План-конспект открытого урока - Тема урока: «Огромное небо» Р.Рождественский
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Новгородцева Галина Николаевна

Разработка урока по теме "Огромное небо" Р.Рождественский /Чтение З.Ф.Малышева (УМК для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/ выполнен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. К уроку прилагается презентация, музыкальное сопровождение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_fgos.rar29.98 КБ
Файл muzykalnoe_soprovozhdenie.rar2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О педагога: Новгородцева Галина Николаевна            Должность   Учитель

Полное название ОУ: Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Старозятцинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида»

Якшур-Бодьинского района

Предмет Чтение Класс 5  Учебник Чтение /З.Ф.Малышева/ (УМК для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида)

Тема урока: «Огромное небо» Р.Рождественский (13-ый урок в разделе «Спешите делать добро»)  Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, магнитола, учебник, рабочая тетрадь, доска, мел, презентация, запись песни «Огромное небо» (сл. Р.Рождественского, муз.О.Фельцмана).

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся: 

Учащиеся владеют

 предметными УУД:

     -    воспринимать и понимать поэтическое произведение (8 уч.-2 уровень, 4 уч.-1 уровень)

     -    осознанно читать с целью использования информации (7уч.-2 уровень, 5 уч.-1 уровень)

познавательными УУД:

     -     выделять существенную информацию из поэтического произведения (7уч.-2 уровень, 5 уч.-1 уровень)

  • строить речевое высказывание в устной форме (6уч.-2 уровень, 6уч.-1 уровень);

регулятивными УУД:

  • преобразовывать учебную задачу в познавательную совместно с учителем (1 уровень);

      -    планировать свои действия (7уч.-2 уровень, 5 уч.-1 уровень)

коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя (8уч.-2уровень, 4уч. -1 уровень);

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы (1 уровень)

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные

- воспринимать на слух и зрительно поэтическое произведение;

- осознанно читать поэтическое произведение.

11уч.-2 уровень, 1уч.-1 уровень - воспринимать на слух и зрительно поэтическое произведение, определять авторское настроение произведения;

10уч.-2 уровень, 2 уч.-1 уровень - читать с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта и использования информации.

 

         

Метапредметные

Познавательные УУД

- выделять существенную информацию из поэтического произведения;

- строить речевое высказывание в устной форме.

 

8уч.-2 уровень, 4 уч.-1 уровень- отвечать на вопросы, подтверждать  ответ отрывками из произведения;

8уч.-2 уровень, 4уч.-1 уровень- на основе правильного понимания задания строить устное высказывание.

Регулятивные УУД

- преобразовывать учебную задачу в познавательную совместно с учителем ;

- планировать свои действия.

4уч.-2 уровень, 8 уч.-1 уровень - приводить примеры из жизни в соответствии с темой;

7уч.-2 уровень, 5 уч.-1 уровень -самостоятельно выполнять задания в поиске ответов на вопросы, быть организованным и внимательным при фронтальном опросе.

Коммуникативные УУД

- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

-сотрудничать с одноклассниками и учителем.

8уч.-2уровень, 4уч. -1 уровень - осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при чтении в парах, высказывать свою точку зрения по инициативе учителя.

Личностные

- ориентироваться в нравственном смысле поступков как собственных, так и окружающих;

- проявлять учебную и коммуникативную  активность;

- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

6уч. -2 уровень, 6 уч.-1 уровень – быстрое переключение с одного вида деятельности на другой, вежливое общение, способность к самооценке.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учеб-ного взаи-модей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой

Создание положительного настроя на урок, введение  в тему урока

Беседа

Фрон-

тальная

Проверяет  готовность обучающихся к уроку.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Определяют смысл пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья» 

и соотносят ее с деятельностью и темой урока.

К - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Р – целеполагание;

Л – самообразование.

Ориентировочный

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция.

Опрос 2-3 ученика (по желанию)

Коллек- тивная

Организует коллективную проверку чтения наизусть;  контролирует выполнение работы;

задает вопросы.

-Кого прославляет поэт?

-Кто такой труженик?

-Кто, по мнению поэта, имеет право на место в жизни?

-Что является для вас (учеников) трудом?

Чтение наизусть стихотворения «Труд» В. Брюсова;

отвечает на вопросы.

П - демонстрировать понимание прочитанного, отвечая на вопросы по содержанию; определять интонацию, выражающую настроение стихотворения и воспроизводить ее при чтении наизусть.

К - высказывать свою точку зрения, уметь слушать и слышать товарища.

Р -принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Л - способность к самооценке.

Поисково-исследовательский

Воспринимать на слух и зрительно поэтическое произведение, определять авторское настроение произведения;

Читать с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта и использования информации.

 

Беседа

Постановка проблемы

Работа в тетради

Рассказ

учителя,

ИКТ

Словарная работа

Работа по учебнику

Беседа

Работа по учебнику

Фрон-тальная

Коллек-тивная

Коллек-тивная

Инди-видуаль-ная

Фрон-

Тальная

Коллек-тивная

Фрон-

Тальная льн

Выдвигает проблему;

побуждает к высказыванию своего мнения;

-Можно ли назвать людей труда героями? Каких именно людей?

-Кого еще называют героями?

Могут ли быть герои в мирное время?

Подводит обучающихся к теме урока. СЛАЙД 1

Дает информацию об авторе поэтического произведения

СЛАЙД 2

Предлагает слова для объяснения их лексического значения

Организует самостоятельную работу с учебником;

контролирует чтение Димы К.

СЛАЙД 3

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний по вопросам

-О каком событии (случае) идет речь в стихотворении?

-Какое авторское настроение почувствовали при чтении?

Формулирует задание при повторном прочтении стихотворения, читает выразительно стихотворение.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.

Работают в тетради – записывают тему урока

«Огромное небо» Р.Рождественский

Слушают рассказ учителя о Р.Рождественском.

Объясняют слова

эскадрилья

кварталы

Читают стихотворение по учебнику с.129.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают стихотворение и определяют его структуру, ритм, рифму.

П – осознанное построение речевого высказывания.  

П – извлечение из теста необходимой информации.

К - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 К- сотрудничество с одноклассниками.

 Р – планирование своих действий.

Л – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Работа с текстом по учебнику.

Парная

Организует анализ стихотворения по вопросам учебника с.129-130 и поиск выборочной информации в парах по карточкам.

Читают вопросы по учебнику с.129-130, отвечают на них и находят в тексте подтверждающую  информацию.

Практический

Соотнести   текст с реальным событием; формировать интерес к чтению поэтических произведений; применять в речи образные выражения.

Здоровье-сберегаю-щие технол.

Рассказ учителя

ИКТ

Межпред-метная связь

ИКТ

Работа по учебнику

Беседа

Коллек-тивная

Коллек-тивная

Коллек-

тивная

Фрон-тальная

Проговаривает текст физминутки.

Рассказывает подлинную историю события, демонстрирует реальные слайды героев сюжета стихотворения. СЛАЙД 4-7

Обеспечивает мотивацию обучения.

Создает эмоциональный настрой на восприятие стихотворения, демонстрируя запись песни в сопровождении презентации «Огромное небо» Сл.Р.Рождественского

Муз.О.Фельцмана

Исп. М.Бернес

СЛАЙД 8-34

Акцентирует внимание на особенности чтения стихотворения.

Предлагает соотнести пословицы с изученным произведением СЛАЙД 35

Добро побеждает зло.

Жизнь дана на добрые дела.

При солнышке тепло, при матери добро.

Проводит параллель с ранее изученным материалом

-Вспомните героев изученных произведений, которые спешили делать добро?

-Какие свои добрые дела можете назвать?

Выполняют двигательные упражнения.

Слушают  и выявляют причинно-следственные связи в прочитанном произведении и реальном событии.

Читают текст стихотворения с учетом логических пауз, ритма, темпа «цепочкой».

Соотносят пословицы с изученным стихотворением, объясняют свой выбор.

Приводят примеры.

П – выполнение действий по алгоритму.

П – установление причинно-следственных связей.

П – построение логической цепи рассуждений.

П – понимание текстов, извлечение необходимой информации.

Л – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Р – контроль, коррекция чтения, устной речи.

Рефлексивно-оценочный

Сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги работы на уроке.

Беседа

Диффе-ренцированная

Комментирует домашнее задание.

Отмечает степень вовлеченности учащихся на уроке.

Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке. СЛАЙД 36

Записывают домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворения с 129, индивид.-дополнительное чтение («Герои наших дней»)

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р – оценка результатов деятельности на уроке.

Л – адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Л – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Раздаточный материал для анализа стихотворения

  • Какая беда настигла летчиков?

Подтвердите отрывком из стихотворения.

  • Какое решение приняли друзья?

Подтвердите отрывком из стихотворения.

  • Была ли у лётчиков возможность спастись?

Почему друзья не воспользовались парашютом? Что в этом случае произошло бы с городом?

Подтвердите отрывком из стихотворения.

  • О чём подумали жители города, услышав взрыв?

Подтвердите отрывком из стихотворения.

  • Какие слова в стихотворении повторяются? С какой целью?
  • Почему стихотворение поэт назвал «Огромное небо»? Как вы думаете?
  • В чем заключена главная мысль стихотворения? Что хотел донести до нас поэт? 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рассказ о поэте.

Написал стихотворение «Огромное небо» Роберт Рождественский. Это русский советский поэт. Настоящая фамилия Роберта Рождественнского — Петкевич. Он родился в 1932 году в небольшом селе на Алтае. Отца Роберт почти не помнил, потому что когда мальчику было 5 лет, родители перестали жить вместе. А в начале Великой Отечественной войны отец  ушел на фронт добровольцем и скоро погиб. Мать Рождественского, по образованию врач, также погибла  на фронте, когда Роберту было всего 9 лет. Мальчик остался жить с бабушкой. Про него говорили, что у Роберта Ивановича было огромное сердце.

Р.Рождественский писал о людях, об их труде. Многие его стихи стали песнями. Умер в 1994 году, прожив 62 года. Поэт был похоронен на кладбище недалеко от Москвы.

История создания песни «Огромное небо»

Песня была написана по «горячим следам» события, которое произошло 6 апреля 1966 года в Группе советских войск в Германии. Тогда у истребителя, которым управляли капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, внезапно заглохли оба двигателя, и самолет должен был упасть на один из густонаселенных районов Берлина. Однако, советские летчики сумели увести самолет за черту города и он упал в озеро, за городом. Оба летчика погибли. Об этом событии была напечатана небольшая заметка в газете. Поэт Робет Рождественский, практически ровесник лётчиков, написал стихотворение и обратился к композитору Оскару Фельцману положить его на музыку. Позднее об этом сам Оскар Борисович вспоминал: «Роберт Рождественский рассказал мне о замысле новой песни. Толчком к её созданию послужило подлинное жизненное событие. О нём писали в газетах, говорили по радио. Я знал об этом подвиге, но рассказ Рождественского воскресил его с новой силой. На следующий день нами была написана баллада „Огромное небо“.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект открытого урока Тема: «Рисование натюрморта»

Рисование натюрмортаВсе, кто рисует с натуры, обязательно проходит через разные этапы усложнения  работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с  рисованием натюрморта (от ф...

План-конспект современного урока Тема урока: «Закон сохранения энергии»

Данный урок позволяет создать условия для усвоения закона сохранения энергии, включение их в процесс поиска формулировок, формирование общеучебных  навыков работы с информацией, формирование навы...

План-конспект открытого урока. Тема: « Натюрморт в стиле великого художника »

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ...

План-конспект открытого урока. Тема: Статистические характеристики.

АннотацияПредлагаемая методическая разработка урока может использоваться  преподавателем математики при подготовке уроков,по теме «Элементы математической статистики» для студентов учреждений сре...

План – конспект открытого урока Тема «Сложение и вычитание смешанных чисел»

План – конспект открытого урокаТема «Сложение и вычитание смешанных чисел»...

План-конспект открытого урока. Тема "История Конституции РФ"

Подробный план учебного занятия по Праву....

План-конспект открытого урока Тема: «Приготовление блюд и гарниров из овощей»

Знакомство учащихся с происхождением картофеля, формирование и развитие навыков приготовления блюда в процессе обучения....