Интегрированный урок «Применение производной на уроках математики и физики» В 10 классе.
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Открытый урок по математике и физике будет интересен как для учеников так и для учителей. Начинается урок народной мудростью: «Послушай – и ты поймёшь! Посмотри и ты запомнишь! Сделай- и ты научишься!" С помощью наводящих вопросов обучающиеся называют ключевое слово. Учителя работают по очереди, задавая вопросы. На уроке проводиться самостоятельная работа, работа в группах. Подводятся итоги урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение производной на уроках математики и физики | 798.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок «Применение производной на уроках математики и физики»
В 10 классе.
Ведут учителя физики и математики (Ралдыгина Л.Н. и Мардоян Т.В.)
Цели:
Учебные:
Добиться усвоения учащимися систематических, осознанных сведений о понятии производной, её геометрическом и физическом смысле. Показать межпредметную связь на примере математического моделирования. Показать применение производной при решении жизненно важных задач.
Научить применять полученную модель на практике.
Воспитательные:
Обучение навыкам: планирования деятельности, работы в оптимальном темпе, подведения итогов.
Развитие умения оценивать свои способности, свое положение в группе, контактировать с товарищами.
Вызвать чувства ответственности и сопереживания.
Духовно – нравственное воспитание на примере жизни выдающихся математиков.
Развивающие:
Формирование ключевых компетенций
Оборудование: Компьютер, экран, проектор, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Хочу начать урок народной мудростью: «Послушай – и ты поймёшь!
Посмотри и ты запомнишь!
Сделай – и ты научишься!»
(М). Предлагаю отгадать ключевое слово урока.
1) С её появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ.
2) Бывает первой, второй,…
3) Обозначается штрихом. (Ответы учеников: производная)
(Произносится учителем и записывается на доске тема урока).
(Ф). Сформулируйте цели урока…
Итак, сегодня на уроке мы поговорим о применении производной при решении задач математики и физики.
Класс разбит на группы.
(М). I ступень. Устный опрос (разминка).
(Каждой группе по очереди задаётся вопрос, за правильный ответ- 1 балл).
Вопросы.
(М). Что называют производной функции у=f(х)?
(Ответ. Производной функции у=f(x), заданной на некотором интервале (a: b), в точке х этого интервала, называют предел отношения приращения функции в этой точке к соответствующему приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю).
(Ф). Как называется математическая операция нахождения производной функции?
(Ответ. Операция нахождения производной функции называется дифференцированием.)
(М). В чем заключается геометрический смысл производной функции?
(Ответ. Значение производной функции в точке есть тангенс угла α между этой касательной и положительным направлением оси Ох, т.е. ( ) = tgα. )
(Ф). В чём состоит физический смысл производной?
(Ответ. Если тело движется по прямой согласно закону s(t), то скорость точки есть производная от пути по времени, т.е. v (t)= s‘(t ) ).
(М) Что такое ускорение с точки зрения производной?
(Ответ. Ускорение есть производная от скорости по времени, т.е. а(t) = v’(t)).
2 ступень. Работа по теме
Преподаватель физики
Рассмотрим задачу по этой теме, решив по физическим формулам.
Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = -2+4t+3t. Найдите ее скорость и ускорение в момент времени t=2с. (х – координата точки в метрах, t – время в секундах).
Преподаватель математики
А теперь решим задачу математическим способом, используя производную.
(М). 3 ступень. Эстафета.
Для эффективного решения задач необходимо знать таблицу производных и правила дифференцирования. (Учителя вручают первому члену команды листы, где в столбик записаны формулы, в которых вместо ответа прямоугольник. В него необходимо вписать правильный ответ. Лист передают друг другу, пока будут заполнены все прямоугольники. Время проведения – 2 минуты, каждая правильная формула – 1 балл).
Команда _____________________
1.
2.
4. =
5. =
6. =
7. =
8. =
9.
10.
(Ф). 4 ступень. Работа в группах.
Выполнив задания, вы расшифруете:
как И. Ньютон называл производную функции.
10 | -4 | 4/3 | 2 | -3,14 | -2 | 3/4 | 4 | 8 | 5 |
Я | Л | О | Ф | С | Х | Ю | М | И | К |
Задания на карточках.
1) Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции
f(x) = - в точке =1.
(Решение: к =f ′(х) = - 2х + 4; k = f ′(1) = - 2∙1 + 4 = 2. Ответ: к = 2.) (Ф)
2) Найдите tg α, где α - угол наклона касательной к графику функции
f(x) = 2 + 8x – 3 в точке = -3.
(Решение: f ′(х) = 4х + 8; tg α = f ′(-3) = 4∙(-3) + 8 = - 4. Ответ: - 4.) (Л)
3) Найдите значение производной функции в точке.
ответ: 3/4 (Ю)
4) (К)
На рисунке изображён график производной функции и восемь точек на оси абсцисс: , В скольких из этих точек функция убывает?
Ответ: 5
5) Тело движется по закону . Найти скорость тела в момент времени t = 2 c.
Ответ: - 3,14 (С)
6) Два автомобиля движутся вдоль прямой дороги. Уравнение движения первого автомобиля , а второго –. В какой момент времени после начала движения их скорости равны?
Ответ: 8 (И)
7) Известно, что тело массой m = 5 кг движется прямолинейно по закону . Найдите кинетическую энергию тела через 2 с после начала движения.
Ответ: 10 (Я)
2 | -4 | 3/4 | 5 | -3,14 | 8 | 10 |
Ф | Л | Ю | К | С | И | Я |
5 ступень. Исторический Экскурс.
