План - конспект урока биологии в 8 классе "Роль витаминов в обмене веществ человека"
план-конспект урока биологии (8 класс) по теме
План- конспект урока, для учащихся 8 класса. Урок может быть проведен как с использованием ИКТ, так и в традиционной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
открытого урока биологии с применением информационно-коммуникативных технологий.
ТЕМА: Роль витаминов в обмене веществ человека.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с основными группами витаминов, определить значение витаминов в процессе обмена веществ.
ЗАДАЧИ: -- Сформировать знания о строении витаминов и их основных
группах;
--Способствовать формированию навыков работы с
информационными технологиями и развитию
коммуникативной компетентности.
МЕТОДЫ:
-- Словесный (беседа учителя с учащимися, сообщения учащихся
по изучаемой теме);
--Наглядный (использование при изучении материала муляжей
овощей и фруктов ,таблиц с изображением содержания
витаминов в различных продуктах питания) ;
-- Информационный (обработка полученной информации через
ИКТ).
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
-- Логический (формулирование выводов на основании изученного
материала)
-- Организационный (работа учащихся в группах по 2-3 человека).
ОБОРУДОВАНИЕ:
-- Презентации «Где спрятаны витамины?», «Азбука здоровья»
-- Муляжи овощей и фруктов, таблицы с изображением содержания
витаминов в различных продуктах питания;
--Компьютеры для групповой работы учащихся.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент (проверяется готовность учителя и
учащихся к проведению урока); приветствие.
- Вводное слово учителя:
-Сегодня на уроке мы изучим тему «Витамины. Их роль в обмене веществ». Сначала проверяем д/з : повторите определение «обмен веществ», виды обмена, роль обменных процессов для жизнедеятельности человека. На повторение вам отводится 3 минуты.
В процессе повторения д/з учащимися, учитель заполняет журнал,
отмечает отсутствующих.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС:
- Что такое обмен веществ?
Обмен веществ – это процесс поглощения сложных органических соединений, их расщепления на более простые, легко всасываемые в кровь и лимфу вещества.
- Какие виды обмена существуют, каковы их особенности?
Различают два вида обмена - пластический и энергетический. В результате пластического обмена в организм поступают пит.вещества, которые используются для формирования «строительного материала» клеток организма. В процессе энергетического обмена организм получает, а в дальнейшем расходует или запасает ( в виде АТФ) необходимую энергию.
3.Какова роль обменных процессов для жизнедеятельности организма?
В организм человека с пищей поступает огромное количество питательных веществ, таких как: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Большинство из них в нашем организме не синтезируются. Как уже говорилось органические соединения в процессе биохимических реакций расщепляются на простые, которые всасываются в кровь и лимфу через ворсинки тонкого кишечника, а затем разносятся по клеткам тела. Эти вещества обеспечивают рост , развитие клеток, их дыхание, размножение и функциональную работу органов.
-Хорошо. Ответы правильные и исчерпывающие.Давайте перейдём к изучению нового материала.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Материал по новой теме излагается учителем и учащимися (заранее подготовленные сообщения по теме, презентация).В процессе изложения материала учащиеся, разбившись на группы, заполняют таблицу, работая за компьютером и составляют схему.
-Открытие витаминов принадлежит русскому врачу Н. И. Лунину (в 1880 г.). Витамины необходимы как регуляторы жизнедеятельности организма и участники всех биохимических и физиологических процессов. Они являются ферментами, входят в состав ферментов или их активируют. Витамины должны поступать в организм с пищей, в соответствии с их суточной нормой. Недостаток, как и переизбыток этих веществ, может приводить к различным заболеваниям. Вспомните пословицу « Всё хорошо в меру!». Для нормальной жизнедеятельности необходимо около 20 витаминов. Рассмотрим некоторые из них.
Далее учащиеся смотрят заявленные презентации и слушают сообщения о различных витаминах. В процессе работы с презентациями и сообщениями по теме урока учащиеся заполняют с помощью учителя компьютерный вариант сводной таблицы. Учитель знакомит учащихся с основными группами витаминов и обозначает заболевания, связанные с витаминами.
-Скажите, пожайлуста , кто любит чай с лимоном? Это ни что иное, как водный раствор витамина С- аскорбиновой кислоты. Т.е. существуют водорастворимые витамины.
