Методическая разработка урока биологии на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека» в 5 классе
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их взаимосвязи.
Задачи урока:
Образовательные: изучить основные группы живых организмов по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания, показать значение биологического разнообразия в природе и взаимосвязи организмов между собой.
Развивающие: продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах, развивать познавательный интерес.
Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать культуру общения, формировать экологическое мышление и экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки с изображением растений, животных, грибов.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, интерактивная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_v_elektronnyy_katalog.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тимоновская средняя общеобразовательная школа»
Валуйского района белгородской области
Из опыта работы
Методическая разработка урока биологии
на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека»
в 5 классе
ФИО автора материалов (полностью):
учитель биологии и химии
Таратухина Татьяна Игоревна
2024 год
Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их взаимосвязи.
Задачи урока:
Образовательные: изучить основные группы живых организмов по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания, показать значение биологического разнообразия в природе и взаимосвязи организмов между собой.
Развивающие: продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах, развивать познавательный интерес.
Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать культуру общения, формировать экологическое мышление и экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки с изображением растений, животных, грибов.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, интерактивная.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организа- ционный | Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся | Приветствуют. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность | Коммуникативные (учатся культуре общения) |
Актуализация знаний. Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся. | Актуализирует имеющиеся знания. Учитель рассказывает притчу: "Было у матери природы две дочки красоты необыкновенной. У одной глаза голубые, хрупкая, нежная, радушная. Ей мудрая мать подарила растительный мир. Как ее звали? (Флора). Вторая дочь - быстрая как ветер, могла с птицами полетать, за оленями попрыгать, ей мать природа подарила животный мир. Как ее звали, ребята? (Фауна). И просила мать природа своих дочерей, чтоб берегли живой мир, защищали его от всего злого." Ребята, а какие царства живой природы вы знаете? Каковы они по способу питания? Дать краткую характеристику каждому царству. Учитель предлагает работу с тестом, для повторения пройденного материала и перехода к изучению новой темы. (приложение 1) Предлагает проверить тест друг у друга в парах и поставить оценки. | Слушают притчу, отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал. Перечисляют царства. Рассматривают слайды Определяют к какому царству относятся живые организмы , сравнивают их по способу питания. Дают характеристику каждому царству, обобщая имеющиеся знания. Отвечают на вопросы теста, оценивают работу друг друга, корректируют ответы после проверки | Познавательные (учатся строить высказывания, учатся сравнивать, обобщать), Личностные (личностное самоопределение), Коммуникативные (учатся культуре общения) Регулятивные (учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию) |
Постановка проблемного вопроса Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. Целеполагание Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности | Учитель подготавливает мышление учащихся к созданию проблемной ситуации. Организует работу по формулировке цели учебной деятельности и темы урока. Ребята, А почему мать Природа просила беречь все живые организмы? Предлагает рассмотреть слайд, на котором ядовитые животные, растения, грибы. А также слайды на которых полезные для человека организмы. Нужно ли уничтожать в природе ядовитые грибы, растения, животных? Все ли живые организмы нужны? Мы ответим на этот вопрос в течение урока. Давайте сформулируем тему нашего урока и цели, которых мы хотим достичь. | Рассматривают слайды, вступают в диалог с учителем, выявляют проблему. Отмечают, что есть полезные и вредные для человека организмы, высказывают свое мнение. Предполагают, что на уроке мы будем изучать значение живых организмов в жизни человека и природы, участвуют в постановке цели урока | Коммуникативные (учатся выражать свои мысли) Личностные (личностное самоопределение) |
Открытие нового знания Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. | Организует работу в парах. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. --Используя учебник (с.70-71), выпишите в тетрадях группы организмов, полезных для человека, составив таблицу (группы организмов - представители) С помощью гербария растений и коллекции насекомых отыщите представителей разных групп. Организует проверку проделанной работы. Показывает слайды с представителями разных групп полезных организмов. Используя ранее полученные знания, скажите почему невозможна на Земле жизнь без зеленых растений? Сделайте вывод о взаимосвязи живых организмов. А почему без деятельности бактерий жизнь на Земле невозможна? Объясните значение бактерий показанных на слайдах. Сделайте вывод о взаимосвязи живых организмов. А какое значение имеют животные в жизни других живых организмов. Сделайте вывод о взаимосвязи живых организмов. Учитель предлагает составить цепь питания, доказывающую взаимосвязь организмов, используя раздаточный материал (карточки с изображением растений, животных, бактерий) А как же быть с вопросом, прозвучавшем в начале урока. Нужны ли нам ядовитые растения, животные кровососы, бактерии- паразиты? Почему некоторых животных называют вредителями? Что такое сорняки? Наиболее полно ответить на эти вопросы поможет вам источник информации учебник (с.69-70) Учитель организует работу по проверке. Предлагает сделать вывод. | Используя текст учебника находят нужную информацию. Фиксируют в тетрадях группы организмов, обсуждают в парах, полученные знания. Объединяют организмы по их значению в группы, составляя таблицу (лекарственные, пищевые, сырьевые) С помощью гербария растений и коллекции насекомых отыскивают представителей разных групп. Озвучивают сделанные записи. Объясняют, что растения автотрофы и производят в ходе фотосинтеза кислород и органические вещества. Делают вывод, что человек, животные и бактерии не смогут жить без растений. Объясняют значение бактерий (клубеньковые бактерии и симбиоз с бобовыми растениями, процессы гниения, брожения) Делают вывод, что без бактерий жизнь на Земле не возможна. Оценивают значение животных как опылителей растений, распространителей семян и плодов, источник пищи для других. Делают вывод, что все живые организмы взаимосвязаны и нужны. Составляют цепи питания, обсуждают их в группах, объясняют значение каждого звена цепи. Используя текст учебника находят нужную информацию. Обсуждают в группах. Делают вывод, что ненужных и вредных видов в природе не существует. Приводят примеры: комары, досаждающие укусами являются самым доступным кормом для птиц, мыши - пища хищников. | Предметные (учатся понимать биологические термины) Познавательные (учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, учатся строить высказывания, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи) Коммуникативные (учатся слушать и понимать речь другого человека - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, формирование умения выражать свои мысли) Личностные (формирование жизненного самоопределения) |
Физкультминутка | Организует и проводит физкультминутку "Правила поведения в лесу" 1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. 2. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет. 3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, никому при этом не мешая. 4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. 5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. 6. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело. 7. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы. 8. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им. 9. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой. | Встают из-за парт и выполняют упражнения Если ребята согласны с правилом, то они хлопают в ладоши и кивают головой "да" Если ребята не согласны с правилом, то они топают ногами и качают головой в знак "нет" | Личностные |
Первичное закрепление знаний Цель: применить знания в новой ситуации | Учитель предлагает выполнить задание №4 стр 45в рабочей тетради. (1. Какие растения называют сорняками? 2. Какой вред причиняют сорняки? 3. Какую пользу приносят сорняки?) Используя гербарий растений выберите сорняки. Учитель предлагает послушать сказку: "В некотором царстве жил -был царь. Богатства его были несметными. Однажды царь увидел, как воробьи клюют зерно из его амбаров и повелел уничтожить всех воробьев. Подданные царя уничтожили не только воробьев, но и всех птиц. Обрадовался царь: "Теперь никто не будет воровать мое зерно и я стану еще богаче!" Но не долго радовался царь. Как вы думаете почему? Закончите сказку. Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока: "Есть ли в природе ненужные виды "мы можем дать? Учитель предлагает сформулировать общий вывод. Ненужных видов в природе не существует, человек должен заботится о сохранение разнообразия видов живых организмов - биологическом разнообразии. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы. | Выполняют задание в парах, обсуждают, записывают в тетрадях, озвучивают ответ, корректируют свои записи после проверки. Выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку, обсуждают результаты. Слушают сказку, обдумывают и заканчивают ее, говоря, что без птиц, будет много вредителей растений и урожай царя может вообще погибнуть. Делают вывод о том, что жизнь одних видов зависит от жизни других видов. Отвечают на основной вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. Участвуют в формулировании вывода, записывают в тетрадь. | Регулятивные (учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию) Коммуникативные (учатся выражать свои мысли) Предметные (учатся понимать смысл биологических терминов) Личностные |
Рефлексия. Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | 1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? 2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. | Коммуникативные Регулятивные (учатся осуществлять самоконтроль) Личностные (формирование личностного самоопределения) |
Домашнее задание | Озвучивает домашнее задание. П. 16 учебника. Используя дополнительную литературу, Интернет подготовьте сообщение "Домашние животные нашей местности". | Записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные (ставят самостоятельную учебную задачу на основе соотнесения того , что уже освоено и того, что еще не известно) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕСТ
1. Наука о живой природе носит название
а) физика
б) химия
в)биология
г)география
2. Как называют группу живых организмов, в которую входит царство Бактерии?
а)эукариоты
б)прокариоты
в)животные
г)растения
3. К неклеточным формам жизни относятся
а)бактерии
б)вирусы
в)простейшие
г)дрожжи
4. Ядро отсутствует в клетках
а)растений
б)простейших
в)грибов
г)бактерий
5. Зеленый пигмент хлорофилл присутствует в клетках
а)амеб
б)растений
в)грибов
г)крокодилов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс
Представлена методическая разработка урока с приложениями "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"...
методическая разработка урока природоведения по теме "Значение диких животных и их охрана"
методическая разработка содержит поэтапную разработку урока и презентацию...
Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"
Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год. Урок по...
Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...
Урок "Значение живых организмов в природе и жизни человека"
формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека...
Разработка урока биологии по теме: "Значение кожи и ее строение", 8 класс
Представлена разработка урока биологии по теме" Значение кожи и ее строение"...