Иммунология на службе человека
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме
Урок посвящен науке иммунологии, истории открытия вакцин и их роли, знакомству с работами Э.Дженера и Л.Пастера, классификации иммунитета, показана классификация иммунитета, причины аллергии и тканевой совместимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ООШ № 14»
Иммунология на службе человека
Выполнила
учитель биологии
МОУ «»ООШ №14»
г.Энгельса
Захарова Ирина Николаевна
Энгельс 20012
Цель урока:
рассмотреть науку иммунологию, историю открытия вакцин, познакомить обучающихся с работами Э Дженера и Л. Пастера, показать роль вакцин, дать классифи-кацию иммунитета, разъяснить причины аллергии и тканевой совместимости.
Задачи:
образовательная- ознакомить обучающихся с историей изобретения вакцин, их ролью, работами Л.Патера и Э.Дженера, дать понятие сыворотки, классификацию вакцин и иммунитета, показать причины аллергии, тканевой совместимости;
развивающая– умение работать с дополнительными источниками, умение воспринимать дополнительную информацию, выступать в классе;
воспитательная- воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей.
Тип урока: формирование новых знаний.
Вид: конференция.
Методы и методические приемы: словесные- рассказ с элементами беседы, наглядные, практические- использование мультимедиа, презентаций, рефератов, схем.
Оборудование: таблица «Кожа», «Инфекционные болезни», портреты Э.Дженера и Л.Пастера, презентации, видеофрагмент «Лимфоциты».
Ход урока:
Парты объединены по два с группой сидящих ребят.
I. Орг. Момент
II. Проверка домашнего задания
фронтальный опрос
1. способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство- иммунитет
2. процесс уничтожения чужеродных тел- фагоцитоз
3. вещества, нейтрализующие антиген- антитела
4. чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию- антигены
5. как образуются антитела? (Лимфоциты, получив информацию об антигене, размножаются и выделяют антитела)
6. каковы признаки воспаления? (покраснение кожи, повышение температуры)
7. Что такое ворота инфекции? ( путь, через который возбудитель инфекции может попасть в организм)
8. Почему опасны бацилло- и вирусоносители?( люди не освободившиеся полностью от болезнетворных организмов- заражают других)
III. Сообщение темы урока
Сегодня мы проведем урок- конференцию на тему «Иммунология на службе здоровья», где рассмотрим историю открытия вакцин, дадим классификацию иммунитета, разъясним причинны аллергии и тканевой совместимости, которую надо учитывать при переливании крови.
На сегодняшней конференции присутствуют: преподаватель академии, врач- косметолог, врач- инфекционист, литераторы, журналисты.
Эпиграф к уроку
______________________
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать
самому,
И я научусь.
Китайский мудрец
- Сообщение «Покровы тела- защитный барьер на пути микробов».- выступление врача- косметолога. Таблица «Кожа» (приложение )
- Изучением иммунитета занимается наука иммунология. Ее вклад в медицину огромен.
Преподаватель академии
Сообщение «История изобретения вакцин преподавателя»
а) работы Э. Дженнер (обнаружил, что доярки болеют реже- вирус вызвал в организме появление антител, нейтрализующих вирус),( приложение)
б) работы Л. Пастера (после перенесения болезни человек не болеет) (приложение №)
вакцины- ослабленные микробы,
прививка- процесс введения вакцины.
- Врач- инфекционист.
Сообщение «Лечебные сыворотки, предупредительные прививки
При введении вакцины, организм человека самостоятельно вырабатывает антитела.
При введении лечебной сыворотки- организм получает антитела в готовом виде- вырабатывает защитные антитела. Все вакцины, сывортки специфичны.(видеоприложение)
Журналист
- Скажите, почему человека можно сделать выносливым к укусу змей, если заранее сделать прививку? (вырабатывается иимунитет)
- Что при этом вводят в кровь человека? ( вакцину)
- А если заражение уже произошло? (вводят сыворотку – антитела в готовом виде)
4. Сообщение «Иммунитет, развитие, значение»
Школьный врач
Иммунитет бывает:
- Естественный (природный): видовой, наследственный, приобретенный
- искусственный: приобретенный с молоком матери – пассивный, после введения лечебной сыворотки; после болезни – активный, после вакцинации.
