Урок биологии в 6 классе на тему "Секреты успеха растений, или растительный организм как единое целое".
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 6 классе с применением ИКТ акцентирует внимание на взаимосвязь всех органов и процессов в растительном организме, подводит их к пониманию того, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены. На уроке используется компьютерная презентация и мультимедиапроектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жильцов Александр Владимирович

учитель биологии высшей квалификационной категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Воскресенска Московской области

Урок-моделирование в 6 классе.

Секреты успеха растений или растительный организм как единое целое.

Задачи:

систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме, подвести их к пониманию того, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены; развивать умения сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • о необходимости функционирования всех органов растения для нормальной жизнедеятельности организма;
  • о взаимосвязи процессов в растительном организме с помощью обмена веществ.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать, сопоставлять, обобщать.
    Основное содержание:

  1. Актуализация знаний учащихся:

  • На какие две группы делят органы растения? Назовите органы растения.
  • Какие процессы жизнедеятельности характерны для растительного организма?

  1. Обобщение и систематизация знаний:

  1. Органы цветкового растения, взаимосвязи между ними в процессе жизнедеятельности:
  1. Функции корней.
  2. Функции стеблей.
  3. Функции листьев.
  4. Функции цветков.
  5. Функции плодов.
  6. Функции семян.

  1. Значение процессов жизнедеятельности растительного организма:

  1. Значение минерального питания.
  2. Значение фотосинтеза.
  3. Значение дыхания.
  4. Значение испарения воды.
  5. Значение размножения.

  1. Обмен веществ – основной признак живого организма.
  2. Растение – целостный организм. Влияние повреждения какого-либо органа на жизнедеятельность растительного организма.
  3. Формулирование выводов. Подведение итогов урока.

Краткое содержание материала:

                                        органы растения

                        вегетативные                    генеративные

        корень                                                        цветок

        побег (стебель, лист)                                плод

                                                                семя

                                

                                

минеральное                                                        фотосинтез

                       процессы жизнедеятельности

испарение воды                                                                 дыхание

                                             рост       развитие      размножение

Функции органов растения.

Функции корней:

  1. поглощение воды с растворенными минеральными веществами;
  2. удерживание растения в почве;
  3. запасание питательных веществ.

Функции стеблей.

  1. передвижение веществ;
  2. удерживание органов.

Функции листьев:

  1. фотосинтез;
  2. испарение воды.

Функции цветков:

  1. опыление.

Функции плодов:

  1. защита семян.

Функции семян:

  1. размножение.

Значение процессов жизнедеятельности растительного организма.

Значение минерального питания:

  1. поглощение воды;
  2. поглощение минеральных солей (калий, азот, фосфор).

Значение фотосинтеза:

  1. образование кислорода;
  2. образование глюкозы;
  3. уменьшение концентрации углекислого газа в воздухе.

Значение дыхания:

  1. газообмен (кислород → углекислый газ).

Значение испарения воды:

  1. способствует поглощению воды корнем;
  2. защита от перегрева.

Значение роста:

  1. увеличение размеров.

Значение развития:

  1. качественные и количественные изменения растений в определенные этапы жизни.

Значение размножения:

  1. увеличение числа особей.

  1. Выводы:

  • Обмен веществ – основной признак живого организма. Обмен веществ обусловливает дальнейший рост и развитие растения.
  • Все органы взаимосвязаны.
  • Растение – целостный организм.

Дополнительный материал:

  1. Между ростом и развитием растения имеется очень глубокая связь. Обычно многолетние растения зацветают не в первый год жизни, а лишь через несколько лет (иногда несколько десятков лет). Так, выращивая шиповник при круглосуточном освещении, удалось заставить его цвести на первом году жизни, а не на 3-4-м, как он обычно цветет. Таким образом, ускоряя рост растения, можно вызвать и более раннее его цветение.
  2. Ростом и развитием всех органов растения человек научился управлять путем применения приемов агротехники, подкормки и своевременных посевов и посадок.
  3. Обмен веществ и энергии в клетках растений происходит постоянно. Одни вещества поглощаются и используются растением, другие выделяются в окружающую среду. Из простых веществ образуются сложные. Сложные органические вещества расщепляются на простые. Растение накапливает энергию в процессе фотосинтеза и освобождает её при дыхании, используя эту энергию для осуществления различных процессов жизнедеятельности.
  4. Биологи нашли способы разведения растений без почвы. Гидропоника (от греч. «гидро» - вода и «понос» - работа) – земледелие без почвы. Это система, позволяющая искусственно выращивать овощные и другие культуры в особых минеральных субстратах (от лат. substratum – подстилка, основа) вроде крупного песка. Все необходимые неорганические вещества в точно отмеренных количествах растения получают из специально приготовленных растворов, которыми поливают такой «огород». При этом они не зависят от почвенных условий. Гидропоника стала давать продукцию овощей в промышленных масштабах. Одно время даже надеялись, что благодаря ей удастся обеспечить продовольствием всё население Земли. Но, увы, оказалось, что некоторые культуры экономически выгоднее выращивать традиционным способом: слишком дороги растворы и автоматизированные устройства для полива. С применением гидропоники удаётся получить высокие и дешёвые урожаи некоторых культур (например, помидоров). Однако их безвкусные плоды лишены многих ценных веществ, которые есть в обычных грунтовых растениях.
  5. Древние римляне ежегодно весной устраивали веселый праздник, посвященный Флоре (лат. flora – цветок) – богине цветения колосьев, садов и цветов, дарующих обильный урожай. Позднее в её честь стали называть флорой весь растительный мир. (Рембрант. Флора. 1634 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.)
  6. Секвойя за свой долгий век вырастает до 100 м и более, диаметр ствола которых достигает 20 м. В США во время одной из выставок на пне подобного дерева разместился ансамбль танцоров со всем оркестром.

Использованная литература:

  1. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. М.: Аванта+, 2001.
  2. В.В. Пасечник Биология 6 класс. М.: Дрофа, 2006.
  3. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник Биология: тематическое и поурочное планирование к учебнику. М.: Дрофа, 2000.
  4. Н.И. Галушкова Биология: поурочные планы. Волгоград: «Учитель», 2005.
  5. В.И. Кузнецова Уроки биологии 6-7 класс. М.: Просвещение, 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 6 класс "Организм растения - единое целое"

Урок  биологии  с учетом формирования у обучающихся универсальных учебных действий...

Тема урока: Организм как единое целое. Предмет: биология 6 класс

Предмет: биология, урок изучения нового материала и первичного закрепления                  знаний.Тема: "Организм ...

Разработка урока по теме «Организм как единое целое» 6 класс (УМК Н.И.Сонин), автор учитель биологии Сизова С.В

Урок биологии в 6 классе по теме "Организм как единое целое" разработан по Программе основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина,...

Конспект урока биологии 7 класс "Голосеменные- отдел семенных растений".

Конспект урока по биологии для 7 класса по курсу учебников "Линия жизни", "Голосеменные - отдел семенных  растений".  Конспект содержит  групповую работу, заполнение...

Презентация к уроку биология 5 класс по теме: Покрытосеменные растения

Презентация к уроку биологии 5 класс по теме: "Покрытосеменные"...

Урок биологии. 7 класс. Тема: Голосеменные. Хвойные растения" (обучение по АООП)

Технологическая карта урока биологии , 7 класс.( с презентацией) для обучающихся по АООП . Методическая разработка составлена во время прохождения курса повышения квалификации. Получила положительную ...