Урок астрономии "Звездное небо". УМК Чаругин В. М. Урок 2
план-конспект урока по астрономии (10, 11 класс) по теме

Турова Ольга Рудольфовна

Цель урока — познакомить учащихся с основными созвездиями звездного неба, наиболее яркими звездами, показать способы нахождения созвездий с помощью звездной карты, дать определения оси мира, полюсов и эклиптики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zvezdnoe_nebo.doc67.5 КБ
Office presentation icon zvyozdnoe_nebo.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока астрономии «Звёздное небо»

Учитель Турова Ольга Рудольфовна

УМК: Чаругин В.М., Астрономия, 2017

Предмет

АСТРОНОМИЯ

Учитель

Турова Ольга Рудольфовна

Тема урока

Звёздное небо

Тип урока

Урок открытия нового знания

Дата урока

Январь 2018

Цели урока

Цель урока — познакомить учащихся с основными созвездиями звездного неба, наиболее яркими звездами, показать способы нахождения созвездий с помощью звездной карты, дать определения оси мира, полюсов и эклиптики.

Планируемые результаты

Предметные: Развитие пространственного, логического мышления, творческого потенциала личности.

Знать/понимать:

  • что такое созвездие;
  • названия некоторых созвездий,

их конфигурацию, альфу каждогоиз этих созвездий;

  • основные точки, линии и круги

на небесной сфере:

- эклиптика,

Уметь:

  • использовать подвижную звёздную карту для решенияследующих задач:

        отыскивать на небе следующие

  • созвездия и наиболее яркие звёзды в них:

- Большую Медведицу,

- Малую Медведицу (с Полярной звездой),

- Кассиопею,

- Лиру (с Вегой),

- Орёл (с Альтаиром),

- Лебедь (с Денебом),

- Возничий (с Капеллой),

- Волопас (с Арктуром),

- Северную корону,

- Орион (с Бетельгейзе),

- Телец (с Альдебараном),

- Большой Пёс (с Сириусом)

Личностные: формирование положительного отношения к учению, желания к саморазвитию и самообразованию

Метапредметные:

  1. уметь ставить цели обучения,
  2. уметь планировать пути достижения цели,
  3. уметь верно оценивать правильность достижения учебной задачи

Основные понятия

Созвездия, звездная величина, небесная сфера, ьось и полюсы мира, эклиптика

Межпредметные связи

Физика,  история, математика

Ресурсы:

Учебник «Астрономия», тетрадь, подвижная карта звездного неба, компьютер с мультимедиапроектором, презентация «Звёздное небо»

Параграф учебника:

3

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I. Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: подготовка учеников к восприятию учебного материала, эмоциональная и психологическая поддержка

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Задает вопросы.

Обобщает высказывания учащихся.

Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы, при необходимости дополняют друг друга.

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

II. Актуализация знаний

Цели: подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Формулирование темы урока и постановка цели.

Организует осведомленность и обсуждение.

Обобщает высказывания учащихся.

Слушают учителя. Рассуждают, высказывают свое мнение. Формулируют тему и цели урока. Записывают в тетрадь тему урока.

Познавательные: слушают учителя, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение, обосновывают свою точку зрения, слушают друг друга.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения.

III. Изучение нового материала

Цели: дать конкретные представления о способах ориентирования по звездам, вводит понятия созвездий, рассказывает о способах обозначений ярких звёзд

Постановка и решение проблемы.

Создает условия для получения учениками опорных знаний:
Объясняет новый материал.
Вовлекает учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Напоминает о способах составления плана и опорного конспекта параграфа.

Слушают учителя.  Знакомятся с видеофрагментом, Рассуждают, высказывают свое мнение. Выписывают в тетрадь определения. Составляют план или опорный конспект параграфа.

Познавательные: просматривают презентацию, слушают объяснение учителя извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находят ее в материалах учебника. Анализируют, сравнивают, учатся понимать информацию, делают выводы.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, задают вопросы, отвечают на вопросы.

Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

IV. Закрепление  нового

Цель: закрепить знания по теме. Организовать индивидуальную работу (или работу в группах). Обнаружить и устранить пробелы.

Организует обсуждение составленных планов или конспектов, для чего объединяет учащихся в группы по роду выполненной работы

Обсуждают в группах выполнение практической части урока, выносят на бумажных презентациях планы или конспекты урока.

Познавательные: понимать информацию, использовать ее для решения учебных задач, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах (группах) с учетом выполнения конкретного задания.

Личностные: осознавать свои трудности, стремиться к их преодолению.

V. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

Цели: определение степени усвоения темы урока классом. Сделать выводы. Поблагодарить учащихся за работу на уроке.

Обеспечивает рефлексивную деятельность учащихся, их оценивания. Учитель выставляет и комментирует отметки. И демонстрирует на экране выводы по теме урока.

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, самоосознают возникшие трудности и способы их преодоления. Делают выводы.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать причины их преодоления.

Личностные: способность к самооценке своих действий, поступков.

VII. Домашнее задание  (1-2 мин)

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

ЛИТЕРАТУРА

I. Чаругин В.М. Астрономия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018-01-03

      II. Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб

пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017

Ш. картинки из банка сети интернет

Приложение 1.

Как составить план и опорный конспект

План

1. Пункты плана выражают главные мысли.

2. Пункты плана связаны между собой по смыслу

3. Чёткая и краткая формулировка

4. Вопросы для составления плана :

а) о чём здесь говорится?

б) что об этом говорится

Конспект

1.Напишите название темы, по которой составляется конспект.

2.Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы.

3. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.

4.Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.

5.Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек

6.При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

Приложение 2

Презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звёздное небо Астрономия, урок 2

Слайд 2

Звёзды и созвездия

Слайд 3

Самые яркие звёзды

Слайд 4

Созвездия

Слайд 5

Полярная звезда

Слайд 6

Ось мира

Слайд 7

Эклиптика

Слайд 8

План и опорный конспект План 1. Пункты плана выражают главные мысли. 2. Пункты плана связаны между собой по смыслу 3. Чёткая и краткая формулировка 4. Вопросы для составления плана : а) о чём здесь говорится? б) что об этом говорится Конспект 1.Название темы 2. Ключевые слова и понятия 3. Условные обозначения 4.Блок-схема? План? Диаграмма? 5.Оформление с помощью цветных маркеров и ручек 6.Вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

Слайд 9

Рефлексия Узнал, что… Научился… Умею… Считаю, что мои товарищи… Хочу узнать о…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Цвета неба"

В статье содержится методическая разработка урока по изобразительному искусству по теме "Цвета неба".Занятие ставит перед собой цель научить детей лучше чувствовать цвет,находить взаимосвязь между цве...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

План-конспект открытого урока - Тема урока: «Огромное небо» Р.Рождественский

Разработка урока по теме "Огромное небо" Р.Рождественский /Чтение З.Ф.Малышева (УМК для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/ выполнен в виде технологической карты в ...

Урок математики, УМК «Перспективная начальная школа», Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема урока: «Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы».

Цели урока:- познакомить с песочными и солнечными часами; учить отвечать на вопрос «Сколько прошло времени?».Планируемые результаты: Предметные:- научить измерять и выражать продолжительно...

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...