Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме: «Роль бактерий в природе и жизни человека»
методическая разработка по биологии (5 класс)
Цель урока: создавать условия для понимания и освоениями обучающимися рои бактерий в природе и жизни человека.
Урок состоит из нескольки этапов:
1 этап - Мотивация к учебной деятельности
2 этап - Проверка домашнего задания
3 этап - Формулирование темы урока, постановка цели
4 этап - Изучение нового. "Открытие" новых знаний
5 этап - Динамическая пауза
6 этап - Закрепление нового
7 этап - Контроль и самооценка знаний и способов действия
8 этап - Коррекция и знание способов действий
9 этап - Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.
10 этап - Рефлексия учебной деятельности на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_rol_bakteriy_v_prirode_i_zhizni_cheloveka_5_klass.doc | 789.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии
в 5 классе по теме:
«Роль бактерий в природе и жизни человека»
Подготовила:
учитель биологии Юрковская Г.В.
Цель урока: создать условия для понимания и освоения обучающимися роли бактерий в природе и в жизни человека
Задачи урока:
Обучающие: способствовать формированию представлений о группах бактерий: гниения и разложения, азотфиксирующих (клубеньковых), молочнокислых, симбиотических и болезнетворных; их роли в природе и жизни человека как важного элемента естественнонаучной грамотности обучающихся.
Развивающие: развивать эмоционально-целостное отношение к изучению сложных процессов, исходящих в природе при участии бактерий; развивать умение анализировать текст, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать навыки работы с учебником, дополнительным текстом, электронным приложением при написании благодарности или выговора той или иной группе бактерий
Воспитательные: воспитание межличностного отношения при работе в группах, способствовать привитию правил личной гигиены, профилактики инфекционных заболеваний. Воспитание чувства уважения к культуре своей страны.
Планируемые образовательные результаты урока:
Личностные: положительная учебная мотивация к предмету, учебному материалу, отдельным заданиям; ответственное отношение к обучению; понимание заданных критериев успешности учебной деятельности; развитие творческих способностей,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, путем осознанной реализации правил личной гигиены.
Метапредметные:
Познавательные: умение работать с информационными текстами, объяснять значения новых понятий, находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе и преобразовывать из одной формы в другую; понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять синтез, как составленное целого из частей; делать выводы.
Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать товарища, интересоваться чужим мнением, высказывать и обосновывать свое; иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой); использовать в обращении правила вежливости, подходящие учебной ситуации.
Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии; принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; составлять план и последовательность действий; оценивать самостоятельно и совместно с учителем результаты своих действий; осуществлять взаимооценку и адекватно воспринимать оценку своей работы одноклассниками, учителем.
Предметные:
- умение выделять группы бактерий и объяснять их роль в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы, и в жизни человека: молочнокислых, симбиотических бактериях и болезнетворных бактерий, вызывающих отравления и инфекционные заболевания человека; необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний.
Базовый уровень достижения планируемых результатов: умение приводить примеры групп бактерий, понимать их важную роль в природе и жизни человека, знать меры профилактики бактериальных инфекций, соблюдать правила личной гигиены. Базовый уровень достижений демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (отметка «3»).
Повышенный уровень достижения планируемых результатов: уметь приводить примеры, подтверждающие роль бактерий в природе и в жизни человека. Оценка «хорошо» (отметка «4»).
Высокий уровень достижения планируемых результатов: умение использовать приобретенные знания о роли бактерий в природе и жизни человека для решения проблемных задач. Оценка «отлично» (отметка «5»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте интересов.
Оборудование: технические средства обучения: мультимедиа проектор и экран, компьютер, презентация «Роль бактерий в природе и жизни человека», фрагменты мультфильма «Митя и микробус», электронное приложение к учебнику. Тексты с инструкцией по работе для групп. Оценочные листы для каждого учащегося и задания «Роль бактерий в природе и жизни человека».
УМК:
- В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014
- В.В.Пасечник. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». М.: Дрофа, 2013.
- Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В.Пасечник, Г.С.Калинова и др. М.: Просвещение, 2012.
