Календарно-тематическое планирование по программе В.В. Пасечника 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме
Авторское тематическое планирование биология 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_8_kl.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА « БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК»
8 КЛАСС 68 ЧАСОВ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
Программа под руководством В.В. Пасечника,
учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев
№ п/п | № урока | Тема урока | Задачи урока | Понятийный аппарат | Оборудование | Домашнее задание | Дата проведения | ||||
«Введение. Науки, изучающие организм человека» (2 часа). | |||||||||||
1. | 1. | Биосоциальная природа человека и науки изучающие его. | Раскрыть двойственную природу человека, смысл наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии. | Анатомия, физиология, гигиена, психология. | П.1 определе-ния вопросы стр.8 | ||||||
2. | 2. | Становление наук о человеке. | Дать понятие об основных этапах развития анатомии, физиологии, гигиены человека. | портреты учёных | П.2 повт.п. 1 | ||||||
«Происхождение человека» (3 часа). | |||||||||||
3. | 1. | Систематическое положение человека. | Повторить систематические таксоны, определить место человека в системе живых существ, привести доказательства эволюции человека, значение рудиментов и атавизмов. | Рудимент, атавизм, таксон | таблица | П.3 повт. 7кл. п.27,50 | |||||
4. | 2. | Историческое прошлое людей. | раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению, показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды,содействовать формированию знаний о ходе эволюционного процесса в антропогенезе. | религия | фрагмент видеофильма | п.4 | |||||
5. | 3. | Расы человека | повторить признаки вида, раскрыть биологическую и социальную составляющую рас. | нация, народ, расы, расизм, народность | таблица, рисунки | п.5 основные положения гл.2 | |||||
«Строение организма» (4 часа). | |||||||||||
6. | 1. | Общий обзор организма человека. | дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения. Топографии внутренних органов, полостях тела, системах органов. | уровни организации, орган, система органов, гормоны | торс человека муляж, таблицы | п.6 повт. строение клетки | |||||
7. | 2. | Клеточное строение организма. | показать единство органического мира; раскрыть строение и функцию клеточных органоидов; определить химический состав клеток; повторить деление клеток. | обмен веществ, ферменты, клеточный гомеостаз, раздражимость, возбудимость, внешняя и внутренняя среда | картофель, тёрка, стакан, перикись водорода; табл. «Строение клетки». | п.7 табл. стр.33 | |||||
8. | 3. | Ткани: эпителиальные, соединительная и мышечная. Лаб. работа №1: «Ткани организма человека» | раскрыть основные понятия, познакомить с основными типами тканей и их локализацией в организме; закрепление умения работать с микроскопом. | ткань, орган, тканевая жидкость, межклеточное вещество | таблица | п.8 до нервн. | |||||
9. | 4. | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. | познакомить со строением нейрона и нейроглии; раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов. | нервная цепь, синапс, нейроглия, возбуждение и торможение | п.8,9 вопросы | ||||||
«Опорно-двигательная система» (7 часов). | |||||||||||
10. | 1. | Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Лаб. работа №2 «Микроскопичес-кое строение кости». | раскрыть значение скелета и мышц, показать опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав. Микро- и макроскопическое строение костей, их классификацию | скелет, мышца, костная пластинка, костная ткань | п.10 вопросы | ||||||
11. | 2. | Скелет человека. Осевой скелет. | Пополнить знания о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих, выявить особенности скелета, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью. | Осевой скелет, добавочный скелет. Позвонок. Рёбра, межпозвонковые диски, грудина | п. 11,12 | ||||||
12. | 3. | Соединение костей. | Закрепить знания о строении и функциях частей скелета, познакомить учащихся с типами соединения костей, повторить материал о происхождении человека. | Типы соединений костей | таблица | П.12 повт. п.8 | |||||
13. | 4. | Строение мышц. Обзор мышц человека. Лаб работа «Мышцы человека» | Повторить материал о типах мышечной ткани, дать понятие об основных группах мышц | Брюшко мышцы, головка и хвост, синергисты, антогонисты | п.13. задание стр.65 повт. п.8,9 | ||||||
14. | 5. | Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа №4 «Утомление при статической работе». | дать понятие о двигательной единице, о механизмах регулирующих силу мышечного сокращения, об изменениях мышц при тренировках | гиподинамия, утомление, синергисты, антогонисты | п.14 повт п11,12 | ||||||
15. | 6. | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лаб. работа №5,6 «Выявление нарушений осанки», «Выявление плоскостопия». | познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, выяснить отрицательные последствия нарушений | осанка, остеохондроз, сутулость, плоскостопие | п.15 повт. п10 | ||||||
16. | 7. | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | дать сведения о травмах и мерах первой помощи при них | ушиб, перелом, шина, гематома, вывих | п.16 вопросы стр. 79-80 | ||||||
«Внутренняя среда организма» (3 часа) | |||||||||||
17. | 1. | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | провести анализ функций крови и её компонентов, познакомить с механизмом свертываемости, роль анализа крови | гомеостаз, фагоцитоз, антигены, антитела, внутренняя среда | п.17 стр.89 (!) письм. | ||||||
18. | 2. | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | показать барьерную роль, формировать понятие иммунитет и его виды, инфекционные болезни | иммунитет, воспаление, общее заболевание | п.18 история вакцин | ||||||
19. | 3. | Иммунология на службе здоровья. | познакомить с наукой иммунологией, дать классификацию иммунитета, понятие аллергии и тканевой совместимости | аллергия., тканевая совместимость, группы крови, резус-фактор | п.19 | ||||||
«Кровеносная и лимфатическая система» (6 часов) | |||||||||||
20. | 1. | Транспортные системы организма. | понятие об органах кровеносной и лимфатической системы, их строении и функциях | артерии, аорта, вены, капилляры, лимфа, клапаны | п.20 стр.105 | ||||||
21. | 2. | Круги кровообращения. Лаб работа №7,8. «Функции венозных клапанов», «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». | Изучение плана строения сердца, продолжение формирования практических навыков работы | предсердия, желудочки, капилляры, вены | п.21 | ||||||
22. | 3. | Строение и работа сердца. | раскрыть связь строения сердца с функцией, дать понятие о сердечном цикле и автоматизме | клиническая смерть, околосердечная сумка, адреналин | модель сердца | п.22 рис. 53,Д в тетрадь | |||||
23. | 4. | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лаб. работа №9,10 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», «Опыты с пульсом». | выяснить причины движения крови по сосудам, принципы измерения кровяного давления, механизм регуляции кровоснабжения | кровяное давление, пульс., гипер- гипотония | тонометр, нитка, секундомер | п.23 | |||||
24. | 5. | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лаб. работа №11 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | познакомить с основами упражнения сердца и сосудов, влияние курения и алкоголя на сердце и сосуды | ударный объём сердца, гангрена, перемежающаяся хромота, спазм сосудов | п.24 вопр. стр.125 повт. п 14,16 | ||||||
25. | 6. | Первая помощь при кровотечениях. | познакомить с типами кровотечений и способами их остановки, знать правила ухода за раной | гематома. Струп, закрутка | п.25 стр.129-130 | ||||||
«Дыхание» (4 часа) | |||||||||||
26. | 1. | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразованииЗаболевания дыхательных путей. | раскрыть значение биологического окисления, роль органов дыхания в газообмене, раскрыть взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем, познакомить с болезнями дых. путей | носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, альвеолы, гайморит. Тонзиллит, артикуляция | п.26 повт п 21 задание стр. 139-140 | ||||||
27. | 2. | Лёгкие. Легочное и тканевое дыхание. | раскрыть связь дыхательной и кровеносной систем, роль крови в газообмене | легочная плевра, диффузия, «ворота лёгких» | п.27 | ||||||
28. | 3. | Механизм вдоха и выдоха, регуляция дыхания. Лаб работа №12 «Определение запылённости атмосферы в зимнее время» | повторить материал о лёгочном и тканевом дыхании, разъяснить вред курения, охрне воздушной среды | легочная и пристеночная плевра, диафрагма, никотин, смог, респиратор | п.28 | ||||||
29. | 4. | Функциональные возможности дых. Системы как показатель здоровья. Приёмы реанимации. Лаб. работа №13,14 «Измерение грудной клетки на вдохе и выдохе» «Функциональные пробы с задержкой дыхания»» | показать простейшие приёмы самоанализа дыхательной системы. Понять роль флюорографии, приёмов реанимации | биологическая и клиническая смерть, реанимация | п.29 отчёт | ||||||
«Пищеварительная система» (6 часов) | |||||||||||
30. | 1. | Питание и пищеварение. | раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи, показать разницу между продуктами питания и питательными веществами, роль кулинарной обработки пищи | пластический и энергетический обмен, перистальтика, рацион | п.30 | ||||||
31. | 2. | Пищеварение в ротовой полости. | понять роль вкусовых рецепторов, строение слюнных желёз, зубов, причины их заболеваний, правил гигиены ротовой полости. | рецепторы вкуса, зубы, кариес, пульпит | п.31 стр.165 задание | ||||||
