Разработка урока по теме «Организм как единое целое» 6 класс (УМК Н.И.Сонин), автор учитель биологии Сизова С.В
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Методическая капсула

Урок биологии в 6 классе по теме "Организм как единое целое" разработан по Программе основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина, Е.Д. Захаровой, изд. Дрофа, 2010 г. Его цель сформировать представления о живом организме как о целостной системе. Урок составлен на основе деятельностного подхода и включает описание деятельности учеников и учителя на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_organizm_kak_edinoe_tseloe_6_klass.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: «Организм как единое целое» в 6 классе

По учебнику: Н.И. Сонин «Биология. Живой организм», изд. Дрофа

Выполнил учитель биологии ГБОУ СОШ №904 Сизова Светлана Валерьевна

Задачи: сформировать представления о живом организме как о целостной системе на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов, продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

Оборудование общее: компьютер, проектор, Смарт-доска, комнатные растения, таблицы: «Растительная клетка», «Ткани животных и человека».

Оборудование индивидуальное: учебники, рабочие тетради.

  План урока:

I. Организационный момент с использованием электронного журнала – 3 минуты

II. Проверка изученного материала – 7 минут

III. Изучение нового материала – 25 минут

      1. Понятие о системе

      2. Клетка –  открытая система

      3. Физкультминутка

      4.  Организм – открытая единая целостная система

      5. Нарушение целостности живого организма

 IV. Отработка изученного (рефлексия) – 7 минут

 V. Подведение итогов и домашнее задание – 3 минуты

Содержание урока

1. Организационный момент

2. Проверка изученного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

                                                                                                             Мир живых  существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

Вопросы:        

        - Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?

        - Вспомните и назовите свойства живого.

           

Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации.

        - Назовите  уровни организации живого. Для этого выполните следующее задание:

         Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня

- Наименьшая часть любого живого организма – это ...

- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ...

- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ...

- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ...

- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ...

(Показываю название уровней на слайде №1)

Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях    организации, от клеточного  до организменного

         На всех уровнях организации жизни организмы – это биологические системы. Сегодня на уроке мы попробуем доказать, что живой организм – единое целое

Обладают всеми свойствами живого

клеточное строение, питание, дыхание, выделение, обмен веществ и энергии,  рост и развитие, раздражимость, размножение,  движение

Клетка (клеточный)

Ткань (тканевый)

орган

систему органов

организмом (организменный)

Записывают число, тему урока и первый пункт плана  в тетрадях

3. Изучение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Понятие о системе

Проблемный вопрос.

- Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе?  

         Запишем определение понятия «система» в тетрадь.

Система – (от греч.) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов)

          2. Клетка –  открытая система

           Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: «Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т.е. является ли  отдельная клетка биологической системой? Почему?»

- Вспомните, из каких частей состоит клетка?

  Покажите их на таблице

– Взаимосвязаны ли они между собой?

– Взаимодействуют ли они друг с другом?

           

Таким образом, клетку можно назвать биологической системой.

– Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией?

         

Вывод:  По этой причине клетку называют открытой биологической системой, т.е. клетка «открыта» для окружающей среды.

           Итак, мы рассмотрели понятие «биологическая система» на клеточном уровне.

           Клетки, объединяясь, образуют ткани

Вопросы:        1).Что называется тканью?

2). Почему при изучении тканей нужен микроскоп?

                    3). Какие виды тканей растений и животных  вам  известны?  

 - Найди и исправь ошибку (слайд №2 и контрольный слайд)

          Сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?

           Самостоятельная работа (по карточкам)

По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?

Заполните таблицу «Ткани растительного организма»

(Приложение № 1)

           Задание 1.  - Где в растении находятся фотосинтезирующая и запасающая ткани?

           Задание 2.- После полива завядшие листья принимают нормальный вид. Объясните, за счет, какой ткани это происходит

            Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.

            – Внимательно посмотрите на таблицу «Ткани животных и человека».

           – Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему?

       

  Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует за тканевым?

 Вопросы:     - Что такое орган?

         1 вариант  – Назовите органы цветкового растения. Каково их значение? (игра «Снежный ком»)

        2 вариант  -  Назовите органы животных (игра «Снежный ком»)

            Вывод:      Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов.

3. Физкультминутка

           Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов - нервная и мышечная.    

           Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.

4. Организм – открытая единая целостная система

– Единицей этого уровня является организм. Что такое организм?

(Запись определения в тетрадь) Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое.

– Из каких частей состоит живой организм?

Работа у доски

           -   Назовите и покажите на таблице органы пищеварительной системы человека. Назовите функции пищеварительной системы

           -  Назовите функции системы органов дыхания.  

Назовите и покажите их на таблице.

 Проблемный вопрос.

         Представьте себе, что вы уменьшились настолько, что можете путешествовать внутри организма животного.

- Сможете ли вы попасть из ротовой полости в сердце, лёгкие, почки? Опишите маршрут своего движения. Объясните, почему это возможно

Инсценирование сказки.

(У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Все ученики в костюмах. Слова автора говорит учитель.)

Разыгрывается задача следующего содержания:

Между органами растения идет спор. Стебель говорит:

« Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».

Лист утверждает: « А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры (показывает комнатное растение) только листовая пластинка достигает больше метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю».

