Нетрадиционный урок животноводства ТЕМА: "Разнообразие животных в природе"
методическая разработка по технологии по теме

 

ЦЕЛЬ: формировать понятие «звери», «птицы», «земноводные», «Рыбы», «насекомые», «черви», «моллюски», «раки», «пауки»;

- Развивать умение сравнивать, наблюдать;

- Воспитывать любовь к природе, желание оберегать животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netradicionnyy_urokraznoobrazie_zhivotnyh_v_prirode.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья

 ст-цы Новолеушковской Краснодарского края

                 

Нетрадиционный урок животноводства

ТЕМА: "Разнообразие животных в природе"

Учитель животноводства:

Е.А. Симоненко

2012-2013 учебный год

Урок животноводства

ТЕМА: "Разнообразие животных в природе"

ЦЕЛЬ: формировать понятие «звери», «птицы», «земноводные», «Рыбы», «насекомые», «черви», «моллюски», «раки», «пауки»;

- Развивать умение сравнивать, наблюдать;

- Воспитывать любовь к природе, желание оберегать животных.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации разных животных, рисунки детей, таблицы.

Ход урока

I. Организация класса.

Вступительное слово учителя.

- Добрый день, уважаемые дети, гости! Мы приглашаем вас на урок.

II. Минутка наблюдений.

- Предоставляю слово работнику гидрометеоцентра.

Ученик. Поздравляю всех, кого интересует, какой будет погода сегодня.

(Ученик рассказывает о температуре воздуха, состояние неба, осадки, другие явления).

Народный календарь.

Учитель:

- Какой сейчас месяц? Почему он так называется?

- Какие народные приметы вы знаете? Воробьи прячутся на мороз или на пургу?

- Какие изменения происходят в живой и неживой природе?

- Какие изменения вы заметили в вашем дворе?

III. Проверка знаний учащихся.

1. Фронтальный опрос.

- Какую тему мы начали изучать?

- Докажите, что животные принадлежат к живой природе?

- Какие особенности есть у животных?

- Зачем животные необходимы в природе?

- Чем питаются животные?

- Как люди используют животных? (Учитель обращается к таблице).

 2. Тестовые задания по теме "Животные - часть живой природы".

1 ВАРИАНТ

1. Бабочка, сорока, собака - живые организмы, так как…

2. Животные питаются…

3. Где живут эти животные?

Морской окунь, верблюд, медведь, лиса, сом, тигр, камбала, карась.

Море Река Лес Пустыня

2 ВАРИАНТ

1. Животные - живые организмы, так как…

2. Люди различают животных по …

3. Приведи примеры животных, которые живут в определенной местности.

 Проверка творческих задач.

(Два - три ученика показывают свои рисунки животных и рассказывают о них.)

- Кого ты нарисовал?

- Расскажи, чем это животное тебе нравится?

IV. Актуализация опорных знаний.

- Все животные одинаковы?

- Какие группы животных вам известны? (Работа по таблице.)

V. Сообщение темы и задач урока.

 - Сегодня мы отправимся в царство животных. Мне будут помогать ученики, которые тоже готовились к этому уроку. Они будут моими ассистентами-помощниками.

VI. Изучение нового материала.

1. Работа с загадками.

Хоть и маленькая ростом,

А большуший хвост имеет.

Пробует орех на зуб

Прыгает с сосны на дуб. (Белка)

Села птичка на дубке в лесу,

Завела свое ку-ку, ку-ку!

Встрепенулись еж и заяц на опушке,

Их разбудила песенка ... (Кукушки)

Тысяча тысяч каменщиков

Строят дома без дворов (Муравьи)

- Как назвать одним словом белку, кукушку, муравьев. (Животные)

2. Рассказ учителя с элементами беседы по плану. (План на доске)

ПЛАН

1. Название животного.

2. Размер тела.

3. Части тела (голова, туловище, ноги, хвост).

4. Чем покрыто тело?

5. Особенности внешнего строения.

3. Сравнение лисы и лося (по плану).

 - Вы знаете, что мир животных, населяющих нашу планету разнообразный. Они живут на суше, в земле, некоторые приспособились к жизни в воде. Части тела всех животных отличаются размерами, формой, окрасом.

- Рассмотрите рисунок лисы и лося.

- Расскажите об этих животных по плану.

- Что общего между ними?

- Чем они отличаются?

Вывод: Животные, тело которых покрыто шерстью, называют зверями. Они выкармливают малышей молоком (это существенные признаки зверей).

4. Минутки.

(Ученица рассказывает о зайце).

Учитель рассказывает о зверях:

- Лось - это великий и могучий зверь на высоких ногах. Высота его-2м, длина тела - до 3 м, масса - до 600 кг. Ежегодно в ноябре - декабре лось сбрасывает рога. В апреле - мае они отрастают. Лось - малоподвижное животное, но при необходимости может преодолевать большие расстояния, легко прыгать и хорошо плавать.

Основная пища лося летом - молодые ветви и листья, зимой лоси питаются ветками, корой деревьев и кустов, лишайниками, мхами, растущими на стволах деревьев.

Лось - ценный охотничий зверь. Он дает вкусное мясо и большую и прочную кожу.

- Лиса - напоминает небольшую собаку, однако в ее поведении есть много общего с кошками. Лиса хорошо бегает, плавает и прыгает.

Основная пища лисицы - грызуны (мыши, полевки). Она может поймать молодого зайца, птицу, ест ягоды, семена. Добывать пищу лисице помогают сильные хорошие обоняние и слух, о чем свидетельствуют ее длинная мордочка с подвижным и влажным кончиком носа и большие настороженные уши.

Самый хитрый из зверей - это лиса. Например, наблюдали, как лиса обманывает птиц: ляжет на бок, закроет глаза и лежит не шелохнется, словно мертвая. Подлетит сорока или ворона - и попадает в лапы. Когда лису преследуют собаки, она убегает по мокрому лесу, по льду - там запах следа менее ощутим. А может притвориться мертвой, и собаки ее не трогают.

Лисица - ценный пушной зверь, на которого охотятся. Как хищник, она приносит большую пользу, поскольку уничтожает много грызунов - вредителей сельского и лесного хозяйства.

5. Сравнение совы и синицы (по плану).

- Рассмотрите рисунки совы и синицы.

- Чем покрыто их тело?

  Вывод: Животные, тело которых покрыто перьями, называют птицами.

- Каких птиц вы знаете?

- А какие птицы есть в нашей местности?

- А известно ли вам, что самая высокая птица - серый журавль. Рост его достигает 1 м 20 см.

(Ученик рассказывает легенду о дятле).

Легенда о дятле.

Я расскажу легенду о дятле. Однажды на Пасху человек пошел в лес срубить дерево. Только он начал работать, как к нему пришел старый дед и сказал: "Не руби дерево. Иди в дом, у тебя будет достаточно денег, чтобы купить дрова и жить без нищеты ". Мужчина так и сделал. Жил он хорошо, но в следующем году он подумал: « Пойду к тому дереву, попрошу еще денег ". Пришел человек в лес и начал рубить дерево.

Здесь и появился старый дед. Он понял, что мужчину в лес привела жадность. Тогда дедушка сказал: "За твою жадность превращу тебя в птицу, стучи всю жизнь по деревьям". Так и появился птица дятел.

6. Сюжетная - ролевая игра.

Изменилась жизнь животных с приходом зимы. Вот какой разговор удалось подслушать между сорокой и медведем. (Диалог)

- Эй, Медведь, спишь ли?

- Хррр? .. Уснешь с такой ... Чего тебе, скрекотуха?

- Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут? Ну, заяц - беляк, ну птица - глухарь - это понятно. А вот Медведь ... Ну что такое Медведь?

- Ох-хо-хо? Бестолковая ты птица. "Мед-ведь" - значит тот, что "мед пробует". Знаю, где мед в лесу спрятан, поэтому и медведь. Понятно? Ох птица, покоя нет. Только сон сладкий начал сниться, будто в лесу дуплистое дерево, а в дупле мед. И никто о том не знает, один я. Медведь, знаю. И, будто бы ... Прр.хрр?

7. Сравнение черепахи и ящерицы. (По плану)

- Видели ли вы их когда-нибудь в природе?

- Как они двигаются: бегают или ползают?

- У кого дома есть черепаха?

- Черепахи, ящерицы, змеи, крокодилы - это пресмыкающиеся. На суше они ползают, т.е. тянут свое тело по земле. Тело пресмыкающихся покрыто сухими чешуйками. Этим они отличаются от зверей и других животных.

8. Декламирование стихотворения.

Черепаха

Ах, обжора-черепашка!

Панцирь - вот ее рубашка!

Может лазить по горам,

Может плавать по волнам.

Поплывет - и цапнет рыбку,

Съест с довольною улыбкой.

Отдохнет она немножко,

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора,

Цап - и схватит комара.

Но еды ей не хватило:

Цап!

