Терморегуляция организма человека. Урок биологии в 8 классе
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
УУрок разработан по программе Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова, на основе учебника "Биология. Человек. 8 класс". Урок сопровождается презентацией. Слайды используются на уроке во время объяснения нового материала и выполнения заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Терморегуляция организма человека.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе на тему:
« Терморегуляция организма человека»
Задачи: Обобщить знания о защите организма от перегревания и переохлаждения, познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, с ее рефлекторными механизмами, добиться усвоения знаний о симптомах перегревания, ожогов, обморожений, мерах первой помощи при их проявлении.
Оборудование: Презентация к уроку на Microsoft PowerPoint «Терморегуляция организма человека» , мультимедийный проектор, экран, компьютер, дидактическая таблица «Теплообразование и потеря»
Ход урока:
- Актуализация знаний о строении и функциях кожи.
Биологический диктант по вариантам.
Вариант 1
1. Самый глубокий слой кожи подкожная клетчатка
- 95% микробов, находящихся на руке, находятся под ногтями.
- Потовые железы выполняют выделительную функцию
- Подкожная клетчатка образована жировой тканью
- Волос находится в волосяной сумке.
Вариант 2
- Наружный слой кожи - эпидермис.
- В коже образуется витамин Д
- Чувствительность кожи осуществляется с помощью рецепторов.
- Железы кожи: потовые и сальные
- Загрязнение кожи затрудняет работу потовых желез.
2. Изучение нового материала
2.1. Знакомство с темой, задачами и планом урока. Запись темы в тетради. (Слайд №1)
Учитель: Регуляция температуры тела исключительно важна в условиях покоя и разнообразной деятельности человека. В результате непрерывного распада веществ в организме освобождается тепловая энергия. Кровеносные сосуды пронизывают тело, проникая в мышцы, печень и другие органы, где образуется тепло. Кровь в этих органах нагревается и затем отдает часть своего тепла. Температура тела человека в среднем около 37 С. Средняя температура тела колеблется в течении суток.
2.2. Зависимость температуры тела от вида деятельности.
Учитель: На слайдах приведены примеры видов деятельности человека. Как колеблется количество освобождаемой энгергии и температура тела? (Слайды № 2-3)
Зависимость температуры тела от вида деятельности
Вид деятельности | Количество освобождаемой энергии | Температура тела |
Сон | Мало | Пониженная |
Рубка дров | Много | Повышенная |
Чтение | Мало | Нормальная |
Выводы учащихся: Количество тепловой энергии зависит от интенсивности обмена веществ. В спокойном состоянии тепло образуется в небольших количествах. Образование тепла усиливается при мышечной работе.
2.2. Физиология терморегуляции (Беседа по вопросам c использованием дидактической таблицы «Теплообразование и потеря»)
Учитель: человеку удается сохранить постоянную температуру тела. А какие органы тела участвуют при этом? Посмотрите, какие органы участвуют в образовании тепла?
Ученик: Мышцы и печень.
Учитель: За счет каких процессов освобождается энергия?
Ученик: За счет расщепления белков, жиров, углеводов.
Учитель: Значит, образование энергии можно назвать химической стороной терморегуляции. А какие органы участвуют в потере тепла? (Слайд №4)
Ученик: Кожа, легкие, выделительная система, пищеварительный тракт
Учитель: Потеря тепла это тоже химический процесс?
Ученик: Нет, физический.
Учитель: (Слайды 5-6) Какие из этих условий:
Благоприятствуют теплоотдаче | Какие затрудняют |
(6, 1, 4) | (2, 3, 5) |
Варианты ответов:
- Сухой воздух.
- Загрязнение кожи.
- Влажный воздух (выше температуры тела)
- Высокая температура воздуха.
- Низкая температура воздуха (ниже температуры тела).
- Чистая кожа.
(Учащиеся выполняют работу. Далее совместно с учителем делаются выводы).
Учитель: Опираясь на тепловые явления сделаем вывод о том, что всего три пути теплоотдачи: испарение, теплопроведение, излучение. Попробуйте решить задачи посложнее.
Почему в жаркую погоду человек больше пьет?
Ученик: Для усиления испарения, так как при испарении человек теряет много тепловой энергии.
Учитель: Почему в жаркую погоду предлагают накинуть на тело влажную простыню?
Ученик: Для усиления теплопроведения.
Учитель: Почему в сырую погоду тяжело переносить и жару и холод?
Ученик: В жару затрудняется испарение, в холод усиливается теплопроведение и излучение.
Учитель: Почему в финской бане-сауне, где 100 градусный сухой воздух, человек переносит безболезненно, а купание в 100 градусной воде опасно для жизни?
Ученик: В сухой жаре легко идет испарение и избавление от тепла, а в 100 градусной воде прекращается теплоотдача организма, начинается перегревание за счет теплопроведения.
- Нарушения терморегуляции и первая помощь при них. Рассказ учителя о нарушениях теплоотдачи: тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях и первой помощи пострадавшим. (Слайды №7-13).
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по заполнению таблицы. (Слайд № 14)
Нарушения теплоотдачи | Симптомы | Первая помощь |
Тепловой удар | ||
Солнечный удар | ||
Ожоги | ||
Обморожения |
Работа идет группах, с обсуждением материала и заполнением таблицы.
- Закрепление пройденного материала. Беседа по вопросам:
- Какими способами регулируется отдача тепла организмом?
- В результате каких нарушений затрудняется теплоотдача?
4. Домашнее задание.
Стр. 178-179 учебника изучить, ответить на вопросы на стр. 180.
Приложение: презентация к уроку « Терморегуляция организма человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови». Урок биологии 8 класс.
Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «В.С.О.», составом и знач...
Металлы в организме человека (урок-обобщение в 9 классе)
Данный урок проводится в гуманитарном классе, рассчитан на 2 академических часа.Цель урока: обобщить знания учащихся о металлах, особенностях их строения; показать разнообразие их свойств и значение в...
Урок биологии 6 класс "Организм растения - единое целое"
Урок биологии с учетом формирования у обучающихся универсальных учебных действий...
УРОК БИОЛОГИИ. 11 класс. Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.
Раскрывает понятие «экология», формирует у учащихся представления об экологии как науке, углубляет знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окр...
«Размножение организмов»-план урока биология 9 класс
«Размножение организмов»...
Конспект урока биологии 8 класс "Общий обзор организма человека"
Повторительно-обобщающий урок для учащихся 8 класса по учебнику Сонина Н.И....
Конспект урока биологии 9 класс "Влияние природных факторов на организм человека"
Урок с применением элементов технологии критического мышления....