Рабочая программа по биологии. 9 класс.7 класс
материал по биологии (9 класс) по теме
Рабочие программы по биологии составлены по программе Пасечника В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_._9kl._bio.doc | 426.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Каргалинская гимназия»
Чистопольского муниципального района РТ
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании кафедры зам. директора и введено в действие
протокол № ______ «___»_______ 2011г. приказ № _________
от «___» _______2011г. _______(Л.А.Валеева) от «____ » 2011.
_____( В.П.Былинкина) Г.З.Давлетшина)
Рабочая программа по биологии
для 9 б класса
Составитель: учитель высшей квалификационной
категории Былинкина Вера Петровна.
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основании следующих документов:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),
- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОРФ от 9 марта 2004 года №1312»
- Примерной программы по биологии основного общего образования
- Приказа МО и Н РТ от 2 августа 2011 года №3934/11/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»
-инструктивно-методического письма МО и Н РТ «Об особенностях преподавания биологии в условиях перехода на компетентностный подход» от 11.03 2009 №1510/9.
-образовательной программы МОУ «Каргалинская гимназия» ( рассмотрено на педсовете№1 от . 08.2009г.) и
учебного плана МОУ «Каргалинская гимназия» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан на 2011 – 2012 учебный год
- авторской программы Пасечника В.В., Пакуловой В.М .,Латюшина В.В. ( Программа основного общего образования по биологии. 6 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2010 год). , полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Настоящая программа соответствует федеральному базисному учебному плану РФ и учебным планам гимназии, рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая программа составлена с учетом национально - регионального компонента. НРК реализуется внутри изучаемых тем программы, Поэтому содержание программы не выходит за рамки содержания предмета «Биология».
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольно-обобщающие уроки. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для :
ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;
для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
При составлении рабочей программы были учтены обще учебные навыки и умения учащихся 9б класса. Учащиеся 8б класса характеризуются средней мотивацией к обучению. В 9б классе обучается 15 учащихся. 2 учащихся очень слабые, трудно воспринимают и усваивают материал. 5 учащихся имеют средний уровень мотивации. Они требуют постоянной помощи и поддержки. 8 учащихся хорошо усваивают материал, могут работать самостоятельно. У них есть осмысление биологических процессов, связка на основе пройденного материала, умение делать выводы. Учащиеся высокого и среднего уровня знают много биологических терминов. Успеваемость данного класса 100%, качество 73%. Исходя из этого, особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе, на формирование умений поиска, отбора, анализа и использования информации.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология 9 класс. М.Дрофа, 2007
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Название темы | Количество часов | Лабораторных |
1 | Введение | 3 |
2 | Уровни организации живой природы.Молекулярный уровень | 10 | 1 |
3 | Клеточный уровень | 15 | 1 |
4 | Организменный уровень | 13 | 1 |
5 | Популяционно- видовой | 2 | 1 |
6 | Экосистемный уровень | 6 | 2 |
7 | Биосферный уровень | 3 | 1 |
8 | Эволюция | 7 | 2 |
9 | Возникновение и развитие жизни на Земле. | 6 |
10 | Повторение 3 | 3 |
итого | 68 | 9 |
Распределение тем и часов национально – регионального компонента курса биологии 9 класс
№ | Глава тематического плана | Тема регионального компонента. |
1 | Введение | Биологическое разнообразие вокруг нас .Многообразие жизненных форм, их роль в природе. Уровни организации живой природы. |
2 | Экосистемный уровень . | Экологическое биоразнообразие на территории Республики Татарстан и его значение. Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории Республики Татарстан. Оценка загрязненности местных водоемов. Оценка запыленности воздуха. Общая экологическая обстановка на территории Республики Татарстан. |
3 | Учение об эволюции. | Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы вымирания и сохранения редких видов на территории республики Татарстан. Красная книга Татарстана .Приспособленность организмов к среде обитания на территории республики Татарстан. Борьба за существование в природе. |
4 | Возникновение и развитие жизни на земле . | Следы древней жизни на территории Чистопольского района |
.