Меня за нос схватила!

9. Продолжение рассказа с элементами беседы.

- Дети, посмотрите на это животное. Это лягушка озерная.

- Чем покрыто ее тело?

- Да, тело лягушек, тритонов, покрыто мягкой, влажной кожей. Если кожа пересохнет, то животное погибнет. Поэтому эти животные проводят некоторое время в воде, а остальное - на суше. Ученые их объединили в одну группу и назвали земноводные.

- Подумайте, из каких двух слов состоит это название? (Ученик рассказывает интересный материал о лягушках).

- Как, по вашему мнению, называют животных, живущих в воде, а тело их покрыто чешуей?

- Да, это рыбы.

- Где живут рыбы? Рыбы могут жить как в соленой, так и в пресной воде.

- Каких рыб вы знаете?

- Чем дышат рыбы?

- Интересно, что самой большой рыбой, которая живет в пресных водоемах Украины, считается сом. В 2 года сом достигает длины 50-60 см, а в 25 лет весит 110 кг и имеет длину тела более 3 м. В прошлом вымытую и высушенную кожу сома использовали вместо стекла, потому что она была прозрачной и прочной.

( Просмотр детских рисунков).

Рассмотрение иллюстраций на доске (Пчела, муха, кузнечик).

- Как можно назвать одним словом этих животных?

- Посчитайте, сколько лап имеет каждое насекомое?

- Следовательно, насекомые - это животные, которые имеют 6 лап (3 пары). (Ученик рассказывает интересный материал о насекомых).

- Отдельными группами животных являются черви, моллюски, раки, пауки. (Рассмотрение рисунков).

VII. Работа с учебником.

1. Чтение статей.

2. Рассмотрение и анализ иллюстраций.

VIII. Закрепление изученного материала.

1. Групповая работа.

Задание 1.

Посоревнуйтесь, кто назовет больше животных группы.

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

звери рыбы птицы насекомые

Задание 2

Докажите, что животные вашей группы - звери, насекомые, рыбы или птицы.

1 группа ..

Лось, белка - это звери, потому ....

2 группа

Кузнечик, стрекоза - это насекомые, потому

3 группа

Щука, сом - это рыбы, потому ....

4 группа

Сорока, кукушка - это птицы, потому ....

2. Конкурс на лучшего декламатора стихотворений о животных.

3. Работа в парах.

Тест № 2.

1. Существенный признак насекомых:

а) крылья

б) восемь ног

в) шесть ног

г) мех

д) усы

е) перья

2. У рыб тело покрыто:

а) мягким мехом

б) скользкой чешуей

в) перьями

г) влажной кожей

3. Животных, которые часть жизни проводят в воде, а часть - на суше,

называют:

а) рыбами

б) птицами

в) земноводными

г) зверями

4. Тело птиц покрыто....., а зверей....

5. Охрана животных. Красная книга.

IX. Итог урока.

1. Вопрос:

- Какая группа животных вам больше всего понравилась?

- Почему вы так решили?

2.Разгадывание кроссворда.

1. Полосатая кошка в лесу живет. (Тигр)

2. Птица с большими глазами, острыми когтями, загнутым носом. (Сова)

3. Красноватую шубку имеет, по ветвям она прыгает, орешки, шишки собирает. (Белка)

4. Хищный зверь с темным мехом в белую полоску, впадает в спячку. (Барсук)

5. Пришла кума с длинным веником, на беседу с милым петушком. (Лиса)

6. Животное богатое и рогов много. (Олень)

7. В лесу у пня беготня и суета: народ рабочий весь день хлопочет.(Муравьи)

X. Домашнее задание.

Проработать статьи, подготовить сказку о любимом животном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Значение животных в природе и жизни человека."

биология – 5  классТема урока: Значение животных в природе и жизни человека. Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление раздела «Многообразие живых организмов» Задачи: Образовательные: ...

Конспект урока "Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы"

Данный урок рассчитан на учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. Главное на уроке – изучение нового материала: поиск, открытие, творчество ребят.Урок состоит из 6 частей, четыре из них являют...

конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока

      На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...

Урок «Значение животных в природе и жизни человека»

Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом....

урок Движение животных в природе

Познакомиться  с движением  как  одним  из  главных  свойств  живых  организмов;сформировать  представление  о разнообразии  способов  движе...

презентация к уроку на тему "Значение животных в природе и жизни человека"

Презентация предназначена для использования на уроке биологии  с учащимися 5 класса при изучении темы "Значение животных в природе и жизни человека"...