ТЕМА: «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови». Урок биологии 8 класс.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «В.С.О.», составом и значением крови, продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения познавательных задач, развитие навыков работы в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vnutrennyaya_sreda_organizma..doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови».
Урок биологии 8 класс.
Сарычева Н.Л., учитель экологии и биологии МОУ
«СОШ р.п. Соколовый Саратовского района
Саратовской области»
Цели: Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «В.С.О.», составом и значением крови, продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения познавательных задач, развитие навыков работы в парах.
Оборудование: таблица «Кровь», электронные схемы и микроскопы, компьютеры, микропрепараты «Кровь человека и лягушки».
План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний – 3мин.
3. Сообщение цели урока – 1мин.
4. Усвоение новых знаний – 23мин.
5. Выполнение лабораторной работы «Сравнение крови человека с кровью лягушки» - 8мин.
6. Закрепление новых знаний – 4 мин.
7. Подведение итогов – 2мин.
8. Домашнее задание – 2мин.
ХОД УРОКА.
I. Организация урока – 1мин.
II. Изучение нового материала -23мин.
Изучив, О.Д.С. мы приступаем к изучению темы: «Кровь и кровообращение».
Учитель: - Скажите, делали ли вам анализ крови?
При каких обстоятельствах?
Объясните, зачем?
Ученик: - Для определения состояния здоровья.
Почему же для определения состояния здоровья человека ему делают анализ крови?
Учитель: Для решения этой задачи надо знать:
- что такое кровь?
- из чего она состоит?
- какова её роль в поддержании здоровья человека.
- Начнем с выяснения понятия «В.С.О.», что это такое?
▪ Окружающая человека среда – газообразная.
▪ Внутренняя среда организма - жидкая.
Почему?
- Организм че6ловека состоит из клеток. Клетка нормально функционирует,
когда в неё → О2, питательные вещества и удаляются из неё продукты распада.
А они → в клетку → из клетки только в растворенном виде (жидком).
Вот почему любая клетка может жить только в жидкой среде.
Таким образом, В.С.О. – жидкая.
Учитель: Что же составляет внутреннюю среду организма? – постановка проблемы.
- Ответ найдите в § 14 стр. 68, прочитайте I абзац и заполните схему:
Внутренняя среда организма
кровь | межклеточная жидкость | лимфа |
Учитель: Какими жидкостями образована В.С.О.?
Как они образуются эти жидкости?
Как взаимодействуют с клетками тела?
- Работа с рис. 37 стр. 69.
а) постоянство В.С.О. – гомеостаз.
б) отклонения постоянства В.С.О. → к заболеваниям
(сахар > → сахарный диабет).
Сегодня более подробно изучим «Кровь».
- Определение: «Это особая жидкая ткань, красного цвета, слабо щелочной
реакции «…pH=7,36».
- Значение крови:
Учитель: Вспомните функции крови и кровообращения у животных.
- В организме человека:
Ученик 1. Транспортная (питательные вещества, О2, гормоны)
2. Защитная.
3. Участвует в теплорегуляции.
Учитель: Благодаря каким особенностям строения и состава кровь выполняет транспортную и защитную функции? – постановка проблемы.
А ведь она находится внутри организма.
Учитель: Из определения вытекает: что Кровь – это ткань.
К какому типу тканей относится кровь?
Какими тканями образован организм человека?
Ученик: эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.
Изучим её строение (состав).
- по схеме ______________________Кровь_______________
↓ ↓
Клетки крови 40% 60% межклеточное вещество
(формен. элементы) (плазма крови)
- эритроциты
- лейкоциты
- тромбоциты
Ученик: 1. Клетки неплотно прилегают друг к другу.
2. Кровь – это соединительная ткань.
Количество крови:
≈ 5 л (7-8% от веса тела человека)
у новорожденных – 15%
1 год - 11%
Потеря ½ части крови – ОПАСНО для жизни.
Учитель: Что собой представляет плазма крови?
Ознакомьтесь с составом плазмы и выпишите в тетрадь, составьте конспект – стр. 69 статья «Плазма крови».
а) вода – 90%
1% б) минерал соли (катионы Nа, Са, Мg Fе, Сl, J, S, Р, К)
7% в) органические (белки, жиры, углеводы)
белков 250-300 фибриноген глюкоза
гормоны, витамины;
антитела
Закрепление по данному вопросу:
Учитель: 1. Какие вещества имеются в плазме?
2. Благодаря какому белку происходит свертывание крови?
Состав плазмы у здорового человека постоянен, изменение состава плазмы губительно!
Клетки крови (формен. элементы)
а) Тромбоциты – кровяные пластинки, осколки клеток костного мозга
нет ядра округлые, овальные, ø 2-5 мкм, нет ядра
1 мм 3 – до 800 тыс. живут 5-7 дней
обр-ся: кр.кост.м. разруш-ся в селезенке
Учитель: Каково значение тромбоцитов?
Выясните значение тромбоцитов, прочитав 1 строчку статьи «Тромбоциты» на стр. 70 и запишите функцию тромбоцитов в таблицу.
Учитель: 1) каково значение тромбоцитов?
Ученик: 1). Участвуют в свертывании крови
2). Свертывание крови – это защитное приспособление организма от кровопотерь.
Каковы механизм и условия свертывания крови?
Ученик: Тромбоциты защищают наш организм от кровопотерь (впишите в схему).
Учитель: А сейчас мы познакомимся с клетками крови, которых называют клетки-пожиратели или фагоциты (И.И. Мечников, нобелевский лауреат).
Речь идет о лейкоцитах – белые кровяные клетки.
- работа с таблицей, дети заполняют «Лейкоциты».
белые кровяные клетки, ядро +
8 тыс. в 1мм3 колеблется нет постоян. формы тела
обр-ся: кр.кост.м, живут: 2-4 дня, до нескольких месяцев, лет
селезенка
лимф. узлы
Ученик: Лейкоциты весьма разнообразны
( их разнообразие, о лейкоцитах по схеме)
Учитель: Так почему же количество лейкоцитов подвержено колебаниям, непостоянно даже в течение 1 дня.
Какова их роль?
- изучаем ФАГОЦИТОЗ! РИС. 40 СТР. 71
.
Учитель: Сформулируйте функцию лейкоцитов в организме.
Ученик: Лейкоциты выполняют ЗАЩИТНУЮ функцию.
Учитель: Какова функция эритроцитов и каково их строение?
Функции и строение взаимосвязаны.
Какая существует взаимосвязь строения и функций эритроцитов?
- изучим СТРОЕНИЕ эритроцитов
форма - - круглые, двояковогн.
диаметр - 7-8 микрон
обр-ся - кр.кост.м.
живут - ≈ 130 дней
1 мм3 - ≈ 5 мин.
ядро - нет, все внутреннее содержание заполн. Гемоглобин.
Эритроциты на 90% состоят из Гемоглобина.
Учитель: Какова роль Гемоглобина?
глобин (белок) гемма (железосодержащая)
В легких образует непрочное соединение с О2 - оксигемоглобин
гемоглобин + О2 = оксигемоглобин
в тканях → распад оксигемоглобина = О2 + гемоглобин
оксигемоглобин → О2 = гемоглобин
- Определите функцию эритроцитов
Ученик: 1.Благодаря наличию гемоглобина в эритроцитах они выполняют транспортную функцию.
2. Лейкоциты → защитную функцию.
- Тромбоциты → в свертывании крови, защищают организм от кровопотерь.
Лабораторная работа № 5 стр. 72 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».
Задания: 3, 5, 6 – письменно – по настенной таблице!
Эритроцит лягушки Эритроцит человека
- есть ядро, 5 двояковогнутая форма
- крупные мелкие размеры
двояковыпуклая форма безъядерные
Отличаются формой, строением (ядро), размерами.
Кровь человека переносит > О2, так как все содержимое заполнено гемоглобином.
Закрепление новых знаний – 4мин.
1.Благодаря каким особенностям состава кровь выполняет защитную и транспортную функции?
- защитную → лейкоциты – от инородных тел
тромбоциты – от кровопотерь
- транспортную → эритроцитам (гемоглобин).
Работа с тестами.
I в – четные вопросы II в – нечетные вопросы
2 – защитные, транспортные, t тела 1 – кровь, межклеточная жидкость
4 – плазма, 60% лимфа
6 – тромбоциты 3 – соединительные
8 – фагоцитоз 5 – лейкоциты
10 – 5 млн. 7 – эритроциты
12 – фибриногена в фибрин 9 – фибриноген
14 - лейкоциты (тромбоциты) 11 - И.И. Мечников
13 - транспортная
Выписать заранее оценки: 0-5; 1-2- 4; 3 – 3; более 3 - 2
1. Чем образована В.С.О?
2. Кровь выполняет следующие функции ……………
3. Какой тканью является кровь?
4. Межклеточное вещество крови называется ………………………. и составляет …………………%.
5. Белые клетки крови, имеющие ядро и непостоянную форму называются …………..
6. Клетки крови участвующие в ее свертывании называются………………
7. Безъядерные клетки, все внутреннее содержимое которых заполнено гемоглобином, называется…………….
8. Процесс уничтожения микробов лейкоцитами называется…………….
9. Растворимый белок плазмы крови называется……………..
10. Эритроцитов в 1мм3 крови содержится около…………
11. Явление фагоцитоза открыл ……………..
12. Свертывание крови связано с превращением……….
13. Эритроциты выполняют……….функцию.
14. С наличием этих клеток связана защитная функция крови.
Подведение итогов – 2мин.
Домашнее задание: § 14, сообщение о И.И. Мечникове «Книга для чтения по анатомии» - 2мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Внутренняя среда организма. Состав и значение крови"
Материал будет полезен молодым специалистам при подготовке урока....
План-конспект урока по биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма"
Аннотация. Конкурсная работа ме...
Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.
План урока:¢1. Внутренняя среда организма, ее состав и взаимосвязь компонентов.¢2. Функции крови.¢3. Состав крови.¢4. Строение и функции форменных элементов¢5. Свертываемость крови.¢6. Лаборатор...
Презентация для учащихся 8 класса "Внутренняя среда организма. Кровь, её состав и значение"
Данная презентация раскрывает понятие "внутренняя среда", компоненты внутренней среды. А так же раскрывает значение, состав крови....
План-конспект урока по биологии по теме «Внутренняя среда организма – кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
Познакомить учащихся 8 класса с процессами кроветворения и сворачиваемости крови...
Презентация к уроку по теме "Внутренняя среда организма. Состав крови и ее значение"
Данная презентация может быть использована при проведении урока биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма. Состав крови и ее значение"...
Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав
Презентация по теме "Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав". Используется на уроке в 9 классе....