Конспект урока биологии 9 класс "Влияние природных факторов на организм человека"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Антонюк Ольга Станиславовна

Урок с применением элементов технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_prirodnyh_faktorov_na_organizm_cheloveka.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  Влияние  природных факторов на организм человека.

Цель урока: познакомить  с причинами возникновения человеческих рас, их характерными особенностями.

Задачи:

Образовательные: выяснить причины возникновения рас, дать им характеристику; выявить  связь между расовыми признаками и природными условиями их сформировавшими; познакомиться с географическими группами людей и проанализировать их различия; познакомиться с наукой биометрологией.

Развивающие: способствовать развитию памяти, мышления, речи, работы в группе, умению аргументировать свои ответы.

Воспитательные: воспитывать толенрантное отношение  к окружающим людям; поддерживать интерес к активному добыванию знаний, самостоятельности.

Оборудование и материалы: учебник Биология 9 класс Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко стр 34-35, электронное приложение  к учебнику Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группе: текстовый материал, фотоиллюстрации, географические карты, шаблон для «Фишбоун», задания для «кейса»

Базовые понятия и термины: раса, негроиды, монголоиды, европеоиды, географическая группа людей.

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем

  1. Актуализация опорных знаний.

А. Дать определение понятий:  среда обитания, экологические факторы, группы факторов.

Б. Мотивация.

Мы знаем, что все организмы, населяющие, нашу планету испытывают на себе влияние экологических факторов, в том числе и человек. Сегодня на уроке мы поговорим о влиянии факторов среды на организм человека. Тема урока: «Влияние природных факторов на организм человека».

«Кто не знает куда направляется, тот очень удивится, что попал не туда» М.Твен. Давайте определим цели нашего урока.

Появившись на Земле 40-50 тыс лет назад .  Древний человек осваивал разные районы земного шара.  Ему постоянно приходилось иметь дело с опасными хищниками, паразитами, болезнями, периодическими голодовками, жарой и холодом…

Прошли столетья, промчались годы,

И человек, стихиям вопреки,

Стал властелином девственной природы,

Освоив разные планеты уголки.

Темноволосый, чернокожий и курчавый

Предпочитает Африканский континет,

С желтым оттенком кожи, узкими глазами,

Лучами Азии согрет.

Голубоглазый, светлый  волос

И светлой кожей наделен

За сотни лет освоил он Европу…

Все люди такие разные. Эти различия мы называем….. расами. О расах мы знаем много……

 А знаете ли вы, что повлияло на формирование расовых признаков у  представителей разных рас? (природные условия в которых эти люди жили).

  1. Изучение нового материала.
  1. Человеческие расы.

Самостоятельная работа в группах.

1 группа. Европеоидная раса.

2 группа. Негроидная раса.

3 группа. Монголоидная раса.

4 группа. Малые расы.

Задание для 1,2,3 группы: (Приложение)

  1. Где живут представители расы?
  2. Какие проблемы возникли у жителей в данных климатических условиях?
  3. В чем адаптивная ценность расовых признаков?

Задание для 4 группы: (Приложение)

  1. Какова причина появления малых рас?
  2. Используя знания генетики, объясните проявление признаков у малых рас.

Выступление групп, формирование выводов.

Выводы: Природные факторы повлияли на морфологические признаки человека, что привело к формированию  человеческих рас.

2.Что такое раса?

Дискуссия:  раса- это популяции одного вида или отдельные виды рода человек?

Вспомним понятия: популяция, вид.

Привести аргументы в пользу популяций или отдельных видов. (учащиеся приводят аргументы( бусины) и  кладут их на чашу весов.

Популяции одного вида

Отдельные виды людей рода человек

  1. Сходное внутреннее строение.
  2. Одинаковое течение физиологических процессов.
  3. Заключают браки, в которых рождается потомство.
  4. Одинаковые группы крови.
  5. Одинаковые болезни.
  6. Едины по происхождению.
  7. Одинаковое число хромосом
  1. Говорят на разных языках
  2. Разная культура, традиции
  3. Внешне отличаются
  4. Отличия в интенсивности обмена веществ.

Вывод:  Расы — исторически сложившиеся совокупности популяций человека, связанные единством происхождения, обладающие сходством наследственных морфологических и физиологических свойств, которые имеют определённую, генетически обусловленную устойчивость.

