План-конспект урока биологии на тему Витамины
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
План-конспект урока биологии в 8 классе на тему Витамины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vitaminy_-_plan_uroka.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока по биологии.
Тема: Витамины и их роль в организме человека.
Дата: 17марта
Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», определить содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека.
Задачи: а) образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.
б) развивающая: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
в) воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего здоровья.
Оборудование: учебник, таблица «Суточные нормы витаминов», презентация «Витамины», компьютер и мультимедиа для демонстрации презентации и слайдов, листы с вопросами симпозиума и тестовыми заданиями для закрепления материала.
Тип урока: урок - изучения нового материала.
Ход урока.
Вопросы :
1. Кто впервые доказал наличие в пище веществ, названных витаминами?
2. Что такое витамины? Что между ними общего?
3. Классификация витаминов.
4. Что такое авитаминоз и гиповитаминоз? Назовите причины авитаминоза и гиповитаминоза.
5. Свойства витамина А (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
6. Свойства витаминов группы В (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
7. Свойства витамина С (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
8. Свойства витамина D (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
9. Свойства витамина PP (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
10. Свойства витамина E (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
11. Свойства витамина K (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
12. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
13. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
14. Источники поступления витаминов в организм человека? Необходимые дозы витаминов.
I. Орг. момент.
Учитель: Тема нашего урока – Витамины и их роль в организме человека. На уроке мы познакомимся с историей открытия витаминов, их особенностями, содержанием в различных продуктах и влиянием витаминов на организм человека.
II. Изложение нового материала.
1. Кто впервые доказал наличие в пище веществ, названных витаминами?
Витамины были открыты в конце прошлого столетия русским врачом Н. И. Луниным. Он показал их значение для жизнедеятельности организмов.
2. Что такое витамины? Что между ними общего?
Витамины - это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ. (слайд№1)
3. Классификация витаминов.(слайд №2)
Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.
Жирорастворимые – А, D, Е, К.
4. Что такое авитаминоз и гиповитаминоз? Назовите причины авитаминоза и гиповитаминоза. (слайд№3)
Витамины входят в состав молекул многих ферментов и некоторых физиологически активных веществ, поэтому при их отсутствии - авитаминозе или недостатке - гиповитаминозе нарушаются синтез ферментов и обмен веществ, вследствие чего развиваются тяжелые заболевания.
Витамины в основном непрочные соединения: они быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов. Натуральные витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения и, за редким исключением (витамин О), не синтезируются в организме человека.
Избыточное поступление витаминов в организм вызывает состояние, которое называется гипервитаминозом. Обычно это наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов и сопровождается самыми разнообразными признаками отравления. Наиболее токсичными являются витамины А и D которые часто дают маленьким детям. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичным является витамин B1, большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При длительном приеме витамина B6 может наблюдаться повышение свертываемости крови.
5. Свойства витаминов (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).(слайды4-9)
Название витамина | Где содержится | Значение для организма | Какие болезни развиваются при недостатке витамина |
Витамин А | Рыбий жир, яичный желток, морковь, абрикосы, помидоры содержат растительный пигмент – каротин, из которого в печени человека образуется витамин А | Участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям | При недостатке витамина возникает «куриная слепота» - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках |
Витамины группы В | Хлеб грубого помола, дрожжи, печень, молоко, шпинат | В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности ЦНС.
В6 участвует в белковом обмене, уменьшает отложения на стенках кровеносных сосудов холестерина, ведущие к развитию атеросклероза, ожирению печени, появлению камней в желчном пузыре.
В12 регулирует образование клеток крови – эритроцитов и тромбоцитов, участвует в обмене белков. | При недостатке витамина развивается заболевание под названием бери-бери, при котором появляется быстрая утомляемость, потеря аппетита, резкое исхудание.
Недостаток витамина приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.
Недостаток приводит к развитию малокровия. |
Витамин С | Свежие овощи и фрукты: шиповник, лимон, черная смородина, капуста | Регулирует обмен белков и углеводов. | При недостатке повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям. Полное его отсутствие в пище приводит к тяжелому заболеванию – цинге, при котором на фоне общей слабости развивается одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы. |
Витамин D | Рыбий жир, ультрафиолетовые лучи способствуют выработке этого витамина в коже, яичный желток, печень рыбы, жирная рыба, масло. | Участвует в обмене кальция и фосфора, формирование костей и мышц. | Недостаток витамина приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту. |
Витамин РР | Дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко | Обеспечивает нормальное протекание в организме окислительно-восстановительных процессов. Участвует в образовании гормонов надпочечников. | Недостаток витамина приводит к нарушению деятельности пищеварительной системы. Кожа такого человека темнеет, покрывается язвочками. |
Витамин К | капуста, тыква, свекла, печень, мясо, клубника, шпинат, томаты | К необходим для нормальной свертываемости крови. |
|
Витамин Е | содержится в кукурузном и подсолнечном масле, зерновых, капусте, зеленых овощах, сливочном масле. | влияет на функции эндокринной системы, помогает бороться со старением клеток |
|
6. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.(слайды10-11)
Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.
Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0...+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.
Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.
Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.
7. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
Питательные вещества - это органические соединения, которые являются для организма источником энергии и строительным материалом. Основными питательными веществами являются белки, жиры и углеводы. Помимо этого важную роль в питании человека играют органические кислоты, витамины, минеральные соли и вода, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма.
Витамины - это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.
8. Источники поступления витаминов в организм человека? Необходимые дозы витаминов.
Здоровое питание населения является одним из важнейших условий здоровья нации. Массовые обследования, проведённые Институтом питания РАМН, свидетельствуют о дефиците витаминов у большей части населения России. Наиболее эффективный способ витаминной профилактики - обогащение витаминами массовых продуктов питания.
Витаминизация (иногда в комплексе с обогащением минеральными микроэлементами) позволяет повысить качество пищевых продуктов, сократить расходы на медицину, обеспечить социально незащищённые слои населения витаминами, восполнить их потери, происходящие при получении пищевого продукта на стадиях технологического процесса или кулинарной обработки. При этом необходимы следующие решения:
а) выбор подходящего продукта для витаминизации
б) определение уровня витаминизации
в) разработка системы контроля
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ВИТАМИНАМИ:
-мука и хлебобулочные изделия - витамины группы В ;
-продукты, детского питания - все витамины ;
-напитки, в том числе сухие концентраты, - все витамины, кроме А, D;
-молочные продукты - витамины A, D, E, C;
-маргарин, майонез - витамины A, D,E;
-фруктовые соки - все витамины, кроме A, D;
Большинство витаминов быстро разрушается в организме, и поэтому необходимо постоянное их поступление извне. Количество витаминов, ежедневный прием которых необходим для нормального развития организма и предупреждения гипо- и авитаминозов, называется профилактической дозой. Большее количество витамина необходимо для лечения уже развившегося авитаминоза. Это количество называется лечебной дозой.
Некоторые люди, предполагая, что витамины «не повредят», принимают их в чрезмерных количествах. Состояния, при которых наблюдаются передозировки витаминов, называются гипервитаминозами. В своем большинстве витамины быстро выводятся из организма, но такие витамины, как А, В1, D, РР, удерживаются в организме более длительное время. Поэтому использование высоких доз витаминов может привести к передозировке — вызвать головные боли, нарушения пищеварения, изменения кожи, слизистых, костей и т. д. Однако токсические дозы, ведущие к передозировке, для этих витаминов во много раз превышают обычную для них суточную потребность.
Как вы думаете, что мешает усвоению витаминов в организме?
Что мешает усвоению витаминов:
Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…
Никотин - Разрушает витамины А, С, Е, селен.
Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…
Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.
Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.
Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
Какие витамины и витаминные комплексы вы знаете, и какие принимаете сами?
Какие витамины вы принимаете?
Алфавит, Аскорбиновая кислота, Биовиталь гель, Джунгли, Дуовит, Йодомарин, Кальций D3 Никомед, Компливит, Мультитабс, Пиковит, Ревит, Фолиевая кислота, Центрум, Черника форте, Nutrilait и др.
III. Закрепление пройденного материала(слайд№11)
Тестовая работа для закрепления материала:
1. Витамины это…
а) минеральные вещества;
б) органические вещества;
в) белки.
2. Авитаминоз – это…
а) переизбыток витамина;
б) недостаток витамина;
в) нормальное содержание витамина
3. К водорастворимым витаминам относятся:
а) С, РР, группы В;
б) D, А, К;
в) только группа В
4. В цитрусовых большом количестве содержится:
а) витамин А;
б) витамин Е;
в) витамин С.
5. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?
а) витамина К;
б) витамина В;
в) витамина С.
6. Переизбыток витаминов вызывает:
а) гипервитамноз;
б) авитаминоз;
в) головокружение
7. Витамины были открыты:
а) Эйкманом;
б) Луниным;
в) Фрунком.
8. Источниками витамина D являются:
а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;
б) свежие овощи, фрукты, молоко;
в) водоросли, мясо, яйца.
9. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?
а) недостаток витамина В;
б) недостаток витамина А;
в) недостаток витамина Е
10. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:
а) Цинга;
б) Пеллагра;
в) Рахит.
IV. Домашнее задание.
Изучить текст на стр.166-169,заполните таблицу в тетрадях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс.
Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс. ...
урок биологии по теме "Витамины" 8 класс учебник Драгомилов Маш
Урок соответствует современным требованиям. С использованием элементов критического мышления, проектных технологий, проблемного обучения, современных технических средств обучения....
Урок биологии по теме "Витамины" в 8 классе по программе В.В. Пасечника
Знакомство учащихся с разнообразными витаминами, их функциями, источниками витаминов. Урок прививает культуру ЗОЖ, повышает творческую активность учащихся, помогает запоминать продукты по содержанию в...
Использование элементов технологии модульного обучения на уроке биологии по теме "Витамины"
Проект урока с использованием элементов модульно-блочной технологии. Урок соответствует требованиям ФГОС....
Презентация к уроку биологии на тему "Витамины".
Цель: изучить многообразие, значение витаминов и их содержание в продуктах питания.Задачи:образовательная: выявить многообразие и значение витаминов, их роли в обмене веществ;развивающая: формировать ...
Презентация к уроку биологии на тему "Витамины".
Цель: изучить многообразие, значение витаминов и их содержание в продуктах питания.Задачи:образовательная: выявить многообразие и значение витаминов, их роли в обмене веществ;развивающая: формировать ...
Конспект урока биологии на тему "Витамины"
Данный материал содержит конспект урока биологии в 8 классе (учебник Д.В.Колесов, Р.Д. Маш). Тема урока "Витамины"....