Содержание программы
Введение в общую биологию
9 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Роль биологии в современной естественнонаучной картины мира. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1
Уровни организации живой природы
(54 часа)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
• Лабораторная работа
Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
• Лабораторная работа
Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа) . Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука
• Лабораторная работа
Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем.
Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
• Экскурсия в биогеоценоз.
• Лабораторная работа
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах)
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
Изучение и описание экосистемы своей местности
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
• Лабораторная работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек ».
РАЗДЕЛ 2
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
• Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3
Возникновение и развитие жизни
(7 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
• Лабораторная работа
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
• Экскурсия
В краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология 9 класс. М.Дрофа, 2007
Методические пособия учителя
Биология. 5-11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника – М. ,Дрофа, 2010 год
Сборник нормативных документов. Биология/Сост. Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев,-М.Дрофа 2008
Пасечник В.В. Введение в общую экологию и биологию.9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику.-Дрофа.2008
И.Ф.Ишкина. Биология.9 класс. Поурочные планы по учебникуА.А.Каменского идр. «Биология. Введение в общую биологию и экологию»
дополнительной литературы для учителя:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Епеневский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;
2) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;
3) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
4) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
(http://school-collection.edu.ru/) .
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Тематическое планирование курса биологии за 9 класс по учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»
№ п/п | № | Разделы, темы, уроки. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающегося | Лабораторный практикум. | Изучаемый параграф. | Дата | Приме-ание |
Введение.(3 ч.) |
1 | 1 | Биология - наука о жизни. | Основные понятия Биология *микология *бриология *альгология *палеоботаника *биотехнология *биофизика *биохимия Факты Биология как наука Процессы Становление биологии как науки Интеграция и дифференциация | Давать определение термину биология. Приводить примеры дифференциации и интеграции биологических наук. Перечислять значение достижений биологии в различных сферах человеческой деятельности. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Самостоятельно формулировать определение основных понятий. Объяснять роль биологии в современном обществе. Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.
| Введение и § 1. | 3.09 |
2 | 2 | Методы исследования в биологии. | Основные понятия Наука. Научный факт. Гипотеза. Теория. Факты Методы живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание. | Перечислять методы научного исследования. Описывать этапы научного исследования. Отличать гипотезу от теории; научный факт от сообщения. Самостоятельно формулировать определение основных понятий. Выделять область применения. *Предлагать методы исследования для конкретных ситуаций. | § 2, | 6.09 |
3 | 3 | Сущность жизни и свойства живого. | Основные понятия Жизнь Открытая система. Наследственность. Изменчивость. Факты Отличительные особенности живых организмов от неживых тел; единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, Реакция на изменение окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособленность к определенной среде обитания..Обмен веществ, процесс синтеза и распада. | Давать определение понятию жизнь. Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. *Доказывать, что живые организмы- открытые системы | § 3, | 10.09 |
1. Молекулярный уровень (10 ч.) |
|
4 | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | Основные понятия Мономер Полимер Биополимер Факты Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень как биологическая система. Универсальность биополимеров. Принцип организации биополимеров. | Приводить примеры биополимеров. Называть: процессы, происходящие на молекулярном уровне; уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации. Выделять группы полимеров и находить различие между ними. Раскрывать сущность принципа организации биополимеров. Объяснять, почему белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды являются биополимерами только в клетке. | § 1.1. | 13.09 |
5 | Углеводы. | Основные понятия Углеводы. Л. Факты Классификация углеводов, функции в живых организмах: энергетическая, строительная, информационная. Объекты Углеводы живых организмов | Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам Называть: Органические вещества клетки; Клетки, ткани, органы, богатые углеводами. Характеризовать: Биологическую роль углеводов; *Классифицировать углеводы по группам.
| § 1.2, | 17.09 |
6 | Липиды. | Основные понятия Липиды Гормоны Факты Функции липидов: источник энергии, источник воды, защитная, строительная, регуляторная. Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде. Объекты липиды живых организмов | Приводить примеры веществ, относящихся к липидам. Называть: Органические вещества клетки; Клетки, ткани, органы, богатые липидами Характеризовать: Биологическую роль липидов | § 1.3, . | 20.09 |
7 | Состав и строение белков. | Основные понятия Белки (протеины, полипептиды). *Глобула *Денатурация Факты Уровни структурной организации : первичная, вторичная, третичная, четвертичная Белки простые, сдожные. Денатурация белков. Объекты Молекула белка | Называть продукты, богатые белками. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: Связь, образующую первичную структуру белка; Вещество- мономер белка. Характеризовать уровни структурной организации белковой молекулы. *Описывать механизм денатурации белка. *Определять признак деления белков на простые и сложные | § 1.4, | 24.09 |
8 | Функции белков. | Основные понятия Фермент Гормон Факты Функции бепков:строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая. Нахождение в организме белков, выполняющих различные функции | Называть функции белков. Описывать проявление строительной, регуляторной и энергетической функций органических веществ. Давать определение основным понятиям. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Объяснять причины многообразия функций белков. Характеризовать проявление функций белков. Объяснять, почему белки редко используются в качестве источника энергии. . | § 1.5, . | 27.09 |
9 | Нуклеиновые кислоты. | Основные понятия Нуклеиновые кислоты Факты Нуклеиновые кислоты- биополимеры. ДНК, РНК. Нуклеотид – мономер нуклеиновых кислот. Строение нуклеотида: азотистое основание, углевод, остаток фосфорной кислоты Пространственная структура ДНК – двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пластиды.Виды РНК и нахождение. Функции нуклеиновых кислот | Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функций. Доказывать, что нуклеиновые кислоты- биополимеры. *Сравнивать строение молекул ДНК и РНК. . |
| § 1.6, . | 1.10 |
10 | АТФ и другие органические соединения клетки. | Основные понятия Макроэргическая связь Факты АТФ - универсальный источник энергии. Жирорастворимые, водорастворимые витамины.Роль витаминов в организме. Процессы Механизм освобождения и выделения энергии. | Называть структурные компоненты и функцию АТФ. Описывать механизм освобождения и выделения энергии. *Приводить примеры жирорастворимых и водорастворимых витаминов. Объяснять, почему связи между остатками фосфорной кислоты называются макроэргическими. Характеризовать: биологическую роль АТФ; роль витаминов в организме | § 1.7, повторить § 1.5. | 4.10 |
11 | Биологические катализаторы. | Основные понятия Катализ Катализаторы Фермент Активный центр *Кофермент Факты Вещества с каталитической активностью: РНК, ферменты. Стркуктура молекулыбелка- фермента. Свойства ферментов: специфичность, Условия катализа концентрация, фермента и вещества, температура, давление, реакция среды. Процессы Механизм участия катализаторов химических реакциях. | Воспроизводить определение следующих терминов: фермент катализ, катализатор. Приводить примеры веществ- катализаторов. Перечислять факторы, определяющие скорость химических реакций. Описывать механизм участия катализаторов в химических реакциях. Объяснять, почему большинство ферментов при высокой температуре теряет каталитические свойства. *Показать влияние витаминов. Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. | Лаб. «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». | § 1.8, повторить § 1.4 и 1.6. | 8.10 |
12 | Вирусы. | Основные понятия Капсид Паразит. Факты Вирусы – внутриклеточные паразиты. Признаки живого: размножение, наследственность и изменчивость. Объенкты Вирусы | Давать определение термину паразит. Перечислять признаки живого. Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами. Описывать цикл развития вируса. Выделять особенности строения вирусов. Доказывать: Что вирусы - это живые организмы; Что вирусы - внутриклеточные паразиты.
| § 1.9, | 11.10 |
13 | Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы». | Обобщение и систематизация основных понятий и терминов. |
| Текст «Краткое содержание главы». | 15.10 |
2. Клеточный уровень.(14ч.) |
14 | Основные положения клеточной теории. | Основные понятия *Цитология. Факты Клетка – основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Нарушение в строении и функциях клеток – одна из причин заболеваний организмов. Теория Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена. | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура. *Самостоятельно формулировать определение термина цитология. Давать оценку значению открытия клеточной теории. | Л.Р Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом | § 2.1, . | 18.10 |
15 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | Основные понятия Химический состав Органоиды Цитоплазма Пищеварительная вакуоль Факты. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы. Строение и функции клеточной мембраны. Функции клеточной мембраны: защитная, структурная, обеспечение связи клеток, избирательный транспорт клетки. Объекты. Строение клеточной мембраны: двойной липидный слой, расположение белков. | Распознавать и описывать на таблицах клеточную мембрану. Называть: Способы проникновения веществ в клетку; Функции клеточной мембраны. Описывать химическое строение, строение клеточной мембраны. Характеризовать функции клеточной мембраны. *Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки Описывать механизм пиноцитоза и фагазитоза.
| § 2.2, | 22.10 |
16 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | Основные понятия Диплоидный набор Гаметы Гаплоидный набор Гомологичные хромосомы *Кариотип Прокариоты Соматические клетки Эукариоты Хромосомы Факты Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение ядер в клетках различных организмов. Состояние хроматина: хромосомы, деспирализованные нити. Объекты Строение ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко. | Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра. *Объяснять механизм образования хромосом. *Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках.
| § 2.3, | 25.10 |
17 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. | Основные понятия Органоиды Цитоплазма Факты Органеллы цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи. Лизосомы, их структура и функции. Объекты эндоплазматическая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи. Лизосомы, | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Отличать по строению шероховатую от гладкой ЭПС. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. *Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. | § 2.4, повторить § 1.7. | 29.10 |
18
| Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | Основные понятия Органоиды Цитоплазма Факты. Органеллы клетки: митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения. Их значение в метаболизме клеток. Объекты. митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения. | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать виды пластид растительных клеток. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. *Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки.
| § 2.5, § 2.6, | 1.11
|
19 | Различия в строении клеток эукариот прокариот. | Основные понятия Прокариоты Анаэробы Факты Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая мембрана, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий, пластид.Значение образования спор у бактерий. Условия гибели спор. Объекты Клетки прокариот. Процессы. Спорообразование у бактерий. | Давать определение термину прокариоты. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий. Описывать по таблице: строение клеток прокариот; механизм процесса спорообразования у бактерий. Сравнивать строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения. *Объяснять значение спор для жизни бактерий. *Доказывать примитивность строения прокариот. *Использовать практическую работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы | Л.Р. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. | § 2.7, | 12.11
|
20 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | Основные понятия Метаболизм Ассимиляция Диссимиляция Фермент Факты. Обмен веществ и превращение энергии- признак живых оргнизмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимилляция и диссимиллляция – противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ. Процессы Обмен веществ | Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция. Называть: Этапы обмена веществ в организме; Роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. *Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ. *Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции | § 2.8, повторить § 1.7. | 16.11
|
21 | Энергетический обмен в клетке. | Основные понятия Гликолиз Брожение Дыхание Факты Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Процессы. Этапы энергетического обмена; подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородное расщепление,. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы. | Дать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества – источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. | § 2.9, . | 19.11
|
22 | Типы питания клетки. Хемосинтез. Фотосинтез . | Основные понятия Автотрофы Фототрофы Хемотрофы Гетеротрофы Факты Питание. Различие организмов по способу питания. Источники энергии автотрофов. Хемотрофов. Фотосинтез. Роль хлорофилла . Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. Объекты. Нитрифицирующие бактерии. Хлоропласты. Процессы. Хемосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза. | Перечислять способы питания, использование поглощаемых клеткой веществ. Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов. Описывать механизм фотосинтеза и хемосинтеза. Анализировать содержание определений терминов. Классифицировать организмы по способу питания. Выделять особенности питания гетеротрофов и автотрофов. Характеризовать автотрофов и гетеротрофов Обосновывать наличие разных способов питания клеток зеленого растения. Объяснять роль нитрифицирующих бактерий для высших растений.
| § 2.10 § 2.12. § 2.11 | 23.11
|
23 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | Основные понятия Ген Триплет Генетический код Кодон Транскрипция Антикодон Трансляция Факты Затраты энергии – условие для синтеза белка. Свойство генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Процессы Механизм транскрипции, трансляции. Закономерности. Принцип комплементарности. Реализация наследственнос | Давать определение терминам ассимиляция, ген. Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген ,генетический код, транскрипция, трансляция Объяснять сущность генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. *Характеризовать: механизм транскрипции; механизм трансляции. *Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка. Основные понятия
| § 2.13 » до раздела «Транспортные РНК» | 26.11 |
24 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | § 2.13 до конца, ответить на вопросы . | 30.11 |
25 | Деление клетки. Митоз. | Основные понятия Жизненный цикл клетки Интерфаза Митоз Редупликация Хроматиды Факты Деление клетки эукариот. Понятие о дифференцовке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл, фазы цикла, Биологический смысл и значение митоза. Деление клеток прокариот. Процессы Размножение
| Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов. | § 2.14 , | 7.12 |
26 | обобщение темы «Клеточный уровень организации живой природы». | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме.
| Текст «Краткое содержание главы». | 10.12
|
|
3. Организменный уровень.(14 ч.) |
|
27 | Размножение организмов. Бесполое размножение. | Основные понятия Размножение Бесполое размножение Вегетативное размножение Гаметы Гермафродиты Факты Сущность и формы размножения. Бесполое размножение – древнейший способ размножения Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения. . | Дать определение понятию размножение. Называть: основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | § 3.1 и § 3.2 до развития гамет. | 14.12 |
28 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | Основные понятия Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом Факты Половое размножение животных и растений, его биологическое значение. Гаметогенез. Стадии, механизм гаметогенеза. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Генетические заболевания, связанные с нарушением деления половых клеток. Оплодотворение , его биологическое значение. Объекты Половые клетки: строение и функции. Процессы Образование половых клеток. Осеменение. Оплодотворение. | Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. *Объяснять эволюционное преимущество полового размножения. | §3.2 и § 3.3, | 17.12 |
29 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | Основные понятия Онтогенез Оплодотворение Эмбриогенез Факты Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления, гаструляции. Первичный органогенез и дифференцировка тканей. Воздействие факторов среды на на эмбриональное и постэмбриональное развитие. Процессы Дробление, гаструляция, органогенез. Закономерности Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра). | Давать определение понятий онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; роста организма; начало и окончание постэмбриональное развития; виды постэмбрионального развития. Анализировать и оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
| § 3.4, | 21.12 |
30 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | Основные понятия Аллельные гены Генетика Ген Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Изменчивость Наследственность Моногибридное скрещивание Рецессивный признак Чистые линии Факты Использование Менделем гибридологического метода. Цитогенетические основы закономерностей. Процессы Моногибридное скрещивание Закономерности. Правило единообразия . Правило расщепления. Гипотеза чистоты гамет.
| Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять схему моногибридного скрещивания. Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет ,фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.
| § 3.5 | 24.12 |
31 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | Основные понятия Генотип Гетерозигота Гомозигота Доминирование Фенотип Факты Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы. Закономерности. Соотношение фенотипов и генотипов при неполном доминировании 1:2:1. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании 1:1 | Давать определения терминам гетерозигота, гомозигота, доминирование. Описывать механизм неполного доминирования. Выделять особенности механизма неполного доминирования. Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет ,фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | § 3.6 | 28 .12
|
32 | Дигибридное скрещивание. | Основные понятия Генотип Дигибридное скрещивание Полигибридное скрещивание Фенотип Факты Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования 9:3:3:1 Процессы Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закономерности Закон независимого наследования | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.
| Л.Р. Решение генетических задач | §3.7, | 14.01 |
33 | Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. | Основные понятия Гомологичные хромосомы Локус гена Конъюгация Сцепленные гены Аллельные гены генотип Доминирование Фенотип Факты Расположение генов: в одной хромосоме, в разных. Линейное расположение. Условие выполнения закона Моргана. Перекрест хромосом – источник генетической изменчивости. Генотип- целостная система. Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признака. Процессы Сцепленное наследование. Взаимодействие генов и их множественное действие. Закономерности Закон Т.Моргана. | Давать определения терминам гомологичные хромосомы, конъюгация. Приводить примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов, Отличать сущность открытий Г.Менделя и Т.Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена.