32. | 3. | Пищеварение в желудке и 12-ти перстной кишке. Лаб. работа №15 «Действие слюны на крахмал» | раскрыть основные свойства ферментов, показать их роль в расщеплении пищи, проследить за изменение пищи в отделах пищеварительного тракта. | фермент, пищевод, желудок, печень, трипсин, дисбактериоз | п.32 | ||||||
33. | 4. | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени, аппендикс. | закрепление материала о ферментах, познакомиться с барьерной ролью печени, функциями аппендикса и кишечника | гликоген, слепая кишка, аппендикс, аппендицит | п.33 термины | ||||||
34. | 5. | Регуляция пищеварения. | познакомиться с методом фистул Павлова, историей открытия условных и безусловных рефлексов, взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции пищеварения | условные и безусловные рефлексы, фистула, слюноотделение | п.34 | ||||||
35. | 6. | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение кишечных инфекций. | обосновать правила гигиены, понятие о опасных кишечных инфекциях | ботулизм, анаэробы, карантин | п.35 стр.181 | ||||||
«Обмен веществ и энергии» (3 часа). | |||||||||||
36. | 1. | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | ввести понятие обмена веществ, познакомить с его стадиями, проследить преобразование веществ. | обмен веществ, энергетический и пластический обмен веществ | п.36 повт. п.30 | ||||||
37. | 2. | Витамины (семинар). | раскрыть значение витаминов и способов их сохранения. | п.37 | |||||||
38. | 3. | Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лаб. работа №16 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | дать сведения об основном и общем обмене веществ, энергетической ёмкости и энергозатратах | основной обмен, общий обмен, энергозатраты, энергоёмкость | п.38 | ||||||
«Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» (4часа). | |||||||||||
39. | 1. | Кожа – наружный покровный орган. | познакомить со строением и функциями кожи, волос и ногтей. | эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, волосы, ногти, терморегуляция | таблица | п.39 аллергия п.19 | |||||
40. | 2. | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | гигиена кожи, познакомить с болезнями кожи связанными с обменом веществ, гиповитаминозами, помощи при ожогах и обморожениях | гиповитаминоз, болезни кожи | п.40 повт.п.29 | ||||||
41. | 3. | Терморегуляция организма. Закаливание. | Раскрыть механизм терморегуляции, объяснить причины теплового и солнечного удара, значение закаливания, роль одежды. | терморегуляция, теплообразование, теплоотдача, тепловой удар, закаливание | таблица | п.41 вопросы | |||||
42. | 4. | Выделение. | раскрыть значение органов выделения в поддержании внутренней среды, работу нефронов. | Нефрон, почки, первичная и вторичная моча | таблица | п.42 вопросы | |||||
«Нервная система» (5 часов) | |||||||||||
43. | 1. | Значение нервной системы. | раскрыть значение нервной системы в поддержании гомеостаза, роли психики в отражении мира | потребности, активность, субъективное отражение | п.43 вопросы стр.221-222 | ||||||
44. | 2. | Строение нервной системы. Спинной мозг. | вспомнить филогенез нервной системы, строение спинного мозга, строение белого и серого вещества, функций мозга | кора, ядра мозга, нервные волокна | таблица | п.44 вопросы стр.227 | |||||
45. | 3. | Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего, моста, мозжечка. Лаб. работа №17 «Пальценосная проба и особенности движений, связанные с работой мозжечка». | познакомить со строением головного мозга, его отделами, раскрыть функции отделов мозга | задний мозг, мост, мозжечок | муляж | п.45 | |||||
46. | 4. | Функции переднего мозга. | раскрыть функцию коры мозга, значение ассиметрии левого и правого полушария | таламус, гипоталамус | муляж | п.46 повт п.44 | |||||
47. | 5. | Соматический и вегетативный отделы нервной системы. | дать понятие о соматическом и автономном отделах, симпатическом и парасимпатическом подотделах, раскрыть их взаимосвязь | вегетативные узлы | таблица | п.47 | |||||
«Анализаторы» (5 часов) | |||||||||||
48. | 1. | Анализаторы. | раскрыть строение анализатора, механизм обработки информации, рассмотреть вопрос о достоверности информации и выяснить природу иллюзий | анализатор, модальность. иллюзия | п.48 | ||||||
49. | 2. | Зрительный анализатор. Лаб. работы №18-22 «Изменение величины зрачков»; «Функции хрусталика»; «Функции палочек и колбочек»; «Поиск слепого пятна»; «Иллюзия при бинокулярном зрении». | раскрыть значение зрения, строение и функции глаза, механизм работы сетчатки, дать представление о бинокулярном зрении | коньюктива, близорукость, дальнозоркость, диоптрия, бельмо | п.49 вопросы стр.248 | ||||||
50. | 3. | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | дать понятие о причинах глазных инфекций, травмах; разъяснить причины дальнозоркости, близорукости косоглазия. Выяснить роль гигиены в профилактике болезней глаз. | гигиена | п.50 | ||||||