На Земле существует один вид людей – человек разумный.  Черты, характеризующие разные расы, появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений.

Географические группы людей.

Откройте  кейсы. Прочитайте описание человека. Какие признаки описываются  в данном тексте? Можно ли их отнести к расовым?

Работа с кейсом.

Откроем конверты, перед нами фото человека, герой романа Арсентьева «Дерсу Узала». Легендарный таёжный охотник, живший в 1849—1908 годах. Дерсу Узала всю свою жизнь провёл в Уссурийской тайге. Он жил под открытым небом, добывал себе пропитание сам - охотой и лишь частично вступая в контакт с цивилизацией. Летом его жильём была тайга, зимой - он устраивался в небольшие охотничьи зимовья. Дерсу вёл размеренную и спокойную жизнь в гармонии с природой, оберегая её и защищая от разных злодеев. Китайские браконьеры охотились как за женьшенем, так за Амурским тигром, ставили различные ловушки, самоловы на дичь. Но Дерсу не поддерживал такое отношение к природе - он брал от неё лишь столько, сколько надо, чтобы прокормиться и поддерживать своё существование, так же, как это делают дикие звери, живя на воле. Они не убивают свою добычу ради денег или ради какой-то материальной выгоды, они убивают её, а правильнее сказать добывают - лишь для поддержания своей жизни и не более.  Дерсу Узала является типичным представителем географической группы людей. Географическая группа – это….

Задание:

1. Изучите географические  группы людей (учебник с.35)

2. Выделите  основные черты, характерные для географических групп.

Заполните таблицу:

Географическая группа

Характеристика

Арктическая

Тропическая

Пустынная

Высокогорная

3. О представителе, какой географической группы идет речь в тексте?

  1. Личная значимость, изучаемой темы.

В настоящее время люди переезжают жить и работать в непривычные для них климатические зоны.  Климат влияет на здоровье человека. В настоящее время изучением влияния климата на самочувствие и здоровье занимается наука биометрология. Выступление учащегося с сообщением.

2. Закрепление. Рефлексия.

Викторина

  1. Особая группа людей, которая по внешним , принадлежащим только ей признакам отличается от других:

А. географическая группа;                Б. раса;

В. компания;                                       Г. народ.

  1. Эфиопская раса занимает промежуточное положение между:

А. европеоидной и монголоидной расами;

Б. негроидной и европеоидной расами;

В. монголоидной и негроидной расами;

Г. европеоидной, монголоидной и негроидной расами.

  1. Темная кожа и курчавые волосы у представителей негроидной расы:

А. служат защитой от пыли и песка;

Б. сформировались в условиях резкоконтинентального климата;

В. служат приспособлением к недостатку кислорода в атмосфере;

Г. служат защитой от ультрафиолетовых лучей.

  1. Признаки, обеспечивающие приспособленность к недостатку кислорода, характерны для жителей:

А. Перу;                               Б. Бразилии;

В.  Марокко;                        Г. Израиля.

  1. Все расы составляют один вид – это:

А. человек разумный;                Б. человек современный;

В. человек прямоходящий;        Г. человек умелый.

  1. Домашнее задание.

с. 34-35. творческое задание: мини-исследование  «Кто такие метисы, мулаты, креолы»

Приложение.

Группа 1. Европеоидная раса.

  1. Где живут представители расы?
  2. Какие проблемы возникли у жителей в данных климатических условиях?
  3. В чем адаптивная ценность расовых признаков?