| § 3.8, 3.9 | 18.01
|
34 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | Знать основные понятия: Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы Факты Соотношение полов 1:1 в группах животных. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Процессы. Расщепления фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков сцепленные с полом. Закономерности. Закон сцепленного наследования. | Давать определение термину аутосомы. Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы; Объяснять причину соотношения полов 1:1. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать простейшие генетические задачи. | §3.10, | 21.01
|
35
| Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость
| Знать основные понятия: *Вариационная кривая Изменчивость Модификация Норма реакции Знать основные понятия: Геном Изменчивость Мутации Мутаген Полиплоидия Факты Изменчивость – свойство организмов. Основные формы изменчивости. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристика модификационной изменчивости. Процессы Наследование способности проявлять признак в определенных условиях. | Давать определение терминам изменчивость. Называть: основные формы изменчивости; вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть: виды наследственной изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций; свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). *Характеризовать виды мутаций. | Л.р. 3 «Выявление изменчивости организмов». | § 3.11, 3.12 | 25.01 28.01 |
36 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | Знать основные понятия: Гомологический ряд Селекция Факты Причины появления культурных растений. Предсказание существования растений с признаками, ценными для селекции. Процессы Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Объекты Семейство Злаковые Закономерности Учение о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий. Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции Объяснять: причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | § 3.13 | 28.01
|
37 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | Основные понятия: *Гетерозис Гибридизация *Депрессия Мутагенез Факты Основные методы селекции: гибридизация, отбор. Виды искусственного отбора: массовый, индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. культурных Приемы выращивания и разведения растений и домашних животных, ухода за ними. Процессы Биотехнологические процессы | Давать определения понятиям порода, сорт, биотехнология, штамм. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры: пород животных и сортов культурных растений; использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Характеризовать методы селекции растений и животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, необходимых для выполнения заданий тестовой контрольной работы. . | § 3.14, | 1.02 |
38 | Обобщение темы «Организменный уровень организации живого». | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме. | Тестовая работа | Текст «Краткое содержание главы». | 4.02 |
| 4. Популяционно-видовой уровень.4 ч.) |
39 | Вид. Критерии вида . | Основные понятия Вид Виды-двойники Ареал Факты Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев- условие обеспечения целостности и единства вида. | Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия вид Характеризовать критерии вида Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида | Л.Р. «Изучение морфологическо-го критерия вида». | § 4.1, | 11.02
|
40 | Популяции. | Основные понятия Популяция Факты Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная единица эволюции. | Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Анализировать содержание определения понятия - популяция. Отличать понятия вид и популяция. *Преобразовывать текст учебника в графическую модель популяционной структуры вида. | §4.2, § 4.3 | 15.02
|
41 | Экология как наука. Экологические факторы | Основные понятия. Экология. экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные, условия среды. | Называть: предмет изучения экологии. Давать определение понятиям экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные, условия среды. | § 9.1, 9.2 | 18.02 |
42 | Приспособления организмов к различным экологическим факторам | Основные понятия. Ограничивающий фактор,Оптимальный фактор, | Называть: приспособления органи- змов к различным эколо- гическим факторам | Л.Р. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах) | § 9.3, 9.4 | 22.02 |
| 5. Экосистемный уровень.(5 ч.) |
41 | Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. | Основные понятия Экология Популяция Биогеоценоз Экосистема Факты Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Естественные и искусственные экосистемы. Популяция – элемент экосистемы. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ. Объекты Элементы биогеоценоза | Давать определение понятиям биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Называть: предмет изучения экологии; компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту);свойства экосистемы. Изучать процессы, происходящие в популяции. | § 5.1, | 25. 02
|
42 | Состав и структура сообщества. Продуктивн6ость сообщества. | Основные понятия Видовое разнообразие Жизненная форма Морфологическая структура Пространственная структура Трофическая структура Факты Экосистемная организация природы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры сообществ. Трофическая структура биоценоза. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, производители, редуценты. Видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие. Объекты Биоценоз | Давать определение понятиям биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Называть: предмет изучения экологии; компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); свойства экосистемы. Изучать процессы, происходящие в популяции
| Л.Р. Изучение и описание экосистемы своей местности. | § 5.2, 5.3 |
|