51. | 4. | Слуховой анализатор. | раскрыть общность зрительного и слухового анализатора, рассмотреть строение уха, дать понятие о причинах заболеваний и гигиене слуха. | наружное ухо, внутреннее ухо, тугоухость | таблица | п.51, составить таблицу | |||||
52. | 5. | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | выяснить механизм работы вестибулярного аппарата, кожно- мышечного, обонятельного и вкусового анализатора. | вестибулярный аппарат, мышечное чувство, вибрационное чувство | п.52 | ||||||
«Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» (5 часов) | |||||||||||
53. | 1. | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | раскрыть роль Сеченова, Ухтомского, Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности, разъяснить природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты. | п.53 | |||||||
54. | 2. | Врождённые и приобретённые программы поведения. | показать филогенетическую обусловленность врождённых форм поведения и приобретённых форм поведения и приспособлению в природе, к социальной среде | инстинкты., навыки, привычки, эмоции, этология | п.54 | ||||||
55. | 3. | Сон и сновидения. | дать понятие о биоритмах на примере циркадных (суточных) ритмов, раскрыть природу сна, фазы сна | быстрый сон, медленный сон, сновидения | п.55 таблица | ||||||
56. | 4. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | определить роль речи как средства общения, осознанные и интуитивные решения. | базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция, речь | п.56 | ||||||
57. | 5. | Воля, эмоции, внимание. Лаб. работа №23 «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях» | определить волевые процессы, проанализировать волевой акт, показать значение эмоций, раскрыть основы внимания, познакомиться со способами поддержания внимания. | волевое действие, аффект, стресс, рассеянность | тесты | п.57 стр.292-293 | |||||
«Железы внутренней секреции (эндокринная система)» (2 часа). | |||||||||||
58. | 1. | Роль эндокринной регуляции. | дать понятие о железах внутренней секреции, смешанной и внешней секреции, показать свойства гормонов, их отличие от других биологически активных веществ | железы, гормоны | п.58 задание2 стр.301 | ||||||
59. | 2. | Функции желёз внутренней секреции. | рассмотреть функции желёз внутренней секреции, раскрыть нарушения, мерами профилактики заболеваний | гипофиз, щитовидная железа, половые железы, надпочечники, поджелудочная железа | таблица | п.59 вопросы | |||||
«Индивидуальное развитие организма» (5 часов). | |||||||||||
60. | 1. | Жизненные циклы. Размножение. | Дать понятие о жизненных циклах, вспомнить половое и бесполое размножение, ознакомиться с половыми системами. | п.60 | |||||||
61. | 2. | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | познакомить с биогенетическим законом Геккеля-Мюллера и причинами отклонения от него, раскрыть причины приспособления к внутриутробной жизни | плодные оболочки, плацента, пупочный канатик | п.61 | ||||||
62. | 3. | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни передающиеся половым путём. | раскрыть различия между наследственными и рождёнными заболеваниями, пути прогнозирования и профилактики | СПИД. Гепатит В. | п.62 | ||||||
63. | 4. | Развитие ребёнка после рождения. | раскрыть физиологические основы гигиены новорожденных и грудных детей; | индивид, личность, интерес, склонность | п.63 | ||||||
64. | 5. | Становление личности. Интересы, склонности, способности. | показать особенности становления организма и личности | темперамент | тесты | п.64 | |||||
Уроки обобщения и закрепления знаний (4 часа). | |||||||||||
65. | 1. | Организм человека как целостная система. | обобщить знания полученные об основных системах органов | организм, система | тесты | п.6-9 повт. | |||||
66. | 2. | Образ жизни человека и здоровье. | закрепить знания о влиянии курения, алкоголя, наркомании, лекарств и вредных веществ на оргнизм | образ жизни | фильм | п.28, 35,50 | |||||
67. | 3. | Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека. (семинар) | обобщить знания о влиянии внешних факторов на здоровье человека | здоровье | записи в тетради | ||||||
68. | 4. | Заключительный урок «Как сохранить здоровье». | дать практические рекомендации по сохранению здоровья, составить перечень основных правил. | летнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно - тематическое планирование по программе VIII вида 3 класс
Альтернативное чтение (34 часа) Первое полугодиеI четверть - 9 часов №ТемаКол-во часовДата проведения«Чтение» телесных и мимических движений 1.Упражнения на движения мимичес...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...
Биология. Календарно-тематическое планирование по программе Сонина для 9 класса. Фгос с планированными результатами обучения (предметные и УУД)
В данном материале представленна таблица Excel, с подробным описанием типа урока, его темой, количеством часов, формой контроля и расписаными, подробно, в соответствии с ФГОС результатами обучения для...