Терморегуляция организма человека. Урок биологии в 8 классе
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Насырова Аниса Гумеровна

 УУрок разработан по программе Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова, на основе учебника "Биология. Человек. 8 класс". Урок сопровождается презентацией. Слайды используются на уроке во время объяснения нового материала и выполнения заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  биологии в 8 классе на тему:

« Терморегуляция организма человека»

Задачи: Обобщить знания о защите организма от перегревания и переохлаждения, познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, с ее рефлекторными механизмами, добиться усвоения знаний о симптомах перегревания, ожогов, обморожений, мерах первой помощи при их проявлении.

Оборудование: Презентация к уроку на Microsoft PowerPoint «Терморегуляция организма человека» , мультимедийный проектор, экран, компьютер, дидактическая таблица «Теплообразование и потеря»

Ход урока:

  1. Актуализация знаний о строении и функциях кожи.

Биологический диктант по вариантам.

                Вариант 1

1. Самый глубокий слой кожи подкожная клетчатка

  1. 95% микробов, находящихся на руке, находятся под ногтями.
  1. Потовые железы выполняют выделительную функцию
  2. Подкожная клетчатка образована жировой тканью
  3. Волос находится в волосяной сумке.

                Вариант 2

  1. Наружный слой кожи - эпидермис.
  2. В коже образуется витамин Д
  3. Чувствительность кожи осуществляется с помощью рецепторов.
  4. Железы кожи: потовые и сальные
  5. Загрязнение кожи затрудняет работу потовых желез.

2. Изучение нового материала

                 2.1. Знакомство с темой, задачами и планом урока. Запись темы в тетради.  (Слайд №1)

Учитель: Регуляция температуры тела исключительно важна в условиях покоя и разнообразной деятельности человека. В результате непрерывного распада веществ в организме освобождается тепловая энергия.    Кровеносные сосуды пронизывают тело, проникая в мышцы, печень и другие органы, где образуется тепло. Кровь в этих органах нагревается и затем отдает часть своего тепла. Температура тела человека в среднем около 37 С. Средняя температура тела колеблется в течении суток.

2.2. Зависимость температуры тела от вида деятельности.

Учитель: На слайдах приведены примеры видов деятельности человека. Как колеблется количество освобождаемой энгергии и температура тела? (Слайды № 2-3)

      Зависимость температуры тела от вида деятельности

Вид деятельности          

Количество освобождаемой энергии

Температура тела

Сон      

Мало    

Пониженная

Рубка дров                                  

Много                                                        

Повышенная

Чтение

Мало    

Нормальная

Выводы учащихся: Количество тепловой энергии зависит от интенсивности обмена веществ. В спокойном состоянии тепло образуется в небольших количествах. Образование тепла усиливается при мышечной работе.

2.2. Физиология терморегуляции (Беседа по вопросам c использованием дидактической таблицы «Теплообразование и потеря»)

Учитель: человеку удается сохранить постоянную температуру тела. А какие органы тела участвуют при этом? Посмотрите, какие органы участвуют в образовании тепла?

Ученик: Мышцы и печень. 

Учитель: За счет каких процессов освобождается энергия?

Ученик: За счет расщепления белков, жиров, углеводов.

Учитель: Значит, образование энергии можно назвать химической стороной терморегуляции. А какие органы участвуют в потере тепла? (Слайд №4)

Ученик: Кожа, легкие, выделительная система, пищеварительный тракт

Учитель: Потеря тепла это тоже химический процесс?

Ученик: Нет, физический.

Учитель: (Слайды 5-6) Какие  из этих условий:

Благоприятствуют теплоотдаче

Какие затрудняют

(6, 1, 4)                                                                                

(2, 3, 5)

Варианты ответов:

  1. Сухой воздух.
  2. Загрязнение кожи.
  3. Влажный воздух (выше температуры тела)
  4. Высокая температура воздуха.
  5. Низкая температура воздуха (ниже температуры тела).
  6. Чистая кожа.

(Учащиеся выполняют работу. Далее совместно с учителем делаются выводы).

Учитель: Опираясь на тепловые явления сделаем вывод о том, что всего три пути теплоотдачи: испарение,  теплопроведение,  излучение. Попробуйте решить задачи посложнее.

Почему в жаркую погоду человек больше пьет?

Ученик: Для усиления испарения, так как при испарении человек теряет много тепловой энергии.

Учитель: Почему в жаркую погоду предлагают накинуть на тело влажную простыню?

Ученик: Для усиления теплопроведения.

Учитель: Почему в сырую погоду тяжело переносить и жару и холод?

Ученик: В жару затрудняется испарение, в холод усиливается теплопроведение и излучение.

Учитель: Почему в финской бане-сауне, где 100 градусный сухой воздух, человек переносит безболезненно, а купание  в 100 градусной воде опасно для жизни?

Ученик: В сухой жаре легко идет испарение и избавление от тепла, а в 100 градусной воде прекращается теплоотдача организма, начинается перегревание за счет теплопроведения.

  1. Нарушения терморегуляции и первая помощь при них. Рассказ учителя о нарушениях теплоотдачи: тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях и первой помощи пострадавшим.  (Слайды №7-13).

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по заполнению таблицы. (Слайд № 14)

Нарушения теплоотдачи              

Симптомы  

Первая помощь    

Тепловой удар

Солнечный удар

Ожоги

Обморожения

Работа идет группах, с обсуждением материала и заполнением таблицы.

  1. Закрепление пройденного материала. Беседа по вопросам:
  1. Какими способами регулируется отдача тепла организмом?
  2. В результате каких нарушений затрудняется теплоотдача?

4. Домашнее задание.

Стр. 178-179 учебника  изучить, ответить на вопросы на стр. 180.

Приложение: презентация к уроку  « Терморегуляция организма человека»

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови». Урок биологии 8 класс.

Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «В.С.О.», составом и знач...

Металлы в организме человека (урок-обобщение в 9 классе)

Данный урок проводится в гуманитарном классе, рассчитан на 2 академических часа.Цель урока: обобщить знания учащихся о металлах, особенностях их строения; показать разнообразие их свойств и значение в...

Урок биологии 6 класс "Организм растения - единое целое"

Урок  биологии  с учетом формирования у обучающихся универсальных учебных действий...

УРОК БИОЛОГИИ. 11 класс. Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.

Раскрывает понятие «экология», формирует у учащихся представления об экологии как науке,  углубляет знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окр...

Конспект урока биологии 8 класс "Общий обзор организма человека"

Повторительно-обобщающий урок для учащихся 8 класса по учебнику Сонина Н.И....

Конспект урока биологии 9 класс "Влияние природных факторов на организм человека"

Урок с применением элементов технологии критического мышления....