43 | Потоки вещества и энергии в экосистеме | Основные понятия Трофический уровень Автотрофы Гетеротрофы Пищевая сеть Пищевая цепь Поток вещества Поток энергии Факты Солнечный свет – энергетический ресурс экосистемы. Роль автотрофов и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистемах. Направления потока вещества в пищевой сети. Функциональные группы организмов в биогеоценозе: продуценты, консументы, редуценты. Объекты Трофическая структура биоценоза Процессы Механизм передачи вещества и энергии по трофическим уровням. | Давать определение терминам – автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Приводить примеры организмов разных функциональных групп. Называть правило изменения скорости потока энергии. Описывать проявление перевернутой пирамиды численности. Узнавать по немому рисунку компоненты пирамиды численности. Составлять схемы пищевых цепей. Объяснять направление потока вещества в пищевой сети. Характеризовать роль организмов (производителей, потребителей, разрушителей органических веществ) в потоке веществ и энергии. Определять соотношение численности организмов разных трофических уровней по рисунку. *Характеризовать солнечный свет как энергетический ресурс. *Использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе. | Л.Р. составление схем передачи веществ и энергии. | § 5.3, . | 3.03 |
44 | Саморазвитие экосистемы. | Основные понятия: Экологическая сукцессия Факты Факторы существования равновесной системы в сообществе .Первичная и вторичная сукцессия. Продолжительность и значение экологической сукцессии. | Называть типы сукцессионных изменений, факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий. Описывать свойство сукцессий. Анализировать содержание определения основного понятия. Объяснять сущность и причины сукцессии. Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями.
| § 5.5, . | 7.03 |
45 | Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме | Основные понятия: Видовое разнообразие Плотность популяций Биомасса Взаимоотношения организмов: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Факты Состояние экосистемы своей местности Объекты Любая эколсистема своей местности | Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса) Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать состояние биоценоза. Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ. | Л. р. «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме | § 9.5 |
46 | Искусственные биоценозы | Основные понятия : агроэкосистема. Характеризовать агроценоз | Уметь работать с терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы. |
49 | Обобщение темы «Экосистемный уровень». |
| Текст «Краткое содержание главы». | 10.03 |
|
| 6. Биосферный уровень.(3 ч.) |
50 | Биосфера. Среды жизни. | Основные понятия: Биосфера Абиотические факторы | Давать определение понятию биосфера. Называть: признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Приводить примеры абиотических факторов. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.
| § 6.1, . | 14.03 |
51 | Круговорот веществ в биосфере. | Основные понятия: Биогеохимические циклы Биогенные элементы Микроэлементы Гумус | Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме. Характеризовать: сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. *Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов.
| § 6.3, 6.2. | 17.03 |
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рацилонального природоиспользования. | Факты. Классификация природных ресурсов; неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, невозобновимые) .Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Агроэкосистемы. Проблемы рационального природоиспользования.Факторы, вызывающие экологический кризис. Сохранение биологического разнообразия. Процессы. Стратегии природопользования. Экологический кризис и его последствия. | . Приводить примеры: неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов; агроэкосистем. Называть: антропогенные факторы воздействия на биоценозы; факторы (причины), вызывающие экологический кризис. Раскрывать: роль человека в биосфере; сущность рационального природопользования. Выявлять особенности агроэкосистемы. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека. *Высказывать предположения о вмешательстве человека в процессы биосферы. *Предлагать пути преодоления экологического кризиса. |
52 | Экологические проблемы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах. | Факты. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Влияние собственных поступков на живые организмы. Экологические проблемы ( парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем нам собственную жизнь и жизнь других людей. | . Приводить примеры: неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов; агроэкосистем. Называть: антропогенные факторы воздействия на биоценозы; факторы (причины), вызывающие экологический кризис. Раскрывать: роль человека в биосфере; сущность рационального природопользования. Выявлять особенности агроэкосистемы. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека. *Высказывать предположения о вмешательстве человека в процессы биосферы. *Предлагать пути преодоления экологического кризиса. | Л.Р. анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах на живые организмы и экосистемы. | Проработать текст «Краткое содержание главы». | 21.03 |
Обобщение тем «Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни». |
| 7. Основы учения об эволюции. (7 ч.) |
53 | Развитие эволюционного учения. | Основные понятия: Эволюция Искусственный отбор Факты. Предпосылки учения Ч. Дарвина, Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе для объяснения эволюции живых организмов. Ч.Дарвин- основоположник учения об эволюции. Закономерности. Положения учения Ч.Дарвина. | Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. *Раскрывать сущность понятий теория, научный факт. *Выделять отличия эволюционных взглядов Ч. Дарвина и Ж. Б. Ламарка.
