Урок биологии 6 класс "Организм растения - единое целое"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок биологии с учетом формирования у обучающихся универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_organizm_rasteniya.doc | 596.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.84 МБ |
biologiya_gotov_-_kopiya.ppt | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Организм растения – единое целое.
Цель урока: Формирование универсальных учебных действий ; обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах цветкового растения о их взаимосвязи и процессах жизнедеятельности.
Результаты обучения:
Предметные:
Критический: называть органы растения и их функции, уметь распознавать их на рисунках и иллюстрациях.
Достаточный: знать и описывать органы растения, особенности их строения в связи с выполняемыми функциями, называть признаки взаимосвязи органов растения.
Творческий: знать особенности строения органов растения (в.т.ч. клеточного) в связи с выполняемыми функциями, доказывать, что организм растения – единое целое.
Коммуникативные УУД:
Критический уровень: Ученик отвечает на вопросы с помощью товарищей, или учителя по заданному алгоритму.
Достаточный уровень: Ученик самостоятельно дает односложные ответы по заданному алгоритму, взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.
Творческий уровень: Ученик самостоятельно дает развернутый аргументированный ответ, обобщает результаты обсуждения совместно с членами группы.
Регулятивные УУД:
Критический уровень: Ученик демонстрирует понимание целей и задач учебной деятельности, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказался по поводу полученного результата.
Достаточный уровень: Ученик сформулировал цели и задачи с помощью учителя, спланировал и организовал свою деятельность по готовому алгоритму, оценил результат и процесс деятельности.
Творческий уровень: Ученик самостоятельно сформулировал цели и задачи деятельности, спланировал и организовал свою деятельность, сделал анализ результата и процесса деятельности.
Познавательные УУД:
Критический уровень: Ученик применяет предложенный учителем способ получения информации из одного источника, воспроизводит полученную информацию.
Достаточный уровень: Ученик из нескольких источников зафиксировал информацию, сделал вывод и привел хотя бы один аргумент для его подтверждения.
Творческий уровень: Ученик самостоятельно организовал поиск информации, охарактеризовал основные источники, на основе анализа и обобщения полученных результатов делает выводы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Технология: проблемное обучение
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, СД- диск Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.,
Этапы урока.
I.Исходная мотивация. Погружение в проблему.
У: Отгадайте загадку: 1 слайд – учащиеся анализируют данную загадку
Один в земле копается,
Другой в свету купается.
И хотя они друзья –
Поменяться им нельзя.
У: О каких друзьях идет речь?
у: о органах растения, - о корне, листе.
– Какой орган помогает им дружить? поддерживает их взаимосвязь? (стебель)
У: Почему они друзья?
у: потому, что они взаимосвязаны друг с другом
У: Можно сказать что, эти органы связаны друг с другом?
у:да, они образуют единый организм.
У: А может ли растение обходиться без одного из этих органов?
у: нет, не может
Вывод :Все органы растения взаимосвязаны между собой и образуют целостный организм.
У: Значит организм растения единое целое?
Итак, тема нашего урока Организм растения – единое целое? 2 слайд.
У: А так ли это? Мы сегодня и попробуем выяснить.
Следовательно, чтобы это доказать что мы должны вспомнить (знать) о этих органах?
у: их строение и функции.
У: Как мы будем работать на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?
у: будем работать самостоятельно и в группе, находить информацию в учебниках, энциклопедиях, электронном учебнике.
II. Организация деятельности
1.Организовывается работа в трех группах- лабораториях, группы формируются произвольно.
1 группа – обучающимся предлагается загадка:
Не рыли, не бурили, а воду добыли
(корни)
У: Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Корень».
И вы будете обобщать информацию, о каком органе?
у: о корне
2 группа – обучающимся предлагается загадка : Вверх по стене крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет.
(стебель)
У: Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения стебля»
И вы будете обобщать информацию, о каком органе?
у: о стебле
3 группа – обучающимся предлагается загадка : Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят.
( листья)
У: Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения листа».
И вы будете обобщать информацию, о каком органе?
у: о листе
2.Группы получают листы- задания.
3.Работают с различными источниками информации.
III. Осуществление деятельности.
Первая группа – лаборатория «Корень»
Задание 1. Используя учебник ξ19, ξ 23,ξ 26,ξ 28 и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Органы растения | Функции органа | Особенности строения органа | Значение органа, связь с другими органами. |
Корень | опорная минеральное питание вегетативное размножение | боковые корни, корневые волоски | Всасывает воду и минеральные соли для всех органов |
Стебель | |||
Лист | |||
Цветок |
Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.
Задание 3. Напишите синквейн по теме: «Организм растения – единое целое».
Вторая группа – лаборатория «Изучения стебля»
Задание 1. Используя учебник ξ19, ξ 23,ξ 26,ξ 28 и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Органы растения | Функции органа | Особенности строения органа | Значение органа, связь с другими органами. |
Корень | |||
Стебель | проводящая опорная запасающая фотосинтезирующая ( для зеленых) | луб ситовидные трубки(проводящая ткань) по ней передвигаются органические вещ-ва; сосуды древесины-минер. вещ-ва; сердцевина -запас пит.вещ-в | а) проводит питательные вещ-ва ко всем органам. . |
Лист | |||
Цветок | половое размножение образование плода и семян | пестик – женский орган размножения; тычинки – мужские органы. | плоды, семенное разножение |
Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.
Задание 3. Используя таблицу, составьте кластер «Организм растения – единое целое».
Третья группа – лаборатория «Изучения листа».
Задание 1. Используя учебник ξ19, ξ 23,ξ 26,ξ 28 и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Органы растения | Функции органа | Особенности строения органа | Значение органа, связь с другими органами. |
Корень | |||
Стебель | |||
Лист | фотосинтез газообмен испарение воды | устьица столбчатая ткань – много хлоропластов | участвует в жизненноважных процессах: фотосинтезе, дыхании, испарении воды |
Цветок |
Задание 2. Сделайте вывод: Докажите значимость органа в жизни растения.
Задание 3. Поставьте сценку «Спор органов растения». Для этого распределите роли и слова:
Стебель говорит: « Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и несу листья, цветки, плоды к свету, теплу, солнцу».
Лист утверждает: « А мы тоже бываем очень большими и маленькими. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю».
Корень: «А мы, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы – где тебе, стебель? И не сыщешь. А я достигаю двух метров в длину».
Цветок: «Нет ничего лучше и полезнее меня. – говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!»
А плод говорит: « А я… а я»…
Словом, тоже стал утверждать свое превосходство.
IV.Защита результатов деятельности.
1. Защита 1 и 2 заданий.
Представители от каждой группы по очереди выходят к таблице и представляют результаты (1 ученик – особенности строения органа, 2 ученик – функции органа, 3 ученик – взаимосвязь). Обучающиеся дополняют и корректируют ответы. Учитель проверяет правильность заполнения строк таблицы с помощью таблицы выведенной на слайде, и задает проблемные вопросы всему классу.
1 группа – лаборатория «Корень». Строение, функции и значение корня. (слайд3 –строение корня)
Вывод У: Почему растение погибнет, если у него поврежден корень?
у: в растение не будут поступать вода и минеральные вещества.
У: Проверьте так, ли у вас получилось? ( проверка по слайду № 4)
2 группа – лаборатория «Стебель». Строение, функции и значение стебля. (слайд 5,6)
Вывод: У: Каким путём вода и минеральные вещества из корня поступают в другие органы растения? Какой опыт мы ставили на прошлом уроке? На основании наблюдений какой вывод мы сделали?
Демонстрация опытов: Ветка сирени и бальзамина в воде, подкрашенной чернилами.
