  • переменно-влажные леса;
  • саванны;
  • полупустыни;
  • пустыни;
  • жестколистые леса, кустарники.

 

Учитель: Как видите, путь предстоит неблизкий, поэтому мы разделимся на группы, и каждый отряд совершит свое мини-путешествие и поделится впечатлениями с остальными. Я попрошу подойти сюда лидеров групп и выбрать конверты, чтобы понять, куда вы отправитесь и какое задание получите. Как настоящие путешественники, вы будете фиксировать свои наблюдения на специальных листах, которые помогут нам получить  интеллект - карты материка .  Будьте внимательны , у вас в конвертах есть части карты материка Африка. При помощи атласа определите, что это за природная  зона, раскрасьте ее, приклейте изображения животных, растений которые здесь обитают, найдите климатические пояса к каждой природной зоне. У вас 15 минут на ваше мини-путешествие, после чего представители каждой группы расскажут, что они узнали.

Работа по группам ( 15 минут работы с учебником и дополнительным материалом ( Атлас 7 класс)  и заполнение части интеллект-карты)

Рассказ о проведенном исследовании с демонстрацией заполненной интеллект-карты, которая размещается на доске.( 5 минут на выступление группы)

  1. Рефлексия 2 мин)

Сегодня мы с вами совершили путешествие по Африке. Многое узнали о материке. Давайте подведем итоги. Посмотрите на экран и закончите предложения:

Было интересно…

Было трудно …

Я научился …

У меня получилось …

Меня удивило …

В чем мне это пригодится …

Учитель: Я знала, всё у нас получится,

Африку мы с вами будем знать.

Всем путешественникам

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

  1. Домашнее задание
  1. §24 изучить
  2. Выучить номенклатуру (природные зоны Африки).

Используемые ресурсы:

http://lib7.com/afrika/113-stranu-magriba.html

https://www.votpusk.ru/story/article.asp?ID=14575

http://afrikano.ru/krupnye-reki-i-ozera-alzhira.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок животноводства ТЕМА: "Разнообразие животных в природе"

ЦЕЛЬ: формировать понятие «звери», «птицы», «земноводные», «Рыбы», «насекомые», «черви», «моллюски», «раки», «пауки»;- Развивать умение сравнивать, наблюдать;- Воспитывать любовь к природе, жела...

урок по ФГОС в 5 классе на тему:Разнообразие живой природы"

Данный урок проводится в соответствии с требованиями ФГОС.Он знакомит учащихся с царствами живой природы.На уроке проводится рефлексия, небольшая практическая работа....

3. Урок по теме "Разнообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека"

Тема: Разнообразие простейших. Значение простейших в природе и  жизни человека.Цель: познакомить учащихся с разнообразием Простейших: свободноживущих и паразитов, с их ролью в экосистемах и значе...

Урок по теме "Разнообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека"

Тема: Разнообразие простейших. Значение простейших в природе и  жизни человека.Цель: познакомить учащихся с разнообразием Простейших: свободноживущих и паразитов, с их ролью в экосистем...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...

Презентация к уроку по теме "Разнообразие живой природы" для 5 класса

Важная тема, потому что даются первые представления о Царствах и Систематике....