| § 7.1, . | 4.04 |
54 | Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции. | Основные понятия: Естественный отбор Искусственный отбор Борьба за существование Наследственнаяизменчивость. Факты Наследственная изменчивость и борьба за существование- движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование. Естественный отбор- движущие сил эволюции. Формы естественного отбора. Условия их проявления – изменение условий среды. Процессы. Проявление в природе борьбы за существование и естественного отбора. Естественный отбор. Закономерности. Положения учения Ч.Дарвина | Давать определение понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование. Называть: основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать: сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора. *Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. *Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы. Основные понятия: Борьба за существование Естественный отбор Наследственная изменчивость Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего отбора; движущей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различия между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.
|
| § 7.2, | 7.04 |
55 | Борьба за существование. Естественный отбор. | § 7.4 и 7.5, | 11.04 |
Приспособленность и ее относительность. | Основные понятия: Адаптация (приспособленность вида к условиям окружающей среды) | Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособлений. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. | Л.Р. выявление приспособлений к среде обитания | 7.6 |
56 | Видообразование. | Основные понятия: Микроэволюция | Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. Анализировать содержание определений понятий микроэволюция. *Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни.
| § 7.7, . | 14.04 |
57 | Направления Эволюции. Общие закономерности эволюции. | Основные понятия: Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация | Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.
| § 7.8, 7.9 | 18.04 |
58 |
|
| § 7.9, | 21.04 |
59 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции». | Провер. | Проработать текст «Краткое содержание главы». | 25.04 |
| 8. Возникновение и развитие жизни на Земле.(5 ч.) |
60 | Гипотезы возникновения жизни. | Основные понятия: Гипотеза Коацерваты Пробионты Факты Гипотеза происхождения жизни Опарина А.И. Этапы развития живой материи. Проблемы доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Процессы Абиогенное происхождение живой материи.Происхождение эукариотической клетки. | Давать определение термину – гипотеза. Называть этапы развития жизни. Приводить примеры доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Характеризовать современные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. *Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. *Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.
| §8.1, 8.2. 8.3 | 28. 04 |
61 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. |
| § 8.2, 8.3 и 8.4. | 2.05 |
62 | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | Основные понятия: Автотрофы Гетеротрофы Палеонтология Прокариоты Эволюция Эукариоты аромрорфоз | Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и *описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основные понятия: Давать определение термину – ароморфоз. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. *Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.
| § 8.5 и 8.6. | 5.05 |
63 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Основные понятия: Ароморфоз Идиоадаптации | Давать определение термину – ароморфоз, идиоадаптация. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. *Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. *Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни. *Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов.
| § 8.7 и 8.8, . | 9.05 |
Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. | Антропология Антропогенез Движущие силы антропогенеза Факты Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы. Единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека. | Приводить доказательства эволюции. И обосно- вывать их. |
64 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле». | тест | Проработать текст «Краткое содержание главы». | 12.05 |
65 | Повторение темы «Организменный уровень». Работа с тестами |
| Повторить § 3.1-3.10. | 16.05 |
66 | Повторение темы «Экосистемный уровень» Работа с тестами |
| Повторить § 5.1-5.5. | 19.05 |
67 | Повторение темы «Клеточный уровень». Работа с тестами |
| Повторить главу 2. | 21.05 |
68 | Заключение | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....