Методическая разработка урока биологии: "Организм человека как биологическая система".
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Материал содержит разработку урока биологии для 8 класса по теме: "Организм человека как биологическая система".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_organizm-publikatsiya.docx | 209.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РК «ССШИ №1»
учитель биологии – Сидоренкова Юлия Васильевна
Методическая разработка урока биологии по теме:
Организм человека – открытая биологическая система
Тема урока: Организм человека как биологическая система
Класс: 8
Цели:
- сформировать у учащихся понятие о физиологических системах организма человека; выявить взаимосвязь строения и функций основных биологических систем организма человека;
- формировать умения различать органы и системы органов на объемных моделях, плакатах, рисунках; продолжить формировать понятие об организме как о едином целом;
- развивать мышление, память, умения сравнивать и анализировать, применять полученную информацию в практической деятельности; развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании ;
- воспитывать бережное отношение к собственному организму;
- продолжить формирование умений работать в малых группах, оценивать себя и одноклассников;
Коррекционные цели:
-диагностика индивидуальных особенностей учащихся при выполнении индивидуальных и групповых заданий (репродуктивных, практических, творческих) на разных этапах урока;
- способствовать формированию компетентностей (социальных, здоровьесберигающих, информационных, коммуникативных);
- развивать познавательный интерес, активное, творческое мышление, наблюдательность при работе с моделями, таблицами, текстовой информацией и видеоматериалом по теме урока;
- расширять представление о составляющих здоровья в нашей жизни;
- способствовать укреплению здоровья учащихся путем использования здоровьесберигающих технологий при проведении урока.
- Оборудование:
- инструктивные карты к уроку; учебники;
- словарь основных понятий и терминов темы;
- карточки с заданиями (тестовые и индивидуальные);
- магнитная доска;
- технические средства обучения (телевизор и DVD проигрыватель);
- видеоматериал (видеоролики о работе основных систем органов человека);
- аудиоматериал – музыка для релаксации и проведения коррекционной паузы;
- цветные карточки для фронтальной работы;
- модель торса человека;
- объемные модели органов: глазного яблока, ушной раковины, сердца, щитовидной железы, головного мозга, легких;
- модели суставов и трубчатых костей;
- плакаты с изображением всех основных систем органов (кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной, выделительной);
- карточки с изображением органов и систем органов человека для практических заданий;
- набор кусочков тканей различных цветов и фактуры (для проведения тактильного эксперимента);
- ваза с яблоками;
- парфюмерный набор (духи, дезодоранты) – для проведения эксперимента
Тип урока: комбинированный;
Форма проведения: урок-путешествие по организму человека;
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная;
Базовые понятия и термины: орган, организм, клетка, ткань, система органов, физиология человека, анатомия, гигиена, здоровье, гормоны, нервная система, дыхательная система, кровеносная система, сенсорное восприятие, органы чувств, физиологические системы, функциональные системы;
Межпредметные связи: химия, физика, география, природоведение, экология, литература, трудовое обучение, физическая культура.
Формы и методы работы:
- пояснительно-иллюстративные (рассказ и демонстрация с объяснением, работа с таблицами, дидактическими материалами, опорными схемами, фронтальная беседа, просмотр видеороликов);
- практические (выполнение практических заданий, проведение сенсорных экспериментов, работа с объемными моделями, макетами, таблицами);
- интерактивные (работа в парах, микродискуссия, выполнение индивидуальных заданий, просмотр видеоматериала с последующим обсуждением, проверка усвоения материала с помощью цветных карточек);
- исследовательские (индивидуальные домашние задания - подготовить творческие работы по теме, составление синквейнов по заданным теме урока);
- релаксационные (проведение коррекционной паузы);
Структура урока:
I) Организационный этап – 1-2 минуты
- Организация класса.
- Сообщение и обоснование актуальности темы и целей урока.
II) Проверка домашнего задания - 3 минуты
- Индивидуальные ответы учащихся
- Интерактивное упражнение «Неопознанный объект»
III) Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний - 3 минуты.
IV) Изучение нового материала - 18 минут. Коррекционная пауза!! – 3-4 минуты
V) Обобщение и закрепление знаний, коррекция знаний - 13 минут.
- Итоговое повторение.
- Домашнее задание - 1 минута.
- Подведение итогов урока - 2 минуты.
- Выставление оценок.
- Рефлексия.
Ход урока:
I) Организационный этап:
1) Организация класса:
a) Приветствие: проверка по журналу присутствующих на уроке;
б) Проверка соответствия рабочих мест, наличие необходимого оборудования, готовность к уроку;
в) Создание эмоционально-положительного фона для работы на уроке
2) Сообщение:
а) темы урока;
б) выявление целей и задач урока (совместно с учениками);
в) вопросов, необходимых для рассмотрения на уроке;
г) структуры урока
II) Проверка домашнего задания:
- Защита собственных творческих работ в форме синквейнов по теме «Органы».
- Проверка знаний основных понятий, терминов по пройденной теме – в форме интерактивной игры «Неопознанный объект»
с использованием цветных сигнальных карточек.
Интерактивная игра «Неопознанный объект»
#1057;овокупность клеток, которые имеют общее строение, происхождение и выполняют одну и ту же функцию (ткань).
2. Основной элемент скелета позвоночных животных, образован костной тканью (остеон).
3. Наука, изучающая жизнедеятельность целостного организма и его частей – систем органов, тканей, клеток; выявляющая причины, механизмы и закономерности жизнедеятельности организма и взаимодействия его с окружающей средой (физиология).
4. Ткань, состоящая из клеток и большого количества межклеточного вещества (соединительная).
5. Совокупность тканей и органов, связанных общей функцией (физиологическая система).
6. Ткань, состоящая из клеток, плотно прилегающих друг к другу, и небольшого количества межклеточного вещества (эпителиальная).
7. Ткань, составляющая основную массу мышц, служит для приведения в движение всего организма и отдельных его органов (мышечная).
8. Наука, изучающая форму и строение отдельных органов, систем и организма в целом (анатомия).
III) Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний учащихся
- Мотивация:
Эпиграфом к уроку служит высказывание известного французского философа Р. Декарта: «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно»
- Актуализация опорных знаний:
Учащиеся проводят первичную рефлексию своей деятельности на уроке с помощью инструктивной карточки «Основные термины по теме», выясняют, какие понятия уже изучены, а какие являются новыми (новые понятия выделены зеленым цветом).
Основные термины по теме:
Организм человека как биологическая система
Анатомия -
Физиология –
Гигиена -
Цитология –
Гистология –
Физиология человека –
Здоровье —
Биологическая система –
Клетка –
Органеллы –
Ткань –
Орган –
Гомеостаз -
Физиологические системы органов –
Функциональные системы органов –
Гормоны –
Нервная регуляция функций –
Гуморальная регуляция функций -
IV) Изучение нового материала
При изучении нового материала учащиеся работают по следующим направлениям:
- Обработка данных опорных конспектов и таблиц, текстовой информации. Данная форма работы проводится в парах с последующим обсуждением фронтально.
Инструктивная карта: «СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА»
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ | ОРГАНЫ | ФУНКЦИИ |
Опорно-двигательная | Скелет, мышцы | Опорная, двигательная, защитная |
Покровная | Кожа, слизистые оболочки | Защитная, терморегуляция |
Пищеварительная система | Кишечник, пищеварительные железы | Переваривание и усвоение питательных веществ |
Кровеносная система | Сердце, кровеносные сосуды | Транспортная, защитная, терморегуляция |
Лимфатическая система | Лимфоузлы и лимфатические сосуды | Иммунная, выведение избытка жидкости |
Дыхательная система | Легкие, воздухоносные пути | Газообмен между организмом и окружающей средой |
Выделительная система | Почки, мочевыводящие пути (мочеточники, мочевой пузырь) | Выведение продуктов обмена и избытка жидкости |
Нервная система | Нервы, головной мозг, спинной мозг | Координация работы всех органов и систем |
Эндокринная система | Железы внутренней секреции (щитовидная) | Гуморальная регуляция функций |
Сенсорные системы | Органы чувств (органы зрения, слуха, вкуса, обоняния) | Взаимосвязь организма с окружающей средой |
Половая система | Половые органы, половые железы | Размножение, половое созревание |
Для уточнения отдельных понятий учащиеся могут обратиться к словарю терминов и понятий.
СЛОВАРЬ терминов по теме:
Организм человека как биологическая система
Система органов – совокупность органов, выполняющих общую функцию.
Физиологические системы органов – это органы, объединенные общим строением, происхождением и функцией.
Функциональные системы – временные объединения разных систем органов для выполнения определенной функции.
Гомеостаз - поддержание постоянства внутренней среды организма.
Гормоны – биологически активные вещества; вырабатываются железами внутренней и смешанной секреции; участвуют в гуморальной регуляции функций.
Нервная регуляция функций – регуляция функций организма, которая осуществляется с помощью нервной системы.