(М) Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Понятие производной возникло в 18 веке. Независимо друг от друга И. Ньютон и Г. Лейбниц разработали теорию дифференциального исчисления.
Знаменитый физик Исаак Ньютон внес немалый вклад и в математику. Решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, он создал общий метод решения таких задач – метод флюксий. Переменные величины Ньютон назвал флюентами, т.е. текущей величиной, а скорости изменения флюент он назвал флюксиями. Таким образом, флюксия – это устаревшее название производной.
(Ф) С именем Лагранжа связана такая операция математического анализа, как нахождение производной. Именно Лагранж в 1791 г. ввёл термин “производная”, ему же мы обязаны и современным обозначением производной (с помощью штриха). Термин “вторая производная” и обозначение (два штриха) также ввёл Лагранж. Но четкого определения производной Лагранж не дал. Впервые определение производной было сформулировано Коши, и именно это определение стало общепринятым и в настоящее время используется почти во всех курсах анализа.
6 ступень. Применение производной при построении графиков
(М) Исследовать на монотонность функцию у =2х3 +3х2 -1 и построить график этой функции.
f(x) = 6x2 + 6x = 6x(x + 1)
(Ф) Умение исследовать поведение функции очень важно и при решении физических задач, особенно тех, которые традиционными способами решаются сложно и громоздко. Вопросы по графику:
1)В какие моменты времени тело останавливалось.
2) На каком промежутке времени тело двигалось против оси х
IVступень. Самостоятельная работа.
Материальная точка массой 1 кг движется вдоль оси Ох по закону
.
Найдите:
а) зависимость проекции скорости от времени ;
б) зависимость проекции ускорения от времени ;
в) равнодействующую всех сил в момент времени t = 2 c;
г) импульс тела в момент времени t = 1 c.
__________________________________________________________________
Материальная точка массой 0,5 кг движется вдоль оси Ох по закону
.
Найдите:
а) зависимость проекции скорости от времени ;
б) зависимость проекции ускорения от времени ;
в) равнодействующую всех сил в момент времени t = 2 c;
г) импульс тела в момент времени t = 1 c.
__________________________________________________________________
Материальная точка массой 0,1 кг движется вдоль оси Ох по закону
.
Найдите:
а) зависимость проекции скорости от времени ;
б) зависимость проекции ускорения от времени ;
в) равнодействующую всех сил в момент времени t = 2 c;
г) импульс тела в момент времени t = 1 c.
__________________________________________________________________
Материальная точка массой 3 кг движется вдоль оси Ох по закону
.
Найдите:
а) зависимость проекции скорости от времени ;
б) зависимость проекции ускорения от времени ;
в) равнодействующую всех сил в момент времени t = 2 c;
г) импульс тела в момент времени t = 1 c.
_________________________________________________________________
Материальная точка массой 2 кг движется вдоль оси Ох по закону
.
Найдите:
а) зависимость проекции скорости от времени ;
б) зависимость проекции ускорения от времени ;
в) равнодействующую всех сил в момент времени t = 2 c;
г) импульс тела в момент времени t = 1 c.
(М) считает баллы
VII. Рефлексия.
(Ф) Один учитель подводит итоговые баллы по группам, по каждому ученику, другой в это время рассказывает притчу: «Приходит профессор к студентам на урок. Приносит стакан полный камушков, и спрашивает ребят- «Как вы думаете, полный ли этот стакан». Большинство ребят говорят, что он полный. Тогда профессор насыпает в стакан песок, песок заполняет пустоты в стакане. «Как вы думаете, полный ли этот стакан сейчас» - спрашивает профессор. Уже меньше было поднято рук, большинство засомневались. «Он и сейчас не полный»- говорит профессор, и берёт кувшин и наливает воду. «Как вы думаете, полный ли этот стакан сейчас». Совсем мало ребят подняли руки. «Он и на этот раз не полный» - говорит профессор, и берёт, и растворяет в воде соль. Что же хотел сказать профессор своим студентам, а я хочу сказать вам: «Те знания, которые получите за время обучения в нашей школе - это те камушки, которые находятся в стакане, это фундамент знаний. Я бы хотела, чтобы вы пополняли свои знания в дальнейшем, росли профессионально и как личности».
Итоги урока.
(М.) Учитель математики озвучивает количество баллов, набранных каждой командой, и полученные оценки.
(Ф.). А я хочу закончить урок высказыванием русского учёного М.В. Ломоносова, в котором, как нам кажется, мы сегодня убедились: «Слеп физик без математика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"
Мы рассмотрим применение производной не только в кинематике, возможности применения производной намного шире,: ее можно применять при изучении многих вопросов по динамике, так же при изучении эл...
интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"
Урок расчитан на 2 часа. Используется презентация по теме" Важность изучения производной". кроссворд по теме урока, задчи по теме"Кинематика", задачи по теме "Кинематика"....
интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"
Урок расчитан на 2 часа. Используется презентация по теме "Важность изучения производной", кроссворд по теме урока, задачи по теме "Кмнематика", задание на построение графиков зависимостей s(t), v(t),...
Интегрированный урок алгебры и физики "Применение производной при решении физических задач" (11-й класс)
Интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач" (11-й класс)...
Конспект урока "Применение производной в физике и технике"
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и направлены на обучение правильно применять формулы д...
Интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"
Интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"...
Интегрированный урок по физике и математике ` Применение производной при решении задач по физике`
Интегрированный урок расчитан на 2 учебных часа, с применением интерактивной доски, документ камеры, дифференцированных тестов для самостоятельной работы,презентации для повторения теории о производно...