Методическая разработка урока биологии на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека» в 5 классе
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Татьяна Игоревна Таратухина

Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их взаимосвязи.

Задачи урока:

Образовательные: изучить основные группы живых организмов по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания, показать значение биологического разнообразия в природе и взаимосвязи организмов между собой.

Развивающие: продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах, развивать познавательный интерес.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать культуру общения, формировать экологическое мышление и экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки с изображением растений, животных, грибов.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, интерактивная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_v_elektronnyy_katalog.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тимоновская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района белгородской области

Из опыта работы

Методическая разработка урока биологии

на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека»

в 5 классе

ФИО автора материалов (полностью):

учитель биологии и химии

Таратухина Татьяна Игоревна

2024 год

Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их взаимосвязи.

Задачи урока:

Образовательные: изучить основные группы живых организмов по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания, показать значение биологического разнообразия в природе и взаимосвязи организмов между собой.

Развивающие: продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах, развивать познавательный интерес.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать культуру общения, формировать экологическое мышление и экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки с изображением растений, животных, грибов.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, интерактивная.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организа-

ционный

Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся

Приветствуют. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность

Коммуникативные (учатся культуре общения)

Актуализация знаний.

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся.

Актуализирует имеющиеся знания. Учитель рассказывает притчу: "Было у матери природы две дочки красоты необыкновенной. У одной глаза голубые, хрупкая, нежная, радушная. Ей мудрая мать подарила растительный мир. Как ее звали? (Флора). Вторая дочь - быстрая как ветер, могла с птицами полетать, за оленями попрыгать, ей мать природа подарила животный мир. Как ее звали, ребята? (Фауна). И просила мать природа своих дочерей, чтоб берегли живой мир, защищали его от всего злого."

Ребята, а какие царства живой природы вы знаете? Каковы они по способу питания? Дать краткую характеристику каждому царству.

Учитель предлагает работу с тестом, для повторения пройденного материала и перехода к изучению новой темы. (приложение 1)

Предлагает проверить тест друг у друга в парах и поставить оценки.

Слушают притчу, отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал.

Перечисляют царства.

Рассматривают слайды

Определяют к какому царству относятся живые организмы , сравнивают их по способу питания. Дают характеристику каждому царству, обобщая имеющиеся знания.

Отвечают на вопросы теста, оценивают работу друг друга, корректируют ответы после проверки

Познавательные (учатся строить высказывания, учатся сравнивать, обобщать), Личностные (личностное самоопределение), Коммуникативные (учатся культуре общения)

Регулятивные (учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию)

Постановка проблемного вопроса

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности

Учитель подготавливает мышление учащихся к созданию проблемной ситуации. Организует работу по формулировке цели учебной деятельности и темы урока.

Ребята, А почему мать Природа просила беречь все живые организмы? Предлагает рассмотреть слайд, на котором ядовитые животные, растения, грибы. А также слайды на которых полезные для человека организмы.

Нужно ли уничтожать в природе ядовитые грибы, растения, животных? Все ли живые организмы нужны? Мы ответим на этот вопрос в течение урока. Давайте сформулируем тему нашего урока и цели, которых мы хотим достичь.

Рассматривают слайды, вступают в диалог с учителем, выявляют проблему.

Отмечают, что есть полезные и вредные для человека организмы, высказывают свое мнение.

Предполагают, что на уроке мы будем изучать значение живых организмов в жизни человека и природы, участвуют в постановке цели урока

Коммуникативные (учатся выражать свои мысли) Личностные (личностное самоопределение)

Открытие нового знания

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Организует работу в парах. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. --Используя учебник (с.70-71), выпишите в тетрадях группы организмов, полезных для человека, составив таблицу (группы организмов - представители) С помощью гербария растений и коллекции насекомых отыщите представителей разных групп. Организует проверку проделанной работы. Показывает слайды с представителями разных групп полезных организмов.

Используя ранее полученные знания, скажите почему невозможна на Земле жизнь без зеленых растений?

Сделайте вывод о взаимосвязи живых организмов.

А почему без деятельности бактерий жизнь на Земле невозможна? Объясните значение бактерий показанных на слайдах.

Сделайте вывод о взаимосвязи живых организмов.

А какое значение имеют животные в жизни других живых организмов.

Сделайте вывод о взаимосвязи живых организмов.

Учитель предлагает составить цепь питания, доказывающую взаимосвязь организмов, используя раздаточный материал (карточки с изображением растений, животных, бактерий)

А как же быть с вопросом, прозвучавшем в начале урока. Нужны ли нам ядовитые растения, животные кровососы, бактерии- паразиты? Почему некоторых животных называют вредителями? Что такое сорняки? Наиболее полно ответить на эти вопросы поможет вам источник информации учебник (с.69-70)

Учитель организует работу по проверке. Предлагает сделать вывод.

Используя текст учебника находят нужную информацию. Фиксируют в тетрадях группы организмов, обсуждают в парах, полученные знания. Объединяют организмы по их значению в группы, составляя таблицу (лекарственные, пищевые, сырьевые) С помощью гербария растений и коллекции насекомых отыскивают представителей разных групп. Озвучивают сделанные записи.

Объясняют, что растения автотрофы и производят в ходе фотосинтеза кислород и органические вещества.

Делают вывод, что человек, животные и бактерии не смогут жить без растений.

Объясняют значение бактерий (клубеньковые бактерии и симбиоз с бобовыми растениями, процессы гниения, брожения) Делают вывод, что без бактерий жизнь на Земле не возможна.

Оценивают значение животных как опылителей растений, распространителей семян и плодов, источник пищи для других.

Делают вывод, что все живые организмы взаимосвязаны и нужны.

Составляют цепи питания, обсуждают их в группах, объясняют значение каждого звена цепи.

Используя текст учебника находят нужную информацию. Обсуждают в группах. Делают вывод, что ненужных и вредных видов в природе не существует. Приводят примеры: комары, досаждающие укусами являются самым доступным кормом для птиц, мыши - пища хищников.

Предметные (учатся понимать биологические термины)

Познавательные (учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, учатся строить высказывания, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи)

Коммуникативные (учатся слушать и понимать речь другого человека - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, формирование умения выражать свои мысли) Личностные (формирование жизненного самоопределения)

Физкультминутка

Организует и проводит физкультминутку "Правила поведения в лесу"

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет.

3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, никому при этом не мешая.

4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.

7. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.

8. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.

9. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.

Встают из-за парт и выполняют упражнения

Если ребята согласны с правилом, то они хлопают в ладоши и кивают головой "да"

Если ребята не согласны с правилом, то они топают ногами и качают головой в знак "нет"

Личностные

Первичное закрепление знаний

Цель: применить знания в новой ситуации

Учитель предлагает выполнить задание №4 стр 45в рабочей тетради. (1. Какие растения называют сорняками? 2. Какой вред причиняют сорняки? 3. Какую пользу приносят сорняки?) Используя гербарий растений выберите сорняки.

Учитель предлагает послушать сказку: "В некотором царстве жил -был царь. Богатства его были несметными. Однажды царь увидел, как воробьи клюют зерно из его амбаров и повелел уничтожить всех воробьев. Подданные царя уничтожили не только воробьев, но и всех птиц. Обрадовался царь: "Теперь никто не будет воровать мое зерно и я стану еще богаче!" Но не долго радовался царь. Как вы думаете почему? Закончите сказку.

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока: "Есть ли в природе ненужные виды "мы можем дать? Учитель предлагает сформулировать общий вывод. Ненужных видов в природе не существует, человек должен заботится о сохранение разнообразия видов живых организмов - биологическом разнообразии.

Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Выполняют задание в парах, обсуждают, записывают в тетрадях, озвучивают ответ, корректируют свои записи после проверки.

Выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку, обсуждают результаты.

Слушают сказку, обдумывают и заканчивают ее, говоря, что без птиц, будет много вредителей растений и урожай царя может вообще погибнуть. Делают вывод о том, что жизнь одних видов зависит от жизни других видов.

Отвечают на основной вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. Участвуют в формулировании вывода, записывают в тетрадь.

Регулятивные (учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию)

Коммуникативные (учатся выражать свои мысли)

Предметные (учатся понимать смысл биологических терминов)

Личностные

Рефлексия. Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Коммуникативные

Регулятивные (учатся осуществлять самоконтроль) Личностные (формирование личностного самоопределения)

Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание.

П. 16 учебника. Используя дополнительную литературу, Интернет подготовьте сообщение "Домашние животные нашей местности".

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные (ставят самостоятельную учебную задачу на основе соотнесения того , что уже освоено и того, что еще не известно)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕСТ

1. Наука о живой природе носит название

а) физика

б) химия

в)биология

г)география

2. Как называют группу живых организмов, в которую входит царство Бактерии?

а)эукариоты

б)прокариоты

в)животные

г)растения

3. К неклеточным формам жизни относятся

а)бактерии

б)вирусы

в)простейшие

г)дрожжи

4. Ядро отсутствует в клетках

а)растений

б)простейших

в)грибов

г)бактерий

5. Зеленый пигмент хлорофилл присутствует в клетках

а)амеб

б)растений

в)грибов

г)крокодилов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс

Представлена методическая разработка урока с приложениями  "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...

методическая разработка урока природоведения по теме "Значение диких животных и их охрана"

методическая разработка содержит поэтапную разработку урока и презентацию...

Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"

Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год.  Урок по...

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...

Урок "Значение живых организмов в природе и жизни человека"

формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека...