Деятельность человека в окружающей среде - методическая разработка урока биологии УМК Сонин
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
Данный урок является завершающим этапом изучения темы. Урок четко структурирован, выдержан хороший темп урока.
Стремление старших школьников к деятельности реализовано при проведении лабораторной работы. Методика проведения лабораторной работы отличается от рекомендаций в учебно – методических пособиях. Учитель творчески реализовала право на выбор методов работы и предложила свой вариант, более наглядный по результату.
План проведения урока и его презентация «» составлены с учетом требований, предъявляемых к уроку, и отражает основные принципы современной дидактики:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_cheloveka_v_okruzhayushchey_srede.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
администрации Тимашевский район
№14 улица Ленина, 19а, поселок Советский, Краснодарский край, Тимашевский район
тел. 88613037446, факс 88613037444, E-mail: school14@tim.kubannet.ru
Всероссийский конкурс
профессионального мастерства педагогов « Мой лучший урок»
Направление естественно – научное
Предмет БИОЛОГИЯ
Класс 11
Используемый УМК:
Сивоглазов В.И., Агафонова И.В. «Общая биология» - программа для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 класс – М.: Дрофа, 2009 Захаров В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология.11класс/под ред. проф. Захарова. М.: Дрофа, 2005- учебник
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология .10-11классы/под ред. проф. Захарова. 7-е изд. М.: Дрофа, 2004- учебник
Тема урока
Деятельность человека в окружающей среде
Буравлева Надежда Михайловна,
учитель биологии
высшая категория
Урок биологии. 11 класс
Тема: Деятельность человека в окружающей среде
Цель: Воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, вызвать
стремление к практическому применению экологических
знаний.
Задачи: 1.Ознакомление с мировыми аспектами образовательного
процесса в сфере экологии.
2. Развитие умений учащихся комплексно применять свои
знания.
3. Воспитание потребности применять экологические
познания, расширять их.
Оборудование: Интерактивный плакат «Колесо решений»,
экологические проекты учащихся с презентациями, презентация научно- исследовательской работы дипломанта Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани, победителя Малой академии школьников СГПИ Буря Ирины «Определение загрязнения местного водоема по беспозвоночным организмам.»
Форма проведения: - ролевая игра «Заседание экологического совета»
План проведения
- Организационный момент -5 мин.
- Основная часть – защита проектов.( регламент -3 мин. на защиту, 2мин. – ответы на вопросы)- 32 мин.
- Мозговой штурм – 5 мин.
- Рефлексия - 2 мин.)
- Домашнее задание: 1 мин.
Содержание
Организационный момент 5 мин.
1. Приветствие всех присутствующих, представление гостей – глава местной администрации Желтобрюхова Н.И., студентка Кубанского государственного аграрного университета Буря Ирина.
- Активизация внимания:
Вводное слово учителя:
В 2001 году ЮНЕСКО приняла новую концепцию образования молодежи:
не репродуктивную, т.е. увидел повторил,
услышал
а проектную – увидел подумал претворил
услышал
идея проект деятельность
Экологическое образование предусматривает сумму знаний, практическое использование которых способствует благоприятному существованию человека без особого вреда природе.
Все учащиеся в начале темы получили задание разработать проект, где рассмотрена экологическая составляющая.
На прошлом занятии мы коллективно обсудили все идеи, ряд проектов был снят с конкурса.
Сегодня на заседании экологического совета мы должны оценить проекты, прошедшие предварительный отбор.
Представляю председателя экологического совета - глава местной администрации Желтобрюхова Н.И, помощник и технический секретарь- Ткаченко Альбина.
Все учащиеся имеют право задавать вопросы и участвовать в обсуждении.
Независимые наблюдатели пользуются теми же правами, что и участники проекта. «Грандом» нашего экологического совета является рекомендация для участия в научной конференции Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани.
Председатель комиссии:
Вашему вниманию представлены следующие проекты:
- Шурбаев Виталий:- «Утилизация отходов»
- Горбачев Степан – «Картинг-центр»
- Радванова Алена – «Парк и детская площадка»
- Альбина Ткаченко – «Спортивно – оздоровительный комплекс»
- Блюдик Максим «Пчелы»
- Зелякина Анастасия – «Экологическая азбука кубанского потребителя»
Современный менеджмент (т.е. процесс управления) предлагает схему «Колесо решения:» ( см. плакат «Колесо решений»). При обсуждении проектов рекомендуется опираться на данную схему, задавать вопросы исходя из пунктов «Колеса …»
- Основная часть – защита проектов.( регламент -3 мин. на защиту, 2мин. – ответы на вопросы)- 32 мин.
Краткая аннотация проектов:
- Проект Шурбаева Виталия «Утилизация отходов» предусматривает получение тепла .при утилизации бытовых отходов, опавших листьев, спиленных веток путем биологического окисления в «Метан- танках». Полученный газ можно использовать для отопления теплиц в зимнее – весенний период.
-Проект Горбачева Степана – Картинг-центр. На территории бывшего гаража пустует заасфальтированная площадка, вокруг которой заросли травы и кустарников. Предлагается найти инвесторов, приобрести пару списанных картингов, отремонтировать их и за умеренную плату организовать катание желающих. Предполагается быстрая окупаемость проекта. Экологическая составляющая – обустройство территории, создание зеленой зоны.
-Проект Радвановой Алены – Парк и детская площадка. В поселке есть парк, основой которого являются пирамидальные тополя. Деревья старые, при сильных ветрах падает много веток и даже стволов. Предложено спилить старые деревья, провести перепланировку парка и спроектировать детскую площадку , кафе для детей. Экологические аспекты- старые деревья представляют угрозу жизни людей, их можно использовать для производства стройматериалов или элементов архитектурных форм. В кафе предусматривается продажа мороженого в вафельных рожках. Салфетки и разовая посуда из бумаги, которая легко утилизируется в специальных емкостях в форме больших яблок или груш. Полученный компост вносится работниками паркового хозяйства на клумбы.
-Проект Альбины Ткаченко –« Спортивно – оздоровительный комплекс» - предлагается открытие фито – бара. Экологическая составляющая – полезные для здоровья чаи на травах, морсы, соки- актуальны для здоровья вообще, а при занятиях спортом помогают очистить организм от шлаков, пополнить запас витаминов, поднять иммунитет.
-Проект Блюдик Максима «Пчелы» . Доказаны экономическая выгода содержания пчел. Экологически чистая продукция домашней пасеки( без добавок) – мед, прополис, цветочная пыльца всегда пользуется спросом.
-Проект Зелякиной Анастасии – «Экологическая азбука кубанского потребителя»- Цель работы: изучение ассортимента продукции в местных торговых точках на предмет наличия вредных веществ в продуктах питания и парфюмерно-косметических препаратах.
Практическая ценность данного исследования:
- Самостоятельность в выборе темы работы ассортимента продукции, умение поставить опыт, проанализировать результат.
- Пропаганда программы «качество», здорового образа жизни.
3) Воспитание экологически грамотного потребителя.
Знакомство с проектом дипломанта Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани, победителя Малой академии школьников СГПИ Буря Ирины «Определение загрязнения местного водоема по беспозвоночным организмам.» ( презентация – 3 мин). Его следует рассматривать как образец для оценки проектов
Мозговой штурм – 5 минут на обсуждение проектов, вынесение решений (оценка за работу). Слово предоставляется главе поселковой администрации- председателю экологического совета. Лучшим проектом признан проект Зелякиной Анастасии – «Экологическая азбука кубанского потребителя»- его рекомендовано представить на конференцию МСХАУК. Озвучиваются результаты работы учащихся в баллах. Учитель имеет право перевести их в оценку. В журнал выставлены «5»- 3, «4»- 3, также оценки получили активные участники обсуждения.
Делаем выводы (рефлексия- 2 мин.)
1. Роль экологических знаний очень велика в жизни
человека.
- Мы убедились, что все взаимосвязано, даже наши проекты перекликаются в своих экологических составляющих.
- Мы поняли, что кроме денег при создании каких –либо объектов нужно учитывать экологические аспекты, чтобы не случилось так: просмотр видеоролика «Weekend»( 1 мин.)
Домашнее задание: подобрать материал по теме «Экология жилища». Форма предъявления - презентации, дайджест статей из СМИ, Интернет - ресурсы( 1 мин.)
Список литературы
1. Доклад « О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2006г.» Краснодар: Пересвет, 2007
2. Захаров В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология.11класс/под ред. проф. Захарова. М.: Дрофа, 2005
3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология .10-11классы/под ред. проф. Захарова. 7-е изд. М.: Дрофа, 2004
4. Козлова Т.А. Методические рекомендации и тематическое планирование к учебнику «Общая биология» для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2004
5.Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России // Биология в школе, №27-28, 2004
6. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. М.; ТЦ Сфера, 2005
Анкета – заявка
На участие в финале Всероссийского конкурса
профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок» по естественно- научному направлению
2013 – 2014 учебный год
1. Фамилия, имя, отчество автора Буравлева Надежда Михайловна
2. Год, месяц, день рождения 1960 сентябрь 28
3. Место работы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14
полный адрес индекс 352731, Краснодарский край, Тимашевский район, поселок Советский, улица Ленина, 19а,
Федеральный тел. код 886130 , телефон 37446, факс 88613037444,
E-mail: school 14@tim.kubannet.ru
4. Должность учитель
5. Педагогический стаж работы 31год
6. Преподаваемый предмет биология
7. Класс проведения урока 11а, количество детей в классе 16
8. Домашний адрес автора 352731, Краснодарский край, Тимашевский район, поселок Советский, ул. Братская, дом 3, кв. 1. Федеральный тел. код 886130 , телефон 37173,
E-mail buravleva.nadezhda@mail.ru
9. ФИО руководителя образовательного учреждения Варламова Лариса Вячеславовна
Телефон для связи 89183474300
Федеральный тел. код 886130 , телефон 37444, факс 88613037444,
E-mail: school 14@tim.kubannet.ru
10. Рекомендация по итогам первого этапа ( занятое место)……………………………
11. Название органа управления образования, направившего участника в финал
Управление образования администрации муниципального образования Тимашевский район
Подпись председателя жюри……………………………..(расшифровка подписи, должность)
………………………………………………………………………………………………………..
Планируете ли Вы участие в очном туре конкурса в г. Москва (финансовое обеспечение за счет направляющей стороны) ДА / НЕТ
Подпись руководителя
образовательного учреждения………………………………..Л.В.Варламова…………..
М. П. Дата заполнения 10.11. 2013
Пояснительная записка
Буравлева Надежда Михайловна, учитель биологии МБОУ СОШ № 14
БИОЛОГИЯ. 11 класс.
Тема: Деятельность человека в окружающей среде Используемый УМК:
Сивоглазов В.И., Агафонова И.В. «Общая биология» - программа для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 класс – М.: Дрофа, 2009 Захаров В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология.11класс/под ред. проф. Захарова. М.: Дрофа, 2005- учебник
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология .10-11классы/под ред. проф. Захарова. 7-е изд. М.: Дрофа, 2004- учебник
Количество часов в неделю – 2, в год - 68
Характеристика класса: класс – 11 а , число учащихся – 16, мальчиков – 6, девочек – 10. Дети из семей со средним уровнем успешности, отношение к предмету биология положительное, психологическая обстановка в классе благоприятная. По уровню развития дети неоднородны, теоретиков мало. Поэтому преобладающий вид деятельности в этом классе – показ и активное моделирование или представление материала. Тип урока – урок применения полученных знаний.
Цель: Воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, вызвать стремление к практическому применению экологических знаний.
Задачи: 1.Ознакомление с мировыми аспектами образовательного
процесса в сфере экологии.
2. Развитие умений учащихся комплексно применять свои
знания.
3. Воспитание потребности применять экологические
познания, расширять их.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, диск с записью презентаций проектов, интерактивный плакат «Колесо решений», экологические проекты учащихся с презентациями, презентация научно- исследовательской работы дипломанта Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани, победителя Малой академии школьников СГПИ Буря Ирины «Определение загрязнения местного водоема по беспозвоночным организмам»
Форма проведения: - ролевая игра «Заседание экологического совета»
План проведения урока
- Организационный момент -5 мин.
- Основная часть – защита проектов.( регламент -3 мин. на защиту, 2мин. – ответы на вопросы)- 32 мин.
- Мозговой штурм – 5 мин.
- Рефлексия - 2 мин.)
- Домашнее задание: 1 мин.
Описание принципа действия проекта, рекомендации по использованию в работе.
Сценарий проведения урока составлен с учетом требований, предъявляемых к уроку, и отражает основные принципы современной дидактики:
- Принцип деятельности: в ходе урока учащиеся активно и продуктивно работают
( воспроизводят ранее изученный материал, анализируют чужую работу, оценивают ее, формулируют выводы, рефлектируют, применяя новые знания.
- Принцип непрерывности - все этапы работы взаимосвязаны.
- Принцип психологической комфортности – ученики в таком режиме работы не устают, они вместе с учителем конструируют новый блок знаний, подача материала соответствует возрасту учащихся.
- Принцип вариативности реализуется в проведении различных презентаций проектов, в адекватном принятии решения в ситуации выбор – выбор лучшего проекта
При использовании данной разработки темы проектов можно заменить другими, соответственно ситуации в данном населенном пункте
В авторской программе предложенна лабораторная работа № 9 «Анализ и оценка собственной деятельности в окружающей среде» Проведение лабораторной работы в данном формате эффектно, наглядно.
Урок обеспечивает формирование универсальных учебных действий коммуникативного характера и надпредметных компетенций учащихся как образованных и готовых к заботе о будущем своей малой родины.
Используемые технологии - Технология проектного обучения, технология деятельностного подхода,
При подготовке к уроку использованы ЦОРы по биологии –
Интернет – ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Рецензия
на урок биологии в 11 классе по теме «Деятельность человека в окружающей среде» учителя МБОУ СОШ № 14 Буравлевой Надежды Михайловны
Данный урок является завершающим этапом изучения темы. Учитель владеет современными методиками и приемами: урок четко структурирован, выдержан хороший темп урока.
Стремление старших школьников к деятельности реализовано при проведении лабораторной работы. Методика проведения лабораторной работы отличается от рекомендаций в учебно – методических пособиях. Учитель творчески реализовала право на выбор методов работы и предложила свой вариант, более наглядный по результату.
План проведения урока и его презентация «» составлены с учетом требований, предъявляемых к уроку, и отражает основные принципы современной дидактики:
- Принцип деятельности: в ходе урока учащиеся активно и продуктивно работают
(представляют ранее подготовленные проекты, анализируют чужую работу, оценивают ее, формулируют выводы, рефлексируют, применяя полученные знания).
- Принцип непрерывности - все этапы работы взаимосвязаны.
- Принцип психологической комфортности – ученики в таком режиме работы не устают, они вместе с учителем конструируют новый блок знаний, подача материала соответствует возрасту учащихся.
- Принцип вариативности реализуется в проведении лабораторной работы, разных форм представлений и защиты проектов, в адекватном принятии решения в ситуации выбор (присуждение «Гранда»).
Соблюдены принципы здоровье сберегающих технологий: этапы урока чередуются по видам деятельности, проведена тематическая физкультминутка.
Формируются надпредметные компетенции- учащиеся опираются на знания о влиянии экологических, в частности , антропогенных факторов на среду обитания человека и стремятся в своих проектах способы снижения давления этого фактора на природу.
На уроке создана деловая, творческая атмосфера, в кабинете соблюдены санитарно – гигиенические нормы. Проявляются познавательные интересы учащихся: дети увлечены уроком, стремятся принять участие в обсуждении вопросов, учатся применять знания в новой ситуации ( присуждение «Гранда»)
Урок достиг цели, полученные знания соединены с развитием личности, способствует превращению знаний в убеждение о значении бережного и грамотного отношения к природе.
Зам. директора по УВР……………………………….О.П.Сердюк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
Практическая работа "Исследование поведения деятельности человека в окружающей среде"
Цели и задачи:1. Обратить внимание на свою деятельность и деятельность общества, по отношении к окружающей среде 2.Сделать выводы и скорректировать своё поведение 3.Найти пути решени...
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. (Методическая разработка открытого занятия по физике)
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский монтажный техникум» Преподаватель: Блинова Г.И. Тепловые двигатели и охрана окружающей с...
Методическая разработка урока биологии в 5 -х классах по теме "Среды обитания".
При создании разработки урока использовались здоровьесберегающие технологии. Урок отвечает требованиям ФГОС 2-го поколения....
Влияние деятельности человека на окружающею среду
Цель работы заключается в том, чтобы обосновать и изучить влияние человека на окружающую среду путем изучение теоретического материала и практической деятельности....
Деятельность человека в окружающей среде.
Деятельность человека в окружающей среде....
Методическая разработка открытого урока в форме круглого стола «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды».
Открытый урок в форме круглого стола «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» проведен среди учащихся 9-х классов в рамках недели биологии с целью...