Люди, относящиеся к европеоидной расе, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза - светло-карие, желтые, зеленые, серые или голубые. Иногда встречаются черноволосые, темноволосые, темноглазые представители, особенно на юге. Для них характерны широко открытые глаза, тонкое веко без складок. Тонкий прямой нос, иногда с горбинкой, тонкие или средней толщины губы, густые борода и усы, и сильный волосяной покров на груди. Европеоиды первоначально сформировались в Юго-Западной Азии, Северной Африке и Европе. Европа-средоточие самых типичных, классических европеоидов. Это шведы, норвежцы, немцы, персы, грузины, русские, финны, на юге - узбеки, таджики, палестинцы и многие другие. Европеоидов можно разделить на две главные группы: южную - со смуглой кожей, преимущественно с темными глазами и волосами, и северную - со светлой кожей, серыми глазами, прямыми светлыми волосами, прямым носом и тонкими губами. К этой ветви относится коренное население Англии, Ирландии, Исландии, Скандинавских стран, Финляндии, Восточной Прибалтики и северных районов европейской части России. К центральноевроиейской ветви европеоидов относится население Северной Франции, частично Бельгии, Германии, Польши, Украины, Белоруссии и центра европейской части России. У жителей востока этой области есть монголоидная примесь - уплощенное лицо, припухлое верхнее веко. Южный европеоид немного ниже ростом, у него черные волосы, черные глаза, кожа оливкового цвета и припухлые губы. К этой ветви относится население Испании, Португалии, Южной Италии, Южной Франции, Албании, Греции, Балканских стран, Румынии, стран Закавказья, Египта, арабских стран Передней Азии, Ирана, Афганистана, Пакистана).

Характерные черты рас человека

Человеческие расы

Характерные особенности

Причины

Австрало-негроидная

Тёмная кожа, курчавые тёмные волосы, широкий, плоский нос, толстые губы, тёмные глаза, длинная голова, редкая растительность на лице и теле

Тёмный пигмент защищает от избыточного синтеза витамина D, так как его избыток в результате слишком интенсивного солнечного излучения сопровождается отложением кальция в костях, что ведёт к их хрупкости (недостаток витамина ведёт к рахиту). Кроме того, тёмный пигмент защищает кожу от ожогов. Курчавые волосы лучше предохраняют голову от перегрева

Монголоидная

Смуглая жёлтая или жёлто-коричневая кожа, жёсткие, прямые, чёрные волосы, плоское, скуластое лицо, узкие карие глаза со складкой верхнего века (эпикантусом), плоский,  широкий нос, редкая растительность на лице и теле

Широкий, плоский нос способствует большей теплоотдаче. Эпикантус и узость глазной щели предохраняют глаза монголоидов от засорения пылью

Европеоидная

Светлая кожа, прямые или волнистые мягкие волосы, серые, зелёные и карие глаза, широкий разрез глаз, узкий, сильно выступающий нос, нетолстые губы, хорошо развит волосяной покров тела и лица

Выступающий нос европейцев удлиняет носоглоточный путь, что способствует согреванию холодного воздуха

Ключевые слова для «Фишбоуна»

Прямые, волнистые, часто светлые волосы

Светлая или смуглая кожа

Хорошо растут борода и усы

Выступающий нос

Укороченное лицо, челюсти не выступают

Согревание холодного вохдуха

Защита головы от перегревания

Чувствительность к ультрафиолетовому излучению, загар, образование витамина D

Защита лица от холода

Группа 2.

Негроидная раса

  1. Где живут представители расы?
  2. Какие проблемы возникли у жителей в данных климатических условиях?
  3. В чем адаптивная ценность расовых признаков?

Ключевые слова для «Фишбоуна»

Курчавые волосы

Темная кожа

Расширенные ноздри

Удлиненный череп

Уплощенный нос

Толстые губы

Теплоизолятор, создают воздушную подушку на голове

Защита от большого количества ультрафиолетовых  лучей

Увеличивают поверхность испарения влаги, охлаждая организм

Имеет меньшую площадь, защита от перегрева.

Группа 3. Монголоидная раса

  1. Где живут представители расы?
  2. Какие проблемы возникли у жителей в данных климатических условиях?
  3. В чем адаптивная ценность расовых признаков?

Строение лица монголоидов очень своеобразно. У монголоидов широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими носами. Во внутреннем углу глаза находится эпикантус.  Эпика́нтус, «монгольская складка» — особая складка у внутреннего угла глаза, в большей или меньшей степени прикрывающая слёзный бугорок. Эпикантус является продолжением складки верхнего века.