- А кого мама или бабушка кормит тертой морковью с сахаром ,со сметаной или подсолнечным маслом? Ваши родители знают, что витамин А,содержащийся в моркови лучше усваивается с жирами.
Это жирорастворимые витамины. Занесите эти сведения в свой конспект.
- Вернёмся к наше пословице «Всё хорошо в меру». Избыток витаминов приводит к гипервитаминозам, их недостаток- гиповитаминозам, в случае отсутствия витаминов развивается авитаминоз. Занесите сведения в схему.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИТАМИНОВ, НЕОБХОДИМЫХ ЧЕЛОВЕКУ
витамины, суточная норма | Возможные заболевания | Продукты, содержащие витамины |
А-ретинол 1,5 мг | Замедление роста, повреждение роговицы глаза,развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи | Животные жиры, рыба, яйца, молоко, печень, морковь, томаты |
Д-эргокальциферол 0,025 мг | Рахит,ухудшение обмена кальция и фосфора | Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток |
Е-токоферол 10-12 мг | Дистрофия скелетных мышц, атрофия, бесплодие, малокровие | Растительные масла, Зелёные части овощей |
К-филлохинон В норме не требуется | Нарушение свертываемости крови , желудочно-кишечные кровотечения | Синтезируется кишечными микроорганизмами |
С-аскорбиновая кислота 50-100 мг | Ослабление иммунитета, утомляемость, кровоточивость дёсен, цинга, поражения стенок кровеносных сосудов | Перец, лимоны, чёрная и красная смородина, плоды шиповника, зелёный лук , молоко, печень |
РР-никотиновая кислота 15 мг | Воспаление кожи, поражение слизистых оболочек ротовой полости, пеллагра, нарушение психики | Говядина, печень, почки, рыба (лосось, сельдь), пророщенные злаки (пшеница , рожь) |
В1-тиамин 2-3 | Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы | Оболочки и зародышевая часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце |
В2-рибофлавин 2 мг | Задержка роста, катаракта, поражение слизистой оболочки полости рта | Пивные дрожжи, пшеничные отруби, печень, молоко, томаты, яйца, шпинат, капуста |
В6-пиридоксин 1-2 мг | Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость | Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр , рыба;+синтезируется микрофлорой кишечника |
В12- цианкобаламин 0,001-0,003 мг | Злокачественная анемия | Печень рыбы, свиней, крупного рогатого скота + синтезируется микрофлорой кишечника |
АВИТАМИНОЗ
Отсутствие витамина в организме
ГИППОВИТАМИНОЗ
Недостаток витамина в организме
ГИПЕРВИТАМИНОЗ
Переизбыток концентрации витамина в организме
ВИТАМИНЫ
Высокомолекулярные органические вещества , составляющая часть ферментов
ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ
А, Д, Е, К
ВОДОРАСТВОРИМЫЕ
В, С, РР
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:
Каждый учащийся произносит 1-2 предложения , освещающие новый материал.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
-Сегодня мы изучили витамины, их группы, значение в процессах обмена веществ .Вашим д/з будет параграф 38 , материал схемы и таблицы, заполненной на уроке выучить. Также учитель озвучивает оценки учащихся за работу на уроке. По окончанию урока учащиеся распечатывают получившиеся таблицу и конспект урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект урока биологии 11 кл по теме Положение человека в системе органического мира.
план -конспект урока разработан в соответствии с материалами учебниками Общая биология. 10-11 кл. Базовый уровень. Авторы В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова....
План-конспект урока биологии на тему Витамины
План-конспект урока биологии в 8 классе на тему Витамины...
План – конспект урока биологии 5 класс по теме «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»
План – конспект урока биологии 5 класспо теме«Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»...
Презентация к уроку биологии 8 класс на тему "Обмен веществ и энергией".
Часы сделаны из нескольких десятков деталей, организм человека из более чем из 60-100 триллионов клеток. какое основное свойство организма человека обеспечит их жизнедеятельность?...
План-конспект урока биологии для 9 класса по теме «Витамины»
План-конспект урока биологии для 9 класса по теме «Витамины»...
План-конспект урока биологии в 11 классе на тему:" Происхождение человека"
Тема: Происхождение человекаКласс: 11.Тип урока: комбинированный.Цель:Создать условия для формирования представлений о происхождении человека, о предках человека, их развитии и становлении вида ...