Гуморальная регуляция функций - регуляция функций организма, которая осуществляется с помощью биологически активных веществ – гормонов.
Иммунитет – способность организма поддерживать гомеостаз в ответ на попадание чужеродных тел (микроорганизмы, аллергены).
Организм человека – целостная система, способная к саморегуляции и самовоспроизведению.
- Работа с объемными моделями, иллюстрациями, таблицами при изучении каждой физиологической системы органов. Данная форма работы проводится во время демонстрации, объяснения учителя, затем - в парах с последующим обсуждением.
- Интерактивное изучение: просмотр видеофрагментов о работе кровеносной, нервной, выделительной, дыхательной систем организма человека. Цель такой формы работы: объяснить взаимосвязь строения и функций, согласованную работу органов и систем.
- Проведение сенсорных экспериментов:
А) тактильных (исследование тактильной чувствительности при помощи набора тканей)
Б) обонятельных (анализ восприятия запахов и процессов, происходящих в ЦНС)
В) зрительных (анализ зрительного восприятия – объектом служит тарелка с яблоками)
Коррекционная пауза - проводится между этапами изучения нового материала. Коррекционная пауза проводится обязательно под музыку и включает в себя следующие формы работы:
А) Динамическая пауза: физическая разминка, упражнения дыхательной гимнастики;
Б) Выполнение пальчиковой гимнастики;
В) Выполнение гимнастики для глаз;
Г) Релаксационная пауза
При проведении коррекционной паузы используется музыкальное сопровождение: а) медленное, спокойное – для релаксации, для зрительной гимнастики; б) быстрое, веселое – для физической разминки
V) Закрепление знаний, коррекция знаний
Учащиеся получают индивидуальные задания, а в парах осуществляют взаимопроверку. Задания:
А) разобрать и собрать модель «Торс человека»
Б) среди набора органов найти соответствие к определенной системе органов (карточки с названиями выдаются индивидуально)
В) определить взаимосвязь строения и функций предложенных органов или физиологических систем
Г) доказать, что организм – единое целое, используя предложенную на рисунке схему.
Вопросы для итогового закрепления:
- Правильно ли называть человека:
А) открытой системой;
Б) системой, обладающей разными уровнями организации?
2. Почему физиологические процессы в организме протекают согласовано?
- Перечислите основные свойства биологических систем.
VI) Домашнее задание:
Индивидуально-дифференцированные и творческие задания:
А) выучить основные понятия и термины по теме (словарь);
Б) составить синквейн по теме «Организм человека как биологическая система»;
В) подготовить «рекламу» одной из физиологических систем организма человека;
VII) Подведение итогов урока:
1) выставление оценок в соответствии с критериями и обоснование баллов в соответствии с активностью во время урока и качеством ответов
2) Рефлексия деятельности и настроения на уроке.
РЕФЛЕКСИЯ
На уроке я:
- Лучше всего запомнил…
- Больше всего мне понравилось…
- Самым важным я считаю…
Список литературы:
- Аксенова М.А. Энциклопедия для детей. Человек - М.: Аванта, 2001
- Бехин П.А. Анатомия человека. Системы и органы – М.: Дрофа, 2008
- Кассан А.А. Анатомия человека. Иллюстрированный атлас – М.: Просвещение, 2011
- Воронина Г.А., Иванова Т.В., Калинова Г.С. - «Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы по новым стандартам» (М., «Просвещение», 2015);
- Руснак Т. Технологии обучения биологии. Теория и практика // Биология – 2011 - №15
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- 1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»-
- 2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» -
- Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
- Школьный портал
- Биология - Российская электронная школа ()
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Стадии эволюции человека"
Урок биологии в 11 классе...
Методическая разработка урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"
Методическая разработка урока обществознания для обучающихся 11 класса, которая поможет учителю в полной мере дать обучающимся представление о пенсионной системе РФ....
Презентация к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"
Данная презентация является дополнением к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система РФ"...
Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"
Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....
Методическая разработка урока "Наследственные болезни человека".
Урок по биологии для учащихся 10 классов "Наследственные болезни человека" с использованием технологии критического мышления....
Методическая разработка урока-7 класс. Человек и его профессия. Выставка работ “Моя будущая профессия”
Методические рекомендации к занятию.Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Учени...
Методическая разработка урока физики в 9 классе: "БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ РАДИАЦИИ"
Урок объяснения нового материала на тему: «Биологическое действие радиации».Продолжительность: 40 минутЦели: Закрепить знания учащихся о явлении радиоактивности; ввести физическ...