Искусственный иммунитет бывает активный (вакцина, организм вырабатывает сам антитела) и пассивный (сыворотка с готовыми антителами)
5. Сообщение «Аллергия»
Аллергия – это повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды (продуктов питания, пахучих веществ, химических препаратов, пыли, пыльцы).
Аллерген- организм – иммунная реакция – антитела – стенки сосудов, клетки тканей, организмов –двойное попадание – комплекс антиген – покраснение, зуд, раздражение, чихание, кашель
Корреспондент
- Что может быть аллергеном? (пыль, пыльца, стиральный порошок, , антибиотики)
6. Врач-хирург «Тканевая совместимость»
Отторжение ткани по биохимическому составу – иммунная реакция. Чем меньше антигенов в пересаженной ткани, тем больше шансов прижиться- задача хирургов совместить ткани у людей, или подавить иммунную реакцию препаратами для пересадки тканей.
Журналист
- Почему пересаженные ткани отторгаются? (если по биохимическому составу пересаженная ткань отличается, то примерно через полторы недели лимфоциты уничтожают трансплантированную ткань и произойдет отторжение)(приложение )
Врач-хирург
С тканевой совместимостью столкнулись медики, т.к. в эритроцитах чужой крови антигены разрушались антителами.
а) ( Запись в тетрадь)Доноры-люди, дающие кровь; реципиенты- получающие ее.
б) открытие групп крови (I, II, III, IV)
I группа- универсальные доноры (переливание только I группе),
IV –универсальный реципиент (любую кровь)
Особый вид иммунной реакции наступает при несовместимости собственной крови человека или животного и крови, которую ему переливают. Мембраны донорских эритроцитов содержат особые углеводы- агглютиногены, которые действуют как антигены и взаимодействуют с антителами. В результате донорские клетки слипаются друг с другом. Существует два типа агглютиногена и четыре группы крови. Кровь первой группы можно переливать люьому человеку, а человеку с четвертой группой крови – только первой и второй группы. Большинство людей имеют кровь первой и второй группы.( приложение )
I | II | III | IV | |
I | + | + | + | + |
II | – | + | – | + |
III | – | – | + | + |
IV | – | – | – | + |
в) (Rh +) - белок в эритроцитах (агглютиноген), если есть- люди резус положительные, нет- резус отрицательные. Резус- конфликт- мать- резус отрицательная, плод- резус положительный.( у матери вырабатываются антитела Rh+)
Журналист
-Почему при первой беременности ребенок рождается нормально, при второй-нет? (При первой беременности накапливается немного антител, а при второй- много, возникает резус-конфликт- разрушение эритроцита)
-Что же делать тогда, если женщина хочет иметь 2х, 3х детей? (делают анализ на резус- фактор и если его выявляют, то делают после рождения ребенку обменное переливание крови)
Задание
Кому можно переливать кровь I, II, III, IV групп
Доноры Реципиенты
I I
II II
III III
IV IV
Подведение итога урока, объявление оценок, домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
Методическая разработка урока в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"
Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В. В. Пасечника, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключит...
Урок - конференция в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"
Урок обобщения и систематизации знаний в форме конференции с применением информационной, здоровьесберегающей, технологии развития критического мышления, проблемное обучение...
Иммунология на службе здоровья
Тема урока. Иммунология на службе здоровья. Цели урока: Ознакомиться с основными этапами развития иммунологии, выучить сопутствующие теме урока понятия. Задачи урока: 1. Оп...
урок по теме: Иммунология на службе здоровья.
Урок в 8 классе...
Урок по анатомии "Иммунология на службе здоровья"
Урок по анатомии в 8 классе по технологии кейс - метода....
ИММУНОЛОГИЯ НА СЛУЖБЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС
урок биологии 8 кл...