2.2. Конструктор урока
Этап урока, продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые универсальные учебные действия |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, использует методический прием – «эмоциональное вхождение в урок». Как приятно получить благодарственное письмо за какое-то доброе дело, хороший поступок. Ребята, а кто из вас получал такое благодарственное письмо, и за что? Как вы думаете, а мы могли бы поблагодарить за что-то бактерий, которых стали изучать на прошлом занятии? Подтвердите свои слова примерами. Испытываете ли вы затруднения, отвечая на этот вопрос? Посмотрите на предложенную вам шкалу, на каком уровне вы находитесь в понимании этого вопроса? Что нужно сделать, что бы хорошо разобраться в этом вопросе? Но, сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями о строении и процессах жизнедеятельности бактерий, а для этого проведем маленький устный опрос, потом отправимся в необыкновенное путешествие, узнаем, о роли бактерий на Земле и объявим некоторым бактериям заслуженные благодарности, а некоторым вынесем настоящий выговор. | Приветствуют учителя, воспринимают информацию учителя, осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя. Приводят примеры. Складываются отношения к целям, задачам предстоящего действия. При необходимости задают вопросы учителю, связанные с освоением нового материала. | 1) Регулятивные: волевая саморегуляция; 2) Личностные: самоопределение и смыслообразование 3) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
II.Проверка домашнего задания (4-5 мин) | Организует актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Организует выполнение учащимися учебного действия, фиксирует учебные затруднения. Использует методический прием «Интеллектуальная разминка». Задания расположены на слайдах презентации. Задание 1. Предлагает сравнить клетки бактерии и растений, найти сходство и отличия. Задание 2. Предлагает проанализировать текст Задание 3. Предлагает заполнить схему «Способы питания бактерий» Задание 4. Предлагает подумать и ответить на вопрос Мити (задание повышенной сложности) | Вспоминают изученную на прошлом занятии тему, выполняют ряд заданий в устной форме (на слайде презентации): сравнивают, анализируют, объясняют свой выбор. Выделяют значимую информацию. Учатся строить монологическое высказывание. Анализируют соответствие ответов одноклассников поставленному вопросу и оценивают их в соответствии с предложенными учителем критериями. | 1)Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. 2)Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, высказывание в устной форме по заданной теме. 3)Регулятивные: оценивают качество освоения изученного материала. |
III.Формулирование темы урока, постановка цели (2 мин) | Организует построение проекта изучения нового знания: Используется методический прием «Проблемный диалог» «…Этим бесконечно малым живым существам принадлежит бесконечно большая роль в природе» сказал о бактериях Луи Пастер. Эти слова помогут вам сформулировать тему урока. Предлагает сформулировать тему урока и записать ее в тетрадь. Что вам, ребята, потребуется, чтобы написать некоторым бактериям заслуженные благодарности, а некоторым настоящий выговор? К какому результату должны прийти? Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Предлагает учащимся достигнуть поставленной цели урока путем анализа, предложенной информации, работая в группах. Предлагает порядок формирования групп (3-4 чел). | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Формулируют тему урока, записывают ее в тетрадях. Ставят цель, выдвигают гипотезу о том, как может быть решена поставленная учебная задача, определяют средства и формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | 1) Познавательные: общеучебные умения структурировать знания; логические: анализ, сравнение 2) Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование |
IV. Изучение нового «Открытие» новых знаний(10 мин) | Используется методический прием «Привлекательная цель» Предъявляет средства действия (дидактический материал) и средства контроля). Итогом работы должна стать подписанная благодарность или выговор определенной группе бактерий: бактериям гниения, клубеньковым, молочнокислым, симбиотическим и болезнетворным бактериям. Обсуждает с учащимися критерии оценивания выступления групп. Контролирует работу в группах по выполнению задания, при необходимости помогает. | Формируют группы в соответствии с порядком, предложенным учителем. Работают в группах, организуют учебное сотрудничество, распределяют обязанности, добывают новые знания: читают и осуществляют анализ новой информации. Выполняют частно-практическое задание: оформляют благодарности или выговор бактериям, своего рода – опорный конспект. Высказывают свое мнение. Готовятся к выступлению, согласно критериям. | 1) Регулятивные: планирование и прогнозирование 2) Познавательные: поиск необходимой информации, смысловое чтение, умение выбирать главное, при чтении, интерпретировать информацию, выполняя задание учителя Умение структурировать знания, строить логическую цепь рассуждений, и умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Коммуникативные планирование учебного сотрудничества умение выражать свои мысли, слушать других, работая в группе |
V.Динамическая пауза (2 мин) | Учитель напоминает о необходимости сделать динамическую паузу. Предлагает 1-2 ученикам провести тематическую физкультминутку «Где живут бактерии?» | Выполняют физические упражнения для оптимизации физической, эмоциональной, умственной активности. Проводят ученики (каждый имеет право на свою версию). Например, учащиеся выполняют упражнения стоя. Постепенно поднимают руки вверх - показывая «наземно-воздушную среду», движение руками вперед (как при плавании) – «водная среда», наклоны вниз – «почвенная среда», а круговые движения руками в районе живота обозначают «организменную среду обитания бактерий». Возможны и другие варианты. | 1)Регулятивные: учатся переключаться на другой вид деятельности 2)Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками 3) Личностные: адаптация основных правил гигиены учебного труда под собственные индивидуальные особенности. |
VI.Закрепление нового (10 мин) | Внимательно слушает выступления групп, обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников. Побуждает к высказыванию своего мнения. Демонстрирует слайды презентации, иллюстрирующие ту, или иную группу бактерий. Для закрепления материала по клубеньковым бактериям использует электронное приложение к учебнику, а для закрепления роли болезнетворных бактерий предлагает посмотреть фрагменты мультипликационного фильма «Митя и микробус». Предварительно объявляет вопрос к каждому видеофрагменту: 1.Как бактерии попадают в организм человека? 2. Какой вред они наносят? 3. Проанализируйте песенку микробов. Какие меры профилактики нужно соблюдать, чтобы не заболеть? Используется методический прием «Мультипликация- отражение реальности». | Высказывание представителей разных групп. Озвучивают благодарности и выговоры бактериям, которые они составили, работая в группах. Высказывают свое мнение, осуществляя взаимооценку выступлений в соответствии с критериями и самооценку своей работы в составе группы. Смотрят слайды презентации, электронное приложение, видеофрагменты мультипликационного фильма, отвечают на вопросы учителя. | 1) Коммуникативные: учебное сотрудничество, умение выражать свои мысли и интерпретировать полученные результаты 2) Познавательные: умение работать с и инструкцией текстом, исходя из поставленных целей и задач, делать выводы 4) Регулятивные: контроль, коррекция, оценка |
VII. Контроль и самооценка знаний и способов действия (5мин) | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания и сопоставление работы с эталоном для самопроверки. Консультирует учащихся.
| Выполняют задания, осуществляют контроль, в форме самооценки, выполненной работы в сравнении с эталоном. Высказывают свое мнение. | 1) Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
VIII.Коррекция знаний и способов действий (3 мин) | Задает вопросы, вскрывающие ошибки учащихся (если они были допущены). Консультирует, советует, помогает. | Учащиеся оценивают правильность выполненных действий, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно | 1) Регулятивные: прогнозирование, внесение необходимых дополнений и корректив |
IХ Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании (3 мин) | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Вернёмся к цели, поставленной в начале урока. Удалось ли ее достичь? Посмотрите на предложенную вам шкалу, на каком уровне вы находитесь в понимании роли бактерий в природе и жизни человека? Организует обсуждение, выбор и запись домашнего задания. Д/з п 12 прочитать, ответить устно на вопросы стр 63. Предлагает на выбор: 1) посмотреть мультипликационный фильм полностью 2) подготовить сообщение о роли цианобактерий на планете Земля, 3) написать заметку в журнал «Бактерии на службе у человека» 4) ответить на вопросы электронного приложения 5)ответить на вопрос Мити (на слайде презентации): Школьники находились на поле поздней осенью, когда стебли растений уже пожухли. Учитель дал им задание найти участок поля, на котором произрастали бобовые растения. Как они смогут это сделать? | Соотносят полученное решение учебных задач с целью урока, оценивают уровень своих знаний полученных на уроке по предложенной учителем шкале. Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. Формулируют конечный результат своей работы на уроке Выбирают и записывают в дневник домашнее задание. | 1) Познавательные: умение структурировать знания, 2) Регулятивные: оценка процессов и результатов деятельности осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; волевая саморегуляция |
Х Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | Задает вопросы о значимости полученных на уроке знаний и умения лично для учащихся и для человечества в целом. Совместно с учащимися оценивает, то чему дети научились, что получилось, а что нет. Просит заполнить лист самооценки «Моя деятельность на уроке». Методический прием «Лесенка успеха» | Отвечают на вопросы, оценивают качество своей учебной деятельности на уроке, определяют значимость полученных на уроке знаний и умений для себя (личностная значимость), для социума (социальная значимость) | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
3.Дидактические материалы к уроку
3.1. Задания для повторения материала прошлого урока
по теме «Царство Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий»
Эти задания размещены на слайдах презентации (выполняются в устной форме)
Задание 1 (базовый уровень). Сравните растительную клетку и бактериальную.
Задание 2 (базовый уровень). Вам предлагаются суждения, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 5.
- Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.
- Бактерии освоили все среды обитания на земле.
- Бактерии имеют разнообразную форму.
- При помощи спор бактерии размножаются.
- Цианобактерии являются автотрофами.
Задание 3 (повышенный уровень). Заполните схему «Питание бактерий»
Задание 4 (высокий уровень). Ответьте на вопрос Мити.
Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему этого не происходит?
3.2. Инструктивные карточки для работы учащихся в малых группах
Карточка для группы №1
Пишем благодарность бактериям гниения и разложения
Для выполнения задания прочитайте: учебник § 12 с. 56 -57 абзац «Бактерии разложения и гниения» и первый абзац «Почвенные бактерии», дополнительный текст:
Важнейшие процессы гниения осуществляются с помощью бактерий. Гниение – процесс разложения гнилостными бактериями органических веществ, содержащих азот. В природе гнилостные бактерии играют большую санитарную роль, освобождая поверхность Земли от трупов животных и растений, очищая воды в реках от загрязняющих их органических веществ и снабжая растениями.
Большинство процессов, происходящих в почве, носит биологический характер, то есть связано с жизнедеятельностью бактерий, так как они превращают перегной в минеральные вещества. Об этом свидетельствует огромное число бактерий в почве. Так, в бедных тундровых и песчаных почвах их насчитывается до 500 млн. бактерий в 1 грамме, в слабоподзолистых - до миллиарда, а в черноземах - от 2 миллиардов и выше. Общий вес микробов в пахотном слое 1 гектара достигает 4-5 тонн. Любой комочек почвы, богатый перегноем, - это крохотный мир деятельности микробов.
Рекомендации по написанию благодарности (критерии оценивания задания)
При написании благодарности не забывайте обратить внимание на то, где обитают, чем питаются эта группа бактерий и что происходит при их участии.
Карточка для группы №2
Пишем благодарность азотфиксирующим (клубеньковым) бактериям.
Для выполнения задания прочитайте: учебник § 12 с. 57 - 58 абзац «Почвенные бактерии» и дополнительный текст:
Бобовые растения (вика, клевер, горох, фасоль, люцерна) накапливают азот в своих телах, используют его для построения белков. Благодаря клубеньковым бактериям и обогащают почву азотом. Хороший клевер накапливает за лето около 150 кг. азота на гектар. Вот почему эти растения могут использоваться как зеленое удобрение.
Рассмотрите рисунок учебника и влажный препарат «Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений»
Рекомендации по написанию благодарности (критерии оценивания задания)
При написании благодарности не забывайте обратить внимание на то, где обитают, чем питаются эта группа бактерий и что происходит при их участии.
Карточка для группы №3
Пишем благодарность молочнокислым бактериям
Для выполнения задания прочитайте: учебник § 12 с. 58 -59 абзац «Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека» и дополнительный текст:
Русские люди готовят простоквашу, варенец, грузины — мацони, казахи — кумыс, украинцы — ряженку, а болгары — йогурт. Все это кисломолочные продукты. В качестве заквасок используются чистые культуры молочнокислых бактерий. Занимаясь проблемами долгожительства И. И. Мечников в начале XX в. пришел к выводу, что одной из причин преждевременного старения является постоянное отравление организма продуктами распада пищи. Молочнокислые бактерии выделяют молочную кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию.
Рекомендации по написанию благодарности (критерии оценивания задания)
При написании благодарности не забывайте обратить внимание на то, где обитают, чем питаются эта группа бактерий и что происходит при их участии.
Карточка для группы №3
Пишем благодарность симбиотическим бактериям
Для выполнения задания прочитайте текст:
В содержимом нашего толстого кишечника находится около 500 видов бактерий, участвующих в формировании нормальной микрофлоры. Так, наличие в организме человека кишечной палочки (в определенных количествах) – непременное условие для переваривания лактозы – молочного сахара. Есть бактерии, вызывающие распад компонентов растительной пищи - клетчатки (целлюлозы). Бактерии, живущие в кишечнике, выделяют целый ряд необходимых человеку витаминов: К, Е, группы В. Микрофлора кишечника подавляет рост патогенных бактерий, вызывающих гниение и брожение. грает большую роль в восстановлении местного иммунитета. Природа пользуется конкуренцией безобидных микробов, чтобы помешать поселению патогенных микробов», - говорил знаменитый русский микробиолог И.И. Мечников. Уберите постоянных жителей нашего тела, нарушится установившееся равновесие, соотношение полезных и вредных бактерий. Чаще это случается, когда человек без совета врача употребляет антибиотики. Они уничтожают все бактерии, не делая различий, на хороших и плохих. Употребление в пищу молочнокислых продуктов, овощей, фруктов, хлеба из муки грубого помола помогает в таких случаях восстановить жизнеспособность кишечных бактерий и наладить процессы пищеварения
Рекомендации по написанию благодарности (критерии оценивания задания)
При написании благодарности не забывайте обратить внимание на то, где обитают, чем питаются эта группа бактерий и что происходит при их участии.
Карточка для группы №4
Пишем выговор болезнетворным бактериям
Для выполнения задания прочитайте: учебник § 12 с. 60 - 62 абзац «Болезнетворные бактерии»
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
Рекомендации по написанию выговора (критерии оценивания задания)
При написании выговора не забывайте обратить внимание на то, где обитают, чем питаются бактерии, что происходит при их участии
Карточка для группы №6
Пишем выговор бактериям гниения
Для выполнения задания прочитайте: учебник § 12 с. 60 до абзаца «Болезнетворные бактерии» и дополнительный текст:
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Проанализируйте эксперимент, сделанный учащимися 5 класса
Ученики взяли три банки. В 2 банки налили сырое молоко, а в третью банку – кипяченое. Накрыли крышками одну банку с сырым молоком и одну с кипяченым. Наблюдение проводили в течение 3-х дней. Результаты получились следующими: 1 - сырое молоко в банке, незакрытой крышкой, скисло; 2 - сырое молоко в банке, закрытое крышкой, появился сильный неприятный запах; 3 -кипяченое молоко, с закрытой крышкой, появился неприятный запах. Бактерии гниения испортили молоко, а бактерии молочнокислого брожения превратили его в простоквашу, которую можно употреблять в пищу.
Рекомендации по написанию выговора (критерии оценивания задания)
При написании выговора не забывайте обратить внимание на то, где обитают, чем питаются эта группа бактерий и что происходит при их участии.
3.3.Задания для контроля и самооценки знаний
Задание 1. (базовый уровень). Проанализируйте песенку микробов. Какие меры профилактики нужно соблюдать, чтобы не заболеть?
Песенка микробов (болезнетворных бактерий)
из мультипликационного фильма «Митя и микробус»
Приятель мне вредна вода, ты мыть не должен руки,
Не вздумай также никогда мыть овощи и фрукты.
А кто из лужи воду пьет, кто ест с земли и с полу,
Тот пролежит в постели год, ходить не будет в школу.
Пойдем еще куда-нибудь, похоже, их не обмануть.
Задание 2. (базовый уровень). Выберите три правильных ответа из шести предложенных
Положительная роль бактерий
а) возбуждение болезней
б) разрушение сена в стогах
в) гниение продуктов питания
г) связывание атмосферного азота
д) получение молочнокислых продуктов
е) разложение в природе сложных веществ отмирающих организмов
Задание 3. (повышенный уровень). Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
Болезнетворными бактериями являются
а) сине-зеленые б) дифтерийные в)клубеньковые
г) туберкулезные д)дизентерийные г)молочнокислые
Задание 4. (высокий уровень). Ответьте на вопрос Мити.
Митя заболел ангиной, и врач, осмотрев горло мальчика, назначил ему антибиотики и обязательный приём молочнокислых продуктов с бактериальной флорой. Почему Митя должен пить кефир или ряженку с бактериями?
Задание 5. (высокий уровень). Укажите не менее трех значений бактерий сапротрофов в живой природе.
3.4.Лист самооценки
1.Оцени свои знания о роли бактерий в природе и жизни человека (в начале урока), используя шкалу
2. Самооценка работы в составе группы
Участие в работе группы | Я активно участвовал в работе команды, и 3 и более моих предложений включены в итоговый ответ | Я активно участвовал в работе команды, и 1-2 мои предложения включены в итоговый ответ | Я участвовал в работе команды, но мои идеи не включены в итоговый ответ |
Баллы | 3 | 2 | 1 |
3.Моя деятельность на уроке
Проверка домашнего задания (1-4 балла) | Работа в группах (1-3 балла) | Устные ответы (по 1 баллу) | Самостоятельное выполнение задания 1-5 баллов | Сумма баллов | Отметка |
Критерии:
6-7 баллов – отметка «3», 8-10 баллов – отметка «4», более 10 баллов – отметка «5»
4.Оцени свои знания о роли бактерий в природе и жизни человека (в конце урока), используя шкалу
5. «Лесенка успеха»
Что вам удалось, а что вызвало затруднение, почему?
Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось.
Средняя ступенька - я испытывал затруднения, но у меня все получилось
Верхняя ступенька – мне все удалось. Я могу использовать полученные знания и умения в своей деятельности.
6. Оцени урок знаком «+»
Урок полезен, все понятно | |
Лишь кое-что чуть-чуть неясно | |
Еще придется потрудиться | |
Да, трудно все-таки учиться! |
3.5.Алгоритм самооценки ученика
1.Какое было задание? (учимся вспоминать цель работы)
2.Удалось выполнить задание? (учимся сравнивать результат с целью)
3.Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки)
4.Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (учимся оценивать процесс)
Для определения балльной отметки: «Какую себе поставишь отметку?»
Помни: Отметка поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учебной задачи (выполненного задания).
3.6.Проверяем свои ответы в сравнении с эталоном
Задание 2 | где |
Задание 3 | гдб |
Задание 4 | Антибиотики уничтожают все бактерии. Поэтому их надо употреблять под контролем врача. Употребление в пищу молочнокислых продуктов, помогает восстановить жизнеспособность кишечных бактерий и наладить процессы пищеварения |
Задание 5 | Гниение – превращение тел отмерших растений и животных в перегной. Минерализация – превращение перегноя в минеральные вещества, всасываемые корнями. Азотфиксирование (клубеньковые бактерии)- связывание азота воздуха и включение его в состав белков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 10 класс по теме " Роль силы трения в природе и технике"
В метериалле дается подробный план конспект урока в 10 классе по теме "Сила трения", при проведении данного урока используется различные виды деятельности учащихся:экспериментальная ра...
Методическая разработка конспекта урока биологии: Многообразие простейших и их значение в природе и жизни человека.
Методическая разработка конспекта урока биологии с элементами интеграции....
Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)
Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...
Конспект урока 10 класс по теме"Роль силы трения в природе и технике"
В конспекте урока дается развернутый материалл для учащихмя 10 класса ,выводятся формулы ,которые объясняют зависимость силы терения от разных факторов .Приводятся примеры проявления силы трения в окр...
Технологическая карта урока биологии в 5 кл "Значение растений в природе и жизни человека"
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...
Методическая разработка урока по предмету "Окружающий природный мир" на тему: «Вода в жизни человека, животных и растений» для учащихся 6 класса
Коррекционно-образовательные:1. Расширение и конкретизация понятийного словаря согласно теме урока.2. Знакомство со свойствами воды.3. Формирование знаний о применении воды в быту.4. Формировани...
Методическая разработка урока биологии на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека» в 5 классе
Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их вз...