У: Проверьте так, ли у вас получилось? (проверка по слайду7)
3 группа – лаборатория «Лист». Строение, функции и значение листа.
( слайд 8,9,10)
Головоломка: Где нет листьев, там нет и фруктов. (слайд 11)
У: Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, вы сможете прочитать пословицу. - Как вы понимаете эту пословицу?
у: В листьях идет процесс фотосинтеза ( образуются питательные, органические вещества, которые и откладываются в запас в плодах, раз не будет листьев, значит не будет идти фотосинтез, и органические вещества откладываться в запас не будут, значит не будет плодов.)
У: Проверьте так, ли у вас получилось? ( проверка по слайду12)
У: Ребята, а все ли органы растения мы повторили? Ничего не забыли?
у: забыли цветок
У: Группа учащихся (2-3 чел) заранее по моей просьбе для вас подготовила небольшую презентацию (4 слайда) по строению цветка, и сейчас они вам её представят.
Домашнее задание: Презентация «Строение цветка» на 3 минуты.
Вопросы учеников подготовивших презентацию к классу :
У: Из каких частей состоит цветок?
у: пестик, тычинки, венчик, лепестки, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе, околоцветник.
У: назовите главные части цветка.
у: пестик, тычинка.
У: Почему они главные ?
у: они участвуют в размножении.
У: Какие функции выполняет цветок?
у: образуется плод с семенами
У: Какое значение имеет цветок?
2. Защита задания 3.
1 группа – лаборатория «Корень» представляет синквейн.
2 группа – лаборатория «Стебель» - представляет кластер.
3 группа – лаборатория «Лист» - представляет постановку сценки «Спор органов растения»
У: А как вы ребята думаете: Кто из органов, для растения самый главный? Почему?
у: все органы растения – важны, они взаимосвязаны.
(Слайд 13)
Общий вывод: В работе организма участвуют все органы взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех органов , поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель – транспорт прекратится. Это пример взаимосвязи органов в растении . Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения.
У:О чем говорили в начале урока Организм растения – единое целое? (слайд 14)
Что мы делали сегодня на уроке? С какой целью? Каков результат нашей деятельности?
Итак, сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания об органах растений, установили взаимосвязи органов и доказали, что организм растения - единое целое.
Молодцы! Вы сумели это доказать.
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание. ξ 32- ξ39
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
муниципального образования города Братска
Урок по теме: Организм растения – единое целое.
Правилова Ирина Сергеевна,
учитель биологии
I квалификационная категория
Братск, 2012г.
Растение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
тычиночная нить столбик завязь рыльце пыльник Пестик Тычинка Главные части цветка Главными частями цветка являются : пестик и тычинка.
лепесток пыльник тычиночная нить столбик Р Ы Л Ь Ц Е цветоложе цветоножка Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. завязь чашелистик Цветок состоит из:
Цветок Плод Семя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организм растения - единое целое"
Урок «Организм растения – единое целое» позволяет сформировать представление о растении как целостном организме, на основе обобщения знания о клетке, тканях и их многообразии, о взаимодействии о...
Урок биологии "Лекарственные растения Владимирской области"
Работа будет интересной не только учителям биологии, но и обучающимся. материал может использоваться не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности...
Урок биологии "Покрытосеменные растения"
Урок обобщения построен с использованием элементов критического мышления, развивающего и личностно-ориетированного обучения, обучения в сотрудничестве....
8 класс урок ФГОС "Организм человека единое целое"
Урок разработам с учетом системно-деятельностного подхода. Разработан раздаточный материал. Работа на уроке предполагает как парную, так и индивидуальную. Подходит к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина "Б...
Разработка урока биологии "Хвойные растения", 5 класс
В данной разработке имеется план урока, презентация, Приложения к уроку. Данную разработку можно использовать при изучении темы "Голосеменные"....
Урок по теме «Организм растения - единое целое» 6 класс.
Урок по теме «Организм растения - единое целое» 6 класс....