Эта раса преобладала в Азии, но в процессе миграций ее представители расселились по всему земному шару. Ученые выделяют 5 групп монголоидов: североазиатская, южноазиатская, арктическая, дальневосточная, американская. Североазиатская группа отличается довольно светлой кожей, темно-русыми, мягкими волосами и не очень темными глазами. К этой группе относятся буряты, якуты, алтайцы и другие народы Сибири. Для южноазиатской группы характерны низкий рост, хрупкое сложение. Арктическая группа - чукчи, алеуты, эскимосы - представлена жителями Арктики. У них крупные лица, жесткие волосы, эпикантус. Однако нос выступает довольно сильно, лицо не такое плоское. Представители дальневосточной группы живут на территории Кореи, Японии, Китае. Среди восточных монголоидов выделяется тибетская подгруппа. Сравнительно темная кожа, некоторое ослабление монголоидных признаков сближают их с арктическими монголоидами. Американских индейцев характеризует выступающий нос, неплоское лицо, жесткие прямые черные волосы, кожа желтоватого цвета. Распространены в Северной и Южной Америке.

   Строение лица монголоидов очень своеобразно. Волосы у них прямые, черные, толстые     носами, черными или темно-карие глаза, смуглая кожа. У мужчин на лицах редкие усы и   борода. Особенно необычно строение глаз монголоидов: они узкие, т.к. представители расы живут в степи, а там сильные ветра. Во внутреннем углу глаза находится эпикантус. Эта раса преобладала в Азии: народы Сибири, Кореи, Японии, Китае в Арктических областях: чукчи, алеуты, эскимосы. У них крупные лица, жесткие волосы, эпикантус. Американских индейцев характеризует выступающий нос, неплоское лицо, жесткие прямые черные волосы, кожа желтоватого цвета. Распространены в Северной и Южной Америке).

Ключевые слова для «Фишбоуна»

Желтоватый оттенок кожи

Широкий и плоский нос

Узкие раскосые глаза

Согревание воздуха

Защита от пыли, ветра, слишком яркого солнца

Эпикантус

Защита от ультрафиолета

Прямые жесткие волосы

Частицы песка и пыли не задерживаются

Группа 4. Малые расы

Какова причина появления малых рас?

Используя знания генетики, объясните проявление признаков у малых рас на примере уральской и  эфиопской рас.

На стыке ареалов больших рас выделяются малые  расы, имеющие особую классификацию. На территории, где контактируют европеоиды и монголоиды, выделяются уральская и южносибирская малые расы; смешение европеоидов и негроидов дали эфиопскую малую расу; европеоидов и веддоидов — дравидийскую малую расу.

Уральская малая раса. Ареал расы — Приуралье, Зауралье, часть Западной Сибири. Кожа светлая. Волосы темные и темно-русые, прямые и широковолнистые, часто мягкие. Цвет глаз — смешанные и темные оттенки, немного светлых. Нос прямой или с вогнутой спинкой, кончик приподнят, переносье средней высоты. Лицо небольшое и относительно широкое, низкое и умеренно уплощенное. Губы средней толщины. Третичный волосяной покров ослаблен. Уральская раса сходна с лапоноидной, но люди крупнее и имеют монголоидную примесь. Уральская раса представлена манси, хантами, селькупами, некоторыми поволжскими народами, некоторыми народами Алтае-Саянского нагорья.

Эфиопская малая раса. Распространена в Восточной Африке. Цвет кожи — с коричневыми оттенками. Цвет волос и глаз темный. Волосы курчавые, мелковолнистые. Третичный покров ослаблен. Нос прямой, с довольно высоким переносьем, неширокий. Лицо узкое, губы средней толщины. Длина тела средняя и выше средней; тело узкосложенное. Древний вариант человечества (со среднего и нового каменного века).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"

Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год.  Урок по...

План -конспект урока биологии 11 кл по теме Положение человека в системе органического мира.

план -конспект урока разработан в соответствии с материалами учебниками Общая биология. 10-11 кл. Базовый уровень. Авторы В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова....

Конспект урока биологии в 11 классе Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам

Урок разработан для учащихся 11 класса по теме «Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам», глава 6 «Жизнь в сообществах. Основы экологии», раздел 3 «Взаимод...

Конспект урока биологии 8 класс "Общий обзор организма человека"

Повторительно-обобщающий урок для учащихся 8 класса по учебнику Сонина Н.И....

План-конспект урока биологии в 9 классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

Цель: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования приспособленности организмов признаков; выявить значение экологических факторов на формы приспособленно...

Урок биологии по теме "Общий обзор организма человека. Обобщение и систематизация знаний". 8-й класс

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении клеток и тканей человека, их функциях; об органах и системах органов человека; об основных процессах жизнедеятельности организма чел...