А мы, - говорит корень, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя, стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».

« Нет ничего лучше и полезнее меня, - говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он нужен всем!» А плод говорит: « А я ……., А я …..».

Словом тоже стал утверждать своё превосходство.

- А как вы, ребята, думаете: кто из органов для растения самый главный? Ответ свой обязательно обоснуйте.

Задание (карточка)

- Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом. (Приложение №2)

           – Можно ли организм назвать биологической открытой системой? Попробуйте доказать это самостоятельно, используя при ответе конкретные примеры, например, комнатные растения, иллюстрации на доске, в учебнике  

 

5. Нарушение целостности живого организма

         – Целостность живого организма может нарушаться. К каким последствиям может привести данное явление?

Виртуальная лаборатория (диск)

          Растение – целостный организм.

          Задание

          Тест

Вывод: –  Посмотрите записи в тетради и попробуйте самостоятельно сформулировать вывод   по уроку.

Записывают определение в тетрадь под диктовку учителя

Записывают  пункт плана  в тетрадях

Ядро, цитоплазма, мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии и т.д. Показывают их на таблице.

Да, например, аппарат Гольджи и лизосомы.

Да, например, в процессе питания клетки

Да. Хламидомонада, например, при фотосинтезе поглощает одни вещества и выделяет другие

Вывод записывают в тетрадь

Дают определение

Находят и исправляют ошибки

Работа по карточкам

Ответ учащихся

Ткань можно назвать биологической системой. (Объясняют, почему).

Органный

Дают определение

Выполняют упражнения

Записывают  пункт плана  в тетрадях

Организм – это живое существо, способное к самостоятельному существованию

 Живой организм состоит из органов (систем органов)

Анализируют ответы учащихся

Ответы учащихся

Для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой, выполняют определённые функции, обеспечивая жизнедеятельность всего организма, как единого целого

Работа по карточкам

Органы цветкового растения будучи разными по строению и выполняемым функциям, обеспечивают  жизнедеятельность всего организма, как единого целого.

Просмотр видеосюжета и ответы на вопросы

При нарушении работы одного из жизненно важных органов весь организм выходит из строя, значит, живой организм – единое целое

4. Отработка изученного (рефлексия)

Задача №1.

             Послушайте стихотворение и определите, о каком органе растения идёт речь:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых,

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю закопали их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без чего расти они не станут?

- Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных веществ. А может ли растение жить без корней?

     

Приведите другие примеры из учебника или личного наблюдения

Задача №2.

       - Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Узелок  на память. Учёными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево.

Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листьев)

Рефлексия

Закончите устно  предложения:

1. А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________

2. Самым сложным для меня сегодня было_________________

3. Сегодня я задумался__________________________________

4. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

Не может. Растение крепится в почве с помощью корня. Корневая система поглощает из почвы воду и растворённые питательные вещества.

Решают задачу

Устно отвечают на вопросы

5. Подведение итогов и домашнее задание

Сегодня на уроке мы доказали, что живой организм состоит из взаимосвязанных частей и является единым целым.

Домашнее задание.

–  статья в учебнике «Организм как единое целое»

–  подготовиться к обобщающему уроку «Что мы узнали о строении живых организмов»

- принести (подготовленные ранее) кроссворды, загадки, поговорки на тему «Цветок», «Корень», «Лист»

Слайды и приложения

Слайд №1

Слайд №2

Исправь ошибку

ЖИВОТНЫЕ ТКАНИ

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

ПОКРОВНЫЕ

ОСНОВНЫЕ

МЫШЕЧНЫЕ

МЕХАНИЧЕСКИЕ

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

НЕРВНАЯ

ПОКРОВНЫЕ

МЫШЕЧНЫЕ

МЕХАНИЧЕСКИЕ

ПРОВОДЯЩИЕ

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

ОСНОВНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Контрольный слайд

Приложение №1

Ткани растительного организма

Тип ткани растений

        Особенности строения

Функции

1 образовательная

Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами.         

Обеспечивает рост растения

2

покровная

Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные.

Защищает растение

от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение).

3

механическая

Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует.

Придаёт опору растению.

4

проводящая

Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки.

Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ.

5

основная

Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты.

Главная функция - образование и накопление питательных веществ.

Приложение №2

термины

определения

1. корень

А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.

2. стебель

Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.

3. лист

В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.

4. цветок

Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.

5. орган         

Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок биологии по теме "Движение" 6 класс (УМК Н.И.Сонин) , автор учитель биологии Сизова С.В.

Открытый урок биологии по теме "Движение"  6 класс составлен в соответствии с Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И...

Внеклассное мероприятие в рамках недели естественных наук КВН, автор учитель биологии Сизова С.В.

Презентация к КВНу естественных наук включает занимательные вопросы по предметам естественнонаучного цикла: физике, химии, биологии и географии. Она включает вопросы к Конкурсу капитанов, Битве титано...

Комплекс по биологии на тему "Организм как единое целое"

Данные темы направлены на формирование у студентов представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. ...

Урок по теме «Организм растения - единое целое» 6 класс.

Урок по теме «Организм растения - единое целое» 6 класс....

Урок биологии. 5 класс. Тема: "Организм как единое целое"

Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолж...